Анализ финансового состояния и оценка кредитоспособности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 06:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение имущественного положения предприятия, проведение анализа его деятельности и выявление резервов улучшения имущественного положения.
Основными задачами курсовой работы являются:
анализ имущественного положения предприятия;
расчет абсолютных и относительных показателей;
выявление недостатков и резервов улучшения финансового состояния предприятия.

Содержание

Введение
Анализ имущественного положения организации
Экспресс-анализ финансового состояния
Вертикальный и горизонтальный анализ баланса
Анализ ликвидности и платежеспособности
Анализ финансовой устойчивости
Анализ деловой активности
Анализ финансовых результатов деятельности организации
Рейтинговая оценка финансового состояния и кредитоспособности клиента
Заключение
Список источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая регина.docx

— 75.30 Кб (Скачать файл)

Фин.результат деятельности организации отражается в показателях  прибыли и убытках. если выручка  и доходы по всем направлениям деятельности организации превышает ее расходы, то предприятие заканчивает отчетный период с прибылью. по источникам формирования существует следующие показатели прибыли:1) прибыль от реализации продукции(работ , услуг):

П от реал.=В от реал без  НДС - З на производство.

2) Прибыль от прочих  видов деятельности:

П прочих=Д почих - З прочие

3) прибыль от внереализационных  операции:

П внереализационная=Д внереал.-Рвнереал.

Все предприятия являются плательщиками налога на прибыль. Ставка налога на прибыль по обычной системе  налогооблажения составляет 20% от налогооблагаемой прибыли и 15% на прибыль от ценных бумаг. После уплаты налога на прибыль у предприятия остается чистая прибыль, которая в соответствии с организационно-правовой формой, с уставом предприятия распределяется и используется в следующем порядке:

1) формируется резервный фонд( 10% от зарегистрированного уставного капитала предназначен для покрытия непредвиденных убытков и затрат)

2) если у предприятия разработана и действует положение о фондах эк.стимулирования: фонд потребления, накопления, социальной сферы, и др., то предприятие производит в них отчисления от чистой прибыли.

3) далее прибыль может быть использована на нужды предприятия, в том числе приобретение доли в уставном капитале  другой компании, и т.д.

Цели:

1)проанализировать выполнение  плана и динамику показателей  прибыли по источникам формирования  и направлениям использования.

2) выявить причины-факторы,  оказавшие влияние на фин.результаты  деятельности организации

3)провести анализ уровня  динамики и факторов, оказывающих  влияние на показатели рентабельности

4) разработать мероприятия  по обеспечению положительной  динамики прибыли.

Для банка-кредитора главная цель прибыли - определение финансовых возможностей заемщика своевременно погасить кредит и % по нему за счет части чистой прибыли.

Этапы:

1) источником информации  является отчет о прибылях и убытках формы 2. оценивается динамика общего финансового результата прибыли балансовой по источникам формирования, сравниваются темпы роста прибыли выручки от реализации, затрат на производство и выявляются причины, оказавшие  положительное или отрицательное влияние на финансовый результат.

2) т.к. основным источником  балансовой прибыли предприятия  является прибыль от реализации продукции(работ, услуг), то далее проводится факторный анализ прибыли от реализации.

Оценивается влияние следующих  факторов:

1.изменение цен на реализацию  продукции.

2.изменение объема реализуемой  продукции.

3. изменение себестоимости  и структуры продукции.

Анализ финансовых результатов  начинается с анализа балансовой прибыли. Результаты представлены в  таблице 9.

Таблица 9 «Анализ  балансовой прибыли.»

Наименование

показателей

Источник

информации

Базисный

период

Отчетный 

период

Темп изменения, %

Выручка от реализации продукции (без НДС и активов), тыс.руб.

Ф2 стр.010

1643005

2206648

134,3

Затраты на производство и  реализацию продукции, %

Ф2 стр.020

1363694

1743251

127,8

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг), тыс.руб.

Стр.1-стр.2

279311

463397

165,9

Результат от прочей реализации, тыс.руб.

Ф2

13965

27803

199,1

Результат от внереализационной 

Деятельности, тыс.руб.

Ф2

-5586

-11584

207

Балансовая прибыль, тыс.руб.

Стр.3+(-)

стр.4+(-)

стр.5+(-)

287690

479616

166,7


Вывод: отчетный период предприятие  закончило с положительным финансовым результатом. Балансовая прибыль в  отчетном периоде составила 479616 тыс.руб., по сравнению с базисным периодом она увеличилась на 66,7 %. Наибольшее значение на формирование балансовой прибыли оказывает прибыль от реализации продукции (работ, услуг), величина которой составила в отчетном периоде 463397 тыс.руб. (прирост – 65,9 %), прибыль от прочей реализации составила 27803 тыс.руб. (прирост 99,1 %). Результат  от внереализационных операций отрицательный  – убыток составил 11584 тыс.руб. (прирост  на 107 %). Положительная динамика выручки  и ее опережающий рост по сравнению  с затратами на производство –  прибыль от реализации увеличилась  на 65,9 %.

В анализе финансовых результатов  деятельности организации используется также анализ рентабельности собственного капитала. Его результаты представлены в таблице 10.

Таблица 10 «Факторный анализ рентабельности собственного капитала»

Наименование

показателей

Источники

информации

Базисный

период

Отчетный

период

Темп роста,

%

Балансовая прибыль, тыс.руб.

Ф2 стр.140

287690

479616

166,7

Выручка от реализации (без  НДС и акцизов), тыс.руб.

Ф2 стр.010

1643005

2206648

134,3

Активы, тыс.руб.

 

2294645

2618673

114,1

Собственный капитал, тыс.руб.

Ф1 стр.490

1875619

2154059

114,8

Рентабельность

продукции

Стр.1/стр.2

0,18

0,22

122,2

Выручка на 1 рубль активов (Д1)

Стр.2/стр.3

0,72

0,84

117,7

Соотношение итога баланса  и собственных источников

Стр.3/стр.4

1,22

1,21

99,4

Рентабельность собственного капитала

Стр.1/стр.4

0,15

0,22

145,8


Объект анализа: dRск= Rск.отч.-Rск.баз.=0,22-0,15=0,07

Математическая модель факторного анализа: Rск=Rпрод.*Д1*Ксоотношения всего  капитала к СК.

Таблица 11 «Анализ  рентабельности собственного капитала путем цепных подстановок»

Подстановки

Причины-факторы

Рентабельность

Собственного

капитала

Влияние фактора (+,-)

Rпрод.

Д1

Ксоот.

Базисный расчет

0,18

0,716

1,223

0,153

 

1 подстановка

0,22

0,716

1,223

0,193

+0,04

2 подстановка

0,22

0,843

1,223

0,228

+0,035

3 подстановка

0,22

0,843

1,216

0,226

-0,002

Итого:

       

0,07


Вывод: Рентабельность собственного капитала в отчетном периоде составила 0,223 (22,3 %). По сравнению с базисным периодом  рентабельность выросла  на 45,8 %. На изменение рентабельности собственного капитала оказали влияние  следующие факторы:

  • Увеличение рентабельности производства на 22,2 % ( рентабельность выросла на 4%)
  • Выручка на 1 рубль активов выросла на 17,7 % (рентабелность увеличилась на 3,5 %)
  • Коэффициент соотношения всего капитала к собственному капиталу уменьшился на 0,6 % (рентабельность снизилась на 0,2 %)

Влияние положительных факторов превысило влияние отрицательных  факторов. Рентабельность собственного капитала увеличилась на 7 %.

Рейтинговая оценка учитывает  все важнейшие параметры (показатели) финансово-хозяйственной и производственной деятельности фирмы. При её построении используются данные о производственном потенциале фирмы, рентабельности её продукции, эффективности использования производственных и финансовых ресурсов, состоянии  и размещении средств, их источниках и другие показатели. Точная и объективная  оценка финансового состояния не может базироваться на произвольном выборе показателей. Поэтому выбор  и обоснование исходных показателей  финансово-хозяйственной деятельности должны осуществляться на основе теории финансов предприятия, исходить из потребностей субъектов управления в аналитической  оценке.

Система показателей базируется на данных публичной отчётности предприятий, это требование делает оценку массовой, позволяет контролировать изменения  в финансовом состоянии фирмы  всеми участниками экономического процесса. Она также позволяет  оценить результативность и объективность  самой методики комплексной оценки.

Исходные показатели для  рейтинговой оценки объединены в 4 группы:

1. Показатели оценки прибыльности  хозяйственной деятельности;

2 Показатели оценки эффективности  управления;

3 Показатели оценки деловой  активности;

4 Показатели оценки ликвидности  и финансовой устойчивости.

В первую группу включены обобщающие и важные показатели оценки прибыльности (рентабельности) хозяйственной деятельности фирмы:

- балансовая прибыль на 1 рубль активов;

- чистая прибыль на 1 рубль  активов;

- чистая прибыль на 1 рубль  собственного капитала;

- балансовая прибыль к  средней величине основных средств  в товарно-материальных ценностях.

Во вторую группу включены 4 наиболее обобщающие показатели оценки эффективности управления фирмой:

- чистая прибыль на 1 рубль  объёма реализации;

- прибыль от реализации  продукции на 1 рубль объёма реализации;

- прибыль от финансово-хозяйственной  деятельности на 1 рубль объёма  реализации;

- балансовая прибыль на 1 рубль объёма реализации.

В третью группу включены показатели деловой активности фирмы, отдача всех активов (всего капитала) фирмы:

- выручка от реализации  на 1 рубль активов;

- выручка от реализации  продукции на 1 рубль основных  средств;

- выручка от реализации  продукции на 1 рубль оборотных  средств;

- выручка от реализации  на 1 рубль запасов;

- выручка от реализации  продукции на 1 рубль дебиторской  задолженности;

- расход за период денежных  средств на 1 рубль наиболее ликвидных  активов;

- выручка от реализации  на 1 рубль собственного капитала.

В четвёртую группу включены показатели ликвидности и финансовой устойчивости фирмы:

- оборотные средства на 1 рубль срочных обязательств;

- денежные средства, расчёты  и прочие активы на 1 рубль срочных  обязательств;

- основные средства и  прочие внеоборотные активы к  собственным средствам;

- собственные средства  на 1 рубль итога баланса-нетто;

- собственные оборотные  средства на 1 рубль запасов.

В целях достижения более  точной рейтинговой оценки необходимо соблюдать следующие правила:

1. Финансовые коэффициенты  должны быть максимально информативными  и давать целостную картину  устойчивости финансового состояния  фирмы.

2. Финансовые коэффициенты, в основном, должны иметь одинаковую  направленность (рост коэффициента  означает улучшение финансового  состояния).

3. Все финансовые коэффициенты  должны иметь нормативный уровень  или диапазон изменений.

4. Финансовые коэффициенты  должны рассчитываться только  по данным публичной бухгалтерской  отчётности фирм.

Методика рейтинговой  оценки имеет ряд преимуществ:

1.Методика базируется  на комплексном, многомерном подходе  к оценке такого сложного явления,  как финансовое состояние фирмы.

2.Рейтинговая оценка финансовой  деятельности осуществляется на  основе данных публичной отчётности  фирмы по важнейшим показателям  финансовой деятельности.

3.Рейтинговая оценка сравнительная,  учитывающая реальные достижения  конкурентов

Одним из методов рейтинговой  оценки является метод рейтинговой  оценки финансового состояния предприятия  Р. С. Сайфулина, Г. Г. Кадыкова.

К = 2К1+ 0,1К2 + 0,08К3+ 0,45К4 + К5,

где К1 - коэффициент обеспеченности собственными средствами (К1 >> 0,1);

К 2 - коэффициент текущей  ликвидности (К2 >> 2);

К 3 - интенсивность оборота  авансируемого капитала, характеризующая  объем реализованной продукции, приходящейся на 1 руб. средств, вложенных  в деятельность предприятия (К2 >> 2,5);

К 4 - коэффициент менеджмента, рассчитываемый как отношение прибыли  от реализации к выручке; К5 - рентабельность собственного капитала (К5 >> 0,2).

При полном соответствии значений финансовых коэффициентов минимальным  нормативным уровням рейтинговое  число будет равно 1. Финансовое состояние  предприятий с рейтинговым числом менее 1 характеризуется как неудовлетворительное.

Результаты анализа представлены далее.

  • По отечественной методике Сайфуллина и Кадыкова

К = 2К1+ 0,1К2 + 0,08К3+ 0,45К4 + К5

К на начало=2*0,03+0,1*1,5+0,08*0,716+0,45*0,08+0,153=0,503

К на конец = 2*0,08+0,1*1,5+0,08*0,843+0,45*0,09+0,223 = 0,69

Рейтинг на начало составил 50 % к необходимому рейтингу, а на конец года – 69 % к необходимому уровню.

  • По коэффициенту Альтмана:

Z = 1,2*Х1+1,4*Х2+3,3*Х3+0,6*Х4+Х5

Z на начало = 1,2*0,716+1,4*0,1+3,3*0,11+0,6*11,02+0,71=8,79>2,67

Z на конец = 1,2*0,843+1,4*0,18+3,3*0,18+0,6*9,1+0,84=8,16>2,67

Вывод: используя разные оценки финансового состояния предприятия, выявлено, что по рейтинговой оценке Сайфуллина и Кадыкова К на начало (0,50) и на конец (0,69) не соответствуют  нормативному значению, а по оценке Альтмана Z на начало (8,79) и Z на конец (8,16) соответствуют нормативному значению >2,67.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исходя из работы, могу заключить, что существует много коэффициентов  и других показателей и характеристик, расчёт которых позволяет оценить  кредитоспособность предприятия. Каждый банк по своему усмотрению может использовать любую их комбинацию.

Информация о работе Анализ финансового состояния и оценка кредитоспособности организации