Лекции по "Внешнеэкономической деятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 23:26, курс лекций

Краткое описание

Тема 1: Организация внешнеэкономической деятельности предприятий.
Основные формы внешнеэкономических связей
Факторы развития внешнеэкономической деятельности
Операции по купле-продаже товаров во внешнеэкономической деятельности
Экспорт и импорт основных услуг
Экспорт и импорт сопутствующих услуг

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции ВЭД.doc

— 471.50 Кб (Скачать файл)

     Тарифные  преференции распространяются на товар при условии, что он непосредственно закуплен в стране, пользующейся преференциальным режимом, то есть импортер приобрел его у фирмы, зарегистрированной в данной стране. Товар подлежит прямой отгрузке в страну, предоставившую преференции (в данном случае - в Россию). Если он доставляется транзитом через территорию других стран, он должен все время находиться под таможенным контролем стран транзита. 
Происхождение товара из определенной страны подтверждается специальным документом-сертификатом о происхождении товара. Сертификат выдается компетентным органом страны-экспортера. 
Если иное не предусмотрено межгосударственным соглашением, сертификат должен содержать следующие сведения: 
• наименование и адрес экспортера;  
• наименование и адрес импортера; 
• наименование (описание) товара; 
• средства транспортировки и маршрут следования;  
• количество мест, характер упаковки, 
• МАРКИРОВКА и нумерация товара;  
• ВЕС БРУТТО и нетто. 
Представление сертификата является обязательным в следующих случаях: 
• если товар происходит из страны, которой Российская Федерация предоставляет тарифные преференции; 
• если ввоз данных товаров из данной страны регулируется квотами или иными методами нетарифного регулирования; если предъявление сертификата предусмотрено международными соглашениями или законодательством Российской Федерации; 
• если в документах, представленных для таможенного оформления, сведения о стране происхождения товара отсутствуют, либо у таможенного органа есть основания сомневаться в их достоверности. 
Сертификат происхождения товара должен быть предъявлен таможенным органам вместе с грузовой таможенной декларацией и другими документами, необходимыми для таможенного оформления. Он может быть составлен на русском, английском, французском или испанском языках.
 
 
 
 

    1. Понятие оферты во внешнеэкономической  деятельности

     Заключение  внешнеторгового контракта представляет собой систему действий сторон (партнеров) в ходе согласования условий контракта. Начальным этапом являются предварительные  переговоры, которые иногда называются трактацией сделки. Переговоры ведутся почтовой или телеграфной перепиской, по телефону или во время личных встреч представителей обеих сторон. Инициатива вступления в переговоры может быть проявлена как продавцом, так и покупателем. Покупатель либо откликается на объявление или другой вид рекламы продавца, либо обращается к известной ему фирме с запросом прислать предложение партии товара или оферту. Продавец может сам направить такую оферту фирме как возможному покупателю.

     В соответствии с ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определено и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.

     ОФЕРТА должна содержать всю необходимую информацию относительно существенных условий договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Лицо, сделавшее оферту, именуется оферентом. Принятие такого предложения называется акцептом, а лицо, принявшее предложение, именуется акцептантом.

     В коммерческой практике ОФЕРТА представляет собой письменное, устное или вытекающее из поведения предлагающей стороны – оферента – сообщение о желании (предложении) вступить в юридически обязывающий договор (КОНТРАКТ), причем из условий данного сообщения следует, что оно будет связывать оферента, как только сторона – акцептант, которой ОФЕРТА адресована, примет ее путем действия, воздержанием от действия или встречным обязательством. Акцепт в данном случае свидетельствует о принятии такого предложения. Согласие с офертой признается акцептом, если оно получено оферентом в оговоренные предложением сроки. Ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем было предложено в оферте, рассматривается как новая – встречная ОФЕРТА. ОФЕРТА покупателя по договору купли-продажи дается в форме заказа.

     По  общему правилу коммерческое предложение (ОФЕРТА) должно содержать:

     • точное и сокращенное наименование продавца;

     • его торговую марку,• фирменный  знак (если имеется);• наименование товара;

     • краткую и достаточную характеристику товара;

     • предлагаемый объем поставки;

     • минимальное количество поставляемого товара в партии;

     • сведения об упаковке;

     • условия поставки по ИНКОТЕРМС,•  цену на условиях поставки за штуку  и за партию;

     • сроки поставки;• порядок оплаты;

     • оптовую скидку,

     • реквизиты продавца.

     Твердая ОФЕРТА– письменное предложение о продаже определенной партии товара, направленное конкретному покупателю. Это предложение, на основании которого у оферента возникают определенные обязательства, вытекающие из оферты. В ней продавец оговаривает срок, в течение которого считает себя связанным предложенными им условиями, то есть он не вправе отменить или изменить их. Полученная адресатом ОФЕРТА не может быть отозвана в течение срока, установленного для ее акцепта, если иное не оговорено в самой оферте либо не вытекает из существа предложения или обстановки, в которой оно было сделано. В течение данного срока продавец не может обратиться с подобным предложением к другому партнеру. Ответ, не полученный в срок, указанный в оферте, означает отказ покупателя от заключения контракта; продавец освобождается от сделанного им предложения и имеет право обратиться с таковым к другому партнеру. 
Получив соответствующее сообщение с предложением заключить КОНТРАКТ, покупатель должен или принять такую оферту полностью, или отклонить ее. Акцепт должен быть полным и безоговорочным. Несогласие покупателя с каким-либо пунктом оферты приравнивается к отказу от заключения контракта на предложенных условиях. В этом случае покупатель направляет продавцу контрпредложение. При наличии возражений покупателя между ним и продавцом может продолжаться уторговывание условий трактуемой сделки до тех пор, пока не будет достигнуто соглашение по всем существенным условиям контракта.

     В случае, если предложение о заключении контракта полностью приемлемо  для покупателя, он направляет продавцу в установленный в оферте срок безоговорочный акцепт. Договор считается заключенным, если акцепт получен лицом, направившим оферту, в пределах указанного в нем срока.

     Свободная ОФЕРТА, или публичная ОФЕРТА – это предложение о продаже определенной партии товара, направленное неопределенному кругу лиц, что не порождает для оферента каких-либо обязательств. Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается публичной офертой. Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении. Свободную оферту продавец делает одновременно нескольким покупателям, что обеспечивает ему ознакомление с товарным рынком. Получение свободной оферты потенциальным покупателем означает, что такое же предложение получено и его конкурентами, следовательно, по отношению к данному покупателю продавец не связан твердыми обязательствами.

     ГК  РФ устанавливает, что когда в  письменной оферте не определен срок для акцепта, договор считается  заключенным, если акцепт получен лицом, направившим оферту, до окончания  срока, установленного законом или  иными правовыми актами, а если такой срок не установлен, – в течение нормально необходимого для этого времени. Когда ОФЕРТА сделана устно без указания срока для акцепта, договор считается заключенным, если другая сторона немедленно заявила о своем согласии (акцепте). 
Следовательно, согласие покупателя на условия, изложенные в свободной оферте, не означает еще заключение договора. Если покупатель согласен с таким предложением, то он должен подтвердить свое согласие твердой контрофертой. И если фирма-продавец акцептует эту контроферту, то КОНТРАКТ считается заключенным на предложенных условиях. 
В случае, если покупатель предлагает заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой. В данном случае для заключения договора продавец и покупатель осуществляют дальнейшее уторговывание сделки. 
Согласно ГK РФ, если в договоре не указано место его заключения, договор признается заключенным в месте жительства гражданина или месте нахождения юридического лица, направившего оферту. 
По общему правилу условия внешнеторгового договора купли-продажи определяются сторонами (партнерами, контрагентами) по собственному усмотрению. Действующее российское законодательство устанавливает только общие рамки договорного правоотношения. Особенность правового регулирования внешнеторговых сделок проявляется в том, что стороны внешнеторгового договора купли-продажи должны определить законодательство страны, применимое к данному контракту. Выбор законодательства партнеры осуществляют по соглашению. Если же в контракте такое соглашение отсутствует, то применяются коллизионные нормы.
 

    1. Форма и содержание международного контракта купли-продажи
 

     Во  исполнение распоряжения Правительства  РФ от 16.01.96 г. № 55-р МВЭС России совместно с ГТК РФ и ВЭК. РФ разработали и утвердили «Рекомендации по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов», призванные обеспечить защиту государственных интересов и интересов российских предприятий при осуществлении внешнеэкономической деятельности. 
ЦБ РФ своим письмом от 15.06.96 г. № 300 рекомендовал уполномоченным банкам учитывать положения указанного документа при принятии внешнеторговых контрактов на расчетное обслуживание и оформлении паспортов сделок, предусмотренных совместными инструкциями ЦБ РФ и ГТК РФ от 12.10.93 г. № 19 и № 01-20/10283 соответственно «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров» и от 26.07.95 г. №30 и № 01-20/10583 соответственно «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары». 
Уполномоченные банки обязаны ознакомить с этим документом своих клиентов - участников внешнеторговой деятельности, и рекомендовать руководствоваться им при заключении экспортно-импортных сделок. 
Рекомендации по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов утверждены Министерством внешнеэкономических связей (МВЭС) РФ 29.02.96 г.

     Во  внешнеторговом контракте целесообразно указывать:

     1. Унифицированный номер контракта, состоящий из трех групп знаков с двумя разделителями /, сформированных следующим образом: 
ББ/ХХХХХХХХ/ХХХХХ или ЦЦЦ/ХХХХХХХХ/ХХХХХ, где: - первая группа состоит из двух букв (ББ) или трех цифр (ЦЦЦ), 
соответствующих коду страны Покупателя (Продавца) по международному классификатору "Страны мира", используемому для целей таможенного оформления; 
вторая группа состоит из восьми цифр, составляющих код организации Покупателя (Продавца) в соответствии с Общероссийским классификатором "Предприятия и организации" (ОКПО); 
третья группа состоит из пяти цифр и представляет собой порядковый номер документа на уровне организации Покупателя (Продавца), 
2. Дату подписания контракта, оформляемую следующим образом: 
ДД.ММ.ГГ, где 
ДД - день (2 цифры); ММ - месяц (2 цифры); ГГ - год (2 последние цифры года). Каждые две цифры отделяются друг от друга точкой. 
3. Место подписания контракта. 
4. Полные официальные наименования организаций Продавца и Покупателя; 
5. Страну иностранного партнера и страну назначения (отправления) товара. 
Приводятся полное наименование стран и их трехзначный код в соответствии с международным классификатором "Страны мира", используемым для целей таможенного оформления. 
6. Предмет контракта. 
Указываются наименование и полная характеристика товара: полное коммерческое наименование товара, ассортимент, размеры, модели, комплектность, страна происхождения товара и другие данные, необходимые для описания товара, включая ссылки на международные и/или национальные стандарты на продукцию. 
7. Тару/упаковку, маркировку товара. 
Наименование тары или упаковки в соответствии с международным классификатором "Коды для видов груза, упаковок и материалов упаковок (с дополнительными кодами для наименований упаковок)" Описание и требования к маркировке товара. 
8. Объем, вес, количество товара. 
Объем груза, его вес с упаковкой (брутто) или без нее (нетто) в согласованных единицах изменения. 
В случае необходимости приводится количество товара в единицах изменения в соответствии с таблицей единых измерений, приведенной в ТН ВЭД. 
9. Цену и сумму. 
Указываются общая сумма контракта и цена за единицу товара в валюте, цены с приведением краткого наименования базиса поставки в соответствии с международными правилами толкования стандартных формулировок условий поставки товара («ИНКОТЕРМС»). Наименование и код валюты, в которой оценен товар в соответствии с классификатором валют, используемым для целей таможенного оформления. 
В случаях, когда цена за единицу товара и сумма контракта не могут быть точно установлены на дату подписания контракта, приводится подробная формула цены либо условия ее определения с таким расчетом, чтобы при реализации всех оговоренных условий можно было однозначно установить цену товара и сумму контракта. 
10. Условия платежа.  
Дается описание условий платежа. 
Указываются наименование и код валюты, в которой будет производиться платеж, в соответствии с классификатором, используемым для целей таможенного оформления, сроки платежа и условия рассрочки при ее предоставлении, а также обязательный перечень документов, передаваемых Продавцом Покупателю и подтверждающих факт отгрузки, стоимость и номенклатуру отгруженных товаров. 
Рекомендуется предусматривать аккредитивную -форму платежа или другую форму, гарантирующую безусловное поступление валютной выручки при экспорте товаров, а также предоставление гарантий на возврат платежа, ранее переведенного в оплату импортируемых товаров в случае их непоступления. 
Указываются полные наименование и почтовые адреса банков (филиалов) сторон, номера счетов, платежные реквизиты. 
11. Срок поставки. 
Приводится порядок поставки товаров, то есть дата завершения поставок и/или график поставок конкретных партий товара с указанием срока действия контракта, в течение которого должны быть завершены поставки товаров и взаимные расчеты по контракту. 
12. Условия приемки товара по качеству и количеству
Указываются место и сроки проведения инспекции качества и количества товара, наименование независимой экспертной организации, порядок предъявления рекламаций. 
13. Форс-мажор.  
Формулируются ФОРС-МАЖОР обстоятельства. 
14. Прочие условия и обстоятельства сделки. 
В специальных пунктах или разделах контракта оговариваются другие условия и обстоятельства сделки (гарантийные обязательства, лицензионные платежи, техническая помощь, сборка, наладка и монтаж оборудования, обучение персонала, информационные и Другие услуги). 
15. Рассмотрение споров. 
Приводится порядок предъявления и рассмотрения неурегулированных претензий, порядок платежей по претензиям, рассмотрение спорных вопросов в арбитраже. Указывается, правом какого государства будут регулироваться отношения по контракту.. 
16. Санкции. 
Указываются санкции за ненадлежащее исполнение обязательств сторон, в частности, за просрочки в поставке товара и/или просрочки в оплате стоимости товара, а также поставки товара ненадлежащего количества и качества. 
17. Адреса Покупателя и Продавца. 
Юридические и полные почтовые адреса Продавца и Покупателя, контактный телефон, факс, телекс организации (предприятия) Продавца и Покупателя, 
18. Подписи Сторон. 
Даются подписи лиц, уполномоченных организациями Продавца и Покупателя заключить КОНТРАКТ, заверенные печатью, с указанием их Ф.И.О. и должностей. 
Составление контракта необходимо начинать с указания места и даты его подписания, наименования сторон, заключающих сделку. 
Место подписания контракта, указанное в договоре, – это определенный географический пункт, страна его принадлежности. Место подписания контракта есть факт, который в определенных случаях может иметь юридическое значение. Например, если стороны в договоре не оговорили условия о праве, которым они будут руководствоваться при рассмотрении споров, то именно место заключения контракта (его подписания) укажет на применяемое право. Для российских предпринимателей целесообразно указывать в контракте место его подписания – Российская Федерация, хотя переговоры возможно вести в любой иной стране. Коллизионная норма международного частного права устанавливает, что право, регулирующее внешнеторговую сделку, определяется по месту заключения контракта. Указанная норма является всеобщей. 
Наименование сторон в договоре, страны их принадлежности, должны быть полными и точными, без сокращений. Недопустимо использовать различного рода сокращения и аббревиатуры, если только это не общепризнанные наименования. При идентификации договаривающихся сторон точно указывают фирменные наименования, под которыми партнеры зарегистрированы в торговом (государственном) реестре страны принадлежности; их правовое положение (организационно-правовая форма), включая номер и тип лицензии на данный вид деятельности, юридический и фактический адреса.

Информация о работе Лекции по "Внешнеэкономической деятельности"