Анализ финансового состояния хозяйствующего субъекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 20:08, реферат

Краткое описание

Финансовое состояние предприятия является комплексным понятием, которое зависит от многих факторов и характеризуется составом и размещением средств, структурой их источников (обеспеченность финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия), скоростью оборота капитала, способностью предприятия погашать свои обязательства в срок и в полном объеме (финансовые отношения с другими юридическими и физическими лицами), а также другими факторами. Следовательно, под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Это важнейшая характеристика его деловой активности и надежности.

Вложенные файлы: 1 файл

kreditosposobnost'_predpriyatiya.doc

— 394.00 Кб (Скачать файл)

б) периодом оборота — средний  срок, за который возвращаются в  хозяйственную деятельность предприятия денежные средства, вложенные в производственно-коммерческие операции.

Информация о величине выручки  от реализации содержится в форме  №2 “Отчет о прибылях и убытках”. Средняя величина активов для  расчетов коэффициентов деловой  активности определяется по балансу по формуле средней арифметической:        

                                                                     АН + АК                             

                 Средняя величина активов =                   (руб.) ,


                                                                          2

где АНК – соответственно величина активов на начало и на конец анализируемого периода.

Устойчивость финансового положения  анализируемого объекта и его деловую активность характеризует соотношение дебиторской и кредиторской задолженности. В стабильной экономике, если дебиторская задолженность организации превышает кредиторскую, это расценивается как свидетельство наращивания оборота и не считается тревожным сигналом. Однако в России, в условиях инфляции, такое положение может быть опасно.

Скорость оборота собственного капитала отражает активность использования денежных средств. Низкое значение этого показателя свидетельствует о бездействии части собственных средств. Увеличение оборота (остатков в балансе) текущих активов, так же как и ускорение оборачиваемости кредиторской задолженности (уменьшение остатков на балансе), сопровождается оттоком денежных средств и наоборот, ускорение оборачиваемости запасов, средств в расчетах и других текущих активов (уменьшение остатков в балансе), а также увеличение погашения краткосрочных обязательств (увеличение остатков кредиторской задолженности) связаны с притоком денежных средств. Одним из условий финансового благополучия предприятия является приток денежных средств. Однако чрезмерная величина средств говорит о том, что реально предприятие терпит убытки, связанные с инфляцией и обесцениванием денег, а также с упущенной возможностью их выгодного размещения.

 

2.2.1.Определение экономического  эффекта деятельности

        предприятия.

Анализ каждого слагаемого прибыли  предприятия позволяет учредителям  и акционерам, администрации выбрать  наиболее важные направления активизации  деятельности организации (предприятия).

Анализ финансовых результатов  деятельности предприятия включает:

1.Исследование изменений каждого  показателя за текущий анализируемый  период (горизонтальный анализ);

2.Исследование структуры соответствующих  показателей и их изменений  (вертикальный анализ);

3.Изучения динамики изменения  показателей за ряд отчетных периодов (трендовый анализ);

В ходе анализа рассчитываются следующие  показатели:

1.Абсолютное отклонение:

D П = П1 – П0,

 где 

П0 – прибыль базисного периода;

П – прибыль  отчетного периода;

DП – изменение прибыли.

2.Темп роста

                                                                     П1

Темп  роста  =         ´ 100 %


                                                                     П0

3.Уровень каждого  показателя к выручке от реализации (в%)

                                                                                                      Пj

Уровень каждого показателя к выручке  от реализации =             ´ 100 %


                                                                                                    ВР

Показатели рассчитываются в базисном и отчетном периоде.

 

 

2.2.2. Анализ показателей  прибыльности (рентабельности).

Третьей составляющей понятия “результативность” являются показатели прибыльности или  рентабельности. Рентабельность работы предприятия, а также влияние факторов на изменение этих показателей, расчитывают на основе данных “Отчета о прибылях и убытках”.

Рентабельность продаж (РП) – это отношение суммы прибыли от реализации к объему реализованной продукции:

                                   ВР – С/С – КР – УР                    ПР

                          РП =                                    ´ 100 % =        ´ 100 % ,


                                                 ВР                                  ВР

где ВР- выручка от реализации;

   С/С – себестоимость реализации (руб.);

   КР  – коммерческие расходы (руб.);

   УР  – управленческие расходы (руб).

Из этой факторной модели следует, что на рентабельность влияют все  показатели – факторы, определяющие ее. Чтобы определить  как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, необходимо осуществить следующие расчеты:

1.Влияние изменения выручки  от реализации на РП:

 

                  ВР1 – С/С0 – КР0 – УР0       ВР0 – С/С0 – КР0 – УР0

    DРПВР =                                          -                                          ´ 100 %,


                                   ВР1                                        ВР0

где С/С1 и С/С0 – отчетная и базисная себестоимость (руб.);

       КР1 и КР0 – отчетные и базисные коммерческие расходы (руб.);

       УР1 и УР0 -  управленческие расходы в отчетном и базисном периоде.

2.Влияние изменения себестоимости  реализации на РП:

 

                  ВР1 – С/С1 – КР0 – УР0       ВР1 – С/С0 – КР0 – УР0

    DРПС/С =                                          -                                          ´ 100 %,


                                   ВР1                                        ВР0

 

3.Влияние изменения коммерческих  расходов на РП:

 

                 ВР1 – С/С1 – КР1 – УР0       ВР1 – С/С1 – КР0 – УР0

    DРПКР =                                          -                                          ´ 100 %,


                                   ВР1                                        ВР0

 

4.Влияние изменения управленческих расходов на РП:

 

                  ВР1 – С/С1 – КР1 – УР1       ВР1 – С/С1 – КР1 – УР0

    DРПУР=                                           -                                          ´ 100 %,


                                   ВР1                                        ВР0

Совокупное влияние факторов составляет:

                     DРП =  ± DРПВР ± DРПС/С ± DРПКР ± DРПУР;

 

Рентабельность деятельности предприятия  в отчетном периоде рассчитывается как отношение суммы прибыли  отчетного периода к выручки от реализации:

                                                                ПБ

                                                   РПР =          ´ 100 %,


                                                                ВР

И следовательно, на эту рентабельность (РПР) оказывают влияние факторы, формирующие прибыль отчетного периода.

На рентабельность отчетного периода  также оказывают влияние изменение  уровней всех показателей ее составляющих.

Кроме проанализированных коэффициентов  рентабельности, различают рентабельность всего капитала, собственных средств, производственных фондов, финансовых вложений, перманентных средств. Следует отметить, что в странах с развитыми рыночными отношениями обычно ежегодно торговой палатой, промышленными ассоциациями или правительством публикуется информация о «нормальных» значениях показателей рентабельности. Сопоставление своих показателей с их допустимыми величинами позволяет сделать вывод о состоянии финансового положения предприятия. В России эта практика пока отсутствует, поэтому единственной базой для сравнения является информация о величине показателей в предыдущие годы.

Рентабельность продаж (РП) отражает удельный вес прибыли в каждом рубле выручки от реализации. В зарубежной практике этот показатель называется маржей прибыли (коммерческой маржей).

Особый интерес для внешней  оценки результативности финансово-хозяйственной деятельности организации представляет анализ не таких традиционных показателей прибыльности, как фондорентабелъность, которая показывает эффективность использования основных активов, и рентабельность основной деятельности, которая показывает, сколько прибыли от реализации приходится на 1 рубль затрат. Более информативным является анализ рентабельности активов и рентабельности собственного капитала.

Чтобы оценить результаты деятельности организации в целом и проанализировать ее сильные и слабые стороны, необходимо синтезировать показатели, причем таким  образом, чтобы выявить причинно-следственные связи, влияющие на финансовое положение и его компоненты.

Одним из синтетических показателей  экономической деятельности организации в целом является рентабельность активов, его еще принято называть экономической рентабельностью. Это самый общий показатель, отвечающий на вопрос, сколько прибыли организация получает в расчете на рубль своего имущества. От его уровня, в частности, зависит размер дивидендов на акции в акционерных обществах.

В показателе рентабельности активов  результат текущей деятельности анализируемого периода (прибыль) сопоставляется с имеющимися у организации основными и оборотными средствами (активами). С помощью тех же активов организация будет получать прибыль и в последующие периоды деятельности. Прибыль же является, главным образом (почти на 98%), результатом от реализации продукции (работ, услуг). Выручка от реализации — показатель, напрямую связанный со стоимостью активов: он складывается из натурального объема и цен реализации, а натуральный объем производства и реализации определяется стоимостью имущества.

Если преобразовать формулу рентабельности активов, введя множитель

выручка от реализации  =  В

выручка от реализации      В '

то она примет следующий  вид:

РА    =   прибыль отчетного периода  ´  выручка от реализации ´ 100 =

                     выручка от реализации               ср. стоимость активов

     = [рентабельность продаж] х [оборачиваемость  активов];

                                                П      ВР

                                       РА =      ´          ´ 100 % = РП ´ D1


                                               ВР   Б - У

Таким образом, можно  сказать, что рентабельность активов  — показатель, производный от выручки  от реализации. Рентабельность активов  может повышаться при неизменной рентабельности продаж и росте объема реализации, опережающем увеличение стоимости активов, т. е. ускорением оборачиваемости активов (ресурсоотдачи). И, наоборот, при неизменной ресурсоотдаче рентабельность активов может расти за счет роста рентабельности продаж.

Имеет ли значение для  оценки финансово-хозяйственной деятельности организации, за счет каких факторов растет или снижается рентабельность активов? Безусловно, имеет. Потому что у разных предприятий неодинаковы возможности повышения рентабельности продаж и увеличения объема реализации. Рентабельность продаж можно наращивать путем повышения цен или снижения затрат. Однако эти способы временны и недостаточно надежны в нынешних условиях. Наиболее последовательная политика организации, отвечающая целям укрепления финансового состояния, состоит в том, чтобы увеличивать производство и реализацию той продукции (работ, услуг), необходимость которой определена путем улучшения рыночной конъюнктуры.

В теории финансового анализа содержится оценка оборачиваемости и рентабельности активов по отдельным его составляющим: оборачиваемость и рентабельность материальных оборотных средств, средств в расчетах, собственных и заемных источников средств. Однако,  сами по себе эти показатели мало информативны. Чисто арифметически, в результате уменьшения знаменателей при расчете этих показателей по сравнению со знаменателем показателя рентабельности или оборачиваемости всех активов получается более высокая рентабельность и оборачиваемость отдельных элементов капитала. При анализе экономической рентабельности, безусловно, нужно принимать во внимание роль отдельных ее элементов. Но зависимость целесообразно строить не через оборачиваемость элементов, а через оценку структуры капитала в увязке с динамикой его оборачиваемости и рентабельности. Из формулы РА хорошо видны возможные пути повышения экономической рентабельности — пути увеличения прибыльности капитала. Показатель рентабельности собственного капитала (РСК) позволяет установить зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером прибыли, полученной от их использования.

 

2.3. Анализ финансовой  устойчивости предприятия.

Оценка финансового состояния  организации будет неполной без  анализа финансовой устойчивости. Анализируя платежеспособность, сопоставляют состояние пассивов с состоянием активов. Это дает возможность оценить, в какой степени организация готова к погашению своих долгов. Задачей анализа финансовой устойчивости является оценка величины и структуры активов и пассивов. Это необходимо, чтобы ответить на вопросы: насколько организация независима с финансовой точки зрения, растет или снижается уровень этой независимости и отвечает ли состояние его активов и пассивов задачам ее финансово-хозяйственной деятельности. Показатели, которые характеризуют независимость по каждому элементу активов и по имуществу в целом, дают возможность измерить, достаточно ли устойчива анализируемая организация в финансовом отношении.

Информация о работе Анализ финансового состояния хозяйствующего субъекта