Бюджетная политика государства и ее содержание. Особенности бюджетной политики в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:04, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетная политика государства является центром экономической и финансовой политики любого государства. В ней отражаются основные направления деятельности органов управления государством по отношению как к субъектам экономики, так и к населению в целом.

Содержание

Введение 3
Глава 1. бюджетная политика государства 5
Социально-экономическое значение бюджета 5
Содержание и направления бюджетной политики 7
Порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджетов 10
Глава 2. Анализ расходов бюджета за 2002год 23
2.1 Состав и структура доходов и расходов бюджета 23
2.2 Анализ расходов федерального бюджета 27
Заключение 30
Список использованных источников и литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

Международная академия предпринимательства.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

Далее следует  рассмотрение бюджета предоставленным  органами власти соответствующего бюджетного права. Рассматривается законопроект в Гос. Думе в четырёх чтениях. Для этого в Гос. Думе создаются  комитеты по бюджету, каждый из которых рассматривает определённые вопросы.

Утверждение бюджета, принятие закона о бюджете, Бюджетное законодательство предусматривает  возможность утверждения проекта  федерального бюджета на соответствующий  год после четырёх чтений. После  четвёртого чтения проект федерального бюджета рассматривается на пленарном заседании Гос. Думы для голосования в целом.

Принятый  Гос. Думой федеральный закон  подлежит рассмотрению Советом Федерации  и Президентом РФ. Президент РФ в течение 5 дней рассматривает и подписывает закон. После обнародования в печати, законопроект принимает силу закона.

Исполнение  бюджета совпадает с бюджетным  годом и длится с 1января по 31декабря. Исполнение бюджета возложено на соответствующие органы исполнительной власти. Исполнение бюджета заключается  в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных доходов и финансирования соответствующих расходов.

Исполнение  бюджета осуществляется по доходной и расходной части бюджета. На стадии исполнения бюджета важное значение имеет контроль за расходованием бюджетных и внебюджетных средств.

Рассмотрение  и утверждение отчета об исполнении бюджета. В соответствии с законом, отчётный доклад об исполнении федерального бюджета за прошедший финансовый год предоставляется Правительством РФ ежегодно, в мае следующего за отчетным годом. На основании анализа отчёта планируются показатели на очередной финансовый год.

На всех этапах бюджетного процесса проводится экономический  анализ результатов исполнения соответствующего бюджета, динамики его показателей, изменение структуры доходов  и расходов, возможность укрепления бюджетной базы и более эффективное использование бюджетных ассигнований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ расходов бюджета за 2002год

 

2.1 Состав  и структура доходов и расходов  бюджета

 

Состав доходов  и расходов бюджета каждого уровня позволяет судить об устойчивости бюджета, отражает степень реализации бюджетной политики, характеризует уровень отношений федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и другие важные моменты. Расходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны с его доходами. Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходами, а также в их влиянии друг на друга.

С одной стороны, объем расходов бюджета лимитируется тесными рамками поступающих  бюджетных доходов, которые в  свою очередь определяются экономическими возможностями государства. Поэтому очень важно установить такой объем бюджетных расходов и такие сроки использования бюджетных средств, которые обеспечивали бы решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимализации затрат с максимальным народнохозяйственным эффектом.

С другой стороны, расходы при надлежащем использовании  бюджетных средтв могут оказать  обратное влияние на доходы, содействуя росту производства. Развитию науки, совершенствованию кадрового потенциала. Наиболее крупными до недавних пор были расходы на финансирование народного хозяйства. В их состав включаются расходы на отрасли материального производства, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения.

Государственные доходы – это различные денежные ресурсы, поступающие в процессе распределения и перераспределения части национального дохода в распоряжение государства и использующиеся для финансирования потребностей и решению своих задач.

Государственные доходы – это доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и средства внебюджетных фондов.

Доходы бюджета  – это экономические отношения, возникающие у государства с  предприятиями, организациями и  гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

Доходы и  расходы бюджета – это объективно-обусловленные категории, каждая из которых имеет специфическое общественное значение. Доходы служат финансовой базой деятельности государства,  а расходы удовлетворяют потребности общества.

Доходы формируются  в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством. Доходы бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также за счет безвозмездных перечислений. В составе доходов бюджетов обусловлено учитываются доходы целевых фондов.

К налоговым  доходам относят, предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени.

Неналоговые доходы включают в себя безвозмездные  невозвратные поступления, а также  все поступления по штрафам и  санкциям, кроме штрафов за просрочку уплаты налогов и все добровольные безвозвратные невозвратные текущие поступления из негосударственных источников. Неналоговые платежи характеризуются большим разнообразием, отличаясь друг от друга по субъектам платежей, методам их взимания, источникам поступлениям.

К неналоговым  доходам относят:

1.платежи  за оказание различных услуг (государственная пошлина, таможенная пошлина);

2.доходы от  использования объектов федеральной  собственности и собственности  субъектов федерации;

3.платежи,  носящие штрафной характер, суммы, полученные от продажи конфискованного имущества, штрафы, взимаемые за нарушение финансового законодательства;

4.поступления  от продажи государственных ценных  бумаг, объектов федеральной собственности  и собственности субъектов РФ.

Таким образом, доходная часть федерального бюджета слагается в основном из налогов предприятий и организаций различных форм собственности. От населения в федеральный бюджет поступают сборы, пошлины, платежи за оказанные улучи.

Налоги –  главный источник формирования доходов бюджета.

Расходы федерального бюджета – это денежные средства, направляемые из федерального бюджета  на финансовое обеспечение задач  и функций государства.

Расходы федерального бюджета – это экономические  отношения, возникающие в связи  с распределением денежных накоплений и использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется  во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика отражает экономическую природу явления и позволяет установить назначение бюджетных расходов, а количественная – их величину.

Расходы федерального бюджета классифицируют:

1.по экономической  роли в процессе производства  на затраты, связанные с финансирование материального производства и содержанием непроизводственной сферы.

2.по функциональному  назначению – на содержание  аппарата управления, финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, фундаментальных исследований.

Капитальные расходы – это часть расходов бюджета, предназначенная для инвестирования капитальных вложений, приобретение основных фондов, проведение капитального ремонта.

Текущие расходы  – это часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее финансирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме субсидий, дотаций и субвенций на текущее финансирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ расходов федерального бюджета

 

Для того чтобы увидеть, на что была направлена бюджетная политика государства в 2002 году,  необходимо провести анализ расходной части бюджета и рассчитать удельный вес каждого раздела расходов бюджета к общей сумме расходов бюджета.

Таблица 1. Анализ расходов федерального бюджета за 2002 год

Код расходов

Наименование  расходов

Сумма, млн. руб.

Удельный  вес,%

0100

Государственное управление и местное самоуправление

56745

3

0200

Судебная  власть

19112

1

0300

Международная деятельность

42859

2,1

0400

Национальная  оборона

284157

14,5

0500

Правоохранительная  деятельность и обеспечение безопасности государства

173864

8,9

0600

Фундаментальные исследования и содействие НТП

30318

1,6

0700

Промышленность, энергетика и строительство

57707

3

0800

Сельское  хозяйство и рыболовство

26121

1,4

0900

Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорологии, картографии и геодезии

9759

0,5

 

Транспорт, связь  и информатика

7034

0,4

1100

Развитие  рыночной инфраструктуры (малый бизнес и предпринимательство)

20

0,001

1300

Предупреждение  и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий

8693

0,4

1400

Образование, в т.ч.:

80088

4,1

1401

Дошкольное  образование

0,5

0,0001

1402

Общее образование

1,3

0,0006

1404

Среднее профессиональное образование

10228

0,5

1406

Высшее профессиональное образование

43477

2,2

1500

Культура, искусство  и кинематограф

10293

0,5

1600

Средства  массовой информации

10265

0,5

1700

Здравоохранение и физическая культура

31908

1,6

1800

Социальная  политика

430350

22

1900

Обслуживание  государственного и муниципального долга

285009

14,6

2000

Пополнение  государственных запасов и резервов

527

0,3

2100

Финансовая  помощь бюджетам других уровней

265406

13,6

2200

Утилизация  и ликвидация вооружений

10315

0,5

2300

Мобилизационная подготовка экономики

500

0,03

2400

Использование и исследование космического пространства

9742

0,8

2500

Военная реформа

16544

0,9

2600

Дорожное  хозяйство

6819

3,5

3000

Прочие расходы

3067

0,2

3100

Целевые бюджетные  фонды

13894

0,7

 

Итого расходов

1953516

100


 

Общая сумма  расходов в 2002г. составила 1953516 млн. руб. Наибольший удельный вес приходится на социальную политику-22%, национальную оборону-14,5%, обслуживание государственного долга-14,6%, финансовую помощь бюджетам других уровней-13,5%,правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства-8,9%.Это свидетельствует о том, что наибольшая часть государственных поступлений направляется в эти сферы деятельности государства. Значит, на данный момент эти области являются  приоритетными в бюджетной политике государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

Бюджет становится не просто бухгалтерским планом, но превращается в программу социального  развития страны. Выбранная бюджетная  политика направлена, прежде всего, на решение первоочередных социальных проблем, таких как выплата пенсий, военнослужащим, развитие жилищно-коммунального хозяйства, что обеспечит доступное жилье, увеличить уставный капитал Федерального агентства по ипотечному и жилищному кредитованию, газификация всей страны.

Бюджет на 2006 год отличается от предыдущих не столько количественным, сколько  качественными характеристиками. Его  по праву можно назвать стартовым  бюджетом возрождения России на качественно  новом уровне.

Впервые проект федерального бюджета планируется рассматривать в рамках трехлетнего бюджетного планирования на 2006-2008 годы. Бюджетная политика направлена решать социальные проблемы посредством экономического роста, а не только за счет торговли энергоресурсами.

Приоритетными направлениями бюджетной политики на 2006 год являются:

- образование;

- здравоохранение;

- строительство  жилья;

- реформа  сельского хозяйства.

Принцип развития через рост уровня жизни большинства, повышение качества жизни масс был  хорошо освоен ныне процветающими западными  государствами и превратился в основополагающий принцип их государственной политики. И сделан решительный шаг в сторону повышения качества жизни. В этот инициированный Президентом Владимиром Путиным национальный проект, затрагивающий жизненно важные основы человеческого бытия.

Помимо этого  происходит финансирование двух основных федеральных жилищных программ –  поддержка молодых семей и  обеспечение жильем сельской интеллигенции.

Семь дополнительных миллионов рублей направлено на реализацию президентских проектов по обеспечению служебным жильем военнослужащих.

В сферах образования  и здравоохранения планируется  повышение заработной платы учителям и бригадам скорой помощи.

Информация о работе Бюджетная политика государства и ее содержание. Особенности бюджетной политики в РФ