Бизнес-планирование, как основное составляющее успешной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Бизнес-план инвестиционного проекта это, по сути - его визитная карточка. Он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект и при каких условиях он будет наиболее эффективен при допустимой для инвестора степени риска и верности допущений, сделанных разработчиком инвестиционного проекта.
Грамотно составленный бизнес-план инвестиционного проекта является обязательным условием получения банковского кредита. Если у заемщика он отсутствует, это говорит о низком профессиональном уровне менеджмента предприятия, его невладении ситуацией, и делает получение кредита в банке практически невозможным, кроме того, в будущем банк будет оценивать выдачу кредита такому предприятию, как более высокорисковую операцию. Это означает, что банк, учитывая более высокий риск невозврата кредита, обязательно увеличит проценты по кредиту, а кредит соответственно - станет дорогим и невыгодным.

Содержание

Понятия «бизнес» и «предпринимательство» 3
Что такое бизнес-план 6
Зачем надо писать бизнес-план и цели его составления 6
Структура бизнес-плана 7
1. Титульная страница 7
2. Резюме 7
3. Описание компании 8
4. Описание продукта или услуги 8
5. Маркетинговый анализ 9
6. Стратегия продвижения товара 10
7. Производство 10
8. План по персоналу 10
9. Организационная структура и управление 11
10. Финансовый план 12
11. Анализ рисков проекта 15
12. Приложения к бизнес-плану 16
Важность бизнес-планирования 17
Использованная литература 18

Вложенные файлы: 1 файл

Бизнес-планирование, как основное составляющее успешной деятельности.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

Разработка и развитие. Важно уделить особое внимание разработке продукта или услуги, в том числе вопросу о том, как шло развитие этого процесса вплоть до настоящего момента и каким оно видится в будущем. В частности, полезно прокомментировать готовность продукции или услуг к выходу на рынок, поскольку это поможет оценить жизнеспособность предприятия. Детали, касающиеся усилий в области исследований и разработок, следует включить в качестве составной части в производственный план.

Задачей этой части бизнес-плана  является описание в наиболее сжатой форме характеристик товаров  и услуг, предлагаемых данным бизнесом. В следующем разделе, посвященном  маркетинг-плану, эти товары и услуги рассматриваются в связи с рынком, определяются соответствующие стратегии и выявляются возможности их реализации. Решая вопрос о том, как лучше всего представить свою продукцию в бизнес-плане потенциальному инвестору, предприниматель должен решить, что может произвести на него наиболее сильное впечатление и что ему легче всего оценить. Продукт или услуга могут быть оценены рецензентом наиболее высоко, если предприниматель воспользуется средствами, способными воздействовать на его чувства. Однако это нелегко включить в бизнес-план. Здесь могут помочь опытный образец или наглядная демонстрация.

Кроме того, иногда бывает полезно представить список экспертов  или потребителей, которые знакомы  с товаром или услугами и могут  дать о них благоприятный отзыв. Такие свидетельства могут быть представлены в форме письма или отчета и включены в виде приложения. [2]

5. Маркетинговый анализ

Содержит информацию об имеющихся на рынке товарах, продукции конкурентов, сравнение характеристик и потребительских качеств товаров конкурентов и предлагаемого продукта, информацию о наименовании конкурентов и их реквизиты, цены конкурентов и их стратегию продвижения товаров.

Маркетинговый анализ - самый  первый и важный этап в написании  бизнес-плана. Важнейшим разделом в  маркетинговом анализе является определение объемов рынка сбыта продукции, доли рынка конкурентов, определение мотивации покупателей к принятию решения о покупке.

Основной задачей данного  раздела является дать ответ на вопросы - сколько и какого товара требует  рынок, по какой цене и почему именно его готовы покупать потребители. В этом разделе также должен быть приведен анализ состояния и тенденций развития отрасли, средняя прибыльность и объемы производства предприятий отрасли, степень развития конкуренции и барьеры вхождения в нее.

6. Стратегия продвижения товара

Здесь основным является определение рыночной ниши, т.е. того, какой именно и для каких категорий потребителей предназначен товар, количественный и качественный анализ потребителей, где они расположены, какими именно методами и каналами сбыта предлагается реализовывать товар или услугу. Приводится информация о стратегии рекламирования продукта или услуги, затратах на маркетинг, ценообразовании, политике при работе с покупателями. Этот раздел бизнес-плана часто является его самым слабым местом. [2]

7. Производство

В случае если это производственное предприятие, данный раздел включает информацию о выбранной технологии производства, мотивации ее выбора, описание основных технологических процессов предприятия, схему его работы, расстановку оборудования. Если предполагается реконструкция или строительство, то приводится описание технических решений и расчеты затрат на реконструкцию или строительство.

В разделе приводятся расчеты потребности в материалах и сырье на производство продукции, затраты на их закупку, анализ поставщиков, затраты на обслуживание и плановые ремонты оборудования. В случае, если специфика производства того требует, приводится информация о необходимости приобретения лицензий и прочих разрешений, требования по технике безопасности труда.

В случае если это торговое или обслуживающее предприятие, раздел включает значительно больший  объем информации о поставщиках, их оценке и выборе, потребностях в  конкретных товарах и их группах, методах закупки, потребностях в складских и торговых помещениях, их географическом местоположении и наличии спроса на предлагаемые товары в каждой торговой точке и по каждому товару. По поставщикам также приводится информация о их местонахождении, дается их краткая характеристика и приводятся реквизиты.

В случае, если это строительное или сервисное предприятие отражается также информация о подрядчиках, дается их характеристика и реквизиты. [7]

8. План по персоналу

Он должен дать представление  о философии, которой руководствуется компания при решении организационных и кадровых вопросов. Это в значительной мере определяет лицо компании. Хотя решения, касающиеся данного круга проблем, могут и не иметь немедленного и прямого воздействия на перспективы достижения успеха, они окажут значительное влияние на долговременную эффективность компании.

Необходимо рассмотреть следующие  важные факторы:

1. Установление сроков. На ранней стадии развития  предприятия часто представляется  весьма разумным удерживать расходы,  по возможности, на минимальном уровне, так как в этот период компания располагает весьма малым объемом капитала, создаваемого за счет внутренних источников (если вообще он есть). Поэтому важно хорошо продумать, как и когда начинать комплектование штатов. Во многих случаях существует достаточная определенность, позволяющая составить график организационного развития для первых нескольких лет деятельности компании.

2. Подбор кадров. Неэффективные  процедуры и принципы подбора  кадров представляют проблемы  всегда, вне зависимости от того,  молодая ли компания или старая. Однако правильное решение о  найме работников приобретает  особое значение в ранний период существования компании, поскольку на этой стадии развития она часто лишена шансов на исправление грубых ошибок. Следовательно,  привлечение способных людей с самого начала — это большая удача. Таким образом, стандарты и процедуры найма персонала заслуживают внимания в бизнес-плане.

3. Вознаграждение.  Часто  оправдано включить, в план краткую  информацию об оплате сотрудников,  хотя совсем необязательно приводить  реальную ведомость заработной  платы. Могут представить интерес  такие вопросы, как структура заработной платы, пакеты льгот, премии, планы стимулирования, участие в прибылях, фондовые опционы и т.п.  Рецензент,  возможно, пожелает также узнать, как политика в отношении вознаграждений будет меняться с течением времени. Известно сколько угодно случаев, когда соображения относительно организационной стратегии в той части, в какой они касаются персонала, в бизнес-плане игнорируются.  В каком-то смысле это понятно, поскольку они не оказывают непосредственного воздействия на перспективы предприятия.  Однако, несмотря на этот довод, эти вопросы имеют важное значение в долгосрочном плане,  особенно если у компании есть стремление обеспечить свой значительный рост. [7]

9. Организационная структура и  управление

Как правило, на ранней стадии планирования и организации предприятия число его участников невелико. Поэтому часто особо ценными становятся гибкость и способность предпринимателей решать самые разные проблемы. Но несмотря на такие способности важно, чтобы уже с самого начала был четко определен план развития организационной структуры компании. В большинстве случаев этот план представляется в форме организационной схемы.

Для того чтобы подготовить  такую схему наиболее эффективным  образом, предпринимателю следует  рассмотреть несколько проблем:

1. Определить ближайшие потребности компании, одновременно имея в виду то, что станет необходимо по мере развития бизнеса.

2. Определить, какого  рода сотрудники будут способны  выполнять те или иные функции.

3. Следует обратить  внимание на взаимоотношения  между этими лицами, а также на то, как будут устанавливаться задачи для них.

После этого определяется организационная структура компании. Хотя план должен разрабатываться детально, организационная схема, представляемая в бизнес-плане, обычно не требует каких-либо подробностей. Иногда целесообразно привести, помимо простой схемы, еще и некоторые детали. В таких случаях добавляется короткий пояснительный текст, облегчающий понимание материала.

Ясно, что конкретная форма организации изменяется зависимости  от того, чем занимается компания. Однако по большей части бизнес будет организовываться либо по продуктовому, либо по функциональному принципу, то есть, либо люди работают на продукт А, на продукт Б и т.д., либо на отдел маркетинга, финансовый отдел и т.д. Иногда используется гибрид двух подходов, когда сочетается выполнение функций с работой на конкретную продукцию или проекты.

Очевидно, что организационная  структура компании должна быть построена  таким образом, чтобы она обеспечивала наиболее эффективное выполнение стоящих задач.

Предпринимателю следует  с особой тщательностью подойти  к следующим проблемам:

♦ Должна быть обеспечена тесная увязка между разработкой организационной схемы и остальными частями бизнес-плана. В схеме должны найти отражение стратегии и методы, на которые делается упор в других разделах.

♦ Хотя в самом начале предпринимателю может потребоваться  взять на себя великое множество  забот и вникать во все аспекты  деятельности компании, но, в конце  концов, ее рост породит необходимость  формальной организации.  Слишком часто оказывается,  что предприниматель не способен эффективно делегировать полномочия и организовать дело, В результате может получиться так, что процветающий бизнес с оборотом в 500 тыс. долларов превращается в неповоротливое, не приносящее прибыли дело с оборотом в 5 миллионов.

♦ Первые и иногда наиболее неудачные решения по организации  принимаются тогда, когда имеются  несколько основателей, а в центре внимания оказывается вопрос о том, как будет разделена ответственность  и, что еще важнее, власть. Решение таких вопросов должно быть найдено на самой ранней стадии развития предприятия для того, чтобы обеспечить возможность создания гармоничной и эффективной команды менеджеров. [1]

10. Финансовый план

Цель финансового раздела  бизнес-плана - сформулировать и представить всеобъемлющую и достоверную систему проектировок, отражающих ожидаемые финансовые результаты (итоги) деятельности компании. Если эти данные тщательно подготовлены и убедительно подкреплены, они становятся одним из важнейших критериев оценки привлекательности бизнеса.

В то время как остальная  часть бизнес-плана призвана дать читателю основные представления о  характере предприятия, проектировка финансовых результатов призвана напрямую ответить на главные вопросы, волнующие  как предпринимателя, так и того, кому адресуется план, т.е. рецензента. Именно из этого раздела инвестор узнает о том, на какую прибыль он может рассчитывать, а заимодавец — о способности потенциального заемщика обслуживать долг.

Когда речь идет о новом  или недавно существующем предприятии, важно представить суть финансового плана в надлежащей перспективе. В подобных ситуациях, естественно, нет финансовых данных за прошлые годы, которые могли бы послужить основой для оценок. Соответственно, будущие значения показателей скрыты в тумане неопределенности. Однако и в таких обстоятельствах большее внимание к деталям может сделать данный раздел намного лучше, чем, если он сведется просто к догадкам. При работе над финансовым разделом полезными могут стать следующие соображения:

Во-первых, следует подчеркнуть важность и достоверность представляемых данных. Качество исследований непосредственно отражается на точности проектировок. Рецензент, вероятно, проведет свое собственное исследование для оценки достоверности расчетов.  Поэтому, если приводимые в финансовом разделе данные отклоняются от соответствующих общих показателей, как, например, средних по отрасли, то следует дать вразумительное объяснение этому.

Во-вторых, в силу того, что всякий финансовый анализ будущего неизбежно характеризуется тон или иной степенью неопределенности, имеет смысл рассмотреть несколько сценариев, даже если не все они будут представлены в окончательном плане. Как и маркетинг-план, финансовый план может включать в себя несколько вариантов проектировок — например, один, основанный на «консервативных» предположениях, другой — учитывающий полный потенциал бизнеса. Такие расчеты составляют костяк анализа чувствительности бизнеса к различным предположениям в отношении будущего и позволяют лучше понять перспективы компании.

В-третьих, важно периодически возвращаться к своим проектировкам и, в случае необходимости, пересматривать их. Заимодавец или инвестор могут изучать бизнес-план в течение многих недель или месяцев. За это время может произойти немало такого, что способно оказать влияние на предполагаемые финансовые результаты компании. Например, заключены какие-то контракты, вследствие чего появляется основание ожидать большего объема продаж, или меняются цены на сырье, что влияет на ожидания в отношении валовой прибыли. Для того чтобы бизнес-план был действенным инструментом планирования, а также документом, способным привлечь внимание потенциальных инвесторов и кредиторов, его содержание должно соответствовать складывающейся обстановке. Это особенно справедливо в отношении финансовых проектировок.

В-четвертых, финансовый план не должен расходиться с деталями, представленными в остальной части бизнес-плана. Если в разделе, посвященном маркетингу, говорится о намерении фирмы развернуть всесторонне спланированную и дорогостоящую рекламную кампанию, это должно найти отражение в проектируемых показателях будущего отчета о прибыли. Если при анализе продаж учитывается фактор сезонности, то его следует принять в расчет и при проектировании денежного потока. Отсутствие логики и несоответствия в плане говорят либо о недобросовестности, либо о недостаточной компетентности его авторов.

Во многих отношениях финансовый план наименее гибкая по форме  часть бизнес-плана. Хотя фактические  значения показателей будут меняться, каждый план обязан содержать аналогичные документы (или таблицы и графики), а каждый документ должен быть составлен в стандартном виде. Приводимая статистика должна давать достаточно информации для того, чтобы рецензент мог убедиться, что предприниматель разбирается не только в своем собственном деле, но и в том, как его деятельность совмещается с деятельностью предпринимателей, занимающихся тем же бизнесом.

Информация о работе Бизнес-планирование, как основное составляющее успешной деятельности