Безработица в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Безработица - не просто отсутствие работы, это также и социальная катастрофа, оказывающая мощное и разрушительное влияние на людей. И хотя безработица может оказаться созидательным, мобилизующим волю испытанием, большинство прошедших через это говорят, что пережили отчаяние, бессилие и растерянность, особенно если были без работы дольше, чем несколько недель. Психологами доказано, что столкновение с безработицей отрицательно сказывается на средней продолжительности жизни, состоянии здоровья, долголетии и уровне смертности, пристрастии к алкоголю. Более того, хочется особо отметить, что сокращаются не только доходы семьи, но и теряется самоуважение людей, возникают различной степени сложности заболевания на нервной почве и наблюдается ощущение безнадежности в завтрашнем дне.

Содержание

Введение….………………………………………………………………...……………………….....3
1.Безработица, типы, показатели и причины безработицы
1.1 Понятие безработицы……………………………………………………..………6
1.2 Типы безработицы………………………………………………………...………8
1.3 Показатели безработицы…………………………………………………..…….11
1.4 Причины безработицы…………………………………………………....……..12
2.Безработица в России
2.1 Факторы, способствующие безработице в России………...……………….…15
2.2 Безработица в ХМАО………………………………………………………..…..17
3.Социально - экономические последствия безработицы
3.1 Позитивные и негативные аспекты проблемы……………………………..….21
3.2 Социально-экономические последствия скрытой безработицы и теневой занятости…………….…………………………….…………………………………………………23
4.Методы борьбы с безработицей
4.1 Гарантии государства безработным гражданам……………………………….25
4.2 Кейнсианские и монетаристские методы регулирования занятости…………26
4.3 Методы борьбы с фрикционной безработицей………………………………..28
4.4 Методы борьбы с циклической безработицей…………………………………29
Заключение…...…………………………………………………………………………………..….31
Список использованной литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по экономике.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

Показатель уровня регистрируемой безработицы по Ханты-Мансийскому  автономному округу – Югре по состоянию  на 1 октября 2004 года составил 2,2% от экономически активного населения.

С учетом граждан, зарегистрированных на начало года клиентами службы занятости автономного округа в январе - сентябре 2004 года побывали 81,7 тыс. человек, из них со статусом безработного – 53,3 тыс. человек (в 2003 году – 78,1 и 48,6 тыс. человек соответственно), рост относительно аналогичного периода 2003 года  составил 4,7% и 9,7% соответственно.

На 1 октября наибольшая численность  зарегистрированных безработных отмечалась  в городе Сургуте и Сургутском районе – 1841 человек, Октябрьском районе – 1726 человек, Кондинском районе – 1676 человек и городе Нягань 1655человек.

Всего при помощи службы занятости  населения автономного округа за девять месяцев  2004 года были трудоустроены 34,8 тыс. человек или 42,6% от общего числа граждан, обратившихся в службу занятости (в 2003 году этот показатель составлял 47,3%). Численность трудоустроенных безработных за этот период составила 13,5тыс. человек или 38,9% от общего числа трудоустроенных и 25,4% от общего числа безработных (2003г. – 34,6% и 26,3%, соответственно)

Заявленная предприятиями и организациями потребность в работниках возросла  по сравнению с аналогичным периодом прошлого года  на 3,3  тыс. человек с 7,9 тыс. человек на 1 октября 2003 до 11,2 тыс. человек на 1 октября 2004.  Коэффициент напряженности  снизился как по сравнению с аналогичным показателем прошлого года (на 1.10.2003г. – 2,7), так и  по сравнению с началом года (на 1.01.2004г. – 4,1) и на 1 октября 2004 года составил - 1,8.

Основные направления государственной  политики на рынке труда предусмотрены Программой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры  “Содействие занятости населения на 2004-2006 годы” (Закон автономного округа № 5-оз от 9.03.2004) и контрольными показателями, доведенными Минтрудом России на 2004 год.

В целях повышения занятости  населения Ханты-Мансийского автономного округа, в округе действует Распоряжение Правительства автономного округа от 12 февраля 2003 года № 58-рп “О мерах по стабилизации уровня регистрируемой безработицы и повышению занятости населения в Ханты-Мансийском автономном округе”.

Уровень безработицы в округе, рассчитанный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, за 2003 год составил 2,7 % (за 2002 год - 2,3 %).

На 1 января 2003 года численность  экономически активного населения округа составила (по оценке) 858,8 тыс. человек, или 59,5 % от общей численности постоянного населения округа. Из них 90,5 % (777,6 тыс. человек) заняты в экономике, 9,5 % (81,2 тыс. человек) не имели занятия, но активно его искали и, в соответствии с методологией Международной Организации труда, классифицировались как безработные.

Численность официально зарегистрированных безработных на конец 2003 года составила 23,4 тыс. человек, что на 2,9 тыс. человек больше, чем в соответствующем периоде прошлого года.

Численность требуемых работников, заявленная предприятиями округа в  органы службы занятости, составила 5903 человек (на 1.01.2003 г. – 4866 чел.).Коэффициент  напряженности (численность незанятых  граждан, зарегистрированных в службе занятости, в расчете на 1 свободное рабочее место, вакансию) составил 4,1 (на 1.01.2003 г. – 4,4).

Средняя продолжительность безработицы  на 1.01.2004 г. составила 6,3 месяцев (на 1.01.2003 г. – 5,9 месяцев).

Среди официально зарегистрированных безработных доля женщин составляет 60,6%, мужчин - 37,3%; доля молодежи (16-29 лет) составляет 41,4 %. [17]

 

 

 

3. Социально – экономические последствия безработицы

3.1 Позитивные  и негативные аспекты проблемы

Влияние  безработицы  на  экономическую  и  социальную  жизнь  общества  противоречиво.

В  качестве  позитивных  аспектов  проблемы  можно  назвать  следующие:

 Во-первых,  безработица  выступает   как  условие  роста  производства,  появления  новых  предприятий.  Не  будь  этого  фактора,  было  бы  затруднено  расширенное   воспроизводство,  которое  требует  дополнительных  ресурсов:  труда,  земли,  капитала. 

Во-вторых,  безработица  поднимает  дисциплину  и  эффективность  труда  тех,  кто  пока  занят  в  производстве.

В  то  же  время  безработица  порождает  тяжелейшие  отрицательные  социально-экономические  последствия. 

1. Незанятая  рабочая  сила  означает  недоиспользование   экономического  потенциала  общества,  прямые  экономические  потери,  являющиеся  следствием  естественной  и  фактической  безработицы  (и  соответственно  занятости).

Естественный  уровень  безработицы [14] – это такая ситуация  на  рынке труда,  при которой спрос на  труд  и предложение труда совпадают.  К естественной  безработице относятся фрикционная и структурная,  т. е.  нечто  неизбежное,  объективно  обусловленное. Все  другие  виды  безработицы  можно  рассматривать  как  прямое  недоиспользование  трудовых  ресурсов.

     Естественный  уровень   безработицы  позволяет  определить  потенциальный  ВНП,  т. е.  такой объем валового  национального  продукта,  который  можно  произвести  в  условиях  естественного  уровня  занятости.

 Фактический  уровень   ВНП,  как  правило,  ниже  его  потенциального  уровня,  а  фактический  уровень   безработицы  выше  естественного   уровня  безработицы.  В этих  условиях  возникает необходимость определить,  какую часть ВНП общество  недополучает  вследствие  превышения  естественного уровня  безработицы.  Американский  экономист Артур  Оукен  (1928 –1980)  сформулировал закон [11],  согласно  которому  между  уровнем  безработицы  и  реальным  объемом  ВНП  существует  обратная  зависимость,  показывающая,  что сокращение  безработицы на  один  процентный  пункт дает  дополнительный  прирост реального ВНП примерно  на  2%.  Это  и  есть  закон  Оукена,  а цифра 2,0 – коэффициент Оукена.  Так,  если  естественный  уровень безработицы в данном  году  равен 4%,  а фактический ее  уровень – 7%,  то  разница составит  3%.  Эти 3%  надо  умножить  на  коэффициент Оукена (3%  2,0 = 6%).  Если  фактический ВНП составляет  200  трлн.  руб.,  то  общество  недополучило  в данном  году  6%  от  200  трлн. руб.,  т. е.  12  трлн. руб.,  а потенциальный ВНП в данной  стране  в данном  году  составил  бы  212 трлн. руб.

2.  Безработица  сковывает   требования  профсоюзов  о   повышении  заработной  платы,  как  бы  срабатывает  в   пользу  требований  союзов  предпринимателей.

3.  При  длительной  безработице   работник  теряет  квалификацию,  а  получение  новой  квалификации  и  адаптация  к  новым  условиям  часто  протекают  для  него  болезненно.

4.  Безработица  ведет  к   прямому  падению  ранее   достигнутого  уровня  жизни.  Пособия  по  безработице   всегда  меньше  заработной  платы,  имеют  временный  характер.  Рост  безработицы снижает покупательный и инвестиционный  спросы,  сокращает объемы  сбережений  у населения.

5.  Сам  факт  безработицы   наносит  человеку  тяжелейшую  психологическую  травму,  сравнимую   с  самыми  неприятными  обстоятельствами  (смерть  близких,  тюремное  заключение  и т. п.).  Многие  социологи связывают рост  преступности  с ростом  безработицы.

 

3.2 Социально-экономические последствия скрытой безработицы и теневой занятости

Скрытая безработица представляет собой “бомбу замедленного действия”, в любой момент способна превратиться в открытую форму. Кроме того, скрытая безработица, являясь именно безработицей, обладает всеми её чертами и вызывает негативные социально – экономические последствия. В-первых, скрытая безработица, являясь формой неэффективного использования трудовых ресурсов общества, приводит к недопроизводству ВНП, по сравнению с потенциально возможным его уровнем. Во-вторых, в условиях скрытой безработицы снижается реальный уровень жизни населения, т.к. скрытая безработица всегда сопровождается сравнительно невысоким уровнем заработков. В-третьих, скрытая безработица усиливает имущественную дифференциацию населения, что не может сказаться на социально – политической напряжённости в обществе. В-четвёртых, скрыто безработные теряют стимулы к труду, а их квалификация постепенно снижается. В-пятых, она тормозит научно-технический прогресс в результате низкой цены рабочей силы, и в-шестых, препятствует переливу рабочей силы в прогрессивные отрасли.

Негативные социально-экономические последствия теневой экономики:

      • Изъятие у легальной экономики значительной доли средств;
      • Снижение объёма инвестиций и оборотных средств, влекущее неплатежи и остановку производств;
      • Снижение налоговых платежей, вызывающее задержки в выплате заработной платы бюджетникам и пенсий;

Таким образом, отношение к скрытой  занятости, как и к скрытой  безработице, не может быть однозначным. С одной стороны, скрытая занятость:

      • криминализирует рынок труда;
      • способствует росту эксплуатации, усиливает бесправие и незащищённость работников;

Но с другой стороны, скрытая  занятость:

      • обеспечивает работу значительному количеству людей, в том числе безработным;
      • даёт обычно доходы более высокие, чем в легальной экономике;
      • обеспечивает гибкость рынка труда, увеличиваясь в периоды кризисов и уменьшаясь в периоды подъёмов;
      • используется в производстве дешёвых товаров, доступных населению с низким уровнем доходов.

 

 

4. Методы борьбы с безработицей.

4.1 Гарантии государства безработным гражданам

Безработным гражданам государство  гарантирует:

      • бесплатные услуги по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости;
      • обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;
      • компенсацию материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;
      • бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приёме на работу и направлении на обучение;
      • возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учётом возрастных и иных особенностей граждан.

Гражданам, которые особо нуждаются  в социальной защите и испытывают дополнительные трудности на рынке труда и в поиске работы, государство обеспечивает дополнительные гарантии путём разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций, установления квоты для приёма на работу инвалидов в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» [14, 239], организации временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учёбы время, предоставления услуг по профориентации, а также путём организации обучения по специальным программам и другими мерами. 

4.2 Кейнсианские  и монетаристские методы регулирования  занятости

Различные экономисты предлагали свои варианты для уменьшения уровня безработицы.

Например, кейнсианцы считали, что саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Уровень занятости зависит от так называемого "эффективного спроса" (упрощенно - уровня потребления и инвестиций).

Дж. - М. Кейнс писал: "Хроническая тенденция к неполной занятости, характерная для современного общества, имеет свои корни в недопотреблении..."[10].

Недопотребление выражается в том, что по мере повышения доходов  у потребителя у него в силу психологических факторов "склонность к сбережению" превышает "побуждение к инвестициям", что влечет спад производства и безработицу.

Таким образом, кейнсианцы, показав  неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость государственного экономического воздействия для достижения полной занятости.

Прежде всего, следует повысить эффективный спрос, снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции.

Монетаристы выступили против кейнсианских методов.

В 1967 году М. Фридмен высказал мысль  о существовании "естественного  уровня безработицы", который жестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственной политики. Если правительство старается поддержать занятость выше ее "естественного уровня" с помощью традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.

Среди аргументов монетаристов по поводу несостоятельности кейнсианской политики ставился акцент на непредсказуемость  результатов государственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффекта этих мер.

Монетаристские методы регулирования  занятости достаточно радикальны. Они  обвиняют рабочих в том, что последние  воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать резкое ухудшение жизненного уровня населения, что скажется на социальной обстановке.

 

4.3 Методы борьбы с фрикционной безработицей

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

  1. улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда).  Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;
  2. устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:

Информация о работе Безработица в современных условиях