Анализ объема производства и реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 09:45, лекция

Краткое описание

Анализ деятельности предприятий начинается с изучения объемов производства и темпов его роста. Основная задача предприятия – наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией.

Вложенные файлы: 1 файл

АНАЛИЗ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)
 

Плановые потери от низкого качества = $18 300 - $16 380 = $1 920

Коэффициент сортности  по плану = $16 380 / $18 300 = 89,5%

Фактические потери от низкого качества = $19 500 - $17 480 = $2 020

Коэффициент сортности = $17 480 / $19 500 = 89,6%

Выполнение  плана по качеству:

КПК = КС факт / КС план = 89,6% / 89,5% = 100,15%

Задачи анализа  качества продукции:

  • изучение динамики перечисленных показателей;
  • выполнение плана по их уровню;
  • причины их изменения и оценка выполнения плана по уровню качества продукции;
  • определение влияния качества на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (DТП), выручку от реализации продукции (DВР) и прибыль (DП):

Изменение объема выпуска товарной продукции в стоимостном выражении:

DТП = DЦСОРТ´VВПФАКТ

где DЦСОРТ — изменение средней цены продукции вследствие изменения сортового состава:

DЦСОРТ = SDУД(k)´ЦПЛАН(k),

где ЦПЛАН(k) – плановые цены на продукцию k-го сорта; DУД(k) – изменение удельного веса продукции k-го сорта в общем объеме выпуска продукции (в натуральном выражении).

VВПФАКТ – фактический объем выпуска продукции в натуральном выражении;

Изменение объема реализации товарной продукции в стоимостном  выражении:

DВР = DЦСОРТ ´ VРПФАКТ

где VРПФАКТ – фактический объем реализованной продукции в натуральном выражении.

Изменение объема прибыли предприятия:

DП = (DЦСОРТDССОРТ) ´ VРПФАКТ

где DССОРТ – изменение средней себестоимости продукции вследствие изменения сортового состава:

DССОРТ = SDУД(k)´СПЛАН(k),

где СПЛАН(k) – плановая себестоимость продукции k-го сорта.

Брак – косвенный показатель качества продукции – делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии), и внешний (выявленный потребителем). Выпуск бракованной продукции ведёт к повышению себестоимости изделия, уменьшению объёма товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции, определяют потери от брака (см. табл. 6.7).

Таблица 6.7 Динамика брака продукции

№ п/п Показатели Тыс. руб.
1 Себестоимость забракованной  продукции 620
2 Расходы по исправлению  брака 90
3 Стоимость брака  по цене возможного использования 210
4 Сумма удержаний  с виновных лиц 100
5 Потери от брака (п.1+ п.2 – п.3 – п.4 ) 400

Для определения  потерь товарной продукции необходимо потери от брака умножить на фактический  уровень рентабельности.

Изучаются причины  понижения качества и допущенного  брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Основные причины понижения качества продукции: плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, квалификации рабочих, аритмичность производства и др. 

6.5. Анализ конкурентоспособности  продукции

Под конкурентоспособностью понимают характеристику продукции, которая отличает ее от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

Оценка конкурентоспособности  продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам:

  • техническим (свойства товара, область его применения и назначения);
  • эстетическим (внешний вид товара);
  • эргономическим (соответствие товара свойствам человеческого организма);
  • нормативным (соответствие товара действующим нормам и стандартам);
  • экономическим (уровень цен на товар, сервисное обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности).

Методика анализа  конкурентоспособности продукции  показана на рис. 1.1.

Для оценки конкурентоспособности  продукции по этой методике необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральные показатели конкурентоспособности продукции.

Единичный показатель (g) отражает процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра (Р) к величине того же параметра продукта-конкурента т), принимаемого за 100%:

g = P / P100 ´ 100%

Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели (gi) по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов (аi), определенных экспертным путем:

G = S ai ´ gi

Интегральный  показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (GТ) к групповому показателю по экономическим параметрам (GЭ):

I = GT / GЭ

Если I < 1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I > 1, то оно превосходит изделие-образец или изделие конкурента по своим параметрам.

Кроме рейтинговой  оценки конкурентоспособности товаров  для определения фактического положения изделия на определенном рынке можно определить долю рынка, контролируемую данной фирмой. Чем больше эта доля, тем выше фактическая конкурентоспособность товаров фирмы на данном рынке, и наоборот. С этой же целью рассчитывают и такой показатель, как отношение доли, занимаемой фирмой на рынке, к доле наиболее крупного конкурента. Если это отношение больше единицы, то доля фирмы считается высокой, если меньше - низкой.

Важное направление  повышения конкурентоспособности  продукции - совершенствование организации торговли, сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции, которые являются мощными инструментами стимулирования спроса.

Анализ  ритмичности производства

Ритмичная работа - основное условие своевременного выпуска  и реализации продукции.

Ритмичность означает равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренным планом.

Для крупносерийного  или массового производства разрабатываются  графики равномерного выпуска продукции, а оценочным показателем является коэффициент равномерности.

Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается  качество продукции; увеличивается  объём незавершенного производства и сверхплановые остатка готовой  продукции на складах, и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам, и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции;  несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце – за сверхурочные работы.

Всё это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению  финансового состояния предприятия.

Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели.

Прямые  показатели — коэффициент ритмичности; коэффициент вариации; коэффициент аритмичности; удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску; удельный вес произведённой продукции за каждый месяц к квартальному выпуску; удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объёму производства; удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду отчетного месяца к третьей декаде предыдущего месяца.

Косвенные показатели ритмичности  – наличие доплат за сверхурочные работы; оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта; потери от брака; уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции; наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.

Для оценки ритмичности  используют – коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, числа аритмичности.

Коэффициент ритмичности:

КРИТМ = S ВПЗАЧ (t) / ВППЛАН(t),

где ВППЛАН(t) плановый выпуск продукции за период времени t; ВПЗАЧ(t) = МИН{ВПФАКТ(t); ВППЛАН(t)} – выпуск продукции за период t, пошедший в зачет выполнения плана.

Коэффициент вариации – отношение среднеквадратического отклонения фактического выпуска от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции:

где n   — число периодов t в рассматриваемом периоде времени; ВПСР.ПЛАН среднемесячное задание планового выпуска.

Для оценки ритмичности  производства на предприятии рассчитывается также показатель аритмичности - сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности.

Анализ рассматривает  причины неритмичности. Причин достаточно много: несвоевременное обеспечение ресурсами, непропорциональная загрузка оборудования (поломки, простои), отсутствие рабочих, ошибки в расчетах, низкий уровень производственной и технологической дисциплины. Если известны причины недовыполнения (перевыполнения) плана выпуска продукции по декадам (суткам), можно рассчитать их влияние на показатель аритмичности. Для этого относительное изменение объёма производства продукции по данной причине необходимо отнести к общему показателю аритмичности умножить на 100.

6.6. Факторный анализ  объема реализации  продукции

Изучив динамику и выполнение плана по выпуску  и реализации продукции, необходимо установить факторы изменения объема реализации. Модель факторного анализа объема реализации продукции представлена на следующем рисунке:

Возможны два варианта методики анализа реализации продукции.

  1. Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:

ГПНАЧ + ТП = РП + ГПКОН.

    Отсюда 

    РП = ГПНАЧ  + ТП – ГПКОН

  1. Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так:

    ГП + ТП + ОТНАЧ = РП + ОТКОН + ГПКОН

    Отсюда

Информация о работе Анализ объема производства и реализации продукции