Аттестация рабочих мест

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 23:36, реферат

Краткое описание

Предметная направленность определяется выделением и изучением, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников как внутригосударственных, принятых на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации, так и судебной практики.
Целью представленной работы выступает всесторонний анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования охраны труда; рассмотрение проблем применения права в области обеспечения охраны труда и правового регулирования правоотношений, возникающих в сфере обеспечения безопасных условий труда на производстве в Российской Федерации.

Содержание

Введение
1 Основы охраны труда по Российскому трудовому праву
1.1 Исторический и сравнительные аспекты развития охраны труда
1.2 Правовая организация охраны труда
1.3 Понятие и основные принципы охраны труда
1.4 Охрана труда отдельных категорий работников
2 Основы управления охраной труда в организации
2.1 Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда
2.2 Обязанности работников в области охраны труда
2.3 Аттестация рабочих мест по условиям труда, сертификация охраны труда
2.4 Социальная защита работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда
2.5 Организация обучения по охране труда в организации
3 Социальная защита пострадавших на производстве
3.1 Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
3.2 Порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
4 Проблемные аспекты по вопросам охраны труда
4.1 Динамика производственного травматизма и профессиональных заболеваний 2004-2008 годы
4.2 Задачи и этапы в процессе реформирования охраны труда
4.3 Государственная политика в области совершенствования обеспечения безопасных условий труда
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 128.52 Кб (Скачать файл)

При установлении предварительного диагноза - острое профессиональное заболевание (отравление) - учреждение здравоохранение, в которое обратился или поступил работник, обязано в течение суток  направить экстренное извещение  о профессиональном заболевании  работника в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющий надзор за организацией или объектом, на котором произошел  случай профессионального заболевания, а также работодателю. Названный  центр после получения данного  извещения в течение суток  приступает к выяснению обстоятельств  и причин профессионального заболевания, после их выявления центр составляет санитарно-гигиеническую характеристику условий труда пострадавшего  работника и направляет ее в государственное  или муниципальное учреждение здравоохранения  по месту жительства или прикрепления пострадавшего работника. Названная  характеристика должна быть составлена в течение двух недель со дня получения  экстренного сообщения о профессиональном заболевании. С санитарно-гигиенической  характеристикой условий труда  пострадавшего работника знакомится полномочный представитель работодателя, который вправе изложить свои возражения, прилагаемые к данной характеристике. Государственное или муниципальное  учреждение здравоохранения по месту  жительства или прикрепления работника  на основании клинических данных о состоянии здоровья и санитарно-гигиенической  характеристики условий труда устанавливает  заключительный диагноз - острое профессиональное заболевание (отравление) и составляет медицинское заключение. При невозможности  установить окончательный диагноз  медицинское учреждение устанавливает  предварительный диагноз и в  месячный срок направляет пострадавшего  работника в специализированное лечебно-профилактическое учреждение или его подразделение (центр  профессиональной патологии, клинику  или отдел профессиональных заболеваний  медицинских научных организаций  клинического профиля). Названные организации  устанавливают работнику окончательный  диагноз. Медицинское заключение о  наличии у работника профессионального  заболевания выдается ему под  расписку, а также направляется в  соответствующее отделение Фонда социального страхования РФ, в котором работник застрахован или должен быть застрахован от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Полномочные представители  работодателя обязаны в течение 10 дней с даты получения извещения  об установлении работнику заключительного  диагноза о профессиональном заболевании  создать комиссию по расследованию  случая профессионального заболевания. В состав такой комиссии входят представитель  работодателя, специалист по охране труда  либо лицо, отвечающее за охрану труда  в организации, представитель учреждения здравоохранения, профсоюзного или  иного уполномоченного работниками  органа. В состав комиссии могут  входить и другие специалисты.

Члены комиссии по расследованию  случая профессионального заболевания, которые не согласны с ее выводами, могут приложить особое мнение к  составленному акту, но они обязаны  его подписать. При возникновении  разногласий при составлении  акта они разрешаются вышестоящим  органом санитарно-эпидемиологического  надзора или судом.

 

4 Проблемные аспекты по  вопросам охраны и безопасности  труда

 

4.1 Динамика производственного  травматизма и профессиональных  заболеваний

 

Безопасный труд на современном  этапе социально-экономического развития страны требует дальнейшего совершенствования  системы государственного управления, в том числе повышения роли ее основных звеньев – органов  исполнительной власти на федеральном  уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. При этом очевидно, что состояние и перспективы  развития человеческого фактора  в структуре производительных сил  являются основополагающими условиями  благополучия страны в настоящем  и будущем.

Действующим Трудовым кодексом Российской Федерации четко определены основные направления государственной  политики в области охраны труда, обязанности и ответственность  работодателей по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Федеральным  законом от 22 июля 2008 года № 157- ФЗ ужесточены требования к федеральным и региональным органам исполнительной власти в  части государственного управления охраной труда.

Однако общая обстановка с охраной и условиями труда  в Российской Федерации остается напряженной, несмотря на позитивные изменения  по отдельным показателям. В целом  по стране в результате трудовой деятельности гибнет 12 работников ежедневно. Если рассматривать  проблему по видам экономической  деятельности, то наиболее высокий  уровень производственного травматизма  со смертельным исходом наблюдается  в строительстве, обрабатывающих производствах  и сельском хозяйстве.

Охрана труда требует  не только совершенствования системы  государственного управления, но и  принципиально новых подходов к  её оценке со стороны руководителя организации, как важнейшей составляющей бизнес-плана.

Нельзя считать удовлетворительным состояние условий труда, так  как стране практически каждый четвертый  работник трудится в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, а в таких наиболее травмоопасных  видах экономической деятельности, как черная и цветная металлургия, электроэнергетика, тяжелое машиностроение доля работающих в неблагоприятных  условиях труда составляет одну треть  и более. Около 12 тысяч женщин до сих пор трудятся на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности.

Много нерешенных проблем  по условиям труда и обеспечению  его безопасности накопилось в сфере  малого бизнеса, где действуют свыше  миллиона юридических лиц и занято почти 9 млн. чел. или 16,3% общей численности  экономически активного населения. В 2008 году коэффициент частоты производственного  травматизма со смертельным исходом  на малых предприятиях выше почти  в 3 раза, чем в среднем по стране. Приложение А

Серьезное внимание к разработке мер по сокращению производственного  травматизма и профессиональной заболеваемости работников предприятий  всех форм собственности и видов  экономической деятельности должно способствовать формированию конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, обеспечению занятости, увеличению налоговых поступлений  в бюджеты всех уровней.

Анализ причин заболеваемости в России показывает, что до 40% профессиональных заболеваний прямо или косвенно связано с неудовлетворительными  условиями труда. Несмотря на то, что  за последние годы наблюдается положительная  динамика снижения случаев профессиональных заболеваний успокаиваться рано, так как Россия по уровню этого  важнейшего показателя занимает скромное 24-е место в Европе!

Структура профессиональной заболеваемости в России с начала 90-х годов не претерпела существенных изменений. В 2008 году в этой структуре  ведущие места занимали заболевания, связанные с воздействием: физических факторов – около 43 %, промышленных аэрозолей- более 20% , физических перегрузок и перенапряжения отдельных органов  и систем – 19%.

Статистика производственного  травматизма в первом квартале 2009 года представлена в Приложении Б  и Г, по отраслям и причинам производственных травм соответственно.

 

4.2 Задачи и этапы в  процессе реформирования охраны  труда в РФ

 

Падение престижа ряда профессий  и специальностей из-за вредных и (или) опасных условий труда ведет  к росту дефицита кадров по рабочим  специальностям. Рабочие места с  вредными условиями труда отрицательно влияют на состояние рынка труда, на репродуктивное здоровье работающих, в т. ч. женщин, и здоровье потомства. Поэтому, как никогда ранее, остро  встает вопрос о принятии целенаправленных мер, которые позволят ослабить влияние  условий труда на процесс возрастания  такого дефицита.

Поставлена задача обеспечить повышение влияния аттестации рабочих  мест по условиям труда на ускорение  темпов их улучшения с последующей  сертификацией работ по охране труда. По завершении аттестации с учетом новых требований должно увеличиваться  число рабочих мест, соответствующих  государственным нормативным требованиям  охраны труда. Намечается значительно улучшить работу по формированию требований безопасности на каждом рабочем месте и выработку типовых требований охраны труда – другими словами требований безопасности к типовым рабочим местам.

Важным рычагом экономического механизма в системе управления охраной труда становится обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Число страхователей  по обязательному социальному страхованию  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний  составляет более 4 млн. юридических  и физических лиц. Количество застрахованных по обязательному социальному страхованию  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний  превысило 62 млн. человек. Ежегодно Фондом расходуется на финансирование предупредительных  мер по сокращению производственного  травматизма и профессиональных заболеваний свыше 3 млрд. рублей.

Для работодателя самым дешевым  способом защиты работников от вредных  и опасных производственных факторов является своевременное их обеспечение  качественной спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ. Общая сумма  затрат на приобретение этих средств  в России в 2008 году составила свыше 180 млн.. руб. и в среднем на их приобретение в расчете на одного работника  будет израсходовано более 2000 руб. (в странах Евросоюза на обеспечение  работника СИЗ тратится от 500 до 800 евро). Приложение В.

Следующий шаг, который предполагается сделать в процессе реформирования - это совершенствование схемы  предоставления компенсаций за работу с вредными и опасными условиями  труда. Различные компенсации и  льготы в настоящее время получают более 40% работников. Это по существу стало основной причиной сдерживания  проведения профилактических и защитных мероприятий по охране труда и  сохранения порядка финансирования на эти цели по остаточному принципу.

Кроме перечисленных мер  по реформированию системы управления охраной труда намечается совершенствовать также информационное обеспечение, систему непрерывного образования  и обучения специалистов и руководителей  организаций а также социально  – трудовые отношения между работником и работодателями и др.

И, конечно, одной из главных  задач является формирование единой концепции развития действующего законодательства Российской Федерации, в которой  необходимо найти место экономическим  механизмам заинтересованности работодателей  в сохранении здоровья своих работников.

В настоящее время в  производственном комплексе страны наряду с нормами и правилами  в области охраны труда действуют  своды правил, национальные стандарты  безопасности, инструкции охраны труда  для отдельных видов работ  и профессий и ряд других организационно-распорядительных документов. Значительная часть действующих  нормативных правовых актов, в том  числе СНиПов, используемых также  и в других отраслях экономики, устарела и не отвечает современному уровню производства.

В организациях должны получить достойное развитие и применение локальные нормативные акты, тем  более, что законодатель определил  условия и порядок их подготовки, согласования и принятия. Этим вопросам отведено достаточно внимания в действующем  Трудовом кодексе, в том числе  в статьях 8, 372 и других.

На первый план выдвигается  сегодня задача поиска экономических  механизмов, заставляющих работодателей  вкладывать средства в улучшение  условий труда и прежде всего  на обеспечение техники безопасности на рабочих местах, своевременный  инструктаж, обучение и проверку знаний правил технической эксплуатации оборудования, поддержание на должном уровне контроля охраны труда, проведение соответствующих  организационно-технических мероприятий.

Прежде всего, надо любыми имеющимися у нас и заимствованными  у наших иностранных партнеров  средствами и методами добиться признания  работодателями приоритета сохранения жизни и здоровья работников, как  это предусмотрено ст. 210 Трудового  кодекса Российской Федерации. В  условиях рыночной экономики это  может быть реализовано даже не путем  установления новых обязательных норм или принуждения к строгому соблюдению существующих норм, а достижением  четкого понимания работодателем  выгодности этого приоритета для  его бизнеса.

Система управления охраной  труда может стать эффективной  только тогда, когда будут введены  в действие все ее составляющие, включая главную – совершенствование  законодательства, что является залогом  дальнейшего снижения производственного  травматизма и сокращения издержек на охрану труда.

В последние годы сформировались региональные системы управления охраной  труда, а во многих субъектах –  и муниципальные. В рамках этих систем разрабатываются и выполняются  программы улучшения условий  и охраны труда, утверждаемые руководителями регионов, главами администраций  муниципальных образований, законодательными органами в форме территориальных  законов.

Назрела необходимость разработки и реализации федеральной целевой  программы по улучшению условий  и охраны труда, направленной на реформирование системы управления охраной труда  с учетом экономических и социальных интересов субъектов трудовых отношений, в которой главными критериями оценки эффективности мероприятий по обеспечению  безопасности производства станут показатели состояния здоровья работающего  населения.

При расчете экономической  отдачи от реализации федеральной целевой  программы следует исходить из продекларированного  в программе Всемирного банка  посыла, о том, что каждый вложенный  доллар в улучшение условий труда  и сохранение здоровья работников предполагает рост прибыльности производства на 4,56 доллара США./2/

Информация о работе Аттестация рабочих мест