Анализ объема производства и реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 09:45, лекция

Краткое описание

Анализ деятельности предприятий начинается с изучения объемов производства и темпов его роста. Основная задача предприятия – наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией.

Вложенные файлы: 1 файл

АНАЛИЗ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)
 

Выполнение  плана по структуре  товарной продукции

Увеличение объёма производства (реализации) по одним  видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению её структуры, т.е. соотношению отдельных изделий в общем объеме их выпуске.

Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры  производства заметно влияет на все  экономические показатели: объём выпуска в стоимостной оценке, материалоёмкость, стоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, объём её выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.

Пример

Изделие Цена Объем, V УД Выпуск продукции
план план факт план факт план условно факт
А $2,50 16 000 17 600 39% 40% $40 000 $42 266 $44 000
Б $2,00 15 250 16 250 37% 37% $30 500 $32 228 $32 500
В $1,90 10 000 9 737 24% 22% $19 000 $20 076 $18 500
Итого   41 250 43 587 100% 100% $89 500 $94 571 $95 000
 

Для проверки выполнения плана по структуре необходимо рассчитать УДплан(i) и УДфакт(i):

Удельный вес продукции данного наименования в общем объеме выпуска продукции:

    Удельный вес  данного изделия = ВП данного изделия / общий ВП

Далее, необходимо рассчитать условный и фактический выпуск продукции в плановых ценах по следующим формулам:

    ВП условно = Ц  по плану ´ УД по плану ´ V по факту

    ВП по факту = Ц  по плану ´ УД по факту ´ V по факту,

где V по факту – суммарный выпуск изделий в натуральном выражении.

Метод прямого счета:

DВП по структуре = S DВП по изделиям

 DВП по данному изделию = ВП по факту – ВП условно

Полученная величина DВП по структуре характеризует степень влияния фактора изменения структуры выпускаемой продукции на общее изменение объема выпуска, т.е.:

DВП по структуре = ВП по плану ´ВП – КV)

где

  • КV = Vфакт / V план – коэффициент выполнения плана по товарной продукции в натуральном выражении;
  • КВП = ВПфакт / ВПплан – коэффициент выполнения плана в денежном выражении.

Если КВП > КV, то в выпуске продукции увеличилась доля дорогой продукции (DВП > 0).

Если КВП < КV, то в выпуске продукции увеличилась доля дешевой продукции (DВП < 0).

Метод прямого счета  является, фактически, частью метода цепных подстановок, с помощью которого можно выявить влияние и других факторов на изменение объема выпуска продукции.

Базовая модель для одного изделия:

ВП = Ц ´ УД ´ V

Расчет влияния  факторов:

  1. Прирост выпуска продукции за счет объема производства: DВП1 = Ц по плану ´ УД по плану ´ DV
  2. Прирост выпуска продукции за счет структуры производства DВП2 = Ц по плану ´ DУД ´ V по факту
  3. Прирост выпуска продукции за счет цены реализации DВП3 = DЦ ´ УД по факту ´ V по факту

Конечный расчет по данному изделию:

DВП = DВП1 + DВП2 + DВП3

Конечный расчет по всем изделиям:

DВП общий = S DВП по изделиям = SDВП1 по изделиям + SDВП2 по изделиям + SDВП3 по изделиям

  Цена ВП1 ВП2 ВП3 Сумма
план факт
А $2,50 $2,60 $2 266 $1 734 $1 760 $5 760
Б $2,00 $1,98 $1 728 $272 -$325 $1 675
В $1,90 $1,95 $1 076 -$1 576 $487 -$13
Итого $5 071 $430 $1 922 $7 422
 
 
 

6.4. Анализ качества  произведённой продукции

Важный показатель деятельности промышленных предприятий  — качество продукции. Его повышение — одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объёма продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество  продукции — понятие, характеризующее параметрические, эксплутационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.

Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие  показатели характеризуют качество всей произведённой продукции независимо от её вида и назначения:

  • удельный вес новой продукции в общем её выпуске;
  • удельный вес продукции высшей категории качества;
  • средневзвешенный балл продукции;
  • средний коэффициент сортности;
  • удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
  • удельный вес сертифицированной продукции;
  • удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
  • удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в развитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из её свойств:

  • полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питании);
  • надёжность (долговечность, безотказность в работе);
  • технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоёмкость, энергоёмкость);
  • эстетичность изделий.

Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продукцию, объём и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и др.

Единый порядок  систематической оценки технического уровня и качества машин, оборудования и другой техники, а также аттестации продукции по категориям качества введен в 1981 г. Существовавшая система аттестации в 1993 г. с целью приближения к международным стандартам качества заменена на систему сертификации.

Стандартизация  — деятельность по установлению норм, правил, характеристик. В РФ используют ГОСТы, ОСТы (отраслевые стандарты), СТП (стандарты предприятия). Они содержат требования, по которым осуществляется сертификация.

Сертификация—деятельность, направленная на поддержание соответствия по установленным требованиям. В РФ существуют общие правила по проведению сертификации. После проведения сертификации выдаётся сертификат (документ соответствия требованиям)

Стандарты сертификатов следующие:

  1. ИСО 9000 — содержит описание эталонов 3-х моделей качества, предупреждения дефектов продукции как на стадии разработки, так изготовления;
  2. БИП — бездефектное изготовление продукции;
  3. КСУКП — комплексная система управления качеством продукции.

Анализ качества по этой системе осуществляется поэтапно. Сначала определяется удельный вес продукции со знаком качества, а потом определяется продукция по категориям.

Продукция 1-й  категории – продукция определённых полезных качеств, но ниже мировых стандартов;

Продукция 2-й  категории, используемая в промышленности, но не соответствующая мировым стандартам.

Продукция, оцениваемая  по 2-й категории, подлежит снятию с  производства. Там, где продукция  не оценивается по категориям качества, используется показатель сортности.

Сортность - тоже характеризует качество, но для определённых отраслей.

При определении  сортности используют ГОСТы и  ОСТы и определяют коэффициенты сортности, подтверждая уровень качества.

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются следующие показатели:

  • доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объёме производства;
  • средний коэффициент сортности;
  • средневзвешенная цена в сопоставимых условиях.

Средний коэффициент  сортности можно определить двумя способами:

а) отношением количества продукции 1 сорта к общему количеству;

б) отношением стоимости  продукции всех сортов к возможной  стоимости продукции по цене 1 сорта.

Средний коэффициент сортности:

а) по плану: КС план = ВПплан / ВПплан*

ВПплан – плановый выпуск продукции; ВПплан* – плановый выпуск продукции при условии реализации всей продукции по цене I сорта.

б) по факту: КС факт = ВПфакт / ВПфакт*

ВПфакт – фактический  выпуск продукции; ВПфакт* – фактический  выпуск продукции при условии  реализации продукции по цене I сорта.

Пример

Сорт Цена Выпуск Выручка по ценам I и II сорта Выручка по цене I сорта
план факт план факт план факт
I $1,2 10 450 11 200 $12 540 $13 440 $12 540 $13 440
II $0,8 4 800 5 050 $3 840 $4 040 $5 760 $6 060
Итого   15 250 16 250 $16 380 $17 480 $18 300 $19 500

Информация о работе Анализ объема производства и реализации продукции