Влияние внешней среды на экономику организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 22:19, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена тем, что современная внешняя среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде – основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Более того, во все возрастающем числе случаев – это условие выживания и развития. Организации должны, с одной стороны, постоянно осознавать новый характер изменений в окружающей среде и эффективно на них реагировать. С другой стороны, необходимо иметь в виду, что сами организации генерируют изменения во внешней среде, выпуская новые, например, виды товаров и услуг, используя новые виды сырья, материалов, энергии, оборудования, технологий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………….5
1.1 Внешняя среда функционирования предприятия……………………………...5
1.2 Способы повышения эффективности производственной деятельности предприятия во внешней среде………………………………………………….12
2 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА ЭКОНОМИКУ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ГОСТИНИЦА ПЛАНЕТА»…………………………….17
2.1 Организационно-экономическая и правовая характеристика деятельности ОАО «Гостиница Планета»………………………………………………………..17
2.2 Анализ слабых и сильных сторон ОАО «Гостиница Планета»……………..20
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ГОСТИНИЦА ПЛАНЕТА» С УЧЕТОМ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ…………………………………………………25
3.1 Рекомендации и мероприятия по повышению эффективности производственной деятельности предприятия с учетом влияния факторов внешней среды……………………………………………………………………...25
3.2 Определение экономического эффекта от внедрения предложенных мероприятий………………………………………………………………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая влияние внешней среды на экономику организации.doc

— 334.50 Кб (Скачать файл)

Источник: собственная разработка на основе данных предприятия

 

Графически структура  номерного фонда ОАО «Гостиница Планета» представлена в на рисунке 2.1.

 

 

Рисунок 2.1 – Анализ структуры номерного фонда ОАО «Гостиница Планета»

Источник:  собственная  разработка на основании данных предприятия

 

В настоящее время в ОАО «Гостиница Планета» в эксплуатации находятся 306 номеров на 456 мест. Наибольшее количество номеров приходится на одно- и двухместные однокомнатные: 156 и 107 соответственно. Количество номеров класса «люкс» и «полулюкс» составляет 40 (по 4 номера на каждом этаже). В гостинице также имеется 6 трехкомнатных  двухместных апартаментов и один VIP номер. Общая площадь номерного фонда составляет 4531 м2.

 

 

2.2 Анализ слабых и  сильных сторон ОАО «Гостиница Планета»

 

 

ОАО «Гостиница Планета»  первая в Республике Беларусь гостиница категории 3 звезды, система менеджмента которой соответствует международным стандартам качества гостиничных и ресторанных услуг ИСО 9001-2009.  Получение сертификата означает, что теперь любой иностранец может быть уверен, что благодаря европейскому менеджменту в белорусской гостинице ему обеспечат привычный уровень комфорта и услуг. И не только сейчас, но и в будущем, ведь подтверждать нынешний уровень нужно регулярными аудитами, а в свою очередь подобное требование предполагает и совершенно другое отношение к работе, и постоянное повышение квалификации персонала, и техническое перевооружение комплекса. Для того чтобы удерживать такую высокую планку, была разработана Политика в области качества, в соответствии с которой разработаны цели и пути их достижения. В таблице 2.2 – Анализ слабых и сильных сторон ОАО «Гостиница Планета», рассмотрим рыночные возможности и угрозы, слабые и сильные стороны Гостиницы «Планета».

 

Таблица  2.2 - Анализ слабых и сильных сторон ОАО «Гостиница Планета»

 

Сильные стороны 

  1. Гостиница давно представлена на рынке и имеет положительную репутацию;
  2. Гостиница находится на первом месте по количеству номеров среди гостиниц категории 3*, что позволяет принимать большее число гостей;
  3. Появилась новая категория номеров для более взыскательных гостей;
  4. В наличии имеется большое разнообразие дополнительных услуг (релакс-центр, сауна, бильярд, бизнес-центр, WI-FI для проживающих в гостинице и посетителей бесплатно);
  5. Постоянно проводятся специальные акции и существуют различные специальные предложения для гостей;
  6. Большая парковка;
  7. Близость от культурного центра и спортивных сооружений;
  8. Постоянно ведется работа по обучению персонала, что в свою очередь повышает качество предоставляемых услуг.

Слабые  стороны 

  1. Стоимость проживания по прейскуранту выше, чем у прямых конкурентов;
  2. Удаленность от метро и остановки автобуса;
  3. Строящийся жилой дом, что создает шум, плохой подъезд к гостинице, грязь;
  4. Маленькая площадь номеров с невозможностью перепланировки;
  5. Высокая изнашиваемость номерного фонда;
  6. Строительные работы, связанные с ремонтом фасада гостиницы
  7. Демпинг со стороны конкурентов.

 

Рыночные  возможности 

  1. Внедрение новой системы бронирования номеров;
  2. Реконструкция гостиницы «Беларусь»;
  3. Обновление сайта;
  4. Введение новых и раскрутка существующих дополнительных специальных предложений;
  5. Установление прямых каналов продаж услуг гостиницы.

 

Рыночные  угрозы

  1. Уменьшение скидок для основных туроператоров, по этой причине  может упасть загрузка;
  2. Обновление номерного фонда основных конкурентов;
  3. Увеличение скидок на проживание для основных игроков (туроператоры, спортивные федерации) со стороны конкурентов;
  4. Продолжающаяся стройка около гостиницы;
  5. Реконструкция фасада лицевой стороны гостиницы (164 номера с видом на лицевую сторону, которые не будут заселяться);
  6. Открытие новых гостиниц и появление такого вида предложения для размещения гостей – как апартаменты на сутки или квартиры на сутки;
  7. Демпинг со стороны гостиниц категории 4*.

Источник: собственная  разработка на основании данных предприятии

 

Источниками информации для проведения анализа  являются бухгалтерский баланс (форма 1) и приложения к нему.

Для анализа финансово-хозяйственного состояния организации использовались данные бухгалтерской отчетности за 2009, 2010, 2011 гг. Расчет показателей эффективности деятельности организации представлен в таблице 2.3 – Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Гостиница Планета».

 

 

Таблица 2.3 - Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Гостиница Планета»

 

Наименование показателей

Ед. измер.

Период

Отклонение 2011 г к 2009 г.

 

2009

2010

2011

сумма

темп роста

Выручка от реализации продукции, товаров, услуг, всего

млн.руб.

 

15525,9

 

19449

 

35484

 

+19958,1

 

228,5

в том числе:

           

гостиница

млн.руб.

10323,4

12381,9

23303

+12979,6

225,7

ресторан

млн.руб.

5202,5

7067

12181

+6978,5

234,1

Себестоимость реализованной  продукции (товаров, услуг)

млн.руб.

 

8446,1

 

12828

 

30634

 

+22187,9

 

362,7

Себестоимость реализованной  продукции (товаров, работ, услуг) на 1000 руб. реализованной продукции

тыс.руб.

 

668

 

657,2

 

696,4

 

 

+28,4

 

 

104,3

Прибыль от реализации продукции, товаров, услуг, всего

млн.руб.

 

2368,4

 

2946

 

4983

 

+2614,6

 

210,4

в том числе:

           

гостиница

млн.руб.

2458,8

2698

4297

+1838,2

174,8

ресторан

млн.руб.

-90,4

248

686

+776,4

758,8

Рентабельность реализованной  продукции, товаров, услуг

%

 

28,0

 

23,0

 

19,8

 

-8,2

 

70,7

Чистая прибыль

млн.руб.

2904,1

3444

4480

+1575,9

154,3


 

Источник: собственная разработка на основе Приложений Б, В.

 

 

Объем услуг гостиничного хозяйства за 2011 г. в фактических ценах составил 23303 млн. руб., что на 188,2 процентных пункта выше, чем за соответствующий период 2010 г., в 2010г. – 12381,9 млн. руб., темп роста к 2009 г. составил 119,9%; в 2009г. –  10323,4 млн. руб.

 

 

Рисунок 2.2 - Показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Гостиница Планета» за 2009-2011гг.

Источник: собственная разработка на основе Приложений Б, В.

 

Темп роста товарооборота в фактических ценах за  2011г. к соответствующему периоду прошлого года составил 172,4%. Объем товарооборота за 2010г. составил 7067 млн. руб., по сравнению с 2009г. темп роста составил 135,8%. В 2009г. объем товарооборота составил 5202,5 млн. руб.

Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за 2011 год составила 35484 млн.руб., что больше 2009 г. на 19958,1 млн.руб. или на 228,5%.

Графически показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Гостиница Планета» представлены на рисунке 2.2 - Показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Гостиница Планета» за 2009-2011гг.

Темп роста себестоимости реализованных товаров (услуг) к 2010 году составил 238,8%. При этом затраты на 1000 руб. объема реализованной продукции увеличились на 6%.

Рентабельность реализованной  продукции (товаров, работ, услуг) за период 2011г. составила 19,8%, что на 8,2% меньше 2009 г.

Гостиницей за 2011г. от осуществления деятельности получено 4480 млн. рублей чистой прибыли. Темп роста  по отношению к соответствующему периоду прошлого года составил 130,1%, в 2010г. чистая прибыль составила 3444 млн. руб., темп роста к 2009г. – 118,6%.

Подводя итог, можно сделать  вывод, что ОАО «Гостиница Планета» является развивающейся организацией, имеющей стабильный финансовый рост.

Таким образом, по итогам проведенного анализа можно сделать вывод, что ОАО «Гостиница Планета» является устойчивым. Предприятие независимо от внешних источников, так как коэффициент автономии больше оптимального значения и составил на конец 2009 года 0,98, 2010 года 0,98 и в 2011 году 0,96.

Это означает, что обязательства  предприятия могут быть покрыты  его собственными средствами.

Соответственно коэффициент  соотношения заемных и собственных  средств удовлетворяет пороговому значению <1 и составил в 2009 году 0,02, в 2010 году 0,02, в 2011 году 0,4, это говорит о том, что в 2009-2011 году предприятие не зависело от привлечения заемных источников.

 

3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ  ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ГОСТИНИЦА  ПЛАНЕТА» С УЧЕТОМ ВЛИЯНИЯ  ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

 

3.1 Рекомендации  и мероприятия по повышению эффективности производственной деятельности предприятия с учетом влияния факторов внешней среды

 

В результате подробного анализа экономической деятельности ОАО «Гостиница Планета», выяснилось, что предприятие имеет возможность для улучшения своей финансовой деятельности, что повлечет за собой повышение прибыли предприятия и его рентабельности. Таким образом, предлагается разработка ряда мероприятий, целью которых является повышение эффективности маркетинговой деятельности ОАО «Гостиница Планета». На рисунке 3.1 – Дерево целей, представлена схема совершенствования маркетинговой деятельности ОАО «Гостиница Планета»

 







 

 

 

Рисунок  3.1 - Дерево целей

Источник: собственная разработка на основе данных предприятия

 

Для повышения эффективности экономической деятельности предприятия предлагается за счет прибыли внедрить в деятельность гостиницы следующие мероприятия:

  1. пригласить маркетолога для разработки маркетинговой политики предприятия на год;
  2. разработать рекламную политику гостиницы на год;
      1. повысить профессиональные качества сотрудников гостиницы.

Маркетолог – это  сотрудник, который занимается исследованием  рынка. Вся его деятельность направлена на завоевание новых клиентов и удержание  уже существующих. Перед ним стоит непростая задача: добиться, чтобы организация получала максимальную прибыль, используя для этого свои реальные возможности.

Маркетолог относится  к категории специалистов. На должность  маркетолога назначается лицо, имеющее  высшее профессиональное (экономическое или инженерно-экономическое) образование и стаж по специальности в области маркетинга не менее одного года. Маркетолог назначается на должность и освобождается от нее приказом генерального директора организации. Маркетолог должен обладать аналитическими, коммуникационными способностями, способностями к перспективному планированию.

Маркетолог должен знать:

– законодательные нормативные акты, методические материалы по организации маркетинга, оценке финансово-экономического состояния и емкости рынка;

– методы изучения рыночной конъюнктуры и разработки прогнозов потребности в реализуемой продукции;

– порядок рассмотрения рекламаций и ответов на претензии;

– особенности организации рекламного дела;

– методы работы со средствами массовой информации;

– основные технологические и конструктивные характеристики и потребительские свойства реализуемой продукции, ее отличие от отечественных и зарубежных аналогов, преимущества и недостатки;

– ценообразование и ценовую политику;

– методы изучения мотивации потребителей, их отношения к выпускаемой продукции;

– условия поставки, хранения и транспортировки товаров;

– способы организации учета и составления отчетности о выполнении планов сбыта и реализации услуг;

– основы трудового законодательства;

– экономику производства, методы расчета прибыли, рентабельности и издержек производства;

– компьютерные технологии;

– организационно-распорядительные документы руководителей организации;

– правила внутреннего трудового распорядка;

– правила и нормы охраны труда;

– этику делового общения.

Маркетолог в своей  деятельности руководствуется должностной  инструкцией. Маркетолог подчиняется  непосредственно начальнику отдела маркетинга. На время отсутствия маркетолога (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности  выполняет лицо, назначенное приказом генерального директора. Это лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность согласно настоящей инструкции.

К обязанности приглашенного  маркетолога будет входить:

1. Изучение рынка гостиничных  услуг:

– проведение исследования основных факторов, формирующих динамику потребительского спроса на услуги, соотношение спроса и предложения на аналогичные виды услуг, технических и иных потребительских качеств конкурирующих услуг;

– проведение маркетинговые исследования, связанные с изучением сегментации рынка, анализом ценообразования и предпочтений потребителя, прогнозом продаж и каналов реализации, открытием новых рынков, оценкой эффективности рекламы, деятельностью конкурентов;

– анализ потребности клиентов и границы ценообразования;

– формирование потребительского спроса на услуги, выявляет наиболее эффективные рынки сбыта, а также требования к качественным характеристикам услуг;

– разработка программы по формированию спроса и стимулированию сбыта, рекомендации по выбору рынка в соответствии с имеющимися ресурсами.

Информация о работе Влияние внешней среды на экономику организации