Бюджетная политика государства и ее содержание. Особенности бюджетной политики в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:04, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетная политика государства является центром экономической и финансовой политики любого государства. В ней отражаются основные направления деятельности органов управления государством по отношению как к субъектам экономики, так и к населению в целом.

Содержание

Введение 3
Глава 1. бюджетная политика государства 5
Социально-экономическое значение бюджета 5
Содержание и направления бюджетной политики 7
Порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджетов 10
Глава 2. Анализ расходов бюджета за 2002год 23
2.1 Состав и структура доходов и расходов бюджета 23
2.2 Анализ расходов федерального бюджета 27
Заключение 30
Список использованных источников и литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

Международная академия предпринимательства.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

 


 

 

Рис.1.Бюджет в системе экономических и  финансовых планов

Прогноз социально-экономического развития территории разрабатывается на основе данных социально-экономического развития территории за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития территории до конца базового года и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год и предшествует составлению проекта бюджета. Основными показателями прогноза являются: индекс потребительских цен; валовой внутренний продукт; объем промышленной продукции; объем продукции сельского хозяйства; объем инвестиций в основной капитал; объем розничного товарооборота; объем импорта и экспорта; объем платных услуг населению; среднемесячная зарплата; прожиточный минимум и численность безработных.

Перспективный финансовый план – это документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального образования и содержащий данные о прогпозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.

Перспективный финансовый план разрабатывается на три года (первый год это год, на который составляется бюджет) и формируется по укрупненным показателям бюджетной классификации.

Баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов РФ, субъектов  РФ, муниципальных образований и  хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых результатов за предыдущий год в соответствии с прогнозами социально- экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проекта бюджета.

План развития государственного или муниципального сектора экономики включает:

- программу  приватизации государственного  или муниципального имущества  и приобретения имущества в  государственную или муниципальную  собственность;

- перечень  и сводный план финансово-хозяйственной  деятельности федеральных казенных  предприятий;

- сведения  о предельной штатной численности  государственных или муниципальных  служащих и военнослужащих по  главным распорядителям бюджетных  средств.

Долгосрочные  целевые программы разрабатываются  органом исполнительной власти, органом местного самоуправления и подлежат утверждению соответствующим законодательным органом, представительным органом местного самоуправления. Долгосрочная целевая программа, предполагаемая к утверждению и финансированию за счет бюджетных средств или средств государственного внебюджетного фонда, должна содержать:

- наименование  заказчика указанной программы;

- технико-экономическое  обоснование;

- прогноз  ожидаемых социально-экономических  результатов реализации указанной  программы;

- сведения  о распределении объемов и  источников финансирования по годам.

Этап формирования бюджета является наиболее интеллектуально  насыщенной и творческой работой  над бюджетом, в ходе которой закладываются  основы реализации бюджетной политики и принимаются ответственные  решения, воплощение которых в жизнь начинается в новом финансовом году.

Чтобы определить основные тенденции развития бюджетной  политики за последние годы, необходимо сравнить, например, приоритетные задачи, которые были в 1998г. и в 2002-2003гг.

Для этого  сначала изучим задачи, стоящие перед бюджетной политикой в 1998г., а затем  в 2002-2003гг.

В рамках реализации среднесрочной стратегии экономического развития на 1998г. были определены следующие  приоритетные задачи бюджетной политики: увеличение собираемости налогов; реструктуризация расходной части бюджета; упорядочение бюджетных процедур.

Федеральный бюджет на 1998г. был составлен с учётом принятого  в мировой политике метода расчёта  дефицита бюджета, предусматривающего отражение всех расходов бюджета  по обслуживанию государственного долга в расходной части бюджета, а расходов по погашению долга (с отрицательным знаком) – в источниках финансирования дефицита бюджета.

Ограниченность финансовых ресурсов и назревшие преобразования в бюджетной сфере вызывают необходимость, с одной стороны, определить ограниченный круг приоритетов, а с другой – уменьшить расходы, которые не являются первоочередными, усилить контроль за рациональным использованием государственных средств. Поэтому при подготовке проекта федерального бюджета на 1998г. была использована методика расчёта расходов бюджета не на основе заявленных потребностей, а исходя из возможностей их финансирования.

Бюджетная политика на 1998г. по расходам была определена с учётом следующих приоритетов:

- составление реального  бюджета, не допускающего образования бюджетной задолженности;

- обеспечение финансовыми ресурсами проведения военной реформы;

- оказания государственной  поддержки судебной системе;

- увеличение финансовой  помощи отраслям здравоохранения,  культуры и искусства.

Составная часть бюджетной политики – совершенствование бюджетных процедур. В этой связи в 1998г. были предусмотрены следующие меры в области бюджетного процесса:

-составление проекта  федерального бюджета на 1999г.  с учётом показателей среднесрочного  бюджетного планирования;

- увеличение бюджетных  резервов Президента РФ и Правительства  РФ для оперативного реагирования  на изменяющуюся социально-экономическую  ситуацию;

- осуществление реформирования межбюджетных отношений;

- завершение в 1998г. перехода на казначейскую систему пополнения бюджетов всех уровней;

- укрепление вертикали  финансового контроля в системе  исполнительной власти.

Таки образом, бюджетная  и налоговая политика в 1998г. были направлены на подготовку реального  проекта федерального бюджета на 1999г., что позволило реально определить объём обязательств государства на предстоящий год.

Теперь обратимся  к бюджетной политике на период 2002-2003гг. Бюджетно-налоговая стратегия на 2003г.  и средне срочную перспективу строится, в том числе на основе положений Программы развития бюджетного федерализма Российской Федерации на период до 2005г., одобренной Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2001г. №584; Правительства РФ от 30 марта 2002г.№ 186 « О разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2003 год и проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год»; параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2005 года и перспективного финансового плана до 2005года»; другими документами министерств и ведомств, определяющими особенности расчета соответствующих доходов и расходов федерального бюджета на 2003г. Порядок и процедуры формирования показателей регламентируется статьями бюджетного Бюджетного кодекса РФ.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ обязательным элементом процедуры подготовки проекта федерального бюджета является Бюджетное послание Президента РФ, которое содержит стратегические, среднесрочные и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства. Последние являются определяющими при составлении проекта федерального бюджета. Задачи, на решение которых направлена политика Правительства РФ в 2003г., определены Бюджетным посланием Президента РФ Федеральному Собранию РФ « О бюджетной политики на 2003г.». Этот документ  содержит следующие структурные позиции: основные итоги бюджетной политики в 2001г. и в начале 2002г.; основные задачи бюджетной политики; первоочередные задачи бюджетной политики в области доходов; первоочередные задачи в области расходов; политика в области межбюджетных отношений; совершенствование казначейских технологий; совершенствование управления государственными финансами.

На формирование федерального бюджета 2003г. оказали  влияние общие проблемы, присущие в настоящее время бюджетному процессу. В числе основных можно  отметить:

- сохранившийся  разрыв между объёмом законодательно установленных государственных обязательств и объёмов фактически имеющихся финансовых ресурсов;

- недостаточную  неэффективность механизма финансирования  значительной части бюджетных  расходов, в особенности в части,  касающейся финансирования бюджетных учреждений;

- отсутствие  чёткого разграничения расходных  полномочий и доходных источников  между уровнями бюджетной системы;

- высокий  уровень номинальной налоговой  нагрузки;

- сильная  зависимость бюджета от внешнеэкономической  конъюнктуры;

- краткосрочность бюджетного планирования и его несоответствие задачам среднесрочной экономической политики.

На решение  данных проблем в 2002-2003гг. направлены усилия всех ветвей власти. В бюджетном послании указывается, в частности, что бюджетная политика призвана способствовать росту деловой активности, проведению структурных преобразований, обеспечению социальной стабильности. Необходимо повысить качество среднесрочного бюджетного планирования, предусмотреть возможность утверждения Правительством РФ структуры бюджетных расходов на три предстоящих года. Перспективный финансовый план должен стать основой для формирования ежегодных бюджетных проектировок, отражающих финансовые последствия принимаемых решений.

Нормы законодательства, входящие в противоречие с бюджетным законодательством, нужно пересмотреть; Бюджетный кодекс РФ должен чётко определять границы сектора государственного управления, распространять на все операции данного сектора единые требования бюджетной классификации, разграничивать полномочия по оплате государственных (муниципальных) обязательств по уровням бюджетной системы. Данное разграничение должно основываться, прежде всего, на разграничении собственности, порождающем конкретные обязательства. В БК РФ необходимо внести изменения, обеспечивающие переход к формированию бюджетов всех уровней в соответствии с прнципом безусловности учёта в них принятых государственных (муниципальных) обязательств, а также поправки, определяющие правовой статус финансового резерва, механизм образования и использования его средств. При этом возможность принятия новых обязательств должна определяться исключительно наличием бюджетных ресурсов для реализации в течение всего времени действия новых обязательств.

В 2003г. планируется  в основном завершить налоговую  реформу, сформировать налоговый режим, полностью обеспечивающий финансирование бюджетных обязательств, минимально обременительный с точки зрения администрирования, максимально благоприятный для экономической деятельности.

Направление Бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ – далеко не формальный этап бюджетного процесса, как может показаться на первый взгляд. Важнейший финансовый документ страны, бюджет, вносится на рассмотрение депутатов Федерального Собрания РФ первым лицом государства. Это придаёт содержанию Послания особую значимость, свидетельствует о том, что провозглашаемая концепция экономического развития страны одобряется Президентом РФ и гарантируется им.

Составление проекта федерального бюджета осуществляется в соответствии с положениями БК РФ и начинается не позднее, чем за десять месяцев до начала очередного финансового года. Важный организационно – методический документ – Постановление Правительства РФ об 30 марта 2002г. №186 (О разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2003 год и проекта федерального закона « О федеральном бюджете на 2003год»,  параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2005года и перспективного финансового плана до 2005года).

Формирование  федерального бюджета организуется и осуществляется Правительством РФ, которое своим постановлением поручает Министерству экономического развития и торговли РФ организовать разработку прогноза социально-экономического развития РФ на планируемый год, а также параметров прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу.

В определённые сроки составляется прогноз социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной  политике РФ, рассчитываются контрольные цифры проекта бюджета и другие документы.

Правительство РФ одновременно с организацией работы по составлению проекта закона организует работу по доведению в определённые сроки до представительных и исполнительных органов власти субъектов РФ инструктивного письма об особенностях составления расчётов проектов бюджета на следующий финансовый год, в т.ч. об установленных нормах и нормативах отчислений или их изменениях. В свою очередь исполнительные органы власти субъектов РФ доводят указания по разработке бюджетов до нижестоящих уровней власти.

В случае несбалансированности доходов и минимально необходимых  расходов местных бюджетов или бюджетов субъектов РФ, они предоставляют  в вышестоящие бюджеты расчёты  для обоснования размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов, дотаций и субвенций.

Информация о работе Бюджетная политика государства и ее содержание. Особенности бюджетной политики в РФ