Влияние внешней среды на экономику организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 22:19, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена тем, что современная внешняя среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде – основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Более того, во все возрастающем числе случаев – это условие выживания и развития. Организации должны, с одной стороны, постоянно осознавать новый характер изменений в окружающей среде и эффективно на них реагировать. С другой стороны, необходимо иметь в виду, что сами организации генерируют изменения во внешней среде, выпуская новые, например, виды товаров и услуг, используя новые виды сырья, материалов, энергии, оборудования, технологий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………….5
1.1 Внешняя среда функционирования предприятия……………………………...5
1.2 Способы повышения эффективности производственной деятельности предприятия во внешней среде………………………………………………….12
2 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА ЭКОНОМИКУ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ГОСТИНИЦА ПЛАНЕТА»…………………………….17
2.1 Организационно-экономическая и правовая характеристика деятельности ОАО «Гостиница Планета»………………………………………………………..17
2.2 Анализ слабых и сильных сторон ОАО «Гостиница Планета»……………..20
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ГОСТИНИЦА ПЛАНЕТА» С УЧЕТОМ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ…………………………………………………25
3.1 Рекомендации и мероприятия по повышению эффективности производственной деятельности предприятия с учетом влияния факторов внешней среды……………………………………………………………………...25
3.2 Определение экономического эффекта от внедрения предложенных мероприятий………………………………………………………………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая влияние внешней среды на экономику организации.doc

— 334.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………….5

1.1 Внешняя среда функционирования  предприятия……………………………...5

1.2 Способы повышения эффективности  производственной деятельности предприятия во внешней среде………………………………………………….12

2 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕЙ  СРЕДЫ НА ЭКОНОМИКУ ПРЕДПРИЯТИЯ  ОАО «ГОСТИНИЦА ПЛАНЕТА»…………………………….17

2.1 Организационно-экономическая  и правовая характеристика деятельности  ОАО «Гостиница Планета»………………………………………………………..17

2.2 Анализ слабых и сильных  сторон ОАО «Гостиница Планета»……………..20

3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ОАО «ГОСТИНИЦА ПЛАНЕТА» С  УЧЕТОМ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ  СРЕДЫ…………………………………………………25

3.1 Рекомендации и мероприятия по повышению эффективности производственной деятельности предприятия с учетом влияния факторов внешней среды……………………………………………………………………...25

3.2 Определение  экономического эффекта от внедрения  предложенных мероприятий………………………………………………………………………...31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..………36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Рыночные отношения  представляют собой главную форму  связи между товаропроизводителями  и покупателями, то есть механизм согласования их действий. В процессе этих отношений выявляется эффективность всех сфер экономики, каждого предприятия.

Любая организация находится  и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций  возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы, а внешняя среда – источник, питающий организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям.

 Первоначально внешняя среда организации рассматривалась как заданные условия деятельности, неподконтрольные руководству. В настоящее время приоритетной является точка зрения о том, что для того, чтобы выжить и развиваться в современных условиях, любая организация должна не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке, но и активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности.

 От уровня политических, технических, социально-экономических  и других факторов развития региона и страны зависит эффективность функционирования предприятия, так как оно является компонентом региона.

 Анализ внешней  среды служит инструментом, при  помощи которого  контролируется  внешние по отношению к предприятию  факторы с целью предвидеть  потенциальные угрозы и вновь открывающиеся возможности. Исследование этих факторов позволяет получить полное представление о складывающихся тенденциях развития внешней среды предприятия.

Актуальность темы обусловлена  тем, что современная внешняя  среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде – основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Более того, во все возрастающем числе случаев – это условие выживания и развития. Организации должны, с одной стороны, постоянно осознавать новый характер изменений в окружающей среде и эффективно на них реагировать. С другой стороны, необходимо иметь в виду, что сами организации генерируют изменения во внешней среде, выпуская новые, например, виды товаров и услуг, используя новые виды сырья, материалов, энергии, оборудования, технологий.

Целью работы является изучение использования факторов внешней среды для повышения эффективности производственной деятельности предприятия.

Для достижения указанной  цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить внешнюю среду функционирования предприятия;

- провести анализ финансово-экономической деятельности ОАО «Гостиница Планета»  и дать оценку ее результативности;

- дать рекомендации и разработать мероприятия по повышению эффективности производственной деятельности предприятия с учетом влияния факторов внешней среды;

- определить экономический эффект от внедрения предложенных мероприятий.

Объектом исследования является ОАО «Гостиница Планета».

В качестве предмета исследования выступают факторы внешней среды, влияющие на повышение эффективности производственной деятельности предприятия.

При написании работы использовались следующие методы исследования: общенаучный, экономический, статистический, метод группировки, сравнительного и факторного анализа, средних величин, методы классификаций и графический метод.

Теоретической и методологической основой исследования послужили  труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, научные монографии и статьи в периодической печати по данной проблематике, законодательные и нормативные акты, постановления Правительства Республики Беларусь, инструкции Министерства финансов, Министерства экономики, сведения из средств массовой информации, статистические данные.

Практическая часть курсовой работы выполнена на материалах ОАО «Гостиница Планета».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

1.1 Внешняя среда функционирования предприятия

 

 

Внешняя среда – это все те факторы, которые находятся за пределами  организации и могут на нее  воздействовать. Внешняя среда, в  которой приходится работать организации, находится в непрерывном движении, подвержена изменениям. Меняются вкусы потребителей, рыночный курс рубля по отношению к другим валютам, вводятся новые законы и налоги, изменяются рыночные структуры, новые технологии революционизируют процессы производства, и т.д. Способность организации реагировать и справляться с этими изменениями внешней среды является одной из наиболее важных составляющих ее успеха. Вместе с тем эта способность является условием существования запланированных стратегических изменений.

Однако набор факторов внешней  среды и оценка их воздействия  на хозяйственную деятельность различны, причем не только у авторов научных публикаций по вопросам менеджмента, но и у каждой организации. Обычно организация в процессе управления сама определяет, какие факторы и в какой степени могут воздействовать на результаты ее деятельности в настоящий период и на будущую перспективу.

Внешняя среда организации является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Чтобы обеспечить предприятию долговременное устойчивое существование необходимо располагать информацией о факторах внешней среды и деятельности самого предприятия.

Сегодня все факторы  внешнего характера стали делить на составляющие общего, прямого и  косвенного воздействия. К факторам общего воздействия принято относить те, которые являются наиболее общими для всех организаций: состояние экономики в данной ситуации и влияние этого состояния на конкретные сферы бизнеса и данный тип организации; политику государства по отношению к различным бизнес-системам; состояние правовой защищенности бизнеса, конкретных организаций, юридических и физических лиц; отношение основного населения к данному виду бизнес-деятельности и конкретной организации; методы управления, которые использует государство по отношению к различным организациям [19, c. 197].

В результате воздействия  этих групп факторов была сформулирована модель воздействия внешних факторов, сгруппированных в четыре основные группы: законодательного и политического воздействия; экономики и конкуренции; социального и культурного характера, а также поставщиков и технологии. Все группы взаимосвязаны и могут быть `охарактеризованы определенными тенденциями изменений.

В последние годы представленная модель конкретизировалась составляющими  прямого и косвенного воздействия. К факторам прямого воздействия стали относить потребителей, конкурентов, поставщиков, правительственные учреждения, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, релевантные по отношению к деятельности (операциям) конкретной организации. Факторы прямого воздействия представлены на рисунке 1.1.

 


Рисунок 1.1 - Факторы прямого воздействия

Источник: [20, c. 137].

 

 

Среда прямого воздействия  – это фактор, непосредственно  влияющий на деятельность организации, которая, осуществляя свою операционную работу, испытывает это прямое и непосредственное воздействие извне.

Кратко рассмотрим основные факторы  прямого воздействия.

Поставщики играют особую роль, так как организации любой природы и сложности в наибольшей мере находятся в самой непосредственной зависимости от сети поставщиков материалов и оборудования, потребляемой энергии, капитала и необходимых сотрудников (трудовых ресурсов) для организации.

Сеть поставщиков внутри страны и за ее пределами (иностранных) может оказаться более сложной и дорогой в результате политических актов и правовых изменений в стране-поставщике. Нет необходимости перечислять примеры блокадных действий по отдельным регионам и странам со стороны соседей и по решению ООН, которыми были блокированы поставки из Ирака, Ирана, Югославии и других стран.

Особенно опасно для эффективности  работы организации, когда ряд организаций региона работает только с одним поставщиком сырья, материалов или энергетических ресурсов. В этих случаях представляется возможность для поставщика устанавливать монопольные цены, а альтернативного поставщика найти просто невозможно. Еще сложнее, когда поставщиком являются организации  в других странах.

Необходимые для осуществления  производственного процесса материалы  играют решающую роль в процессе жизнедеятельности организации, и это вынуждает их накапливать и содержать определенные резервные объемы, связывая значительные денежные суммы на время хранения до включения в производственную деятельность [11, c. 128]. 

Для роста и процветания организации нужны не только поставщики материалов, но и поставщики капитала. Таких потенциальных инвесторов несколько: банки, государственные и международные займы для реализации конкретных программ, акционеры и конкретные лица, покупающие акции конкретных организаций или специальных программ. Как правило, чем лучше дела у организации, тем выше ее возможности договориться с поставщиками на благоприятных условиях и получить нужный объем средств. Небольшие, в особенности венчурные, предприятия сегодня испытывают большие трудности с получением необходимых средств.

Немалые трудности испытывает большинство  организаций и в обеспечении  трудовыми ресурсами как исполнителей, так и руководителей. Сложные технологии и техника требуют специалистов соответствующей подготовки. Например, бурно развивающимся отраслям, связанным с компьютерными технологиями, необходимы высококвалифицированные инженеры и техники, опытные программисты и разработчики систем. Постоянную нехватку ощущают организации в менеджерах, особенно среднего и высшего звеньев управления.

Законы и государственные органы способствуют развитию бизнеса или  могут затруднять его развитие, а порою даже запрещать совсем. Организации, осуществляющие бизнес-деятельность обязаны соблюдать не только общегосударственные законы, региональные законодательные органы, но и требования государственных органов, регулирующих и контролирующих осуществление бизнес-операций. Национальные и иностранные правительства могут быть для ряда организаций основными регуляторами их деятельности, источниками субсидий, работодателями и покупателями. Это может означать, что для данных организаций оценка политической обстановки может быть наиболее важным аспектом анализа внешней среды. Такая оценка осуществляется через детализацию политических и правовых факторов, воздействующих на организацию. Выделим наиболее часто встречающиеся факторы для проведения анализа внешней среды:

- изменения в налоговом законодательстве, расстановка политических сил;

- отношения между деловыми кругами и правительством;

- патентное законодательство;

- законодательство об охране окружающей среды;

- правительственные расходы;

- антимонопольное законодательство;

- денежно-кредитная политика;

- государственное регулирование;

- отношения правительства с иностранными государствами.

Потребители являются одним из «краеугольных  камней» эффективного бизнеса. П. Друкер утверждает, что единственная цель бизнеса − создавать потребителя. Классики менеджмента утверждают, что существование и эффективная деятельность организации зависят от ее умения находить потребителей результатов ее деятельности как товаров, так и услуг для того, чтобы удовлетворять запросы клиентов. К числу подобных организаций относят и всю государственную систему, организации которой не осуществляют коммерческую деятельность, т.е. не участвуют в получении прибыли.

Информация о работе Влияние внешней среды на экономику организации