Анализ прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 07:06, дипломная работа

Краткое описание

Проведенный анализ показал, что значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем на величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия.
Анализ прибыли позволяет выявить большое число тенденций развития, призван указать руководству организации пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также позволяет выявить резервы роста прибыли, что, в конечном счете, позволяет организации более успешно осуществлять свою деятельность.

Вложенные файлы: 1 файл

рассчеты.doc

— 583.00 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

 

Дипломная работа Хуссейна Р.Ф.

Пути повышения прибыли  предприятия ОАО "Управляющая  компания холдинга "БЕЛКОММУНМАШ".

Объем работы 66 с., в том  числе 4 рис., 18 таблиц, 41 наим. лит.,

приложений.

Ключевые слова: товар, торговля, товарооборот, торговые надбавки, реализация, планирование, рентабельность, прибыль, фонды, внереализационные доходы, расходы операционные

В дипломной работе исследуется  прибыль предприятия.

Проведенный анализ показал, что значение прибыли состоит  в том, что она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем на величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия.

Анализ прибыли позволяет  выявить большое число тенденций  развития, призван указать руководству  организации пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также позволяет выявить резервы роста прибыли, что, в конечном счете, позволяет организации более успешно осуществлять свою деятельность.

Несмотря на имеющиеся  современные научные разработки по вопросам совершенствования организации анализа прибыли в организациях, все еще имеется много нерешенных проблем. Поэтому были выявлены и определены резервы роста прибыли на предприятии.

На ОАО "Управляющая  компания холдинга "БЕЛКОММУНМАШ" важными резервами роста прибыли отчетного периода являются увеличение объема товарооборота, снижение себестоимости реализуемых товаров и расходов на реализацию, повышение прибыли от реализации товаров, уменьшение внереализационных и операционных расходов.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Рыночная экономика  определяет конкретные требования к  системе управления предприятием. Необходимо более быстрое реагирование на изменение  хозяйственной ситуации с целью  поддержания устойчивого финансового  состояния и постоянного совершенствования организации хозяйственной деятельности в соответствии с изменением конъюнктуры рынка.

В условиях рыночной экономики  организация самостоятельно планирует  свою деятельность и определяет перспективы  развития, исходя из спроса на реализуемые товары и необходимости обеспечения развитии организации.

Работа предприятия  в условиях перехода к рыночной экономике  связана с повышением стимулирующей  роли прибыли. Использование прибыли  в качестве основного оценочного показателя способствует росту объема производства и реализации продукции, повышению его качества, улучшению использования имеющихся производственных ресурсов. Усиление роли прибыли обусловлено также действующей системой ее распределения, в соответствии с которой повышается заинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли, но и особенно той ее части, которая остается в распоряжении предприятии и используется в качестве главного источника средств, направляемых на производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрение работников в соответствии с качеством затраченного труда.

Прибыль - один из основных финансовых показателей плана и  оценки хозяйственной деятельности предприятий.

За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников. Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятия, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

В условиях рыночных отношений  предприятие должно стремиться к  получению максимальной прибыли, то есть к такому ее объему, который  позволял бы предприятию не только прочно удерживать позиции сбыта  на рынке своей продукции, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции.

Прибыль предприятия  создает базу экономического развития государства в целом. Механизм перераспределения  прибыли предприятия через налоговую  систему позволяет "наполнять" доходную часть государственного бюджета всех уровней (общегосударственного и местных). Это дает государству возможность успешно выполнять возложенные на него функции и осуществлять намеченные программы развития экономики.

На мой взгляд, в  современных условиях тема прибыли очень актуальна, т.к. от нее зависит финансовая устойчивость предприятия. Прибыль является источником формирования бюджетов, стимулом к обновлению выпускаемой продукции, расширению ассортимента. И самое главное, она является базой экономического развития государства.

Объектом исследования является ОАО "Управляющая компания холдинга "БЕЛКОММУНМАШ".

Предметом исследования является формирование прибыли на исследуемом  предприятии и пути её увеличения.

Целью выполнения данной дипломной работы является выработка методических и практических рекомендаций анализа прибыли предприятия, определение резервов роста прибыли на исследуемом предприятии.

Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:

1. Рассмотреть теоретические основы прибыли как экономической категории;

. Провести оценку и анализ формирования прибыли и рентабельности исследуемого предприятия;

3. Разработать мероприятия по повышению прибыли исследуемого предприятия.

При выполнении исследования теоретический базой выступают  публикации в отечественной и зарубежной печати, а практической - послужил фактический материал, собранный в ОАО "Управляющая компания холдинга "БЕЛКОММУНМАШ".

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ПРИБЫЛИ КАК  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ

.1 Экономическое  содержание прибыли и её функции

 

Прибыль является основной экономической категорией и занимает одно из важных мест в общей системе  стоимостных инструментов рыночной экономики.

Теория прибыли получила отражение в учениях всех крупных  экономистов со времени становления классической школы.

Первыми истолкователями  прибыли были меркантилисты, которые  считали, что прибыль возникает  в сфере обращения, во внешней  торговле, в результате продажи по более высокой цене. Физиократы считали, что прибыль создается только в сельском хозяйстве, где воздействие сил природы приводит в росту потребительных стоимостей сверх издержек производства. А. Смит и Д. Риккардо обосновали идею создания прибавочной стоимости в отраслях материального производства. Смит определял прибыль как вычет из продукта труда рабочего в пользу капиталиста [10, с. 28].

К. Маркс называл прибыль  превращенной формой прибавочной стоимости, порожденной всем авансированным капиталом, а источником прибавочной стоимости  считал труд наемных работников. Он исследовал условия превращения прибавочной стоимости в прибыль и среднюю прибыль, показав объективные и субъективные границы роста прибыли [10, с. 32]. В экономической науке XX века можно выделить следующие основные теории:

— производительного капитала (прибыль есть результат функционирования капитала как обязательного фактора любого производства);

— воздержания (прибыль - вознаграждение капиталиста за отсрочку личного потребления собственного капитала, за риск в ожидании эффекта от вложенных в производство средств);

— прибыли как трудового дохода от предпринимательской деятельности во всех ее видах;

— прибыли как результата существования монополии.

Общим признаком указанных  теорий является признание источником прибыли новаторской творческой деятельности предпринимателя.

Рассмотренная эволюция теоретических подходов к выяснению сущности прибыли показывает ее сложность и многомерность, наличие во внешнем проявлении признаков превращенной формы. Экономическое содержание прибыли заключается не столько во внешнем ее проявлении, сколько во внутренней сущности, а формы проявления - в степени развитости товарного хозяйства.

Как экономическая категория  прибыль выражает сложные экономические  отношения между предприятиями (предпринимателями) н работниками по поводу оплаты труда, между самими предприятиями (предпринимателями) по поводу товарообменных операций, между предприятиями (предпринимателями) и государством по поводу взаимоотношений с бюджетом и государственными централизованными фондами, между предприятиями (предпринимателями) и инвестиционными институтами и т.д. Эти отношения носят ярко выраженный расчетный характер и множество форм. Прибыль как источник денежных средств опосредует, таким образом, все стадии процесса воспроизводства - от стадии производства до стадии потребления и представляет собой превращенную форму прибавочной стоимости, сформированную в процессе общественного воспроизводства для удовлетворения различных интересов предприятия и его собственника (предпринимателя).

Прибыль как экономическая  категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.

На стадии продажи  выявляется стоимость товара, включающая стоимость прошлого овеществленного  труда и живого труда. Стоимость  живого труда отражает вновь созданную  стоимость и распадается на две части. Первая представляет собой заработную плату работников, участвующих в производстве продукции. Ее величина определяется рядом факторов, обусловленных необходимостью воспроизводства рабочей силы. В этом смысле для предпринимателя она представляет часть издержек по производству продукции. Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется только в результате продажи продукции, что означает общественное признание ее полезности.

На уровне предприятия  в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получения прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее получает. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При реализации без убытков отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки - отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.

Прибыль как важнейшая  категория рыночных отношений выполняет  определенные функции.

Во-первых, характеризует  экономический эффект, полученный в  результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия  с помощью прибыли оценить невозможно. Такого универсального показателя не может быть. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей.

Значение прибыли состоит  в том, что она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем на величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.

Перечисленные факторы  влияют на прибыль не прямо, а через  объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выяснения конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников. Предпринимательская прибыль представляет собой часть прибыли предприятия, поступающей в распоряжение собственника предприятия, которая в последующем направляется на расширение производства или личное потребление.

В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ [14, с. 168].

В условиях рыночной экономики  значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.

Информация о работе Анализ прибыли