Антимонополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.



С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

Содержание

Введение 3



1.

Экономическая природа и роль монополий в современной рыночной экономике. 4





Сущность монополий, цели и механизмы функционирования. 5





Виды монополий. 7





Предпосылки формирования и развития современных российских монополий. 7



2.

Основные направления антимонопольной политики в современных условиях. 10





Антимонопольная политика в отношении различных видов монополий. 12



Антимонопольная политика в отношении естественных монополий.





Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий. 17





Особенности антимонопольной политики развитых стран. 20



2.2

Особенности антимонопольной политики в России. 23



Заключение. 27



Список использованной литературы. 29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 49.28 Кб (Скачать файл)

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, МАРКЕТИНГА И ФИНАНСОВ

 

ФАКУЛЬТЕТ «ДЕЛОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ «Антимонопольная политика в России»

 

ПО КУРСУ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент I курса

 

Наумов Дмитрий Иванович

 

Группа 121/1

 

Руководитель: Ромащенко

 

Татьяна Дмитриевна

 

Работа защищена:

 

_______________ Оценка

 

_______________ Дата

 

_______________ Подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2002.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

 

Введение                                                                                                 3

 

1.    

Экономическая природа и  роль монополий в современной  рыночной экономике.                                                                                         4

 

           

Сущность монополий, цели и механизмы функционирования.      5

 

           

Виды монополий.                                                                              7

 

           

Предпосылки формирования и  развития современных российских монополий.                                                                                 7

 

2.    

Основные направления  антимонопольной политики в современных  условиях.                                                                                         10

 

           

Антимонопольная политика в  отношении различных видов монополий.                                                                                    12

 

            Антимонопольная политика в отношении  естественных монополий.

 

           

Антимонопольная политика в  отношении искусственных  монополий.                                                                    17

 

           

Особенности антимонопольной  политики развитых стран.            20

 

2.2          

Особенности антимонопольной  политики в России.                            23

 

Заключение.                                                                                            27

 

Список использованной литературы.                                                    29

 

 

 

 

 

Введение.

 

Проблемы монополизации  хозяйственной жизни, конкуренция  на товарных рынках привлекают сегодня  пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.

 

С начала 90-х годов эти  проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых последовательных мер против монополизма нельзя надеяться  на успех экономической реформы  и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит  от взвешенной, выверенной системы  регулирования государством монопольных  процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой  в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый  комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации  экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке  монополий.

 

В России процесс создания государственного контроля по недопущению  недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала  наличие свободной конкуренции  в хозяйственной деятельности.

 

Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования  монополистических процессов и  конкуренции, понимание населением России необходимости экономических  реформ в данной сфере.

 

В данной курсовой работе мы постараемся рассмотреть основные причины возникновения монополий; особенности современной монополизации  экономики; действующее в России антимонопольное законодательство и перспективы его усовершенствования, а также законодательство стран с развитой рыночной экономикой в области антимонопольной практики, опыт которой является небезынтересным и для России.

 

 

 

 

 

 

Экономическая природа и  роль монополий в современной  рыночной экономике.

 

Чистая монополия возникает  обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной  степени уникален. Это в полной мере можно отнести к естественным монополиям, когда увеличение числа  фирм в отрасли вызывает рост средних  издержек. Типичным примером естественной монополии являются муниципальные  коммунальные службы. В этих условиях монополист обладает реальной властью  над продуктом, в известной мере контролирует цену и может влиять на нее, изменяя количество товара.

 

Монополия возникает там  и тогда, где и когда велики барьеры для вступления в отрасль. Это может быть связано с экономией  от масштаба (как в автомобильной  и сталелитейной промышленности), с естественной монополией (когда  какие-либо компании – в сфере  почты, связи, газо- и водоснабжения  – закрепляют свое монопольное положение, получая привилегии от правительства).

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Рис. 1. Черты монополии.

 

 

Монополия

 

 

 

Уникальность продукции

 

 

 

Полная информация

 

 

 

Непреодолимые барьеры

 

 

 

Единственная фирма-гигант

 

 

XEROX», «IBM», «SONY» и  т.д. Монопольное положение, закрепленное  патентом, служит стимулом капиталовложений  в НИОКР и, тем самым, фактором  усиления монопольной власти. Вступление  в отрасль может быть существенно  ограничено и путем выдачи  лицензий. В США подлежат лицензированию  свыше 500 профессий (врачи, таксисты  и многие другие). Лицензия может  быть предоставлена как частной  фирме, так и государственной  организации (классический пример  – история водочной монополии  в России).

 

 

Монополия может иметь  своей основой исключительное право  на какой-либо ресурс (например, на естественные факторы производства). Примером является деятельность компании «Де Бирс», которая  уже давно монополизировала крупнейшие алмазные рудники в Южной Африке и потому контролирует мировой рынок  алмазов.

 

На рубеже позапрошлого и  прошлого веков публицисты социалистического  направления дали массу красочных  описаний агрессивной деятельности монополий. Их можно встретить, например, в работах Дж. А. Гобсона «Империализм» (1902 г.), Р. Гильфердинга «Финансовый  капитал» (1910 г.), Н.И. Бухарина «Мировое хозяйство и империализм» (1915 г.) и В.И. Ленина «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916 г.). Однако, в  настоящее время жесткие действия монополий, как и «нечестная»  конкуренция в целом, строго запрещены  в странах с развитой рыночной экономикой, хотя и встречаются на периферии цивилизованного мира.

 

Подведем итоги. Фирму  можно назвать чистым монополистом, если она является единственным производителем экономического блага, не имеющего близких  заменителей (субститутов), если она  ограждена от непосредственной конкуренции  высокими входными барьерами в отрасль.[1]

 

Сущность монополий, цели и механизмы функционирования.

 

Сущность монополии характеризуется  следующими моментами:

 

1. Монополия возникает  из господства в производстве;

 

2. Господствуя в производстве, монополия господствует на рынке;

 

3. Благодаря монопольным  ценам монополия получает монопольно  высокую прибыль.

 

Главной целью всякого  монополиста является получение  максимальной прибыли. Чтобы показать, при какой цене и каком объеме выпуска предельный доход монополиста  будет максимально приближен  к предельным издержкам и получаемая прибыль окажется наибольшей, обратимся  к числовому примеру. Представим себе, что фирма является единственным производителем данной продукции на рынке, и сведем данные об ее издержках  и доходах в табл. 1.

 

Мы предположили, что 1 тыс. ед. своей продукции монополист может  продать по цене 500 руб. В дальнейшем при расширении сбыта на 1 тыс. ед. он вынужден каждый раз снижать ее цену на 2руб., поэтому предельный доход  сокращается на 4руб. при каждом расширении объема продаж. Фирма будет максимизировать  прибыль, производя 14 тыс. ед. продукции. Именно при таком объеме выпуска  ее предельный доход в наибольшей степени приближен к предельным издержкам. Если она произведет 15 тыс. ед., то эта дополнительная 1 тыс. ед. больше добавит к издержкам, чем  к доходу, и тем самым уменьшит прибыль.

 

На конкурентном рынке, когда  цена и предельный доход фирмы  совпадают, было бы произведено 15 тыс. ед. продукции, причем цена продукции  была бы ниже, чем в условиях монополии.

Выпуск продукции, тыс. ед. 

Издержки 

Цена 

Доход 

Прибыль, тыс. руб.

 

Валовые тыс. руб. 

Предельные, руб. 

Валовой, тыс. руб. 

Предельный, руб. 

 

 

1000 

-1000

 

1470 

470 

500 

500 

500 

-970

 

1890 

420 

498 

996 

496 

-894

 

2265 

375 

496 

1488 

492 

-777

 

2600 

335 

494 

1976 

488 

-624

 

2920 

320 

492 

2460 

484 

-460

 

3230 

310 

490 

2940 

480 

-290

 

3535 

305 

488 

3416 

476 

-119

 

3850 

315 

486 

3888 

472 

38

 

4180 

330 

484 

4356 

468 

176

 

10 

4535 

355 

482 

4820 

464 

285

 

11 

4900 

365 

480 

5280 

460 

380

 

12 

5280 

380 

478 

5736 

456 

456

 

13 

5680 

400 

476 

6188 

452 

508

 

14 

6105 

425 

474 

6636 

448 

531

 

15 

6560 

455 

472 

7080 

444 

520

 

16 

7040 

480 

470 

7520 

440 

480

 

17 

7550 

510 

468 

7956 

436 

406

 

18 

8090 

540 

466 

8388 

432 

298

 

19 

8665 

575 

464 

8816 

428 

151

 

20 

9275 

610 

462 

9240 

424 

-35

 

 

Табл. 1. Динамика издержек и  доходов фирмы в условиях монополии.

 

Графически процесс выбора фирмой-монополистом цены и объема производства показан на рисунке 2:

 

 

Р,

 

руб.                                                             MC                                                                             474                                                                                                                                                                                                                     472                             A                                                                                                                                                                                                                             MR                 D                                                                                                                                                  Рис. 2.                      14               15                Q, тыс. ед.

 

 

 

Любая фирма, спрос на продукцию  которой не является абсолютно эластичным, будет сталкиваться с ситуацией, когда предельный доход меньше цены. Поэтому цена и объем производства, приносящие ей максимальную прибыль, будут  соответственно выше и ниже, чем  в условиях совершенной конкуренции. В этом смысле на рынках несовершенной  конкуренции каждая фирма обладает определенной монопольной властью, которая наиболее сильна при чистой монополии.[2]

 

Виды монополий.

 

Монополии можно классифицировать по разным видам. По месту в торговых сделках различают объединения, единолично продающие определенные товары множеству продавцов –  монополия, и объединения, единолично скупающие какие-то продукты у всех продавцов – монопсония.

 

По масштабам охвата рынка  монополия может установиться в  отраслевом масштабе – чистая монополия  или монопсония, или охватить масштаб  национального хозяйства – абсолютная монополия, например,  внешней торговли государства. Абсолютная монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает  механизм свободной конкуренции.

Информация о работе Антимонополия