Анализ прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 07:06, дипломная работа

Краткое описание

Проведенный анализ показал, что значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем на величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия.
Анализ прибыли позволяет выявить большое число тенденций развития, призван указать руководству организации пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также позволяет выявить резервы роста прибыли, что, в конечном счете, позволяет организации более успешно осуществлять свою деятельность.

Вложенные файлы: 1 файл

рассчеты.doc

— 583.00 Кб (Скачать файл)

Экономическая нестабильность, монопольное положение товаропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов главным образом в результате повышения цен. Устранению инфляционного наполнения прибыли способствуют финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи должно выполнять государство в ходе осуществления экономических реформ.

Величина прибыли организации  зависит во многом от технического и стоимостного строения капитала, массы приложенного труда, скорости оборота капитала, механизма цен, конкуренции, системы взаиморасчетов, состояния рынка и т.д. Количественное определение факторов, формирующих прибыль, трудоемко, а их общее влияние в целом и по конкретным факторам определить с большой степенью вероятности практически невозможно.

Различные толкования и  понимание сущности и внешнего проявления прибыли, сложность ее взаимосвязей с другими показателями привели  к различным определениям, критериям  отнесения, методам расчетов и т.п. В настоящее время внешнее проявление сущности прибыли выражается в ряде показателей дохода - важнейших в оценке производственной и финансовой деятельности организаций.

.2 Сущность, виды  и показатели прибыли предприятия

 

Прибыль как экономическая категория свидетельствует о конечном результате деятельности субъекта хозяйствования и превышении доходов предприятия над текущими расходами. Прибыль так же, как и доходы, может быть получена в процессе производства продукции, работ и услуг, а также при условии передачи имущества третьим лицам с целью получения экономической выгоды.

Прибыль - это обобщающий показатель деятельности предприятия. Рост прибыли обеспечивает финансовую основу для расширенного воспроизводства  активов, увеличения стоимости имущества собственников и дивидендов. В силу определенных обстоятельств или упущений в работе (превышение себестоимости продукции над ценой, уменьшение количества продаж, невыполнение договорных обязательств, штрафные санкции и пр.) предприятие может нести убытки. Убытки уменьшают стоимость чистых активов и могут привести его к банкротству.

Показатели прибыли  или убытка являются исходной позицией для определения уровня экономической  эффективности субъекта хозяйствования. Высокий уровень экономической  эффективности является сигналом для инвесторов о целесообразности совместной инвестиционной деятельности. Инвестиционная привлекательность в свою очередь способствует развитию производства, повышению конкурентоспособности продукции, увеличению прибыли. Возникает эффект синергии, когда положительные факторы накладываются один на другой. Низкий уровень экономической эффективности, а тем более убыточность не стимулируют инвестиционную активность внешних инвесторов и являются причиной хронического ухудшения финансового состояния.

Прибыль различают:

· по видам деятельности (прибыль от промышленной продукции, ремонтных работ, транспортных услуг и т.д.);

· по видам продукции (прибыль от первого, второго и последующих изделий);

· по разновидностям дохода от управления капиталом (прибыль от сдачи имущества в аренду, от долгосрочных финансовых вложений в уставный капитал создаваемых предприятий, от передачи объектов интеллектуальной собственности по лицензионному соглашению, от ценных бумаг, от курсовой разницы и т.д.);

· по структурным подразделениям предприятия (прибыль бригады, цеха, центра финансовой ответственности, предприятия);

· по времени получения (прибыль за месяц, квартал, год);

· по полноте составных элементов (прибыль валовая, балансовая, чистая, дивиденды);

· по направлениям использования (капитализированная, выплаченная в качестве премии, переданная безвозмездно для благотворительных целей и т.д.);

· по методу группировки доходов и расходов (прибыль экономическая, бухгалтерская, налогооблагаемая, нераспределенная, остающаяся в распоряжении предприятия и т.д.);

· по степени обобщения (прибыль консолидированная и реструктурированная).

Для расчета показателей  прибыли необходимо знать доходы и текущие расходы. Расходы бывают двух видов - текущие и капитальные. Капитальные расходы - это вложения в активы, т.е. инвестиции.

Текущие расходы - это  затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг, т.е. себестоимость товара по видам  деятельности. В себестоимости продукции  находит отражение перенесенная стоимость основных средств в виде амортизации и списанные на производство продукции материальные запасы как составная часть оборотных фондов.

Текущие расходы, учитываемые  при определении прибыли от управления капиталом, выступают в виде эксплуатационных издержек, включаемых в состав арендного платежа; отрицательной курсовой разницы; расходов, связанных с демонтажем оборудования, и т.д.

Методика расчета  основных показателей прибыли предприятия.

Прибыль по видам  деятельности это выручка от реализации продукции по видам деятельности без налогов с продаж, минус себестоимость продукции работ, услуг.

Прибыль от управления капиталом - это доходы от передачи имущества третьим лицам минус текущие расходы.

Прибыль от внереализационных  операций - это доходы от внереализационных операций минус расходы по внереализационным операциям.

Балансовая  прибыль это прибыль по видам деятельности плюс прибыль от управления капиталом, плюс прибыль от внереализационных операций.

Чистая прибыль (нераспределенная) - это балансовая прибыль минус налоги из прибыли.

Капитализированная  прибыль - это чистая прибыль минус дивиденды и минус, текущие выплаты из прибыли.

В связи с тем, что в бухгалтерском  учете есть специфика группировки  затрат и ежегодно вносятся изменения  в формулировки отдельных показателей, поэтому существуют разные трактовки отчетных данных предприятий. Так например, статья себестоимости продукции в отчете о прибылях и убытках представлена без управленческих расходов и расходов на реализацию. По состоянию на 2011 год в бухгалтерском отчете о прибылях и убытках представлены следующие показатели прибыли и методика их расчета.

Валовая прибыль рассчитывается как разница между выручкой от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку), за исключением суммы полученной организацией государственной помощи на покрытие разницы в ценах и тарифах, себестоимостью реализованных товаров, работ, услуг.

Прибыль (убыток) от реализации товаров, продукции, работ, услуг рассчитывается как разница между выручкой от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку), за исключением суммы полученной организацией государственной помощи на покрытие разницы в ценах и тарифах, и себестоимостью реализованных товаров, работ, услуг.

Прибыль (убыток) рассчитывается как сумма прибыли (убытка) от реализации товаров, продукции, работ, услуг, прибыли (убытка) от операционных доходов и расходов, прибыли (убытка) от внереализационных доходов и расходов.

Прибыль (убыток) до налогообложения как разница между показателем прибыли (убытка) и доходами и расходами, учитываемыми при налогообложении.

Чистая прибыль (убыток) рассчитывается:

Прибыли (убытка) минус налоги, сборы  и платежи из прибыли.

Для понимания, осмысления, планирования и анализа показателей прибыли необходимо знать практику бухгалтерского учета и выполнять необходимые корректировки с целью обеспечения сопоставимости исходных данных.

.3 Основные направления  и факторы повышения прибыли  предприятия. Управление прибылью

 

Существуют три основных направления повышения прибыли:

— технические;

— организационные;

— экономические.

Технические способы повышения прибыли базируются на совершенствовании технологии производства и приобретении современного технологического оборудования с целью приведения качества продукции в соответствие с международными стандартами.

Организационные пути увеличения прибыли проявляются в улучшении организации производства, труда и управления.

Существуют так же экономические рычаги повышения прибыли, а именно:

— стимулирование предприятий через принимаемые законы, постановления и другие нормативные документы;

— наличие конкурентной среды, способствующей поиску резервов снижения себестоимости продукции и выпуску конкурентоспособной продукции;

— материальное поощрение персонала за творческую и ответственную работу, обеспечивающее рост деловой активности.

На каждом предприятии  должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия  могут быть следующего характера:

— увеличение выпуска продукции;

— улучшение качества продукции;

— продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;

— снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;

— диверсификация производства;

— расширение рынка продаж и др.

Из этого перечня  мероприятий вытекает, что они  тесно связаны с другими мероприятиями  на предприятии, направленными на снижение издержек производства, улучшение качества продукции и использование факторов производства.

Изменение суммы прибыли  во времени происходит под воздействием множества факторов. Классификация  факторов, влияющих на прибыль предприятия, имеет большое значение для поиска резервов ее увеличения. По направленности влияния они делятся на внешние (независящие от деятельности предприятия) и внутренние (зависящие от работы трудового коллектива).

В числе внешних факторов основное влияние на размер и темпы изменения прибыли оказывает налоговая система государства. Она является сильнейшим экономическим рычагом, регулирующим взаимоотношения товаропроизводителей и государства. Эффективная налоговая система оказывает благоприятное влияние на экономическое поведение хозяйствующих субъектов и усиливает инвестиционную активность.

Внутренние факторы в свою очередь подразделяются на производственные и внепроизводственные. Внепроизводственные факторы связаны с коммерческой деятельностью предприятия, с выполнением природоохранной и социальной функции, с юридическими и кредитными отношениями партнеров. Производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли, т.е. средств труда, предметов труда и труда персонала.

В составе производственных факторов выделяются экстенсивные и интенсивные группы факторов. К экстенсивным факторам относятся те, которые отражают увеличение количества используемых производственных ресурсов (приобретение нового оборудования, увеличение численности работников, изменение коэффициента сменности и др.). К интенсивным факторам относятся те, которые свидетельствуют о повышении эффективности работы при тех же производственных ресурсах (повышение квалификации персонала и производительности труда, оптимизация загрузки производственных площадей и оборудования, рационализация всех сфер деятельности предприятия).

В процессе производства продукции и услуг перечисленные  факторы, влияющие на рост прибыли, находятся  в тесной взаимосвязи и зависимости.

Практическое воздействие на формирование, распределение и использование прибыли осуществляется через механизм управления прибылью, включающий:

· регулирование финансовой деятельности предприятия (государственное, рыночное и внутреннее);

· финансирование деятельности предприятия (целевое государственное финансирование, кредитование, лизинг);

· страхование финансовой деятельности предприятия (внешнее страхование и самострахование);

· рычаги финансово-экономического воздействия на прибыль (цена, штрафы, налоги, амортизационные отчисления, проценты по кредитам, дивиденды, затраты на производство и реализацию продукции и др.);

· финансовые инструменты (кредитные, страховые и депозитные договоры и др.);

· финансово-экономические методы анализа (экономико-математические, экономико-статистические, экспертные, динамические и др.).

В процессе управления прибылью предприятия основная роль отводится  формированию прибыли от реализации продукции.

Управление  прибылью - система оптимизации управленческих решений на стадии формирования, распределения и использования прибыли с целью увеличения рыночной стоимости предприятия, благосостояния ее собственников и членов трудового коллектива при условии полного соблюдения интересов государства.

Основные задачи управления прибылью подчинены реализации целевой взаимосвязи личных, коллективных и государственных интересов.

Основные задачи управления прибылью:

. Обеспечение опережающего  увеличения прибыли по сравнению  с возрастанием ресурсного потенциала  предприятия;

. Максимальное использование  резервов увеличения прибыли за счет операционной деятельности и реального инвестирования;

Информация о работе Анализ прибыли