Безработица в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Безработица - не просто отсутствие работы, это также и социальная катастрофа, оказывающая мощное и разрушительное влияние на людей. И хотя безработица может оказаться созидательным, мобилизующим волю испытанием, большинство прошедших через это говорят, что пережили отчаяние, бессилие и растерянность, особенно если были без работы дольше, чем несколько недель. Психологами доказано, что столкновение с безработицей отрицательно сказывается на средней продолжительности жизни, состоянии здоровья, долголетии и уровне смертности, пристрастии к алкоголю. Более того, хочется особо отметить, что сокращаются не только доходы семьи, но и теряется самоуважение людей, возникают различной степени сложности заболевания на нервной почве и наблюдается ощущение безнадежности в завтрашнем дне.

Содержание

Введение….………………………………………………………………...……………………….....3
1.Безработица, типы, показатели и причины безработицы
1.1 Понятие безработицы……………………………………………………..………6
1.2 Типы безработицы………………………………………………………...………8
1.3 Показатели безработицы…………………………………………………..…….11
1.4 Причины безработицы…………………………………………………....……..12
2.Безработица в России
2.1 Факторы, способствующие безработице в России………...……………….…15
2.2 Безработица в ХМАО………………………………………………………..…..17
3.Социально - экономические последствия безработицы
3.1 Позитивные и негативные аспекты проблемы……………………………..….21
3.2 Социально-экономические последствия скрытой безработицы и теневой занятости…………….…………………………….…………………………………………………23
4.Методы борьбы с безработицей
4.1 Гарантии государства безработным гражданам……………………………….25
4.2 Кейнсианские и монетаристские методы регулирования занятости…………26
4.3 Методы борьбы с фрикционной безработицей………………………………..28
4.4 Методы борьбы с циклической безработицей…………………………………29
Заключение…...…………………………………………………………………………………..….31
Список использованной литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по экономике.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

                 а) создание развитого рынка  жилья;

                 б) увеличение масштабов жилищного  строительства;

                 в) отмена административных преград  для переезда из одного населенного пункта в другой

Сокращению структурной безработицы  более всего способствуют программы  профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработных, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия  оказалась устаревшей.

 

4.4 Методы борьбы с циклической безработицей

Наиболее трудно бороться с  циклической безработицей, для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

Создание условий для роста  спроса на товары. Так как  спрос  на рынке труда – производный  и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость  возрастет, а безработица упадет в там случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Способами увеличения спроса являются:

  • стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, -  занятости на них;
  • поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции.

Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что  чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить  число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного. Они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

Создание условий для роста  самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.

Реализация программ поддержки  молодых работников. Тяжелее всего  безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

  • экономическое стимулирование молодежной занятости;
  • создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи
  • создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки.

Список программ сокращения безработицы  можно продолжать еще долго, но важно  понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране. 

 

Заключение

       Ближайшие два года не сулят нам ничего хорошего. Растет число убыточных производств. Это создает предпосылку “залпового” выброса рабочей силы.   

       В безработицу все в большей мере втягиваются как мужчины, так и женщины. К этому числу  работников прибавим выпускников учебных заведений. Требования, предъявляемые работодателями к претендентам на имеющиеся вакантные места (стаж работы, высокая квалификация), не позволяют выпускникам техникумов, училищ быть достаточно конкурентоспособными.      

       Органам службы занятости всех уровней необходимо широкое развертывание профориентационной работы с молодежью для подготовки ее к трудовой деятельности в условиях развивающегося рынка труда, ведь именно нам, кому в будущем придется взять на себя бразды правления государством, и нужно будет решать проблемы, ставшие неотложными уже на сегодняшний день.

       Необходимо расширять сеть учебных центров профессионального обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и безработных граждан. Государственная программа уже принята и начала действовать. Но она еще не достаточно сильна, и нуждается в активной государственной поддержке. Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной  занятости, как важной социальной гарантии для экономически активного населения, является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики. Таким образом, комплексный подход к системе занятости, мерам ее регулирования и социальной защите населения, на мой взгляд, позволит смягчить социальную напряженность в сфере трудовых отношений.     

       Для человека безработица означает потерю постоянно и регулярно получаемого дохода. В условиях, когда доходы находятся на низком уровне и человек не имеет возможности создавать какие-либо денежные и другие накопления, потеря постоянного источника средств существования большая беда. А именно такое положение дел имеет место в России. Последствием безработицы надо считать и усиление конкуренции на рынке труда – между людьми за наиболее престижные рабочие места.  Ее высокий уровень на рынке труда может привести к тому, что отдельные и достаточно значимые группы населения будут вынуждены замещать непрестижные, неинтересные для них рабочие места. В этом случае трудовая деятельность для них носит «вынужденный» характер, а такой труд не может быть высокоэффективным и обеспечивать необходимое качество работ.

           Для кардинального решения проблем безработицы надо в корне менять политику занятости. И в особенности федеральный закон. Нельзя сегодня пассивно сдерживать безработицу.    

       Главными стратегическими целями регулирования занятости должны быть повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование  экономических отношений занятости. Для этого необходимо снижать уровень избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости. Эффективному проведению подобных мероприятий будет способствовать активное взаимодействие работников отделов кадров предприятий и региональных центров занятости населения. Нельзя сказать, что в настоящее время такого взаимодействия нет. Но оно существует в виде разовых, единовременных мероприятий, которые инициируются лишь государственной службой занятости, хотя задача снижения уровня избыточной занятости – это в первую очередь проблема предприятия. Поэтому речь должна идти о создании активных кадровых служб предприятий, внесении необходимых изменений и дополнений в должностные инструкции их сотрудников, а также об организации  обучения и подготовки работников для таких кадровых служб.

 

Список использованной литературы

1.Балацкий Е. «Россия: проблема безработицы в переходный период», «Проблемы теории и практики управления», № 1 -1993- С.113

2.Белова В. Л. «Введение в макроэкономику. Безработица» // Социально-политический журнал.-1998.-№1.-С.63-75.

3.Брайер К. Х. «Безработица и неполная занятость» // Социолоические исследования.-1993.-№10.-С.101-108.     

4.Булатов А.С. «Экономическая  теория» Экономист, Москва,2003- С.531

5. Вологин Н.А., Одегов Ю.Г. «Экономика труда» - М.: «Экзамен», 2004 – С.736

              6.Гуревич М. А., Родиловская Л. Ю. Безработица в Челябинске. «Факты и мнения» // Социолоические исследования.-1997.-№10.-С.39-45.

7.Дадашев А. «Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования» // Вопросы экономики.-1996.-№1.-С.76-81.

8.Иохин  В.Я. «Экономическая  теория»  -  М.: Юрист,  2000- С.861

9. Кейнс Дж. «Общая теория занятости, процента и денег», Москва, 1993- С.346

10.Любимов Л. Л.,Раннеева Н. А. «Основы экономических знаний» - М., 1995- С.624

11.Макконнелл К. Р., Брю С. Л. «Экономикс» в 2-х томах. - М.,1992- С.400

12.Мэнкью Н.Г. «Макроэкономика» - М.,1994- С.334

13.Носова С.С.  «Экономическая  теория» – М.:  «Владос»,  2000- С.288

14.Рофе А. И. «Рынок труда»: Учебное пособие.- М.: «МИК», 2003 -С. 272

15.Чепурин М. Н., Киселева Е. А. Курс экономической теории. - Киров,1994- С.560

16. www.college.ru /economics /javalist.html

17. www.admhmao.ru: Социальная сфера: занятость и безработица

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

Основные макропоказатели 
социально-экономического развития 
  Российской Федерации [16]

 

Показатели

Ед. измер.

2000г. Отчет

2001г. отчет

2002г.

Численность официально зарегистрированных безработных

 

млн. чел.

1,0

1,1

1,2

Уровень безработицы в % к  экономически активному населению

 

в %

1,4

1,6

1,7

Трудовые ресурсы. Экономически активное население

 

млн. чел.

86,7 71,5

87,3 71,0

87,9 71,9

в том числе: численность занятых в экономике

 

млн. чел.

64,5

64,7

66,4

Валовой внутренний продукт  Сводный индекс потребительских  цен 

(декабрь к декабрю предыдущего  года)

млрд. руб. в %

7302 120,2

9041 118,6

10800 115,1

Денежные доходы на душу населения

(в среднем за месяц)

рублей

2281

3060

3887

Реальные располагаемые  денежные доходы населения 

 

в % к пред. году

112

109

108,9

Среднемесячная заработная плата

 

рублей

2223

3240

4414

Прожиточный минимум в  среднем на душу населения 

(за год)

руб. в месяц

1210

1500

1808,3

Оборот розничной торговли

 

млрд. руб.

2335,8

3039,9

3719

Объем платных услуг населению 

 

млрд. руб.

604,8

824,2

1070,4

Численность постоянного  населения 

(в среднем за год)

млн. чел.

145,2

144,4

143,7



 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Основные показатели  
          социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного             округа-Югры за 9 месяцев 2004 года [17]

Показатели

ед. измерения

9 месяцев 2003 года

9 месяцев 2004 года

темпы изменения, %

2003 год (отчет)

2004 год (отчет)

темпы изменения, %

Труд и занятость населения

             

Численность постоянного населения (среднегодовая)

тыс. человек

1447,1

1464,4

101,2

1 447,1

1 464,4

101,2

Естественный прирост населения

тыс. человек

7,7

8,3

107,8

10,2

11,0

107,8

Миграционный прирост

тыс. человек

5

1,1

22,0

6,1

2,1

34,4

Численность экономически активного  населения 

тыс. человек

859,3

853,8

99,4

858,8

852,9

99,3

Среднесписочная численность работающих

тыс. человек

779,4

770,6

98,9

777,6

772,0

99,3

Численность незанятых граждан, состоящих на учете в СЗ

тыс. человек

21,1

20,7

98,1

24,2

24,5

101,2

из них численность официально зарегистрированных безработных

тыс. человек

19,9

19,1

96,0

23,4

23,5

100,4

Информация о работе Безработица в современных условиях