Аттестация рабочих мест

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 23:36, реферат

Краткое описание

Предметная направленность определяется выделением и изучением, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников как внутригосударственных, принятых на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации, так и судебной практики.
Целью представленной работы выступает всесторонний анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования охраны труда; рассмотрение проблем применения права в области обеспечения охраны труда и правового регулирования правоотношений, возникающих в сфере обеспечения безопасных условий труда на производстве в Российской Федерации.

Содержание

Введение
1 Основы охраны труда по Российскому трудовому праву
1.1 Исторический и сравнительные аспекты развития охраны труда
1.2 Правовая организация охраны труда
1.3 Понятие и основные принципы охраны труда
1.4 Охрана труда отдельных категорий работников
2 Основы управления охраной труда в организации
2.1 Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда
2.2 Обязанности работников в области охраны труда
2.3 Аттестация рабочих мест по условиям труда, сертификация охраны труда
2.4 Социальная защита работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда
2.5 Организация обучения по охране труда в организации
3 Социальная защита пострадавших на производстве
3.1 Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
3.2 Порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
4 Проблемные аспекты по вопросам охраны труда
4.1 Динамика производственного травматизма и профессиональных заболеваний 2004-2008 годы
4.2 Задачи и этапы в процессе реформирования охраны труда
4.3 Государственная политика в области совершенствования обеспечения безопасных условий труда
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 128.52 Кб (Скачать файл)

9) Инспекторы и инспектриссы  труда при исполнении возложенных  на них обязанностей имеют  право свободного доступа во  всякое время во все без  изъятия места работы, отдыха  и жилья трудящихся и их  семей.

10) В своей деятельности  инспекторы и инспектриссы труда  руководствуются наказом и инструкциями  народного комиссара труда. Собрание  узаконений и распоряжений рабочего  и крестьянского Правительства, 23 (10) мая 1918 г. № 35, ст.474.

Главной задачей инспекции  была в тот период времени охрана труда и здоровья трудящихся и  контроль за условиями труда на рабочих  местах. Одновременно на инспекцию  труда было возложено наблюдение и контроль за проведением в жизнь  декретов, постановлений и других подобных актов советской власти в области охраны интересов трудящихся масс и непосредственное принятие необходимых  мер по охране безопасности, жизни  и здоровья рабочих и работниц. Анализируя текст декрета, можно  отметить, что инспекции труда  молодой советской властью давались широкие полномочия и возможности  для контроля и наведения порядка  в этой сфере деятельности.

Инспекционные проверки охраны труда на предприятиях и в организациях советской страны начатые в 1918 выявили  множество нарушений трудового  законодательства и норм. При проверках  вскрывалась масса нарушений  в оплате труда, организации техники  безопасности, снабжении рабочих  спецодеждой, плохих условиях труда  на рабочих местах и т.п. Например, в городе Иваново-Вознесенске было обследовано инспекцией 10 крупных  текстильных фабрик. По результатам  проверки, в записке в комиссариат  труда отмечалось: «Тесные, грязные, плохо вентилирующие старые фабрики  настолько плохи, что возникает  вопрос, есть ли смысл затрачивать  средства на их переустройство?».

Труднее всего в первые годы советской власти было подросткам в мелком частном секторе, где  всё (режим работы, распорядок дня, заработная плата и т.п.) определял сам  хозяин. Проведенные проверки инспекциями  выявляли множество вопиющих фактов нарушения трудового законодательства. Так московская городская инспекция  охраны труда в ходе проверки 23 мелких пунктов питания и ремонтно-пошивочных мастерских столкнулась с фактами нескрываемой эксплуатации несовершеннолетних.

В период гражданской войны  нашей стране: была введена трудовая повинность для всего трудоспособного  населения в возрасте от 16 до 50 лет, а еще раньше (5 октября 1918 г.) трудовые книжки для нетрудящихся. Только при  наличии трудовой книжки представители  имущих классов могли свободно передвигаться  в пределах советской республики и получать продовольственные пайки. Все это ограничивало трудовые и  социальные права трудящихся.

После победы большевиков  и появления основного закона государства Конституции, менялось и совершенствовалось законодательство в области охраны труда. Большое  значение в молодой советской  стране уделялось вопросам государственного контроля за производственной безопасностью  и охраной труда, для чего был  создан Народный комиссариат труда (Наркомтруд, НКТ).

В 1918 г, в декабре, в России принимается первый «Кодекс законов  о труде (КЗоТ) РСФСР», который практически  не содержал положений, касающихся охраны труда, за исключением некоторых: запрета  приема на работу несовершеннолетних (до 16 лет), лиц, не достигших 18 лет, запрета  работы женщин в ночное время, в особо  тяжелых и опасных для здоровья отраслях и т.п. Естественно, что  принятый в короткие сроки КЗоТ имел существенные недостатки, которые потребовали  его переработки уже в ближайшее  время.

Новый кодекс содержал те же нормы по инспекции труда, и также  некоторые нормы общего характера  и некоторые другие, которые были посвящены безопасности и гигиене  труда. После принятия КЗоТ СССР началось новое становление трудового  законодательства. Законодательные  статьи о несовершеннолетних и женщинах со временем становились все более  расширенными. Трудящихся начали делить на работников физического труда  и интеллектуального труда, что  было отражено в соответствующих  нормах того времени. Иногда эти нормы  ущемляли права ряда работников. Так, например, у беременных женщин, занимающихся физическим трудом, дородовой отпуск должен был составлять 6 недель и  послеродовой 6 недель. У женщин, занимающиеся интеллектуальным трудом, продолжительность  дородового отпуска была сокращена  до 4 недель и до 4 недель была сокращена  продолжительность послеродового  отпуска.

КЗоТ урегулировал прием  на работу лиц до 16-ти лет, он был  запрещен, и только в исключительных случаях разрешалось принимать  на работу подростков с 14 лет. Некоторые  правила, прописанные в КЗоТе, были сформулированы впервые. Например, отпуск подростку должен был предоставляться  обязательно летом.

Трудящиеся работали в  соответствии с принятым в 1922 году КЗоТом. достаточно длительное время. Однако Великая  Отечественная война, период восстановления разрушенной после войны экономики  страны и период начала строительства  коммунизма в нашей стране привели  к тому, что потребовалось усовершенствовать  трудовое законодательство. Это было сделано путем принятия «Основ законодательства СССР о труде». Эти «Основы» были приняты Верховным Советом СССР 15 июля 1970 г. и введены в действие с 1 января 1971 г. Данный законодательный  документ закрепил наиболее общие и  существенные важнейшие положения  трудового права на тот период времени в СССР. Кодекс 1971 г. вобрал в себя хорошее, что могли предложить два его предшественника.

В настоящее время в  России действует законодательный  документ – «Трудовой кодекс Российской Федерации». Это сводный документ в области охраны труда, по которому работают и живут сейчас россияне. Трудовой кодекс РФ был принят Государственной  Думой 21 декабря 2001 г. и подписан 30 декабря 2001 г. Президентом России (Федеральный  закон № 197-ФЗ от 30.12.2001 г.).

Трудовой кодекс на территории России начал действовать с 1 февраля 2002 г., при этом он учел все то лучшее, что было в нашем российском законодательстве по охране труда и защите прав трудящихся. Вместе с тем, опыт работы по новому действующему Трудовому кодексу  РФ показал, что и он имеет ряд  недостатков, которые предстоит  еще исправлять./58/

 

Правовая организация  охраны труда

 

Действующее законодательство РФ об охране труда базируется на Конституции  РФ./1/

К основополагающим документам относятся Трудовой кодекс РФ, Гражданский  кодекс РФ, Федеральные законы «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваниях», «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», законы об охране труда субъектов  Российской Федерации, а также указы  Президента и постановления Правительства  по вопросам охраны труда.

Важнейшим принципом государственной  политики в области охраны труда  является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников. Правами  работника на охрану труда предусматривается  отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для  его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда.

Законодательством РФ об охране труда предусматривается защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а  также членов их семей на основе обязательного социального страхования  работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Предусматривается установление компенсации  за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми  при современном техническом  уровне производства и организации  труда.

В соответствии ст. 219 Трудового  кодекса РФ каждый работник имеет  право на:

Рабочее место, соответствующее  требованиям охраны труда;

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с  федеральным законом;

Получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных  органов и общественных организаций  об условиях и охране труда на рабочем  месте, о существующем риске повреждения  здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных или  опасных производственных факторов;

Отказ от выполнения работ  в случае возникновения опасности  для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных  федеральными законами, до устранения такой опасности;

Обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты работников в  соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;

Обеспечение безопасным методам  и приемам труда за счет средств  работодателя;

Профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;

Запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его  рабочем месте федеральным органом  исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора  и контроля за соблюдением трудового  законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы трудового  права, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими  функции по контролю и надзору  в установленной сфере деятельности, органами исполнительной власти, осуществляющими  государственную экспертизу условий  труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением трудового  законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

Обращение в органы государственной  власти Российской Федерации, органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения  работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;

Личное участие или  участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных  с обеспечением безопасных условий  труда на его рабочем месте, и  в расследовании происшедшего с  ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания;

Внеочередной медицинский  осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с  сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка  на время прохождения указанного медицинского осмотра (обследования);

Компенсации, установленные  в соответствии с Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых  работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Гарантии прав работников на охрану труда

Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих  требованиям охраны труда, предусматривается  ст. 220 Трудового кодекса РФ которые  гласят:

а) государство гарантирует  работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям  охраны труда.

б) условия труда, предусмотренные  трудовым договором (контрактом), должны соответствовать требованиям охраны труда.

в) на время приостановления  работ в связи с приостановлением деятельности или временным запретом деятельности вследствие нарушения  государственных нормативных требований охраны труда не по вине работника  за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок.

г) при отказе работника  от выполнения работ в случае возникновения  опасности для его жизни и  здоровья, за исключением случаев, предусмотренных  Трудовым кодексом и иными федеральными законами, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время  устранения такой опасности. В случае если предоставление другой работы по объективным причинам невозможно, время  простоя работника до устранения опасности для его жизни и  здоровья оплачивается работодателей  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

д) в случае не обеспечения  работника средствами индивидуальной и коллективной защиты (в соответствии с нормами) работодатель не вправе требовать  от работника выполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

е) отказ работника от выполнения работ в случае возникновения  опасности для его жизни и  здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых  работ и работ с вредными или  опасными условиями труда, не предусмотренных  трудовым договором (контрактом), не влечет за собой его привлечения к  дисциплинарной ответственности.

ж) в случае причинения вреда  жизни и здоровью работника при  исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

з) в целях предупреждения и устранения нарушений государственных  нормативных требований охраны труда  государство обеспечивает организацию  и осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением  и устанавливает ответственность  работодателя и должностных лиц  за нарушение указанных требований.

Применение локальных  нормативных актов, содержащих нормы  трудового права

Локальные нормативные акты работодателя, содержащие нормы трудового  права, не должны противоречить Трудовому  кодексу РФ, другим федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам  федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным  правовым актам субъектов Российской Федерации./3/

Информация о работе Аттестация рабочих мест