Безработица в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 18:54, контрольная работа

Краткое описание

Безработица - не просто отсутствие работы, это также и социальная катастрофа, оказывающая мощное и разрушительное влияние на людей. Это явление сказывается на экономическом, социальном и психологическом состоянии людей. И хотя безработица может оказаться созидательным, мобилизующим волю испытанием, большинство прошедших через это говорят, что пережили отчаяние, бессилие и растерянность, особенно если были без работы дольше, чем несколько недель. Психологами доказано, что столкновение с безработицей отрицательно сказывается на средней продолжительности жизни, состоянии здоровья, долголетии и уровне смертности, пристрастии к алкоголю.

Содержание

Введение 3
1. Безработица: сущность и виды 5
1.1. Понятие и сущность безработицы 5
1.2. Виды безработицы 8
2. Безработица в России 12
2.1. Причины возникновения и роста безработицы в Российской Федерации 12
2.2. Особенности безработицы в России 16
2.3. Возможные пути решения проблем безработицы в России 22
Заключение 34
Список использованной литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

контр.раб. по эконом.теории№2( Безработица ее сущность,виды,полож-е и отриц-е последствия,методы снижения.doc

— 373.00 Кб (Скачать файл)

В январе 2012г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 18,7%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 26,1%.

Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.

Рисунок 2.5 Уровень безработицы по федеральным округам

Данные по субъектам Российской Федерации приведены в приложении.

В целях повышения представительности данных об экономической активности населения показатели занятости и безработицы по субъектам Российской Федерации приводятся в среднем за три последних месяца.

 

2.3. Возможные пути решения проблем безработицы в России

 

Абсолютно ясно одно: с безработицей можно и нужно бороться. Полностью искоренить ее невозможно, но есть шансы свести ее к минимуму. Методы борьбы определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны.

Постоянное поддержание определенного уровня занятости населения — сложная проблема для любой страны, в том числе имеющей многовековые рыночные традиции. Считается, что в сфере занятости рынок не может оказывать автоматического влияния на процесс саморегулирования. Поэтому во всех странах рыночной ориентации проводится политика регулирования занятости на основе, применения постоянных, гибких по формам и средствам мер воздействия на сферу занятости. Обеспечение более полной и эффективной занятости населения является одной из важнейших задач любого демократического общества.            

При проведении государственной политики занятости все большее значение приобретают конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ). Разрабатываются различные конвенции в области труда и его оплаты на основе применения современных правил и подходов. Международная организация труда была создана в 1919 г. с целью содействия общественному прогрессу, повышения благосостояния населения, улучшения условий труда и защиты прав человека на основе установления и поддержания эволюционным путем социального мира между различными слоями общества.

Для достижения этих целей МОТ решает следующие задачи:

- разрабатывает согласованную политику и программы, направленные на решение социально-трудовых проблем;

- разрабатывает и принимает международные трудовые нормы в виде конвенций и рекомендаций для реализации принятой политики;

- помогает странам-участницам в решении проблем занятости и сокращения безработицы;

- защищает права человека, в частности на труд и на объединения, защищает человека от принудительного труда, дискриминации и т.п.;

- организует и ведет борьбу с бедностью, за улучшение жизненных условий трудящихся, развитие социального обеспечения;

- разрабатывает программы в области улучшения условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды;

- содействует организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительством по регулированию социально-трудовых отношений;

- разрабатывает меры по защите наиболее уязвимых групп трудящихся — женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов.

Деятельность МОТ ведется как на макро-, так и на микроэкономическом уровне. Меры макроэкономического характера охватывают область минимальной заработной платы, уровень жизни работников, инфляционные процессы. Меры микроэкономического характера охватывают область переобучения, создания системы непрерывного образования и др.

Результатом работы МОТ являются конвенции и рекомендации, которые применяют правительства многих стран, заботящихся о собственном авторитете. Конвенция МОТ — это международный договор, который должен быть ратифицирован и соблюдаться государствами-членами. Рекомендация МОТ представляет собой ориентир для отдельного государства в выработке политики, разработке национального законодательства и практических мер в социально-трудовой сфере. Разработками МОТ могут пользоваться как правительственные структуры, так и представители организаций трудящихся и предпринимателей.

В настоящее время МОТ стала, по существу, международным координатором работ по организации труда, ведутся работы в области охраны, гигиены труда и производственной среды. В вопросах заработной платы МОТ не ставит своей целью унификацию подходов. Главное — достижение гарантий оплаты труда, обеспечивающей удовлетворительные условия жизни и признание принципа равенства вознаграждения за равный труд. Уделяется внимание индексации заработной платы, оценке и оплате труда по результатам.

Регулирующее воздействие на занятость населения оказывают в России три основных субъекта: государство, работодатели и профсоюзы. К сожалению, в стране роль профсоюзов в решении проблем занятости близка к нулю.

Государство решает стратегические вопросы занятости населения, определяет основные контуры социально-экономической политики занятости и сокращения безработицы. Для их реализации разрабатывает программы обеспечения занятости населения, по профессиональной подготовке и профессиональной ориентации, трудоустройства лиц, особо нуждающихся в социальной защите, обеспечивает гарантии для безработных граждан. Государство, не вмешиваясь во внутрипроизводственную деятельность предприятий, воздействует через налоговую систему, денежную и кредитную политику на его деятельность, аккумулирует денежные средства на решение социальных вопросов занятости.

Работодатели, являющиеся вторым субъектом регулирования занятости, свою функцию в этом плане осуществляют путем сохранения создания и предложения рабочих мест на рынке труда. Но при этом создание рабочих мест и предложение его на рынок труда для работодателя в целях сокращения безработицы носит необязательный характер.

При регулировании занятости и безработицы работодатели как государственных, так и негосударственных предприятий должны строить свою деятельность на основе принципа добровольности труда, который складывается из следующих моментов: свобода выбора гражданином между занятостью и незанятостью в общественном производстве; свобода выбора профессионального приложения труда; право выбора форм собственности при приложении своего труда; выбор работником более благоприятного для него режима труда; добровольный выбор географического места приложения труда. Однако все эти названные формы проявления свободы в реальности в условиях высоких показателей безработицы резко сужаются.

Общие меры по сокращению безработицы следующие:

1. Трудоустройство непосредственно  на предприятии путем создания  новых рабочих мест (расширение  или создание подразделений, переквалификация  на другие специальности и т.д.).

2. Организация общественных работ (благоустройство территорий, лесных  массивов и городских улиц, работа  на овощных базах, по уборке  сельскохозяйственной продукции).

3. Поощрение частного предпринимательства  и стимулирование самозанятости населения, развитие малого бизнеса (товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства).

4. Переподготовка и профессиональная  подготовка по дефицитным специальностям  и профессиям.

5. Использование гибких форм  занятости (надомный труд, неполный  рабочий день, неделя).

6. Широкая информация населения  о возможности трудоустройства, проведение ярмарок вакансий, дней открытых дверей и т.д.

Пассивные методы включают создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

В последние годы проблемам занятости и сокращения масштабов безработицы начали заниматься и негосударственные структуры. Эти структуры решают вопросы трудоустройства, профессиональной подготовки и переподготовки граждан, информированием населения о рабочих местах и потребностях в кадрах с соответствующей профессией и квалификацией. К негосударственным структурам относятся коммерческие биржи труда, рекрутинговые фирмы, некоторые учебные центры, коммерческие агентства по подбору кадров, различные общества занятости и т. п. В Москве и Московской области получили широкую известность такие учреждения как общество «Триза», корпорация «Исида» и «Инфо-Сервис». Предпринятые негосударственными структурами шаги по решению проблем безработицы безусловно заслуживают положительной оценки.

Государственная политика в области занятости должна решать два основных вопроса:

1. удовлетворение потребности в рабочей силе функционирующего инвестирующего капитала. Энергично и прибыльно функционирующий капитал — лучшее свидетельство эффективного использования рабочей силы;

2. обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условие нормального существования людей. Забота о благосостоянии населения является традиционной функцией государства.

Политика российского государства в области занятости осуществляется по следующим направлениям:

- обеспечение равных возможностей трудоустройства всем гражданам страны независимо от пола, национальности, возраста, социального положения и вероисповедания;

- соблюдение добровольности труда, свободного волеизъявления граждан при выборе вида занятости;

- обеспечение социальной защиты в области занятости;

- поддержка самостоятельности регионов при проведении централизованных мероприятий государства в решении проблем занятости;

- поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности;

- координация деятельности в области занятости с другими направлениями деятельности государственных органов — экономическими и политическими, включая социальное обеспечение, регулирование и распределение доходов;

- поощрение работодателей, создающих новые рабочие места;

- обеспечение занятости для малочисленных народов с учетом исторически сложившихся видов занятости;

- международное сотрудничество в решении проблем занятости.

Государственная политика занятости в стране направлена не только на регулирование общих процессов в сфере труда, но и на осуществление их в рамках мер, разработанных для регулирования локальных (региональных) рынков труда. Схожие по регионам тенденции функционирования рынка труда определяют эффект при едином подходе к решению проблем занятости, особенно в расчете на перспективу.     Для каждого региона в соответствии с особенностями рынка вообще, и рынка труда в частности, разработаны дифференцированные подходы к мерам регулирования, установлен их приоритет: 
1) для Центрального, Волго-Вятского и Уральского регионов:

- совершенствование профессиональной переподготовки высвобождаемых работников; 

- создание новых рабочих мест; 

- поддержание и оказание помощи в развитии процессов самозанятости;

- поощрение миграции населения;

- диверсификация источников средств финансирования региональных программ занятости; 
2) для Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского и Дальневосточного регионов:

- оценка перспектив занятости в базовых отраслях регионов;

- поддержка диверсификации производства на основе более полного использования богатых ресурсов регионов;

- поддержка традиционных видов занятости коренного населения;

- расширение спектра профессий и специальностей при подготовке и переподготовке кадров;

- образовательное и финансовое содействие развитию самозанятости и мелкому бизнесу;

3) для Поволжского, Центрально-Черноземного и Северо-Кавказского регионов:

- углубление агропромышленного профиля подготовки и переподготовки работников;

- содействие развитию самозанятости населения;

- активное содействие усилению агропромышленной специализации регионов;

- создание новых рабочих мест, особенно в сфере услуг.

Правительство РФ разработало комплекс мер по борьбе с безработицей в период кризиса. Они представлены в Антикризисном плане правительства. В режиме немедленного реагирования правительство приняло специальные меры по снижению социальной напряженности, в первую очередь в отношении ухудшающейся ситуации на рынке труда.

Субъектами РФ приняты 82 региональные программы, предусматривающие опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организацию переезда увольняемых на работу в другую местность. Проводятся специальные мероприятия по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

Дополнительные бюджетные средства выделяются в виде субсидий из федерального бюджета на основании специальных соглашений с субъектами РФ.

Повышена информированность работников и работодателей по вопросам предоставления гарантий государства в области занятости населения, о ситуации на рынке труда в субъекте Российской Федерации. Во всех субъектах РФ организована работа консультационных пунктов и телефонных "горячих линий".  Для содействия занятости безработных и незанятых граждан, а также граждан, находящихся под риском увольнения, организована работа информационного портала "Работа в России". Обновление вакансий осуществляется еженедельно.

Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.

Информация о работе Безработица в России