Главные этапы истории экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 14:48, лекция

Краткое описание

В 16-17 вв. зарождается Классическая политэкономия (Монкретьен): политика поощрения торговли, увеличения дохода государства и монарха. Основные направления – меркантилизм: основа национального процветания – накопление золота и серебра (Т.Мэн, Ж-Б Кольбер); физиократия: только сельское хозяйство создает доход, превышающий затраты, другие виды деятельности бесплодны (Ф.Кенэ, Анн Тюрго); рыночная школа: источник богатства – производство, свободная конкуренция, невмешательство государства.

Вложенные файлы: 1 файл

Конспект лекции по экономической теории.docx

— 326.09 Кб (Скачать файл)

В долгосрочном периоде производственные мощности фирмы могут возрастать, что порождает эффект масштаба (отдачу от масштаба производства). Увеличение отдачи от масштаба не может длиться  бесконечно. Фактором, вызывающим снижение отдачи от масштаба является управляемость  производства.

В долгосрочном периоде фирма  ставит перед собой цель производить  необходимое количество продукции  с наименьшим уровнем издержек. Это означает организацию производства нужного размера (либо завода оптимального размера, либо организация производства на нескольких предприятиях оптимального размера).

В краткосрочном периоде  кривая издержек для каждого из размеров завода имеет вид SRAC1, SRAC2, SRAC3. Построив касательную к кривым краткосрочных  средних издержек, получим кривую долгосрочных средних издержек (LRAC).

Каждая точка кривой LRAC характеризуется наименьшими достижениями издержками на единицу продукции  при данном объемепроизводства, когда фирма имеет время, чтобы изменить любой ресурс или все ресурсы сразу.

До объема выпуска Qэффект масштаба положительный. В интервале Q- Qэффект масштаба нейтральный. При объеме выпуска более Qэффект масштаба отрицательный.

Если фирме выгоднее иметь  сеть заводов вместо одного гигантского, то и в этом случае она должна ориентироваться на нейтральный  эффект масштаба.

 

 

Конспект лекции: Доходы фирмы. Прибыль. Правило максимизации доходов. Максимизация прибыли и  минимизация убытков

 

Валовой (общий) доход (TR) фирмы  – это выручка от продажи. Он определяется как произведение цены реализованной  продукции на количество проданной  продукции (на конкурентном рынке): TR=Р*Q.

Средний доход (AR) фирмы - доход, приходящийся на одну единицу продукции: AR=TR/Q. На конкурентном рынке AR=Р, т.е. средний доход равен цене единицы продукции.

Предельный доход (MR) - это  прирост валового дохода на единицу  прироста объема продаваемой продукции (объема выпуска). MR=ΔTR/ΔQ.

Прибыль есть то, что остается после всех необходимых выплат. Это  величина, на которую совокупная выручка  превышает совокупные издержки.

Экономическая прибыль - это  любой доход сверх нормальной прибыли. Бухгалтерская прибыль  равна разнице между общей  выручкой (валовом доходом) и бухгалтерскими (явными, внешними) издержками: Пб=TR-Cб. Экономическая прибыль включает в себя вознаграждение всем ресурсам фирмы, в том числе и нормальную прибыль. Она есть разница между общей выручкой (валовым доходом) и всеми (экономическими) издержками фирмы: Пэ=TR–ТС.

Условием выживания фирмы  в долгосрочном периоде является наличие минимального количества прибыли, которое зависит от многих факторов: прибыли от альтернативной экономической  деятельности, от риска, интервала времени, количества требуемых капитальных  вложений, уровня инфляции, состояния  экономики, вида отрасли, и т.д. Этот размер дает точку отсчета для оценки, оставаться в бизнесе или нет.

Для принятия решений и  определения поведения фирмы  берется во внимание ожидаемая прибыль, а не прибыль прошедшего периода. Фирма, стремясь к увеличению прибыли  на вложенный капитал, будет добиваться максимизации разницы между предполагаемым доходом и предполагаемыми издержками. Фирма достигает оптимума (максимизирует  свой доход) при таком объеме выпуска, когда предельный доход равен  предельным издержкам, (MR=МС) при условии, что цена превышает минимальное  значение средних переменных издержек.

Объем предложения фирмы  на конкурентном рынке определяется участком кривой предельных издержек, который выше кривой AVC.

Кривая предложения фирмы  в краткосрочном периоде на конкурентном рынке:

При рыночной цене Рфирма прекращает свою деятельность и ее выпуск равен 0. Только при цене Pфирма начинает производить, хотя и несет убытки в краткосрочном периоде. При цене Рее экономическая прибыль равна 0, а при цене Рфирма получает положительную экономическую (чистую) прибыль.

Фирма, получающая экономическую  прибыль, может расширить производство, увеличив активы. Возможность получения  чистой прибыли привлечет в отрасль  капиталы из других отраслей и вновь  образованные капиталы. Отрицательная  экономическая прибыль "вынудит" часть фирм покинуть отрасль.

Таким образом, на поведение  производителя влияет изменение  ситуации в отрасли. Если цены упадут ниже минимальных средних издержек, фирмы несут убытки. Это возможно, если рыночное предложение превышает рыночный спрос. Устойчивое превышение предложения вынудит часть фирм покинуть отрасль. Приспособление предложения к спросу приведет к его уменьшению и повышению цены до уровня минимальных средних издержек. Отрасль вернется к равновесному состоянию, когда все вмененные издержки возмещаются, а экономическая прибыль = 0.

Если в отрасли возникает  ситуация, когда из-за слишком значительного  сокращения предложения, или резкого  повышения спроса цена устанавливается  на уровне выше минимальных средних  издержек типичной фирмы, то фирмы будут  не только возмещать вмененные издержки, но и получать экономическую прибыль. Это привлечет в отрасль новые  капиталы. Предложение возрастет, а  цены упадут. Таким образом, экономическая  прибыль является временной формой дохода для конкурентного рынка.

Только устойчивое нарушение  равновесия в отрасли, вызванное  монополизацией, факторами институционного  порядка, может нарушать способность  конкуренции к восстановлению равновесия и установления цены на уровне минимальных  средних издержек (установление равновесия означает, что в данный момент экономические ресурсы используются наилучшим образом и достигается максимум благосостояния).

Долговременное конкурентное равновесие:

 

 

Конспект лекции: Рынок труда и заработная плата

 

Рынок труда - сфера взаимодействия продавцов и покупателей трудовых услуг. На нём происходит обмен труда  на заработную плату. Спрос на труд предъявляют работодатели, каковыми могут выступать и частные  фирмы, и государство. Предложение труда представлено на рынке труда наемными работниками.

В результате взаимодействия спроса и предложения формируется  цена услуги труда - заработная плата, оплата наёмного работника за использование  его труда как фактора производства. Номинальная заработная плата - сумма  денег, полученная за выполненную работу. Реальная заработная плата - это сумма  товаров и услуг, которые могут  быть приобретены на деньги, полученные за выполненную работу.

Факторы, определяющие спрос  на труд:

  • 1. Спрос на конечную продукцию: чем выше спрос на продукт, тем выше и спрос на труд.
  • 2. Взаимозаменяемость факторов производств: если цена на труд высока, то он будет замещаться более дешевыми факторами производства.
  • 3. Заработная плата: зависимость между объемом спроса на услуги труда и его ценой является обратной.
  • 4. Уровень квалификации работников - при прочих равных условиях предполагает более высокую предельную производительность, что может повести к замещению трудом менее доходных факторов производства.
  • 5. Предельная доходность труда: на конкурентном рынке объем спроса на труд будет увеличиваться до тех пор, пока предельный доход от использования фактора труда не будет равен издержкам, связанным с его покупкой (заработной платой), т.е. MRPL=w, где w – стоимость заработной платы, MRP– предельная доходность труда.

Предложение услуг труда  определяется следующими факторами:

  • 1. Величина реальной заработной платы: чем выше заработная плата, тем больше предложение труда.
  • 2. Время: рынку труда свойственны два эффекта: эффект замещения и эффект дохода. Эффект замещения означает вытеснение свободного времени временем труда. Но по мере роста заработной платы, уменьшается предельная полезность потребляемых благ и увеличивается ценность свободного времени, что делает его более привлекательным. Эффект дохода проявляется в падении предложения труда с ростом заработной платы. Таким образом, прямая зависимость между уровнем реальной заработной платы и объемом предложения услуг труда проявляется лишь в определенных пределах, после чего зависимость между ними меняется на противоположную.
  • 3. Стратегия нанимаемого: работник инвестирует время и деньги в повышение собственных производственных возможностей путем получения образования, платит за образование и отказывается от получения дохода, который он мог бы получить в данное время. Цена услуги труда (заработная плата) и количество востребованного труда (занятость) зависят от типа рынка труда.

 

 

 

 

Конспект лекции: Модели рынка труда

 

Можно выделить следующие  типы рынка труда:

1. Конкурентный рынок  труда. Вне зависимости от фирмы,  уровень заработной платы одинаков, а доля отдельной фирмы слишком  мала, чтобы она могла повлиять  на ставку заработной платы.  Поэтому для отделения фирмы  предложение труда является абсолютноэластичным. При этом предельные затраты фирмы на труд равны ставке заработной платы. Поскольку фирма не определяет заработну плату, то от нее зависит лишь количество нанимаемых работников. Фирма нанимает дополнительных работников до тех пор, пока рост выручки превосходит рост издержек, т.е. пока не будет достигнуто равенство MRPL=MRCL=w.

2. Монопсонический рынок  труда. Более реалистическим является  рынок несовершенной конкуренции,  в частности, монопсонии. Он складывается  на локальном рынке труда при  наличии единственного работодателя (чистая монопсония) или небольшого  количества их (олигопсония). Фирма-монопсонист  (градообразующая фирма) может  определять уровень заработной  платы и численность нанимаемых  работников. Кривая предложения  поднимается плавно, так как фирма  должна платить более высокую  зарплату для привлечения большего  числа работников. При этом она  вынуждена доплачивать ранее  нанятым рабочим разницу между  их ставкой и ставкой следующего  рабочего. Например, если ставка  первого работающего равна 6, а  следующего - 7, то двум рабочим  она заплатит 14 и предельные издержки  на труд будут равны 14-6 = 8. Поэтому  кривая предельных издержек на труд (MRCL) не совпадает с кривой предложения труда (SL). Чтобы максимизировать прибыль, наниматель уравновешивает MRCс MRPL. При этом он будет нанимать меньше рабочих (Qm) и платить им меньшую зарплату (W), чем на конкурентном рынке.

3. Модель рынка труда  с участием профсоюзов. Определяющую  роль играет продавец фактора  труда. Таким продавцом - монополистом  могут стать профсоюзы. Тогда  они могут:

  • а) ограничивать предложение труда, что ведет к росту заработной платы,
  • б) увеличивать спрос на труд путем стимулирования спроса на готовую продукцию фирмы, отрасли,
  • в) участвовать в переговорах с правительством по поводу уровня минимальной заработной платы, что вызывает сдвиг всей шкалы заработной платы вверх,
  • г) оговаривать уровень заработной платы при заключении количества договоров.

Добиваясь более выгодных условий найма и оплаты для  своих членов, профсоюз может способствовать росту безработицы (ставка заработной платы выше равновесной) и сокращению занятости, увеличению средних издержекк и утрате фирмой конкурентных позиций.

4. Рынок двухсторонней  монополии. Это такая модель, где  монополии покупателя (монопсонии) противоставляется монополия продавца, фирме – монопсонисту противостоит  профсоюз - монополист. В этом случае  уровень заработной платы зависит  от соотношения этих сил, который  приближается к конкурентному  рынку. Если сильна администрация  – устанавливается ниже, если  профсоюзы - выше конкурентного  значения.

 

 

 

 

 

Конспект лекции: Формы организации заработной платы

 

Помимо зависимости от типа рынка, количество занятых и размер заработной платы зависят от формы ее организации.

1. Сдельная форма организации  заработной платы. Зависит, прежде  всего, от количества произведенной  продукции и уровня квалификации  работника, а потому она применима  в дискретных технологических  процессах. Для этого разрабатывалась тарифная система, включающая тарифно-квалификационные справочники (перечень требований к выполнению работ по каждой профессии и каждому разряду) и тарифные сетки (указывались стоимость заработной платы 1 разряда и тарифные коэффициенты по каждому из последующих. Умножение стоимости 1 разряда на тарифные коэффициенты определяло ставки для более квалифицированных рабочих).

2. При повременной заработной  плате важнейшими факторами ее  дифференциации является уровень  квалификации работника и отработанное  им время, применяется при непрерывных  производственных процессах, когда  количество произведенной продукции  не зависит от индивидуальных  усилий работника, например, задается  принудительно ритмом конвейера.

3. Метод аналитической оценки рабочих мест – наиболее адекватная потребностям времени система определения качественных различий в труде, в соответствии с которой каждый из видов работ, производящихся на предприятии занимает свое определенное место в иерархии рабочих мест на предприятии. Полученная структура работ служит основой для дифференциации ставок заработной платы.

Критерии:

  • 1) квалификация,
  • 2) усилия (физические и умственные),
  • 3) ответственность работников за выполнение работ,
  • 4) условия труда.

Эта форма исходит из наличия  «профиля работ», а не узкоспециализированного  рабочего места. Для этого работы группируются в профили, исходя из общих  задач, которые необходимо решить. Происходит сокращение и рационализация наименований работ, а работники получают более  объективную оплату труда.

Информация о работе Главные этапы истории экономической теории