Бюджетно-налоговая политика государства.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение бюджетно-налоговой политики государства для чего в результате работы решены следующие задачи:

Изучение целей и инструментов бюджетно-налоговой политики;

Изучение видов бюджетно-налоговой политики;

Изучение эффектов мультипликаторов: налогов, государственных закупок;

Исследование бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 94.24 Кб (Скачать файл)

Бюджет сохраняет социальную направленность расходов. Статьей 22 бюджета  устанавливается минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете  на одного жителя республики. Вряд ли является корректной приоритетная финансовая защита одной отдельно взятой отрасли непроизводственной сферы в рамках ограниченного  норматива бюджетной обеспеченности. Не в меньшей степени требуют  защиты образование, культура, социальное обеспечение. [9]

План доходной части консолидированного бюджета, контролируемого налоговыми органами, выполнен на 102,2%. При этом в казну поступило 3077 млрд. рублей.

Основные платежи в  казну по-прежнему вносят государственные  предприятия (79,7%). Но и здесь есть любопытная тенденция: поступления в сопоставимых ценах по сравнению  с первым полугодием прошлого года уменьшились по государственному сектору на 4,7 процентных пункта, а по негосударственному – увеличились на 6,5 процентных пункта. При этом наибольший рост достигнут по индивидуальным предпринимателям, предприятиям с иностранными инвестициями и страховым организациям.

Что касается задолженности  по платежам в казну, то ее общая  сумма составила на 1 июля 2002г 193,5 млрд. рублей. Свыше 98% этой суммы приходится на государственные предприятия. [13]  Например, в городе Пинске задолженность  перед бюджетом по состоянию на 1 июля 2002г составила 1925,6 млн. рублей, в том числе в городской  бюджет 790,6 млн. рублей, то есть увеличилась  по сравнению с 1 апреля в 1,3 раза.

По состоянию на 1 июля 2002 года задолженность перед бюджетом допустили 26 субъектов государственной  и приравненной к ней формам собственности  в сумме 1918,9 млн. рублей, или 99,7% общей  суммы недоимки, 9 предприятий негосударственного сектора экономики в сумме 5,5 млн. рублей, или 0,3%.

Наибольшие суммы задолженности  имеют следующие субъекты хозяйствования:

  • ОАО «ПТО «Полесье» - 972,2 млн. рублей, или 50,5% общей суммы задолженности;
  • ОАО «ПКСИ» - 397,0 млн. рублей, или 20,6%;
  • ОАО «Гидросельмаш» - 212,7 млн. рублей, или 11,0%;

-    КУПП  «Заря» - 123,7 млн. рублей, или 6,4%. [16.]

Основной причиной такой  динамики, по мнению налоговиков, стало  существенное сокращение объема балансовой прибыли в реальном секторе экономики. В качестве причин назывались также  снижение объемов реализации и рост запасов готовой продукции, увеличение себестоимости за счет удорожания импортируемого сырья и энергоресурсов, низкая платежеспособность предприятий потребителей продукции  и сохранение высокой доли товарообменных операций. Вместе с тем, право на неограниченное введение местных налогов  и сборов, предоставленное с начала текущего года местным Советам, привело  к существенному росту налоговых  изъятий из прибыли и практически  свело к минимуму эффект от снижения ставки по налогу на прибыль.

В решении коллегии МНС  говорится о необходимости не менее чем на 20% увеличить в  третьем квартале темпы поступлений  в консолидированный бюджет по сравнению  со вторым кварталом. Ставится задача незамедлительно провести оперативные  мероприятия по выявлению финансовых активов налогоплательщиков в случае возникновения у них задолженности по платежам в бюджет.[13]

Сегодня ведется активная работа по формированию государственного бюджета на 2003 год. Налоговое бремя  в будущем году предполагается уменьшить  как за счет снижения ставок по оборотным налогам, единому платежу от фонда оплаты труда и налогу на дивиденды, так и за счет отмены отчислений в фонд развития строительной науки и в фонд «Пожарная безопасность». Возникшие вследствие этого потери бюджета предполагается компенсировать за чет отказа от наименее эффективных видов индивидуальных и категориальных льгот.

В частности, ожидается, что  ставка уплачиваемых единым платежом отчислений в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налога с пользователей  автомобильных дорог в дорожные фонды будет снижена с 2% до 1,5%, а ставки уплачиваемых единым платежом в местные бюджеты  целевых  сборов на формирование местных целевых  бюджетных фондов стабилизации экономики  производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, жилищно-инвестиционных фондов и целевого сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда – с 2,5% до 1,9%.

Налоги с оборота (выручки) справедливо принято считать  самыми «нерыночными, поскольку они  не учитывают результаты экономической  деятельности, не обладают зачетным механизмом и потому допускают двойное налогообложение  затрат на производство и, следовательно, им присущ значительный каскадный эффект. Причем он тем больше, чем длиннее  цепочка взаимосвязей при производстве и реализации товаров (работ, услуг). Таким образом снижается экономический  эффект от общественного разделения труда и специализации производства. Поэтому бесспорно, что уменьшение ставок таких налогов позитивно  отразится на результатах деятельности отечественных предприятий.

В будущем году планируется  также снизить: с 5% до 3,75% ставку единого  платежа от фонда оплаты труда, что  несколько ослабит налоговое  давление на данный объект налогообложения; с 15% до 6% ставку налога на дивиденды  и приравненные к ним доходы в  целях унификации налогового законодательства России и Беларуси.

Наряду с ожидаемыми изменениями  в методологии исчисления и порядке  уплаты налогов налогоплательщиков не в меньшей степени волнует  вопрос, как эти корректива повлияют на общую величину причитающихся  к уплате налогов в абсолютном выражении и по отношению к  объемным и результирующим показателям  производственной деятельности (выручке, прибыли).

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

1. По поводу финансов  возникают экономические отношения,  которые государство может использовать  в проводимых фискальных мероприятиях. Фискальная политика является одним из основных инструментов макроэкономического регулирования.

Фискальная политика в  зависимости от механизмов ее регулирования  на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и автоматическую фискальную политику (политику встроенных стабилизаторов).

Под дискреционной политикой  понимают сознательное манипулирование  правительством государственными расходами  и налогами. Ее еще называют активной фискальной политикой. На практике  уровень государственных расходов, налоговых поступлений может  измениться даже в случае, если правительство  не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную) фискальную политику

2. Наиболее значительными  инструментами фискального воздействия  являются налоги и государственные  закупки. В периоды спада производства необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать и то и другое, т.е. проводить стимулирующую (экспансионистскую) политику. В целях снижения темпов инфляции реализуют сдерживающую ( рестрикционистскую ) фискальную политику. Она заключается в сокращении государственных расходов, увеличении налогов или в сочетании тех и других мер.

3. Одним из важных инструментов воздействия на темпы экономического роста, а, следовательно, на уровень безработицы является финансовая, в том числе налоговая система.Среди инструментов финансового регулирования экономики особое место отводится государственным расходам и налогам. Налоги выполняют не только фискальную, но и экономическую функцию. Фискальная функция налогов состоит в формировании денежных доходов государства. Являясь важнейшим рычагом воздействия на социально-экономические процессы, налоги в то же время обеспечивают основную массу доходной части государственного бюджета. Прямые налоги, являясь пропорциональными, оказывают прямое воздействие на динамику ВВП и относятся к автоматическим (встроенным) стабилизаторам экономики.Местные налоги, занимающие в структуре доходной части бюджета значительный удельный вес, подчеркивают фискальный характер налоговой системы.

4. Налоговая система любой страны эффективна в том случае, если сформирована на общих методологических подходах, учитывающих платежеспособность населения, налоговые льготы для стратегических целей экономики, равномерное распределение налогов по субъектам хозяйствования, оптимальность налогового бремени и др. Важным звеном налоговой политики государства являются критерии налогообложения. В качестве первого критерия экономисты называют  справедливость (равенство), в качестве второго – эффективность. Первый критерий строится на том, что государственные налоги и их расходование влияют на распределение доходов в обществе, возлагая тяготы на одних и предоставляя блага другим. Общество в конечном счете стремится к справедливому распределению этих тягот и благ.

Но основным в системе  налогообложения является все же критерий платежеспособности. В соответствии с ним налоги должны расти по мере роста доходов, так как  в результате этого  неравенство в материальном положении сокращается. Такая налоговая  система называется прогрессивной. Напротив, если после выплаты налогов  неравенство в обществе возрастает, налицо регрессивная система налогообложения. Согласно кейнсианскому подходу, применение налогов как важного инструмента  фискальной политики может стимулировать  деловую и инвестиционную активность, так как снижение налогов оставляет  в распоряжении предпринимателей значительно большую часть денежных средств, чем величина снижения уровня налога

Государство не ограничивает свое вмешательство в экономику  лишь варьированием налоговых ставок. Целями государственной политики могут  быть обеспечение выравнивания уровня доходов граждан, поддержание социально  значимых отраслей дотациями и инвестициями, стимулирование малого бизнеса, чистого  экспорта, стабилизация экономики. В  связи с этим государство будет  осуществлять определенные расходы  из государственной казны

5. Благодаря мультипликативному эффекту на каждую единицу сокращения пропорционального налога приходится гораздо больше единиц прироста ВВП.

6. Дискреционная и недискреционная фискальные политики применяются в комплексе, в зависимости от текущей динамики ВВП. Дискреционная политика дает эффект в краткосрочном периоде.

7. Согласно кейнсианской концепции фискальной политики, дефицит госбюджета, как правило, увеличивается в период спада и сокращается в периоды оживления и подъема экономики. При этом не всегда обеспечивается стабилизация экономики и рост ВВП. Если рост государственных расходов финансируется за счет роста подоходных налогов, то конечный прирост национального продукта равен первоначальному приросту государственных расходов.

8. Согласно классической концепции, фискальная политика рассматривается лишь как инструмент финансового обеспечения выполнения государством своих функций, но не как стабилизационная политика. Классическая концепция основана на рикардианском равенстве, согласно которому фискальное воздействие вызовет не изменение величины ВВП, а перераспределение денежных средств между частным и государственным секторами в силу действия эффекта «вытеснения» при нейтральности денег.

9. Государственный бюджет – смета доходов и расходов государства на определенный период, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходования средств. Бюджет имеет доходную и расходную части, которые в планируемой перспективе должны быть сбалансированы.

Роль бюджета в национальной экономике значительна. Он является частью финансов страны, которую контролирует государство, поэтому с помощью  бюджета государство способно вмешиваться  в рыночные механизмы.

Во-вторых, бюджет является способом аккумуляции денежных средств для решения крупных, глобальных экономических проблем.

В-третьих, наличие бюджета  позволяет решать сложные социальные проблемы ( бедности, безработицы, голода, грамотности, здоровья нации и др.).

10. Существует три способа финансирования бюджетного дефицита:

  • Путем дополнительной эмиссии денег;
  • За счет кредитов ЦБ;
  • Посредством заимствований у населения и фирм.

Бюджетный дефицит и государственный  долг тесно связаны: нарастание бюджетного дефицита приводит к росту государственного долга. Но абсолютная величина бюджетного дефицита, а следовательно, государственного долга, малопоказательна для экономического анализа. Надо знать, какие процессы обслуживает бюджетный дефицит, какие изменения в воспроизводственном цикле он отражает. Кроме того, очень важно измерять изменения государственного долга по отношению к изменениям ВВП.

Государственный долг зачастую показывает уровень финансовой стабильности экономики. Поскольку государственный  долг влияет на складывающееся в дальнейшем налоговое бремя, то за последние  десятилетия многие ученые пытаются сформировать различные методологические подходы к выбору путей по его  сокращению. Можно выделить три основные концепции регулирования бюджетного дефицита:

  • ежегодного балансирования;
  • циклического балансирования;
  • функциональных балансов.

Имеется ряд возражений, касающихся эффективности проведения фискальных мероприятий в экономике. Согласно классической концепции, фискальная политика рассматривается лишь как  инструмент финансового обеспечения  выполнения государством своих функций, но не как стабилизационная политика.

Классическая концепция  основана на рикардианском равенстве,  согласно которому фискальное воздействие вызовет не изменение величины ВВП, а перераспределение денежных средств между частным и государственным сектором в силу действия эффекта «вытеснения» при нейтральности денег.

11. Изменения в бюджетно-налоговой сфере и бюджетно-налоговая политика играют ключевую роль в хозяйственном развитии страны и проведении эффективной экономической политики.

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика государства.