Безработица и занятость. Государственная политика обеспечения эффективной занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 12:20, курсовая работа

Краткое описание

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму.
Полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которое постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства. Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов. Поэтому процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 42.docx

— 130.13 Кб (Скачать файл)

Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму. В России это реализуется через программы поддержки малого предпринимательства.

Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

    • экономическое стимулирование молодежной занятости;
    • создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи;

создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки.

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране и нужно не просто реализовывать одну из вышеназванных программ, а предварять эти программы в жизнь вкупе.  

 

Пути решения проблем безработицы:

    • Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.
    • Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих.
    • Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.
    • Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
    • Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.

Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры. Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:

    • выплата пособий по безработице;
    • создание служб занятости (бюро по трудоустройству).

Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:

    • усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);
    • создание специальных служб для этих целей.

Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:

    • создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;
    • помощь частным службам такого типа.

Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:

    • проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;
    • создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

В странах Запада за последние 30 лет действует система социальных амортизаторов (защитных устройств), которые государство применяет для обеспечения экономической безопасности трудящихся. В эту систему входят специальные меры по защите наемных работников от безработицы и обеспечению их права на труд.

Первым элементом такой системы является регулирование занятости. Государство принимает следующие действия:

    • сокращает законодательно установленную продолжительность рабочего дня и рабочей недели в период массовой безработицы;
    • рекомендует проводить на предприятиях «разделение рабочих мест» между работниками (для увеличения занятости);
    • досрочно увольняет на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили до пенсии 2-3 года;
    • создает новые рабочие места и организует общественные работы (в области инфраструктуры – для постройки высококачественных дорог и т.п.), особенно для хронически безработных и молодежи;
    • сокращает предложения рабочей силы на рынке труда: ограничивает иммиграцию желающих работать и стимулирует репатриацию иностранных рабочих и др.

Другим элементом системы социальных амортизаторов служит биржа труда, созданная еще в первой половине XIX века. Биржи труда – учреждения которые посредничают между предпринимателями и рабочими при трудовом найме. В современных условиях эти учреждения являются, как правило, государственными.

Они занимаются учетом и трудоустройством безработных, содействуют желающим переменить работу, изучают состояние рынка рабочей силы и предоставляют информацию о нем, помогают профессиональной ориентации молодежи. Однако направление на работу, выданное биржами труда, не является обязательным для предпринимателей, которые часто предпочитают принимать на работу через собственные отделы кадров. Отказ от работы, предложенной биржей труда, обычно влечет за собой лишения пособия по безработице.

Следующим элементом системы экономической безопасности трудящихся являются фонды страхования по безработице, оказывающие потерявшим работу материальную помощь. Эти фонды образуются в значительной мере за счет вычетов из заработной платы работающих. В связи со многими ограничениями фондами страхования по безработице может пользоваться меньше половины безработных.

При законодательном определении размеров пособий по безработице и продолжительности их выплат возникают серьезные проблемы. Одна из них состоит в том, чтобы правильно определить, на каком уровне установить пособие безработному. Здесь могут быть допущены крайние случаи. Чем выше такое пособие (по сравнению с наибольшим размером заработной платы), тем меньше стимул искать новую работу. Однако чем меньше величина пособия, тем больше у безработных лишений и страданий, в которых нет их собственной вины. Выход состоит, очевидно, в том, чтобы найти компромисс между поддержанием стимула к поиску нового места труда и избавлением людей от жестокой экономической нужды.

Не менее сложной является другая проблема: на какой срок устанавливать выплату пособия по безработице? Чем короче время получения материальной помощи, тем меньше возможностей у безработного найти новую работу (особенно при структурной безработице) или приобрести новую профессию. Вместе с тем, чем длительнее срок выплаты пособий по безработице, тем менее активно человек стремится сменить профессию и ищет другую работу. По-видимому, срок материальной помощи должен быть достаточным для того, чтобы безработный вышел из своего кризисного состояния.

В разных странах учитывают эти проблемы, но решают их не одинаково, в зависимости от многих конкретных обстоятельств.

 




 

 

Заключение

 

Безработица - положение, при котором люди, способные работать, не могут трудоустроиться по структурным, политическим или социальным причинам. Занятость означает оплачиваемую работу, позволяющую человеку обеспечить нормальное существование себе и семье.

Государственный сектор экономики в настоящее время не только сокращает свои масштабы, но и утрачивает однородность. Вновь образующиеся организационные структуры не поглощают полностью избыток рабочей силы, высвобождаемой с государственных предприятий. Это приводит к сокращению общего числа рабочих мест, а следовательно: снижению спроса на рабочую силу.

 Повышаются требования работодателей  к уровню квалификации работающих  и вновь принимаемых на работу. Сокращается возможность трудоустройства  молодежи; женщин; пенсионеров; инвалидов; лиц, освободившихся из мест лишения  свободы; выпускников учебных заведений.

 Долгосрочные прогнозы и  концепции развития трудовой  сферы ещё нуждаются в разработке.

Предварительно можно предположить, что в после кризисной перспективе большинство отклонений российской ситуации от положения в развитых странах должно быть постепенно сглажено. Восстановятся тенденции роста занятости в прогрессивных отраслях экономики. Продолжится рост занятости в сфере услуг. Сократится занятость в добывающей промышленности, сельском хозяйстве. Соотношение уровней заработной платы изменится в пользу прогрессивных отраслей. Безработица сохранится примерно на нынешнем уровне, однако характер её изменится: станет меньше безработных специалистов, больше незанятых малоквалифицированных рабочих. В случае проведения активной политики занятости (и повышение самостоятельной активности людей на рынке труда) можно ожидать повышения эффективности систем переподготовки и трудоустройства безработных и сокращения средних сроков пребывания людей в статусе безработного. Безработица будет носить в основном структурно – технологический и фрикционный характер, увеличиваясь во время циклических спадов производства.

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Макошина В.В. Социально-экономические условия развития рынка труда / В. В. Макошина // Профессионал. - 2006. - №3.-  с.5- 6.
  2. Беляева М.Г. Как сделать цивилизованным российский рынок труда/ М.Г. Беляева// ЭКО.- 2007.- №3.- с.123- 131.
  3. Вишневская Н. Реформа законодательства о защите занятости и рынок труда/ Н.Вишневская// Мировая экономика и международные отношения.- 2006.- №10.- с.65- 69
  4. Корнеева Л.А. Безработица: тупик или шанс / Л.А Корнеева// Социальная защита.- 2009. - № 8. - с. 11- 14.
  5. Коровкин  А.Г. Занятость и рынок труда в России: проблемы и ограничения/ А.Г.Коровкин и др.// Проблемы прогнозирования.- 2005.- №5.- с.119- 141.
  6. Садовая Е.С. Политика занятости и адаптационный потенциал рынка труда в России / Е.С. Садовая, М.Н. Хохлова// Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - №10. - с. 81- 93.
  7. Рытиков И.В. Отдельные аспекты занятости и безработицы среди молодежи/ И.В. Рытиков// Вопросы статистики.- 2006.- №5.- с.78- 86.
  8. Попов А. Д. Экономически активное население России: 1992-2007 годы / А. Д. Попов// Вопросы статистики. - 2008. - № 9. - с.56- 63.
  9. Лопатина Л. Материальная поддержка безработных / Л. Лопатина// Вопросы социального обеспечения. - 2007. - №8. - с. 9- 10.
  10. Вареничева Т. В тупике безработицы / Т. Вареничева// Социальная защита. - 2007. - № 4. - с. 16- 19.
  11. Цыганков В. А. Качество трудовой жизни / В. А. Цыганков, И. В. Цыганкова// Финансовый бизнес. - 2007. - №4. - с. 51- 56.
  12. Попов А. Д. Регистрируемая безработица: гендерный аспект / А. Д. Попов// Вопросы статистики. - 2007. - № 9. - с. 62- 66.
  13. Корняков В. О воспроизводстве новых рабочих мест / В. Корняков// Экономист. - 2008. - №7. - с. 55- 62.
  14. Проект госпрограммы содействия занятости// Вопросы социального обеспечения. - 2007. - № 6. – с. 5.
  15. Основные задачи государственной политики на рынке труда : информационный материал Минзравсоцразвития РФ // Экономика и учет труда. - 2009. - №2.- с. 3- 15.
  16. Социальные гарантии и компенсации при безработице // Экономика и учет труда. - 2009. - № 7. - с. 16- 21.
  17. Гимпельсон  В. Нестандартная занятость и российский рынок труда/В. Гимпельсон, Р.Капелюшников// Вопросы экономики.- 2006.- №1.- с.122-143.
  18. Кузнецов С.Г. Экономический рост и отраслевые структурные сдвиги в занятости/ С.Г. Кузнецов, Н.И.Мухина// Вопросы статистики.-2004.-№10.-с.81- 88.
  19. О роли Государственной политики и задачах руководителей предприятий и организаций на современном этапе состояния рынка труда // Экономика и учет труда. - 2009. - № 1.- с. 5- 17.
  20. Темпы роста безработицы снизились // Вопросы социального обеспечения. - 2009. - № 16. - с. 23- 24. 

 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Безработица и занятость. Государственная политика обеспечения эффективной занятости