Бедность и социальная защита населения в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 22:34, курсовая работа

Краткое описание

Высокий уровень бедности и экономического неравенства относятся к числу узловых проблем российского общества, поэтому в качестве темы данной курсовой работы я выбрала следующую: «Бедность и социальная защита населения в современной России». Любые социально-экономические инициативы государства – идет ли речь о мерах борьбы с бедностью, о реформировании системы льгот, законах об ипотеке и изменении критериев бесплатного предоставления жилья – должны опираться на адекватное представление о существующем в обществе уровне бедности и его дифференциации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..…….. 2
Бедность в современной России как основная социальная проблема……...………….4
Причины бедности в России……………………………………………….…………..…..4
Малообеспеченность и бедность населения как угроза экономической безопасности России………………………………………………………………….…….8
Динамика статистических данных, характеризующих уровень бедности в России………………………………………………………………………………………..14

Социальная защита населения в России……………………………………………...……20
Основные способы борьбы с бедностью……………………………………………….20
Пути совершенствования государственной поддержки малообеспеченного населения………………………………….………………………………………….……..23
Заключение…………………………………………………….……………………………….……29
Список использованной литературы ……………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая №1.docx

— 112.99 Кб (Скачать файл)

В программе государственной  помощи для бедных:

  • разделение двух видов социальной помощи (процедуры их предоставления и финансирования): адресного пособия по бедности, предоставляемого на основе проверки доходов, и помощи в «трудной жизненной ситуации»;
  • помощь в «трудной жизненной ситуации» будет оказываться в рамках отдельной программы, дополняющей систему адресной социальной помощи, но не являющейся ее частью. Местное сообщество будет играть ключевую роль в выявлении получателей и определении размера помощи. Бюджет экстренной помощи, предоставленной в случае крайней необходимости, будет гораздо меньше объема средств пособия в рамках адресной программы социальной помощи. Данный вид помощи не будет предоставляться на постоянной основе малоимущим семьям, а будет носить единовременный характер и выплачиваться только при чрезвычайных обстоятельствах. Здесь заслуживает внимание опыт Республики Калмыкия, которая при поддержке Министерства экономического развития РФ разработала регламент оказания помощи в трудной жизненной ситуации.

Второй вариант предполагает введение единого пособия по бедности, что предполагает:

  • Отказ от ежемесячного пособия на ребенка и интеграция его в систему единого пособия по бедности.
  • Совершенствование системы предоставления субсидий на оплату ЖКУ (согласно варианту 1).
  • Введение единого адресного пособия по бедности, которое позволит обеспечить некий минимальный уровень доходов каждому участнику программы, чей доход оказался ниже черты бедности.
  • Такой расчет размера адресного пособия по бедности, чтобы беднейшие домохозяйства получили наибольшее пособие, при этом, однако, у них не должно возникать желания скрывать свои реальные доходы. Черта бедности для определения права на получение пособия будет определяться на основе «гарантированного минимального дохода» и, таким образом, будет сочетать требование финансовой доступности и необходимость защитить домохозяйства с наименьшими располагаемыми ресурсами. В данном случае можно рекомендовать опыт г. Казань, где оно определяется в размере разницы между доходом и административной чертой бедности, составляющей 75% от прожиточного минимума с введением системы социального контракта, что должно стимулировать получателей к труду.
  • Определения права на пособие по бедности на основе проверки доходов и имущества. Имущественная проверка будет выстроена так, чтобы ее проведение было простым, а результаты - легко проверяемыми (например, факт недавнего приобретения товара длительного пользования).
  • Социальный контракт станет неотъемлемым условием при предоставлении адресного пособия по бедности. Его условия будут основываться на принципе «прежде всего - возможность трудиться», что, как предполагается, будет стимулировать трудоспособных индивидов совершенствовать и использовать свой трудовой потенциал. Такие условия могут включать поиск работы, временное участие в общественных работах, участие в программе реабилитации для индивидов с алкогольной зависимостью, участие в программе переподготовки или выполнение хотя бы какой-нибудь работы.
  • Реформа программы помощи в трудной ситуации.

Таким образом, для решения проблемы бедности государству и общественным организациям недостаточно просто проводить социальные программы по поддержке малоимущих, а нужно еще и стимулировать увеличение числа представителей среднего класса. По моему мнению, начинать решение проблемы бедности в России надо с того, чтобы государство помогало бедным зарабатывать себе на жизнь. То есть надо создавать условия для самостоятельного выхода из бедности трудоспособных слоев населения на трудовой основе. Для этого необходимо поддерживать развитие малого бизнеса; создавать крупные государственные проекты, в которых могут быть задействованы ныне безработные граждане; создание временных рабочих мест. Так же нельзя забывать о гражданах из уязвимых групп, таких как инвалиды, престарелые, многодетные семьи и т.д. Учитывая то, что данные группы населения не могут обеспечить себя самостоятельно в виду различных причин, то для преодоления бедности им необходима мощная поддержка государства, выраженная в различных пособиях, льготах и другой материальной поддержке. Так же помощью для данных категорий населения могло бы оказаться создание рабочих мест, где они бы могли реализовать себя в меру своих ограниченных возможностей.

 

 

Заключение

 

Бедность значительной части  населения на протяжении ряда лет  продолжает оставаться одной из главных  социальных угроз успешного развития общества. Экономические реформы, происходящие в нашей стране в течение последних  лет, серьезно изменили социальную структуру  общества. Произошло стремительное  социальное расслоение, появились слои очень богатых и крайне бедных граждан. Подавляющее большинство  людей лишились социальной защиты государства, и оказались перед необходимостью приспосабливаться к жизни в  условиях рыночной нестабильности. В  этих условиях появление большого количества бедных людей оказалось неизбежным. Неудовлетворение минимальных потребностей человека (семьи) считается бедностью. Неудовлетворение потребности может вести либо к изменению нормальной жизнедеятельности человека, либо к его гибели. Бедность ведёт к самым негативным последствиям как для общества, так и для экономики. Поэтому борьба с ней является первоочередной задачей. Можно прийти к выводу, что бедность нельзя искоренить полностью. Однако это не означает, что с бедностью не надо бороться. Соответствующие усилия предпринимались и предпринимаются. Для решения проблемы бедности государству и общественным организациям недостаточно просто проводить социальные программы по поддержке малоимущих, а нужно еще и стимулировать увеличение числа представителей среднего класса. По моему мнению, начинать решение проблемы бедности в России надо с того, чтобы государство помогало бедным зарабатывать себе на жизнь. То есть надо создавать условия для самостоятельного выхода из бедности трудоспособных слоев населения на трудовой основе. Для этого необходимо поддерживать развитие малого бизнеса; создавать крупные государственные проекты, в которых могут быть задействованы ныне безработные граждане; создание временных рабочих мест. Так же нельзя забывать о гражданах из уязвимых групп, таких как инвалиды, престарелые, многодетные семьи и т.д. Учитывая то, что данные группы населения не могут обеспечить себя самостоятельно в виду различных причин, то для преодоления бедности им необходима мощная поддержка государства, выраженная в различных пособиях, льготах и другой материальной поддержке. Так же помощью для данных категорий населения могло бы оказаться создание рабочих мест, где они бы могли реализовать себя в меру своих ограниченных возможностей.

Комплексная методология  снижения уровня бедности должна включать конкретизацию цели, анализ ситуации с бедностью в контексте социально-экономического неравенства, определение задач, разработку нормативов их решения в нашей  стране. С учётом остроты имеющихся  проблем, надо определить содержание мер, направленных на снижение бедности и  повышение уровня жизни населения. В первую очередь важны те из них, которые непосредственно влияют на рост уровня потребления населения, доступность благ и их качество, приводят к развитию человеческого  потенциала. Также необходимо разрабатывать региональные целевые программы снижения бедности, повышения уровня и качества жизни. Это позволит в полной мере реализовать новые социальные полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации перед жителями соответствующих регионов, учитывать на местах те особенности бедности, которые не могут быть предусмотрены в общероссийской программе. Это позволит скоординировать усилия государственных органов и чётко распределить их функции.

В данной работе отражена картина  бедности в России с точки зрения экономики, но при этом показана социальная и нравственная сторона этой проблемы. Исходя из всего вышеизложенного, становится ясно, что только грамотная политика государства может вывести страну на достойный уровень, улучшить социальный климат в обществе, укрепить социальную безопасность и, соответственно, решить проблему бедности и неравенства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Денисов, Н.А. Проблема бедности в России в контексте макроэкономической политики // Уровень жизни населения регионов России.- 2009.
  2. Деркачева Т.В. Правовое регулирование государственной социальной помощи (федеральный и региональный аспекты): автореф. канд. дис. М., 2007.
  3. Курс экономической теории: учебное пособие / Под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2007.
  4. Основные социально-экономические показатели РФ // Вопросы статистики, N 9, 2010.
  5. Предложения по стратегии социальной защиты // Общество и экономика. 2007. №4. С. 45-123
  6. Тарусин М. Реальная Россия // Эксперт, N 19, 2007.
  7. Челнокова Г.Б. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России: науч.-практ. пособие - М. : "Проспект", 2009.
  8. Шевяков А.В. Социальное неравенство, бедность и экономический рост // Общество и экономика. № 2, 2011.
  9. www.chelt.ru/2010/1-10/roik_1-10.html
  10. www.gks.ru
  11. www.top-personal.ru/issue.html?1603
  12. www.rg.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

 

 

 

1 -  государство должно увеличить  заработную плату работникам  бюджетной сферы и размеры  социальных выплат  (пенсии,  стипендии  и пр.) (61%)

2 -  бизнес должен взять на  себя ответственность за социальную  поддержку населения страны (15%)

3 - нужно отнять у богатых  сверхдоходы и собственность  и поделить их

между бедными (11%)

4 - люди должны сами заботиться  о своем благополучии,  не перекладывая  свои проблемы на государство  и общество (8%)

5 – другое (5%)

6 – нет ответа (1%)

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

За 2003-2009 гг. показатели рассчитаны с  использованием численности населения  без учета итогов ВПН-2010, за 2010 г. - с учетом предварительных итогов ВПН-2010.

 


Информация о работе Бедность и социальная защита населения в современной России