Безработица и занятость. Государственная политика обеспечения эффективной занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 12:20, курсовая работа

Краткое описание

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму.
Полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которое постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства. Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов. Поэтому процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 42.docx

— 130.13 Кб (Скачать файл)

Использование разнообразных гибких форм занятости и гибкого режима  рабочего времени (наряду с сокращением продолжительности рабочего дня) позволяет без значительных капиталовложений сократить спрос на рабочие места и увеличивать занятость.

 Помимо  рассмотренных  ранее  видов  занятости, новым  явлением  в  сфере  занятости  населения является  деятельность  в  неформальном  секторе  экономики.  Международная организация  труда  к  неформальному  сектору  экономики  относит  небольшие заведения  по  производству  и  продаже  товаров  и  услуг  с  незначительным  капиталом,  низким   уровнем   производительности   труда   и   нестабильной занятостью, обеспечивающей  невысокие  и  нерегулярные  доходы.  Обычно  эти заведения не учитываются  статистикой, не поддерживаются  правительством,  на них не  распространены система социальной  защиты, часто они не подпадают  под нормы трудового законодательства  и т.д.

    Появление  неформального сектора в экономике  особенно  характерно  для развивающихся  стран. Виды неформальной деятельности  многообразны,  основные из них:

    • уличная торговля («с лотка»);
    • ремонтные работы;
    • деятельность, связанная с программным обеспечением компьютеров;
    • бухгалтерские работы и секретарские услуги;
    • работа по  договору  с  предприятием  формального  сектора  в  ряде отраслей для снижения издержек и увеличения гибкости производства;
    • домашние услуги и пр.

Факторами роста неформальной занятости являются:

    • менее благоприятные условия для легального бизнеса  (чем  хуже  эти условия, тем выше уровень неформальной занятости);
    • нехватка новых рабочих мест в  формальном  секторе  экономики  (чем меньше создано новых рабочих  мест  в  регионе,  тем  выше  уровень неформальной занятости);
    • уровень безработицы (масштабы неформальной занятости значительнее в регионах, где этот уровень выше).

Большинство работников в неформальном секторе (около 65%)  занимаются торговлей промышленными и продовольственными товарами на улице «с лотка», в коммерческих  ларьках,  на  рынке  и  т.д.   Далее   по   значимости идут посреднические и   прочие   услуги   —   22%,   производство и  сбыт сельскохозяйственной продукции — 8%, производство товаров — 5%.

Положительные стороны занятости в неформальном секторе экономики:

    • уменьшение безработицы благодаря занятости в неформальном секторе;
    • небольшие  предприятия,  организуемые  в   неформальном   секторе, являются начальной ступенью в создании собственного  дела,  которое может превратиться в более серьезную  форму  предпринимательства  и увеличить число новых рабочих мест.

Негативные стороны занятости в неформальном секторе экономики:

    • экономические  и  правовые   трудности   работников   (большинство отношений в  неформальном  секторе  экономики  не  регламентируется современным трудовым законодательством);
    • высокие налоги,  которые  приходится  платить  государству, а главное поборы рэкетиров и штрафы милиции;
    • большинство  занятых  имеют  очень   небольшой   капитал,   низкий технический   и   управленческий   уровень, осуществляют    свою деятельность в неприспособленных помещениях или на улице;
    • отсутствие социального страхования и других мер социальной защиты;
    • высокий риск финансовых потерь при  совершении  различных  торговых или посреднических сделок.

Численность экономически активного населения в феврале 2010г. составила, по предварительным итогам обследования населения по проблемам занятости, 74,5 млн. человек, или более 52% от общей численности населения страны. В их числе 68,0 млн. человек, или 91,4% экономически активного населения были заняты в экономике, и 6,4 млн. человек (8,6%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные).

В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 2,3 млн.человек. По данным выборочного обследования населения по проблемам занятости, проведенного по состоянию на февраль 2010г., уровень занятости населения экономической деятельностью (доля занятого населения в общей численности населения в возрасте 15-72 лет) составил 61,1%.

В общей численности занятого в экономике населения в январе 2010г. 34,9 млн. человек, или 51,6% составляли штатные работники (без учета совместителей) организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства. На условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера для работы в этих организациях привлекалось еще 1,6 млн. человек (в эквиваленте полной занятости). Число замещенных рабочих мест работниками списочного состава, совместителями и лицами, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера, в организациях (без субъектов малого предпринимательства) в январе 2010г. составило 36,5 млн. и было меньше, чем в январе 2009г. на 1,2 млн.человек, или на 3,3%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 7 – Численность принятых и выбывших работников организаций

 

                                                                                                                 

 

                                                  

Росстат подвел итоги федерального статистического наблюдения о неполной занятости и движении работников за февраль 2010 года. Обследованию подлежали организации (без субъектов малого предпринимательства), основным видом экономической деятельности которых является: добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; строительство; транспорт и связь; оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; финансовая деятельность. Статистическим наблюдением было охвачено 16,1 млн.человек, или около 46% от численности работников организаций (без субъектов малого предпринимательства).

В феврале 2010г. численность принятых работников организаций превысила численность выбывших работников на 34,5 тыс.человек.  

В общей численности принятых работников доля приема на дополнительно введенные рабочие места составила 15,6%, в том числе в организациях обрабатывающих производств - 27,5%. Существенно ниже этот показатель в организациях оптовой и розничной торговли - 4,5%.  

В феврале 2010г. в обследованных организациях 139,4 тыс.человек выполняли работы временного характера и общественные работы по направлению органов службы занятости населения в соответствии с мерами, принятыми по снижению напряженности на рынке труда, в том числе 120,8 тыс.человек работали на условиях внутреннего совместительства (0,7% списочной численности работников). Из числа работников, выполнявших работы временного характера и общественные работы, 84,2% приходилось на организации обрабатывающих производств.  

По сведениям обследованных организаций на конец февраля 2010г. численность работников, которую требуется принять на вакантные рабочие места, составила 1,6% от списочной численности работников. По видам экономической деятельности этот показатель колеблется от 0,9% - в организациях обрабатывающих производств, до 2,4% - в организациях транспорта и связи, финансовой деятельности.

 

2 Государственная политика обеспечения эффективной занятости

 

Вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании со стороны государства.

Важной основой регулирования рынка труда в стране с рыночной экономикой является зависимость между безработицей и заработной платой, которая нашла выражение в кривой Филлипса, графически отражающей нелинейную зависимость между этими двумя величинами.

Рисунок 8 – Кривая Филлипса

 

Кривая Филлипса:

1р — среднегодовой темп роста цен; 

Lб — уровень безработицы, %.

Эта зависимость была рассчитана английским экономистом А.В. Филлипсом на основе английских данных, охватывающих период с 1861 по 1958 г.

Если допустить, что существует одинаковое соотношение между темпами изменений заработной платы и цен, то модель Филлипса может быть преобразована в соотношение между безработицей и темпами изменения уровня цен. Кривая Филлипса дает варианты выбора: или достаточно высокая занятость с максимальным экономическим ростом, но при быстром повышении цен, или достаточно стабильные цены, но при значительной безработице.

Долгие годы кривая Филлипса служила базой социально-экономического регулирования в США и других странах Запада. Многие западные экономисты и сейчас исходят из того, что существует однонаправленное движение изменений в заработной плате и ценах и разнонаправленное — между данными величинами и безработицей. Однако было немало примеров, когда безработица и инфляция приобретали не обратную, а прямую связь: несмотря на рост безработицы, цены продолжали расти. Это вызывает критику обоснованности кривой Филлипса как надежного регулятора в экономике.

Существует комплекс мер косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство — о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т.п. В США, например, большая часть такого рода законов была принята в30-х гг.

Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования и воздействуют на динамику занятости и безработицы посредством воздействия на конъюнктуру в стране. Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.

Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы. Используя опыт ряда иностранных государств, выделим некоторые пути решения проблемы безработицы.

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;

устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:

а) создание развитого рынка жилья;

б) увеличение масштабов жилищного строительства ;

в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей. В ряде городов такая переподготовка осуществляется через городскую службу занятости и Центр социальной поддержки.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в там случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

 

Способами увеличения спроса являются:

стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и , соответственно, - занятости на них;

поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентноспособности продукции.

Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатах мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного, они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

Информация о работе Безработица и занятость. Государственная политика обеспечения эффективной занятости