Бедность и социальная защита населения в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 22:34, курсовая работа

Краткое описание

Высокий уровень бедности и экономического неравенства относятся к числу узловых проблем российского общества, поэтому в качестве темы данной курсовой работы я выбрала следующую: «Бедность и социальная защита населения в современной России». Любые социально-экономические инициативы государства – идет ли речь о мерах борьбы с бедностью, о реформировании системы льгот, законах об ипотеке и изменении критериев бесплатного предоставления жилья – должны опираться на адекватное представление о существующем в обществе уровне бедности и его дифференциации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..…….. 2
Бедность в современной России как основная социальная проблема……...………….4
Причины бедности в России……………………………………………….…………..…..4
Малообеспеченность и бедность населения как угроза экономической безопасности России………………………………………………………………….…….8
Динамика статистических данных, характеризующих уровень бедности в России………………………………………………………………………………………..14

Социальная защита населения в России……………………………………………...……20
Основные способы борьбы с бедностью……………………………………………….20
Пути совершенствования государственной поддержки малообеспеченного населения………………………………….………………………………………….……..23
Заключение…………………………………………………….……………………………….……29
Список использованной литературы ……………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая №1.docx

— 112.99 Кб (Скачать файл)

В советские времена понятие  «бедность» практически не применялось. На смену ему пришло понятие «малообеспеченные», призванное подчеркнуть, что в Советском  Союзе нет людей, которые не обеспечены всем необходимым для жизни, а  население делится на тех, кто  обеспечен в большей или меньшей  степени. В постсоветской России произошло, как считают многие исследователи, массовое обнищание населения. К 1992, по данным Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, за чертой бедности проживало примерно 90% населения России. Подобного рода цифры, однако, трудно признать достоверными, поскольку для оценки бедности в России применялись критерии, которые используются в развитых странах.

Однако официальная российская статистика (Рис.1) тоже отмечала в 1990-е высокий уровень бедности, хотя и не более 35%.

Рис.1 Уровень бедности в России

 

 Первый скачок уровня  бедности был связан с либерализацией  цен в 1992, другой произошел  после дефолта 1998. Однако в  целом уровень бедности в России, по официальным данным, имеет  тенденцию снижаться – от 30–35% в начале 1990-х до 18-20% в 2000-х.

Резкие расхождения между  данными Госкомстата и цифрами, получаемыми отдельными исследователями, во многом зависят от используемого  определения бедности. Госкомстат  исходит из определения бедности через прожиточный минимум (например, на IV квартал 2004 для России прожиточный  минимум составил 2451 руб.), измеряя  абсолютную бедность. Те же исследователи, которые дают более высокие цифры  бедности, обычно измеряют относительную  бедность.

Разные регионы России сильно различаются по уровню бедного  населения. Самая низкая доля бедных в середине 2000-х насчитывалась  в Тюменской области (менее 18%), самая  высокая – в Республике Ингушетия (более 95%).

Бедность в России обладает чертой, типичной для развивающихся  стран. В развитых странах мира бедность, как правило, связана с безработицей. В России же бедность охватывает не только безработных, но и многих работающих на малооплачиваемых должностях (в  первую очередь в бюджетном секторе  экономики).

С 1992 г. россиян с самыми низкими доходами стало меньше на 0,8%. В 1992 г. их было 6%, в 2011 г. — 5,2%, сказал Суринов. За тот же период численность  россиян с самыми высокими доходами выросла с 38,3% до 47,4%. Руководитель Росстата считает, что на Западе доля богатых  значительно ниже, и в этом отношении  Россия невыгодно отличается от западных стран.

К сожалению, данные Росстата и вышеназванные цифры имеют  некоторые различия. Динамика численности  населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в РФ за 2002-2011 гг. представлена в таблице 1.

 

Табл.1 Структура денежных доходов населения России, %

Год

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Денежные доходы

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Оплата труда

65,8

63,9

65,0

63,6

65,0

67,5

68,4

66,9

64,6

66,9

Социальные выплаты

15,2

14,1

12,8

12,7

12,0

11,6

13,2

14,9

17,8

18,2

Доходы от собств-ти

5,2

7,8

8,3

10,3

10,0

8,9

6,2

6,5

6,3

3,7

Доходы от предпринимательской  деятельности

11,9

12,0

11,7

11,4

11,1

10,0

10,2

9,7

9,3

9,1

Другие доходы

1,9

2,2

2,2

2,0

1,9

2,0

2,0

2,0

1,9

1,9


 

В 2005 году компанией «Левада-Центр» был проведен социологический опрос  с целью поиска решений проблемы бедности и дифференциации населения  по доходам. Число опрошенных составило 2107 человек. Опросом были охвачены все  половозрастные и социальные группы населения во всех регионах страны  [Приложение А].

Результаты проведенного социологического исследования свидетельствуют  о том, что:

  • россияне считают, что бороться с бедностью должно, прежде всего, государство;
  • группа россиян,  считающая,  что люди сами должны заботиться о собственном благополучии, весьма малочисленна;
  • относительно много радикально настроенных граждан, считающих, что наиболее эффективный путь борьбы с бедностью – отнять у богатых сверхдоходы и собственность и поделить их между бедными.

Естественно, что самые  молодые респонденты (16-24  года) считают, что люди сами должны заботиться о  своем благополучии – 15,4%. Напротив, люди, выходящие и вышедшие на пенсию (55-64 года), не согласились с этим. 

Только 2% опрошенных в данной возрастной категории считают, что  надо быть «самостоятельными».  Интересно,  что среди более старших (65  лет и старше) таких оказывается больше – 4%. По-видимому, «острота впечатлений» от выхода на пенсию у них уже прошла, и они поняли, что забота государства такова, что с голода, может, и не умрешь, но достойно жить все-таки проблематично.

Считающих наилучшим путем  борьбы с бедностью заботу государства -  больше всего среди людей  с образованием ниже среднего – 64,9%. Они же менее всего считают, что  люди должны о себе заботиться сами – 6,3%. А вот респонденты с высшим образованием с последним согласны в большей степени по сравнению  с другими группами (10,3%).

С началом кризиса число  бедных в России парадоксальным образом  не увеличилось, а сократилось. Такие  парадоксы российской статистики эксперты объясняют директивным назначением  прожиточного минимума, а также увеличением  пенсий, которые формально вывели пенсионеров из бедности.

В 2008 году, несмотря на то что во втором полугодии страна погрузилась в острую фазу кризиса, число бедных россиян оказалось меньше, чем в благополучные годы. Доля граждан, находящихся за чертой бедности, опустилась до 13,1% против 13,3% в 2007 году. В абсолютных цифрах доходы ниже прожиточного минимума в 2008 году имели 18,5 млн. россиян, тогда как в 2007 году таких было на 200 тыс. человек больше. Результат удивляет, особенно если учесть, что в 2006 году бедными, по данным Росстата, были 15,2% населения, или 21,5 млн. человек, а в 2005 году – 17,7%, или 25,2 млн. наших сограждан [Приложение Б].

Росстат объясняет, что ничего странного в этих тенденциях нет. По словам главы ведомства Владимира  Соколина, нельзя забывать, что первая половина 2008 года была благополучной, что не могло не отразиться на результатах по итогам года. Кроме того, по его словам, в России основную массу бедных составляют пенсионеры, пенсии которых последнее время регулярно индексируются, что позволяет многим из них выйти из категории граждан, живущих за чертой бедности. «Нельзя также не учитывать, что в кризис, как правило, снижается разрыв между наиболее бедными и богатыми слоями граждан за счет снижения уровня зарплат при неизменных или растущих пенсиях», – обратил внимание Соколин.

Прожиточный минимум в  РФ, согласно расчетам Росстата, в четвертом  квартале 2010 года составил 5902 рубля  на одного человека в месяц (против 5144 рублей в четвертом квартале 2009 года), в том числе для трудоспособного  населения - 6367 рублей (5562 рубля), для  пенсионеров - 4683 рубля (4091 рубль), для  детей - 5709 рубля (4922 рубля).

Из этой суммы стоимость  потребительской корзины в четвертом  квартале 2010 года в среднем составляла 5502 рубля на человека в месяц, расходы  по обязательным платежам и сборам составили в общей сумме прожиточного минимума 400 рублей на человека в месяц.

В целом по России среднедушевые  денежные доходы населения в четвертом  квартале 2010 года составили 21 тыс. 917 рублей в месяц, что составляет 371% от величины прожиточного минимума. Среднемесячная заработная плата в четвертом  квартале составила 23 тыс. 491 рубль (369% к прожиточному минимуму для трудоспособного  населения). Средний размер пенсий в  четвертом квартале составил 8 тыс. 166 рублей (174% к величине прожиточного минимума для пенсионеров).

Средний возраст бедных - 47 лет. В среде бедных значительно  больше многодетных, неполных семей, больше семей, в составе которых пенсионеры и инвалиды. В каждой четвертой  бедной семье есть безработный или  работающий на временной работе. У  многих очень плохие жилищные условия, недостаток мебели, необходимых бытовых  приборов. Свыше 80% бедных имеют менее 25 квадратных метров общей площади  на человека (в то время как свыше 70% богатых живут в 3-4-комнатных  квартирах либо имеют особняки). Только 7% из числа бедных имеет хоть какие-то сбережения, до 40% бедных семей  имеет долги - в том числе по коммунальным платежам, стоимость которых  за минувшие два года выросла по стране вдвое.

Уровень бедности в России в 2011 г. вырос до 12,8% от общей численности  населения, заявил на пресс-конференции  руководитель Росстата Александр Суринов. Этот показатель характеризует процент  населения, который находится за чертой бедности. В 2010 г. за чертой бедности проживали 17,9 млн россиян, то есть 12,6% от всего населения. Самый высокий уровень бедности был зафиксирован в 1992 г. — 33,5%.

Все признают, что бедность имеет много негативных последствий. Бедность является фактором социальной напряженности. Борясь с несправедливым, по их мнению, распределением доходов, бедные склонны к совершению преступлений и к насильственным методам политической борьбы. История показывает, что во время революций и иных политических потрясений именно бедные были «горючим» материалом социальных переворотов и стремились «грабить награбленное». Даже если бедные не совершают актов насилия в отношении других людей, общество в котором они живут, все равно несет потери. Бедный человек не может полноценно участвовать в жизни общества, его творческий потенциал не раскрывается и пропадает бесплодно. Особенно трагична «наследуемая» бедность, когда дети бедняков при одинаковых способностях имеют гораздо меньше шансов самореализоваться, чем их сверстники, родившиеся в семьях с нормальным достатком.

Таким образом, мы понимаем, что бедность в современной России – огромная проблема, справляться  с которой должно само население, но в первую очередь, государство, проводящее социально-экономические меры борьбы с бедностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социальная защита населения в России
    1. Основные способы борьбы с бедностью

 

В настоящее время в нашей  стране в основном завершился начальный  этап изучения бедности и выработки  подходов к ее снижению в новых  условиях. Его результатом стало  значительное развитие социального  законодательства, формирование общественной потребности в комплексном решении  этой проблемы с опорой на науку, а  также развитие ряда исследовательских  коллективов, способных совместно  с практиками реализовывать комплексные  международные, общероссийские и региональные проекты по снижению уровня бедности.

Анализ причин и факторов бедности позволяет сделать вывод  о том, что стратегия содействия сокращению бедности будет эффективна только в том случае, если ее основу составят следующие три направления:

    • создание условий, позволяющих работающему населению зарабатывать достаточно для того, чтобы семья не пребывала в состоянии бедности.
    • создание эффективной системы поддержки социально уязвимых групп населения (престарелые, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальной ситуации, беженцы и т.п.),
    • противостояние дискриминации бедных при доступе к бесплатным или дотируемым социальным услугам.

Для предотвращения дальнейшего  роста численности бедного населения  также необходимо обеспечить соблюдение следующих правил.

1. Прохождение всех масштабных  реформ через процедуру экспертизы  социальных последствий. В случае, если реформы приводят к ухудшению положения уязвимых категорий граждан, они не могут быть одобрены без наличия компенсационной социальной компоненты. До тех пор, пока положительная динамика уровня жизни не приведет к существенному сокращению масштабов бедности, следует воздержаться от принятия новых методологических принципов определения и измерения бедности, следствием которых является рост численности бедных. В условиях, когда такие шаги не подкреплены адекватными мерами социальной поддержки, существенно затрудняется доступ к социальной помощи самых уязвимых категорий граждан.

Информация о работе Бедность и социальная защита населения в современной России