Лекции по "Внешнеэкономической деятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 23:26, курс лекций

Краткое описание

Тема 1: Организация внешнеэкономической деятельности предприятий.
Основные формы внешнеэкономических связей
Факторы развития внешнеэкономической деятельности
Операции по купле-продаже товаров во внешнеэкономической деятельности
Экспорт и импорт основных услуг
Экспорт и импорт сопутствующих услуг

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции ВЭД.doc

— 471.50 Кб (Скачать файл)

     Следует иметь в виду главный принцип, на котором основаны правила ИНКОТЕРМС  – минимальная ответственность продавца. Такие случаи, как нарушение контрактов и их последствия, а также трудные случаи по выяснению владельца товара остаются вне рассмотрения ИНКОТЕРМС. 
Применение ИНКОТЕРМС способствует разрешению проблемы конфликтов между национальными законами и их трактовками с помощью типовых (стандартных) торговых условий и определений, которые предлагаются как «нейтральные правила».

     Коллизионная  норма – это норма, определяющая право какого государства должно быть применено к соответствующему правоотношению. Следует иметь в виду, что коллизионная норма имеет отсылочный характер. Ею можно руководствоваться только вместе с определенной материально-правовой нормой, к которой она отсылает, то есть нормой законодательства, решающей вопрос по существу. Вместе с материально-правовой нормой, к которой отсылает коллизионная норма, она выражает определенное правило поведения для участников гражданского оборота, в нашем случае – продавца и покупателя по внешнеторговому контракту купли-продажи 

    1. Система регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ

     Рассмотрим  основные направления функционирования этой организационной системы. 
Федеральные органы. Общие вопросы регулирования внешнеэкономических связей (ВЭС) решает Совет Министров - Правительство Российской Федерации. В качестве его постоянного органа функционирует Валютно-экономическая комиссия, которая рассматривает стратегические вопросы развития ВЭС, решает вопросы использования валютных средств, выдачи государственных гарантий под иностранные кредиты и т.д.

     Перспективные вопросы развития ВЭС, их роль в осуществлении  структурной политики разрабатывает  Министерство экономики РФ, являющееся центральным органом исполнительной федеральной власти, осуществляющим государственную экономическую  политику, в области внешнеэкономических связей.

     Важные  функции, связанные с контролем  за соблюдением государственных  интересов в области ВЭС, ложатся  на внешнеэкономические ведомства - Министерство внешних экономических  связей (МВЭС РФ), Государственный таможенный комитет (ГТК) и Министерство РФ по сотрудничеству с государствами - участниками СНГ.

     К основным задачам МВЭС РФ относятся  содействие развитию экспортного потенциала страны, создание наиболее благоприятных  условий для выхода участников ВЭС, предпринимательства на внешний рынок, а также осуществление государственного контроля и регулирование ВЭС в соответствии с действующим законодательством.

     На  Государственный таможенный комитет (ГТК) РФ возложена организация таможенного  контроля. ГТК РФ издает нормативные  акты по таможенным вопросам, обязательные для находящихся на территории России иностранных юридических и физических лиц. Непосредственно таможенный контроль на местах осуществляется таможенными учреждениями (таможнями, таможенными постами) и таможенными уполномоченными.

     Особую  сферу внешнеэкономических отношений  составляют связи со странами СНГ  и другими странами, — бывшими  республиками СССР. Вопросами экономической  политики с этими государствами  занимается Министерство Российской Федерации  по сотрудничеству с государствами — участниками СНГ. 
Существенную роль в регулировании ВЭД играют другие центральные экономические органы.

     Министерство  финансов (Минфин) РФ и Центральный  банк (ЦБ) РФ определяют порядок финансирования и кредитования ВЭД, издают нормативные  документы по этим вопросам. Минфин РФ регулирует вопросы налогообложения при осуществлении ВЭД. В соответствии с законом Центральный банк РФ является основным органом, регулирующим валютные операции в стране, определяющим режим валютного курса и порядок валютных операций, связанных с движением капитала, порядок функционирования валютных бирж и др. 
Агентами валютного регулирования выступают уполномоченные коммерческие банки. 
Комитет по науке и технической политике РФ регулирует научно-техническое сотрудничество (НТС) с зарубежными странами, организует выполнение межгосударственных программ НТС.

     Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт) воздействует на внешние связи путем сертификации товаров, установления определенных норм и стандартов, в том числе в области безопасности ввозимых товаров для жизни и здоровья потребителей, охраны окружающей среды. 
Развитие предпринимательства в России вызвало к жизни новые функции государственной власти и новые государственные структуры, имеющие отношение к ВЭД. В частности. Государственный комитет РФ по антимонопольной политике имеет право вносить в соответствующие органы власти и управления предложения о введении обязательного лицензирования, запрещении или приостановлении экспортно-импортных операций хозяйствующих субъектов в случае нарушения ими антимонопольного законодательства.

     В современных условиях важное место  в системе ВЭД принадлежит  Торгово-промышленной палате (ТПП) РФ. Она создана российскими предприятиями  и организациями для содействия развитию их ВЭС и представления их интересов, как в стране, так и за рубежом. При ТПП РФ действует ряд объединений: 
• "Союзпатент" оказывает содействие предприятиям в патентовании своих изобретений за границей; 
• "Союзэкспертиза" организует экспертизу экспортных товаров: 
• "Соверо" занимается вопросами рекламы российских товаров в зарубежных странах: 
• "Совинцентр" и "Внешэкономсервис" оказывают услуги иностранным предпринимателям по установлению деловых контактов и их работе в России. 
• "Экспоцентр" организует выставки российских товаров за рубежом и иностранных товаров в России, а также участие российских организаций в международных выставках и ярмарках. 
При ТПП РФ функционируют Арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия.
 

     3. Принципы государственного регулирования ВЭД

     Накопление  опыта в процессе формирования системы  регулирования ВЭД позволило  обобщить практику в этой области  и, с учетом мирового опыта, подготовить  Закон "О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности", вступивший в силу в полном объеме с 1 июня 1996 г. Этот Закон содержит основные принципы регулирования внешнеторговой деятельности. В нем проведено разграничение компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области внешнеторговой деятельности, определены важнейшие формы содействия развитию внешнеторговой деятельности и ее стимулирования.

     Основными принципами регулирования внешней  торговли являются: 
Единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации.

     Внешнеторговая  политика - составная часть внешней политики России как суверенного государства. Она подчинена требованиям внешней политики государства и не может входить в противоречие с ней. Поэтому конкретные решения в области внешнеторговой политики должны в полной мере согласовываться с политикой внешней.

     Единство  системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением. 
Действие системы внешнеэкономического регулирования, определенной федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, распространяется на всю территорию Российской Федерации. Президент осуществляет руководство государственной внешнеторговой политикой. Правительство обеспечивает проведение единой государственной внешнеторговой политики и осуществляет меры по ее реализации.

     Единство  политики экспортного контроля, осуществляемой в интересах реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия. 
Экспортный контроль находится в компетенции федеральных властей и определяется исключительно на основе обеспечения безопасности страны, ее экономических, политических и военных интересов.

     Единство  таможенной территории Российской Федерации. 
На всей территории Российской Федерации действует
единый ТАМОЖЕННЫЙ РЕЖИМ; по отношению ко всем ввозимым на нее и вывозимым с нее товарам применяются единые таможенные правила.

     Приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

     На  современном этапе развития государство  стремится регулировать развитие внешней  торговли не административными запретами  и ограничениями, а путем создания благоприятных экономических условий для осуществления тех внешнеэкономических операций, которые способствуют повышению эффективности национальной экономики, реализации тех или иных задач социально-экономического развития страны. В то же время для операций, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на экономику страны, создаются менее благоприятные экономические условия.

     Равенство участников внешнеторговой деятельности и их не дискриминация. 
Этот принцип провозглашает равенство прав и обязанностей всех участвующих во ВЭД. В отношении них применяются одинаковые нормы и правила. Все хозяйствующие субъекты ведут внешнеэкономическую деятельность на равных основаниях, выполняя одни и те же таможенные процедуры и выплачивая таможенные платежи и налоги. Легко понять, что практика предоставления таможенных льгот для отдельных участников внешнеторговых операций противоречит Закону о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

     Защита  государством прав и  законных интересов  участников внешнеторговой деятельности.

     Государство стоит на страже прав и законных интересов юридических и физических лиц, участвующих во внешнеэкономических операциях. В том случае, если интересы участников внешней торговли пострадали в результате участия России в международных санкциях, они имеют право на возмещение убытков в судебном порядке за счет средств федерального бюджета. Закон предусматривает, что для защиты экономических интересов российских лиц, пострадавших от действии зарубежных государств, Россия может вводить ответные меры. Согласно ст.24 Закона, специальный раздел ежегодной Федеральной программы развития внешнеторговой деятельности должен содержать перечень случаев дискриминации и нарушения обязательств в отношении российских лиц, а также перечень принятых или намечаемых ответных мер. 
Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.

     Этот  принцип предполагает, что в рамках установленных законами и подзаконными актами РФ правил участники внешнеторговых операций пользуются полной свободой деятельности. Следует подчеркнуть, что на внешнеэкономическую сферу распространяются общие принципы гражданского права, зафиксированные в первой части нового Гражданского кодекса:

     • равенство участников регулируемых кодексом отношений, 
• неприкосновенность собственности, свобода договора,  
• равенство сторон гражданских отношений,  
• недопустимость постороннего вмешательства в отношения сторон (в том числе со стороны государственных органов), 
• необходимость беспрепятственного осуществления прав, 
• обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебная защита. 
Правительство Российской Федерации ежегодно разрабатывает и представляет такую программу на утверждение в Федеральное Собрание РФ одновременно с проектом Федерального бюджета.

     В Федеральной программе  содержится: 
• прогноз торгового баланса, как составная часть платежного баланса Российской Федерации; 
• оценка современного состояния и проблем торгово-экономических отношений России с другими государствами; 
• план внешних заимствований Российской Федерации с детальным описанием целевого использования иностранных кредитов; 
• план экспортных кредитов, предоставленных с использованием средств федерального бюджета или под гарантии правительства РФ; 
• план обслуживания внешнего долга России; 
• план поступлений от обслуживания долгов других государств Российской Федерации; 
• перечень мер государственного внешнеторгового регулирования, принимаемых или намечаемых в соответствующем году, ставки пошлин таможенного тарифа и правил их возможного изменения, количественные ограничения экспорта и импорта, а также перечень мер по защите внутреннего рынка и валютного регулирования; 
• перечень мер стимулирования промышленного экспорта на соответствующий период и др.
 

     4. Тарифное регулирование. 
 
 

      Важную  роль в регулировании внешнеэкономической  деятельности играют таможенные тарифы.

      Таможенные  тарифы – это конкретные ставки на определенный товар, подлежащие уплате при ввозе или вывозе товара.

      Закон о таможенном тарифе предусматривает  применение следующих видов пошлин:

      1. Адвалорные пошлины (начисляемые  в процентах от таможенной  стоимости)

      2. Специфические пошлины (начисляемые  в установленном размере за  единицу облагаемых товаров).

      3. Комбинированные (сочетающие адвалорные и специфические ставки).

      Также Правительством РФ могут применяться  следующие таможенные пошлины:

Информация о работе Лекции по "Внешнеэкономической деятельности"