Анализ финансового состояния хозяйствующего субъекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 20:08, реферат

Краткое описание

Финансовое состояние предприятия является комплексным понятием, которое зависит от многих факторов и характеризуется составом и размещением средств, структурой их источников (обеспеченность финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия), скоростью оборота капитала, способностью предприятия погашать свои обязательства в срок и в полном объеме (финансовые отношения с другими юридическими и физическими лицами), а также другими факторами. Следовательно, под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Это важнейшая характеристика его деловой активности и надежности.

Вложенные файлы: 1 файл

kreditosposobnost'_predpriyatiya.doc

— 394.00 Кб (Скачать файл)

В процессе анализа необходимо определить, какие виды деятельности и какие  элементы активов и пассивов способствовали приросту или уменьшению денежных средств и в какой степени. Если, например, денежные средства уменьшаются, а дебиторская задолженность растет, это может сигнализировать об ухудшении платежной дисциплины покупателей; если увеличение денежных средств сопровождается ростом заемных источников и снижением собственного капитала, то такое увеличение денежных средств надо рассматривать скорее как случайное, чем как постоянную тенденцию: денежные средства в этом случае могут накапливаться в результате невыполнения обязательств предприятия перед кредиторами.

Поэтому определив причины изменения  суммы денежных средств можно  ответить на вопрос, в каком направлении  надо изменить активы и пассивы, чтоб на конец отчетного периода суммы  денежных средств увеличились.

Более глубокая оценка платежеспособности производится с помощью коэффициентов платежеспособности, являющихся относительными величинами. Они являются измерителями того, какую часть долгов предприятие способно погасить за счет тех или иных элементов оборотных активов и в какой степени общая величина оборотных активов превышает долги. В целом вопрос ставится так: если все кредиторы одновременно потребуют от предприятия погашения долгов, способно ли оно это сделать и одновременно сохранить все условия для продолжения своей деятельности.

 Одним из главных показателей,  характеризующим платежеспособность  предприятия является наличие  собственных оборотных средств,  который можно определить как  величину, на которую общая сумма  оборотных средств обычно превышает  сумму краткосрочных обязательств.

Смысл показателя в том, что текущие  обязательства являются долгами, которые  должны быть выплачены в течение  одного года, а оборотные средства - это активы, которые представляют наличность, или должны быть превращены в нее, или израсходованы в течение года. Как известно, текущие обязательства должны быть погашены из оборотных средств. Если сумма оборотных средств оказывается больше суммы текущих обязательств, то разность дает величину собственных оборотных средств, предназначенных для продолжения хозяйственной деятельности. Именно из величины оборотных средств осуществляется покупка товаров, она служит основанием для получения кредита и для расширения объема реализуемой товарной массы.

Недостаток собственных оборотных  средств может привести к банкротству предприятия, поэтому изменения величины собственных оборотных средств от одного отчетного периода к другому анализируются с большим вниманием.

Значение этого показателя определяется коэффициентом обеспеченности собственными средствами, который рассчитывается как отношение разности между капиталом и резервами и фактической стоимостью внеоборотных активов к фактической стоимости оборотных активов.

Так как понятия платежеспособность и ликвидность предприятия близки по своей сути, то коэффициенты ликвидности, рассмотренные выше, характеризуют и платежеспособность анализируемого предприятия.

В случае, если коэффициент текущей  ликвидности на конец отчетного  периода имеет значение менее 2, а  коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного период имеет значение менее 0,1 анализируемое предприятие признается неплатежеспособным и рассчитывается коэффициент утраты платежеспособности за период равный 3 месяцам.

Коэффициент утраты платежеспособности определяется как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному значению. Расчетный коэффициент текущей ликвидности – это сумма фактического его значения на конец отчетного периода и изменения значения между окончанием и началом отчетного периода в пересчете на период утраты платежеспособности, установленный равным 3 месяцам.

 

                                                              L+3/t(L- L)

                                                      L8=


                                                                    2

Если коэффициент утраты платежеспособности больше 1, это свидетельствует о  наличии реальной возможности у  предприятия не утратить платежеспособность. При коэффициенте меньше 1 делается противоположный вывод.

Коэффициент восстановления платежеспособности за период равный 6 месяцам, определяется как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его  установленному значению.

 

                                                               L+6/t(L- L)

                                                      L9=


                                                                    2

Если коэффициент восстановления платежеспособности больше 1, это свидетельствует  о наличии реальной возможности  у предприятия в течение 6 месяцев восстановить свою платежеспособность. При коэффициенте меньше 1 делается противоположный вывод.

При анализе  платежеспособности можно выделить также краткосрочную и долгосрочную платежеспособность, в зависимости  от того, какие обязательства предприятия принимаются в расчет. Способность компании функционировать длительный период характеризуется ее возможностью погашать долгосрочные займы. Для определения этой способности рассчитывается показатель, отражающий платежеспособность компании по долгосрочным займам. Целью оценки является раннее выявление признаков банкротства. Следовательно, такой анализ позволяет выявить признаки кризисной ситуации за много лет вперед.

Оценка долгосрочной платежеспособности - показатель, отражающий платежеспособность компании по долгосрочным займам, рассчитывается как отношение заемного капитала к собственному:

 

 

                                                                         КЗ д/с

                                 K Д/С ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ =


                                                                                  К С

где К Д/С ПЛАТ - коэффициент долгосрочной платежеспособности;

 КЗ  -  заемный капитал (долгосрочные кредиты и займы);

 К С  -  собственный капитал.

Увеличение доли заемного капитала в структуре капитала предприятия считается рискованным. Предприятие обязано своевременно уплачивать проценты по кредитам, своевременно погашать полученные кредиты. И это не зависит от уровня прибыли. Чем выше значение коэффициента, тем больше задолженность предприятия и ниже оценка уровня долгосрочной платежеспособности.

При оценке платежеспособности возникает  вопрос, какой должна быть оптимальная  величина оборотного капитала? Существует несколько методик для определения  оптимального размера оборотного капитала предприятия. Чаще используется коэффициент текущей ликвидности, т.е. показатель отношения оборотного капитала к краткосрочным обязательствам. Коэффициент текущей ликвидности широко используется как общий индикатор платежеспособности предприятия и способности ее погасить первоочередные платежи. Несмотря на то, что существует много исключений, экономисты обычно придерживаются следующего правила: для обеспечения инвестициям минимальной гарантии оборотный капитал должен по крайней мере в 2 раза превышать сумму срочных обязательств.

 

 

2.6. Анализ кредитоспособности  предприятия.

Кредитоспособность, то есть возможность, имеющаяся у предприятия для  своевременного погашения кредитов, оценивается в целом так же, как платежеспособность. Однако для  решения вопроса о предоставлении кредита либо отказе в нем банку нужна более широкая информация. В необходимую информацию для оценки кредитоспособности включается не только состояние активов и пассивов, но и объем продаж, и прибыль. Следует учесть, что кредитоспособность – это не только наличие у предприятия возможности вернуть кредит, но и уплатить проценты за него. Поэтому для определения кредитоспособности разработана специальная система показателей для этого рассмотрим таблицу 2.6.1 .

                                                                                                         Таблица 2.6.1.

               Схема оценки кредитоспособности  предприятия.

Необходимые для оценки показатели

Условные обозначения

Оценочные показатели

1. Прибыль 

П

П : Ча

2. Выручка от реализации (объем продаж)

ВР

П : ВР

3. Чистые активы

Ча

ВР : Ча

4. Основные средства

ОС

ВР : ОС

5. Чистые текущие активы

Чта

ВР : Чта

6. Собственный капитал

СК

ВР : СК

7. Запасы

З

ВР : З

8. Общая стоимость  активов

А

ОС : А

9. Краткосрочная задолженность

КЗ

З : Чта

10.Дебиторская задолженность

ДЗ

КЗ : СК

11.Оборотные активы

Оа

ДЗ : ВР

12.Ликвидные активы

Ла

Оа : КЗ

   

Ла : КЗ


 

1. Отношение прибыли к чистым  активам, показывает, насколько эффективно используются активы для создания прибыли. При этом важно определиться, какая прибыль принимается в расчет — только от реализации или общая. Это зависит от профиля деятельности предприятия и состава его активов. Если активы по своему составу обеспечивают главным образом осуществление основной деятельности, то правильнее принимать в расчет прибыль от реализации и общую стоимость активов. Если, например, в составе активов значителен удельный вес долгосрочных или краткосрочных финансовых вложений, которые в итоге должны давать предприятию дополнительную прибыль, то точнее будет сопоставление общей суммы прибыли с общей величиной чистых активов, либо прибыли от реализации с чистыми активами за вычетом активов, не отвечающих основному профилю деятельности предприятия.

Чистые активы — это в общем виде суммарная величина активов за вычетом долговых обязательств: задолженности учредителей по взносам в уставный капитал, убытков, целевых поступлений и финансирования, долгосрочных пассивов, краткосрочной задолженности.

2. Отношение прибыли к выручке от реализации. Для этого показателя принемают в расчет прибыль от реализации. Этот показатель весьма важен для оценки возможного увеличения прибыли в случае роста объема продаж. Но особое его значение возникает в ситуации, когда объем продаж снижается. Следствием снижения объема продаж, как правило, является возникновение необходимости снизить либо постоянные затраты, либо прибыль. Если предприятие хочет сохранить прежний уровень рентабельности (т. е. значение рассматриваемого показателя), надо снижать постоянные расходы.

3. Отношение объема реализации  к чистым активам. Рост этого  показателя благоприятен для  предприятия, но только при  условии, что реализация не  является убыточной. Если выручка  от реализации меньше затрат  на реализованную продукцию, любой рост объема продаж приводит к увеличению убытка в расчете на единицу чистых активов.

4. Отношение объема продаж к  стоимости основных средств. Этот  показатель оценивает эффективность  использования зданий, сооружений, машин, оборудования. Если уровень  его высок, это может означать одно из двух:

а) предприятие действительно эффективно использует основные средства в целях  обеспечения больших объемов  продаж;

б) производство, которым занимается предприятие характеризуется высокой  трудоемкостью, а не капиталоемкостью.

5. Отношение выручки от реализации  к чистым текущим активам.

Чистые текущие активы — это  оборотные активы за вычетом краткосрочных  долгов предприятия. Показывает эффективность  использования оборотных активов. Высокий уровень этого показателя благоприятно характеризует кредитоспособность предприятия. Однако в случаях, когда он очень высок или очень быстро увеличивается, можно предположить, что деятельность ведется в размерах, не соответствующих стоимости оборотных активов

6. Отношение выручки от реализации к собственному капиталу (капиталу и резервам). Это оборачиваемость собственных источников средств.

7. Отношение выручки от реализации  к запасам. Показатель дает  приблизительное определение периода,  на который запасы необходимы (например, значение его, равное 4:1, по годовому балансу указывает на трехмесячный оборот запасов). Высокий уровень показателя свидетельствует о быстрой оборачиваемости запасов. В большинстве случаев рост этого показателя положительно характеризует кредитоспособность, а снижение — отрицательно.

8. Отношение основных средств  к стоимости активов. Основные  средства — производственный  потенциал предприятия, в результате  использования которого формируется  тот или иной объем продаж. Следует иметь в виду, что высокая  доля основных средств в активах может привести к снижению мобильности последних,что ставит под угрозу платежеспособность предприятия.

9. Отношение запасов к чистым  текущим активам. Это оценка  уровня оборотного капитала, связанного  в производственных запасах, незавершенном  производстве, готовой продукции. Рост показателя может означать накопление устаревших запасов или трудности в сбыте продукции.

10. Отношение краткосрочной задолженности  к капиталу и резервам. Если краткосрочная задолженность в несколько раз меньше собственного капитала, то можно расплатиться со всеми кредиторами полностью.

Информация о работе Анализ финансового состояния хозяйствующего субъекта