Безработица в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 18:54, контрольная работа

Краткое описание

Безработица - не просто отсутствие работы, это также и социальная катастрофа, оказывающая мощное и разрушительное влияние на людей. Это явление сказывается на экономическом, социальном и психологическом состоянии людей. И хотя безработица может оказаться созидательным, мобилизующим волю испытанием, большинство прошедших через это говорят, что пережили отчаяние, бессилие и растерянность, особенно если были без работы дольше, чем несколько недель. Психологами доказано, что столкновение с безработицей отрицательно сказывается на средней продолжительности жизни, состоянии здоровья, долголетии и уровне смертности, пристрастии к алкоголю.

Содержание

Введение 3
1. Безработица: сущность и виды 5
1.1. Понятие и сущность безработицы 5
1.2. Виды безработицы 8
2. Безработица в России 12
2.1. Причины возникновения и роста безработицы в Российской Федерации 12
2.2. Особенности безработицы в России 16
2.3. Возможные пути решения проблем безработицы в России 22
Заключение 34
Список использованной литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

контр.раб. по эконом.теории№2( Безработица ее сущность,виды,полож-е и отриц-е последствия,методы снижения.doc

— 373.00 Кб (Скачать файл)

Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.

Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

Функции службы занятости многообразны:

1. Анализ и прогнозирование спроса  и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей  о состоянии рынка труда;

2. Учет свободных рабочих мест  и граждан, обращающихся по вопросам  трудоустройства;

3. Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника.

4. Консультация обращающихся в  службу занятости трудящихся  и работодателей о возможностях  получения работы и обеспечения  рабочей силой, о требованиях, предъявляемых  к профессиям и работникам;

5. Оказание помощи гражданам  в выборе подходящей работы, а  работодателям - в подборе необходимых  работников;

6. Для граждан, потерявших работу  и заработок, подходящей считается  работа, соответствующая их профессиональной  подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.

7. Организация профессиональной  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации граждан в учебных  центрах службы занятости или  других учебных заведениях, оказание  помощи в развитии и определении  содержания курсов обучения и  переобучения;

8. В настоящее время уровень профессиональной подготовки занятого населения достаточно низок. При значительном высвобождении с предприятий работников потребуется организация курсов ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной программе. Служба занятости и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно-территориального деления, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ. Центры занятости городов, ориентируясь на свободные учебные места, могут заключать с высвобожденными работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии.

9. Оказание услуг в профессиональной  ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения. В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию.

10. Регистрация безработных и  оказание им в пределах своей  компетенции помощи.

11. В законе определен статус  безработного, которым является  вынуждено незанятый человек, по  отношению к которому государство  не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан принять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке. Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанность принять предложение о подходящей работе.

12. Оплата стоимости профессиональной  подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует  получение новой профессии, установление  им на весь период обучения стипендии;

13. Выдача в установленном законе  порядке гражданам пособия по  безработице и приостановление  выплаты этих пособий;

14. Подготовка предложений и  заключений об использовании  труда иностранных рабочих, привлекаемых  в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий;

15. Разработка республиканских  и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение  и мероприятия по социальной  защищенности различных групп  населения.

Таким образом, функции Государственной службы занятости значительно расширились по сравнению с функциями ранее действовавшей системы трудоустройства населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

Итак, можно утверждать, что проблема безработицы и занятости, являются одним из ключевых вопросов в рыночной экономике, и, не решив их, невозможно наладить эффективную экономическую деятельность.

Безработица - явление, присущее всем странам мира, Россия не является исключением.

Она представляет собой сложное социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не занята в общественном производстве товаров и услуг и не может реализовать свои способности при помощи рынка труда.

Безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие различных видов безработицы требует минимизации в первую очередь, циклической, сезонной и структурной безработицы для поддержания полной занятости населения и достижения высокого уровня экономического развития.

Безработица, как свидетельствуют многие социологические и социально-психологические исследования, имеет исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди всех этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа самоубийств и убийств, численности пациентов в психиатрических лечебницах, ухудшение отношений в семье, рост преступности и т.д., ведь люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, переход от одной социальной группы в другую.

Органам службы занятости всех уровней необходимо широкое развертывание профориентационной работы с молодежью для подготовки ее к трудовой деятельности в условиях развивающегося рынка труда, ведь именно нам, кому в будущем придется взять на себя бразды правления государством, и нужно будет решать проблемы, ставшие неотложными уже на сегодняшний день.

Необходимо расширять сеть учебных центров профессионального обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и безработных граждан. Государственная программа уже принята и начала действовать. Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости, как важной социальной гарантии для экономически активного населения, является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики. Таким образом, комплексный подход к системе занятости, мерам ее регулирования и социальной защите населения, на мой взгляд, позволит смягчить социальную напряженность в сфере трудовых отношений.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Архипов, А.И. Экономика: учеб. / А.И.Архипов, А.К. Большаков; под ред. А.И.Архипова. – М.: Проспект, 2008. – 840 с.
  2. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория/Е.Ф.Борисов. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 399 с.
  3. Бородянский, Э., Кузьмин, В. «Реальный путь противодействия безработице»/Э. Бородянский, В. Кузьмин // Человек и труд – 2007. - № 9.- C.14-19
  4. Булатов, А.С. Экономика: учебник/А.С.Булатов. – М.: издательство БЕК, 2008. – 816 с.
  5. Бутырнова, Т.С. Экономика: учебное пособие/Т.С. Бутырнова. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. – 364 с.
  6. Добрынин, А.И. Экономика: пособие для вузов [Текст] / А.И. Добрынин. – М.: Юрайт-М, 2008. – 302 с.
  7. Журавлева, Г.П. Теоретическая экономика. Политэкономия: учебник для вузов/Г.П.Журавлева, Н.Н.Мильчакова; под ред. Г.П.Журавлевой. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 485 с.
  8. Камаев, В.Д. Экономическая теория: учебник для студентов высших учебных заведений/В.Д.Камаев. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. – 640 с.
  9. Пиндайк, Р. Микроэкономика/Р. Пиндайк,  Д. Рубинфельд - М: «Экономика», «Дело», 2008. -290 с.
  10. Портер М. Международная конкуренция. Пер. с анг./ Под ред. и с предисловием В.Щетинина.- М.: Межд. отношения, 2007. – 465с.
  11. Предпринимательское право: Учебник для  вузов/ Под ред.  Н.М. Коршунова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008. – 558с.
  12. Сажина Н. А. Экономическая теория: Учеб. для вузов- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 555с.
  13. Сажина, Н. А. Экономическая теория: учебник для вузов / М.А. Сажина,  Г.Г. Чибриков -  М. : Изд. Группа НОРМА - ИНФРА-М, 2010. -  500 с.
  14. Салов, А.И. Экономика: пособие для подготовки к экзамену/ А.И.Салов. – М.: Юрайт-Издат, 2010. – 171 с.
  15. Журналы, периодика за 2011 год.

 

Приложение

Экономическая активность населения в возрасте 15-72 лет (по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости в среднем за ноябрь 2011г. - январь 2012г.)

 

 

[1] Бреев Б.Д. Безработица в современной России. - М.: Наука, 2005. - С. 23


Информация о работе Безработица в России