Бюджетно-налоговая политика государства.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение бюджетно-налоговой политики государства для чего в результате работы решены следующие задачи:

Изучение целей и инструментов бюджетно-налоговой политики;

Изучение видов бюджетно-налоговой политики;

Изучение эффектов мультипликаторов: налогов, государственных закупок;

Исследование бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 94.24 Кб (Скачать файл)

Расходы бюджета на 2002 год  сформированы исходя из реальных возможностей доходной части и с учетом политики снижения уровня его дефицита.

И в республиканском и  в консолидированном бюджете  предусмотрено уменьшение объема ассигнований на финансирование отраслей материального  производства, в том числе промышленности, энергетики и строительного комплекса, сельского хозяйства, что свидетельствует  о снижении роли бюджета в процессе расширенного воспроизводства. В таком  контексте вызывает неоднозначную  реакцию относительно большой удельный вес расходов на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, – соответственно 8,8% и 5,3% от расходной  части бюджета и  дальнейший, хотя и незначительный их рост на национальную оборону – 0,2 процентных пункта.

Установленный дефицит бюджета (1,5% от ВВП ) не имеет сколько-нибудь реальных источников покрытия, за исключением эмиссионных кредитов Национального банка. Из общей суммы дефицита в 344,8 млрд. рублей только один источник покрытия – 152 млрд. руб. кредитной эмиссии Нацбанка можно считать реальным. Остальные 75 млрд. рублей от размещения государственных ценных бумаг на внутреннем финансовом рынке и 270 млрд. рублей на внешнем представляются весьма проблематичными. И если на внутреннем рынке в качестве покупателя, в случае необходимости, выступит все тот же Нацбанк, то к размещению займов на внешнем рынке под приемлемый процент Беларусь не готова как экономически, так и в правовом плане. Следовательно, придется занимать валюту не внутреннем рынке и, прежде всего, у уполномоченных банков, что, безусловно, либо негативно скажется на  устойчивости белорусского рубля, либо создаст дефицит оборотных средств в валюте у предприятий-экспортеров.

Частью первой статьи 32 Закона о бюджете необоснованно предлагается ограничить размер прироста внутреннего  государственного долга в 2002 году величиной  в 3% ВВП, что не увязано с объемом  внутренних источников финансирования дефицита госбюджета, определенным статьей 1, в размере 221,6 млрд. рублей, или  менее 1% ВВП. Исходя из изложенного, целесообразно  было бы прирост государственного внутреннего  долга в 2002 году ограничить величиной  в 1% ВВП.

Бюджет сохраняет социальную направленность расходов. Статьей 22 бюджета  устанавливается минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете  на одного жителя республики. Вряд ли является корректной приоритетная финансовая защита одной отдельно взятой отрасли непроизводственной сферы в рамках ограниченного  норматива бюджетной обеспеченности. Не в меньшей степени требуют  защиты образование, культура, социальное обеспечение. [9]

План доходной части консолидированного бюджета, контролируемого налоговыми органами, выполнен на 102,2%. При этом в казну поступило 3077 млрд. рублей.

Основные платежи в  казну по-прежнему вносят государственные  предприятия (79,7%). Но и здесь есть любопытная тенденция: поступления в сопоставимых ценах по сравнению  с первым полугодием прошлого года уменьшились по государственному сектору на 4,7 процентных пункта, а по негосударственному – увеличились на 6,5 процентных пункта. При этом наибольший рост достигнут по индивидуальным предпринимателям, предприятиям с иностранными инвестициями и страховым организациям.

Что касается задолженности  по платежам в казну, то ее общая  сумма составила на 1 июля 2002г 193,5 млрд. рублей. Свыше 98% этой суммы приходится на государственные предприятия. [13]  Например, в городе Пинске задолженность  перед бюджетом по состоянию на 1 июля 2002г составила 1925,6 млн. рублей, в том числе в городской бюджет 790,6 млн. рублей, то есть увеличилась по сравнению с 1 апреля в 1,3 раза.

По состоянию на 1 июля 2002 года задолженность перед бюджетом допустили 26 субъектов государственной  и приравненной к ней формам собственности  в сумме 1918,9 млн. рублей, или 99,7% общей  суммы недоимки, 9 предприятий негосударственного сектора экономики в сумме 5,5 млн. рублей, или 0,3%.

Наибольшие суммы задолженности  имеют следующие субъекты хозяйствования:

  • ОАО «ПТО «Полесье» - 972,2 млн. рублей, или 50,5% общей суммы задолженности;
  • ОАО «ПКСИ» - 397,0 млн. рублей, или 20,6%;
  • ОАО «Гидросельмаш» - 212,7 млн. рублей, или 11,0%;

-    КУПП  «Заря» - 123,7 млн. рублей, или 6,4%. [16.]

Основной причиной такой  динамики, по мнению налоговиков, стало  существенное сокращение объема балансовой прибыли в реальном секторе экономики. В качестве причин назывались также  снижение объемов реализации и рост запасов готовой продукции, увеличение себестоимости за счет удорожания импортируемого сырья и энергоресурсов, низкая платежеспособность предприятий потребителей продукции  и сохранение высокой доли товарообменных операций. Вместе с тем, право на неограниченное введение местных налогов  и сборов, предоставленное с начала текущего года местным Советам, привело  к существенному росту налоговых  изъятий из прибыли и практически  свело к минимуму эффект от снижения ставки по налогу на прибыль.

В решении коллегии МНС  говорится о необходимости не менее чем на 20% увеличить в  третьем квартале темпы поступлений  в консолидированный бюджет по сравнению  со вторым кварталом. Ставится задача незамедлительно провести оперативные  мероприятия по выявлению финансовых активов налогоплательщиков в случае возникновения у них задолженности по платежам в бюджет.[13]

Сегодня ведется активная работа по формированию государственного бюджета на 2003 год. Налоговое бремя  в будущем году предполагается уменьшить  как за счет снижения ставок по оборотным  налогам, единому платежу от фонда  оплаты труда и налогу на дивиденды, так и за счет отмены отчислений в фонд развития строительной науки  и в фонд «Пожарная безопасность». Возникшие вследствие этого потери бюджета предполагается компенсировать за чет отказа от наименее эффективных  видов индивидуальных и категориальных льгот.

В частности, ожидается, что  ставка уплачиваемых единым платежом отчислений в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налога с пользователей автомобильных дорог в дорожные фонды будет снижена с 2% до 1,5%, а ставки уплачиваемых единым платежом в местные бюджеты  целевых сборов на формирование местных целевых бюджетных фондов стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, жилищно-инвестиционных фондов и целевого сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда – с 2,5% до 1,9%.

Налоги с оборота (выручки) справедливо принято считать  самыми «нерыночными, поскольку они  не учитывают результаты экономической  деятельности, не обладают зачетным механизмом и потому допускают двойное налогообложение  затрат на производство и, следовательно, им присущ значительный каскадный эффект. Причем он тем больше, чем длиннее  цепочка взаимосвязей при производстве и реализации товаров (работ, услуг). Таким образом снижается экономический  эффект от общественного разделения труда и специализации производства. Поэтому бесспорно, что уменьшение ставок таких налогов позитивно  отразится на результатах деятельности отечественных предприятий.

В будущем году планируется  также снизить: с 5% до 3,75% ставку единого  платежа от фонда оплаты труда, что  несколько ослабит налоговое  давление на данный объект налогообложения; с 15% до 6% ставку налога на дивиденды  и приравненные к ним доходы в  целях унификации налогового законодательства России и Беларуси.

Наряду с ожидаемыми изменениями  в методологии исчисления и порядке  уплаты налогов налогоплательщиков не в меньшей степени волнует  вопрос, как эти корректива повлияют на общую величину причитающихся  к уплате налогов в абсолютном выражении и по отношению к  объемным и результирующим показателям  производственной деятельности (выручке, прибыли).

 

2.3Тенденции белорусской  экономики и обзор бюджета  Белоруссии

Тенденции экономики

Количественные показатели работы белорусской экономики в  I квартале нынешнего года схожи с аналогичными данными соответствующего периода 2001 года, хотя в финансовом отношении ситуация стала сложнее. По итогам прошлого года, которые были опубликованы статистическими службами СНГ, по темпам развития  Беларусь находится на последнем месте. Что касается качества развития: при росте задолженности по заработной плате мы имеем ( за январь-февраль) профицит государственного бюджета в 65 млрд. рублей. Одновременно на 1 апреля бюджет недополучил 197,7 млрд. рублей. Для того, чтобы разобраться в ситуации, начнем с исходных показателей – основных агрегатов макроэкономики (Приложение13, таблица 3).

Что же происходит?  Во-первых, продолжается опережающий прирост  доходов домашних хозяйств по сравнению  с приростом ВВП, что вызвало  определенные диспропорции. Во-вторых, рост располагаемых личных доходов  спровоцировал прирост на 15,7% покупок  на внутреннем рынке, хотя правительство  в прогнозе исходило из цифры 5-6%.

Результаты не замедлили  сказаться. Официальная статистика показывает, что на 1 марта 2002г 5553 предприятия, или 47,7% от их общего числа были убыточными. Сумма убытков в целом по экономике  за январь-февраль составила 139,5 млрд. рублей, в том числе в промышленности – 48,9 млрд., жилищно-коммунальном хозяйстве  – 23,1, сельском хозяйстве – 16,3, на транспорте – 13,7, в торговле и общественном питании – 13,4 млрд. рублей. Поражает последняя цифра. Если население  купило товаров на 15,7% больше, то как надо было торговать, чтобы оставаться в убытках?

Весьма показательны данные о результатах финансовых потоков  основных сделок в экономике. Хозяйствование происходит таким образом, что доля убыточных предприятий и организаций  в отраслях экономики такова (Приложение13 , таблица 4):

Резко ухудшается ситуация в строительстве, хотя реальная стоимость 1 кв. метра нового жилья в этом году повышается. Подозрительна и  убыточность сектора оптовой  торговли (54,5%). При росте тарифов  увеличивается убыточность коммунального  хозяйства.

Еще более опасна ситуация в региональном разрезе. Минстат сообщает, что удельный вес убыточных предприятий в их общем числе в Брестской области составил 45,7%,, Витебской – 57,8, Гомельской – 53,7, Гродненской – 44,7, в г. Минске – 23,5, в Минской – 51,7, Могилевской области – 61,8%. Налицо явная угроза  экономической безопасности страны, так как Могилевский и Витебский регионы становятся  зонами экономического бедствия. При жесткой денежной политике и ограничении субсидий и льгот, что имеет место в последнее время, выход из положения должен быть радикальным.

Поднимая доходы основной части населения, белорусские полисимейкеры по существу ставят под удар сохранение рабочих мест для 50-60% занятых на предприятиях. Мировая практика показывает, что простых и быстрых решений в такой сфере экономической политики нет.

 

Обзор бюджета

Структура доходной части  нынешнего бюджета не претерпела существенных изменений по сравнению  с предыдущим. Основными источниками  поступлений по-прежнему являются налоги и, в частности, косвенные (более 50% ), тогда как в большинстве стран мира основным источником поступлений в бюджет являются прямые налоги. Бесспорно, что с позиции государства косвенные налоги служат наиболее стабильным и гарантированным источником поступлений в бюджет. Однако превалирование косвенных налогов в доходных источниках может иметь негативные последствия, поскольку включение последних в стоимость продукции приводит к раскручиванию ценовой спирали. В итоге белорусские товары на рынке становятся неконкурентоспособными.

Кроме того в бюджете заметно  вырос удельный вес доходов государственных  целевых бюджетных фондов. Рост удельного  веса доходов таких фондов в общей  величине доходов и наличие неоправданно большого их количества не лучшим образом  сказываются на эффективности бюджетного процесса. Имея целевую направленность, названные фонды  затрудняют маневрирование финансовыми ресурсами и увеличивают  возможность возникновения  кассовых разрывов при исполнении бюджета. В  результате государство вынуждено  занимать дорогие деньги на финансовом рынке, располагая в то же время депозитами в коммерческих банках под более  низкий процент.

Расходы бюджета на 2002 год  сформированы исходя из реальных возможностей доходной части и с учетом политики снижения уровня его дефицита.

И в республиканском и  в консолидированном бюджете  предусмотрено уменьшение объема ассигнований на финансирование отраслей материального  производства, в том числе промышленности, энергетики и строительного комплекса, сельского хозяйства, что свидетельствует  о снижении роли бюджета в процессе расширенного воспроизводства. В таком  контексте вызывает неоднозначную  реакцию относительно большой удельный вес расходов на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, – соответственно 8,8% и 5,3% от расходной части бюджета и  дальнейший, хотя и незначительный их рост на национальную оборону – 0,2 процентных пункта.

Установленный дефицит бюджета (1,5% от ВВП ) не имеет сколько-нибудь реальных источников покрытия, за исключением эмиссионных кредитов Национального банка. Из общей суммы дефицита в 344,8 млрд. рублей только один источник покрытия – 152 млрд. руб. кредитной эмиссии Нацбанка можно считать реальным. Остальные 75 млрд. рублей от размещения государственных ценных бумаг на внутреннем финансовом рынке и 270 млрд. рублей на внешнем представляются весьма проблематичными. И если на внутреннем рынке в качестве покупателя, в случае необходимости, выступит все тот же Нацбанк, то к размещению займов на внешнем рынке под приемлемый процент Беларусь не готова как экономически, так и в правовом плане. Следовательно, придется занимать валюту не внутреннем рынке и, прежде всего, у уполномоченных банков, что, безусловно, либо негативно скажется на  устойчивости белорусского рубля, либо создаст дефицит оборотных средств в валюте у предприятий-экспортеров.

Частью первой статьи 32 Закона о бюджете необоснованно предлагается ограничить размер прироста внутреннего  государственного долга в 2002 году величиной  в 3% ВВП, что не увязано с объемом  внутренних источников финансирования дефицита госбюджета, определенным статьей 1, в размере 221,6 млрд. рублей, или  менее 1% ВВП. Исходя из изложенного, целесообразно  было бы прирост государственного внутреннего  долга в 2002 году ограничить величиной  в 1% ВВП.

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика государства.