Главные этапы истории экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 14:48, лекция

Краткое описание

В 16-17 вв. зарождается Классическая политэкономия (Монкретьен): политика поощрения торговли, увеличения дохода государства и монарха. Основные направления – меркантилизм: основа национального процветания – накопление золота и серебра (Т.Мэн, Ж-Б Кольбер); физиократия: только сельское хозяйство создает доход, превышающий затраты, другие виды деятельности бесплодны (Ф.Кенэ, Анн Тюрго); рыночная школа: источник богатства – производство, свободная конкуренция, невмешательство государства.

Вложенные файлы: 1 файл

Конспект лекции по экономической теории.docx

— 326.09 Кб (Скачать файл)

4. Контрактная форма организации  заработной платы. Согласно контракту,  работник получает право выбора  формы оплаты труда, продолжительности  и формы занятости, места работы. Возрастает роль единовременных  выплат, которые часто увязываются  не с текущим трудовым вкладом  работника, а с его общей компетентностью, потенциальными возможностями.

 

Конспект лекции: Рынок земли и земельная рента

 

Рынок земли, как фактора  производства, раздваивается на рынок  сырья, материалов, топлива, энергии  и т.д. и на рынок земли как  природного ресурса. Спрос на сырье, материалы, топливо определяется спросом  и ценой на продукт, применяемыми технологиями.

Цена предложения на данном рынке определяется, как и на любом  другом, предельными издержками. Но эти издержки включают в себя специфический элемент - земельную ренту.

В долгосрочном плане земля - единственно ограниченный ресурс, выступающий ограничением всех других ресурсов. Но в каждый данный период времени для фирмы предложение  земли изменяется в зависимости  от спроса и цен на продукт, от соотношения  ставки процентов и земельной  ренты.

Земельная рента – доход, вменяемый земле как природному, невозобновляемому ресурсу, частный  случай экономической ренты (любая  плата, приходящаяся на долю ограниченного  ресурса и превосходящая его  альтернативную стоимость).

Исходя из того, что земля  есть фиксированный природный ресурс и, предполагая ее однокачественность, мы можем сказать, что земельная  рента не является фактором, стимулирующим увеличение предложения ресурса (в сравнении с заработной платой или ставкой процентов). Поэтому увеличение спроса на землю как на ресурс увеличит ренту и цену продукции (с/х, добывающей промышленности), но не увеличит предложение земли. Увеличение спроса на землю (Nd1.Nd2,Nd3) при фиксированном предложении земли (Sn) увеличит земельную ренту и цену продукции, но не предложение земли. Если спрос на землю меньше ее предложения (Nd0), то земельная рента будет = 0.

До сих пор мы рассматривали  землю как однокачественную. На практике земли различаются плодородием, местоположением и т.д. Более качественные земли принесут больший доход. Так  как рыночная цена определяется предельными  издержками (максимально допускаемыми рынком в данных условиях), то лучшие участки земли принесут добавочный доход – дифференциальную ренту. Владелец земли включит и ее в  арендную плату.

Земля может не только сдаваться в аренду, но и продаваться в собственность. Приобретая земельный участок, инвестор рассчитывает на получение дохода в виде ренты и в виде прироста цены земельного участка. Он отказался от использования дохода в настоящем ради большего дохода в будущем.

Так как количество лет, в  течение которых взимается рента, стремится к бесконечности, то дисконтированная стоимость земли определяется по формуле: Vp=n/г, где n- годовая рента; r- годовая ставка процентов (реальная).

Цена земли зависит  не только от ее естественного плодородия или местоположения, но и от величины капитала, вложенного в землю (в виде сооружений) и от ожиданий инвесторов относительно возможных альтернатив  ее использования.

Таким образом, цена земли  есть капитализированная земельная  рента. При равенстве спроса и  предложения она определяется как  частное от деления годовой ренты  на процентную ставку.

Конспект лекции: Рынок несовершенной конкуренции. Чистая конкуренция

 

Модели рынка различаются  уровнем конкуренции. Критерии выделения  структурных форм:

  • 1) количество фирм в отрасли,
  • 2) тип производимого продукта стандартизированный или дифференциальный,
  • 3) возможность контроля над ценой,
  • 4) условия вступления в отрасль,
  • 5) наличие неценовой конкуренции.

Рынок несовершенной конкуренции  включает в себя несколько моделей: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия (функционируют несколько продавцов), дуополия (на рынке действуют две фирмы), чистая монополия (господствует один продавец), монопсония (господствует один покупатель), двухсторонняя монополия (сталкивается монополия продавца с монополией покупателя), двухсторонняя олигополия.

Характеристика рынок  чистой конкуренции:

  • - большое число фирм;
  • - продавец и покупатель обладают полной и одинаковой информацией об объекте сделки;
  • - полная мобильность всех ресурсов, свобода вступления в отрасль и выхода из нее;
  • - отсутствие неценовой дискретизации;
  • - отсутствие внешних эффектов, общественных благ и транзакционных издержек;
  • - однородность продукции;
  • - абсолютная эластичность спроса на продукцию отрасли;
  • - отсутствие налогов и государственных субсидий;
  • - полное равенство продавцов (отсутствие рыночной власти).

Цена продукта определяется соотношением спроса и предложения  и выступает как заданная извне, величина, не зависящая от рыночной стратегии фирмы. Поэтому кривая спроса на продукцию отдельной фирмы  всегда горизонтальна (абсолютно эластична), то есть фирма может продавать  любое кол-во продукции, не воздействуя  при этом на цену.

Стратегия конкурентной фирмы: выбор объема производства, обеспечивающий максимальную прибыль. Условие максимизации прибыли — равенство предельного  дохода и предельных издержек (MR=МС). Так как для конкурентной фирмы  предельный доход равен рыночной цене, то в коротком периоде оптимум  объем выпуска, обеспечивающий максимальную прибыль, достигается при Р=МС. В краткосрочном периоде совершенно конкурентные фирмы могут получать сверхприбыли или нести убытки в зависимости от величины своих средних издержек на производство продукта. Однако в долгосрочном периоде в условиях свободного входа и выхода из отрасли, когда высокая прибыль привлекает в отрасль другие фирмы, а убыточные фирмы разоряются и покидают отрасль, оптимальный объем выпуска устанавливается при Р=MR=AR=MC=AC. Это означает, что совершенно конкурентные фирмы в долгосрочном периоде не получают экономическую прибыль. При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная производительная эффективность (кривая средних издержек только касается кривой спроса, нет ни прибыли, ни убытков). В результате фирмы производят максимально возможное количество продукции, которое может быть реализовано по заданной рынком цене.

 

Конспект лекции: Чистая монополия

 

Противоположностью чистой конкуренции является чистая монополия - это рыночная ситуация, когда единственный продавец продает стандартизированный продукт не имеющий близких заменителей большому количеству покупателей.

Признаки:

  • - один продавец и множество покупателей,
  • - продукт отрасли уникален, отсутствует необходимость затрат на рекламу,
  • - вступление в отрасль заблокировано экономическими, техническими, юридическими и др. барьерами,
  • - монополист обладает рыночной властью: определяет рыночную цену, объем предложения и спроса.

Виды монополий: естественная; монополия, основанная на обладании  патентами; монополия, основанная на обладании  источниками сырья; монополия, основанная на обладании государственной лицензией; монополия, основанная на нечестной  конкуренции.

Естественная монополия: если производство любого объема продукции  одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или  более фирмами, конкуренция экономически неэффективна или вообще невозможна. Высокие поступления и низкие предельные затраты отличают естественные монополии. Формирование цены на производимый продукт или услугу на основании  равенства предельных издержек и  цены будет для таких компаний убыточным.

Чтобы естественная монополия  произвела необходимый для общества объем продукции при приемлемых ценах, деятельность регулируется специальными государственными органами власти, либо управляется непосредственно государством.

Фирма обладает монопольной  властью тогда, когда она может  воздействовать на цену своего товара, изменяя объем выпуска товара. Необходимой предпосылкой является отрицательный наклон кривой спроса на продукцию фирмы. Поскольку монополист сам определяет рыночную цену, он должен строить свою рыночную стратегию с учетом спроса на производимую им продукцию, зависящего, в свою очередь, от установленной цены. Условия достижения максимальной прибыли для монополиста те же, МС=MR.

Максимизирующий прибыль  объем производства Qm соответствует  цене Рm. Фирма может увеличить объем продаж только назначая более низкую цену за единицу своей продукции. Следовательно, предельный доход от реализации дополнительной единицы продукции меньше, чем ее цена. С увеличением объема выпуска этот разрыв увеличивается. Максимизируя доход, фирма-монополист будет производить меньше продукции и продавать его по более высокой цене, нежели совершенный конкурент. В этом заключается главное различие между конкурентной фирмой и фирмой-монополистом. Если для конкурентной фирмы Р=МС, то для фирмы с монопольной властью Р>МС, что дает ей возможность получать монопольную прибыль. Монополист может постоянно получать значительные экономические прибыли.

 

Конспект лекции: Эффективность чистой конкуренции  и чистой монополии

 

Эффективность: Чистая конкуренция – производит максимальное количество продукции с минимальными издержками.

Недостатки:

  • 1. Каждый производитель учитывает лишь те издержки, которые окупаются, избегая при этом внешних издержек и выгод, переключения их на общество (затраты на охрану окружающей среды, ведут к удорожанию продукции.
  • 2. Не всегда способны обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения внедрения новых технологий, разработки новых продуктов и т.д.
  • 3. Стандартизация продукции и не обеспечение достаточного диапазона потребительского выбора.

Монополия продает меньший  объем продукции и назначает  более высокую цену, происходит недоиспользование  ресурсов, в результате монопольного ценообразования, способствует неравенству  в распределении доходов. Но монополия  в известных пределах экономически целесообразна, так как за счет увеличения масштабов производства может существенно  снизить издержки, увеличить выпуск и снизить цену, кроме того, монополия обладает возможностями для НИОКР и повышения эффективности производства.

 

Конспект лекции: Монополистическая конкуренция

 

В современных условиях преобладает рынок монополистической конкуренции, который характеризуется следующими признаками:

  • - фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты, удовлетворяющие одну и ту же потребность (различия могут касаться как качественных свойств продукта, услуг и условий, связанных с его продажей и размещением, так и мнимых различий, созданных посредством рекламы, упаковки и использования торговых знаков);
  • - каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка и имеет ограниченный контроль над ценой;
  • - в то же время тайный сговор относительно цены и объемов выпуска между десятками фирм практически невозможен;
  • - вступить в отрасли с монополистической конкуренцией относительно легко (эффект масштаба и требующийся капитал невелики);
  • - преобладает неценовая конкуренция.

Монополистическая конкуренция  предполагает соединение признаков  монополии и конкуренции. Ее монопольная  власть основана на дифференциации продукта и способности контролировать его цену, но наличие многих производителей аналогичных товаров и отсутствие барьеров для входа в отрасль обеспечивают существование конкурентной среды.

Модель монопольного конкурента определяется отрицательным наклоном кривой спроса на его продукт, степень  эластичности спроса зависит как  от числа конкурентов, так и от глубины дифференциации продукта. Краткосрочное  равновесие монопольного конкурента MR=МС. Цена Р превышает средние издержки, фирма получает экономическую прибыль (площадь заштрихованного прямоугольника).

В долгосрочный период данная прибыль будет стимулировать  вступление на рынок других фирм, что  приведет к снижению объемов выпуска  данного продукта одной фирмой и  нулевой прибыли.

Эффективна ли монопольная  конкуренция? Фактический объем  производства фирмы меньше, чем тот, который минимизирует средние издержки. Избытки мощности - это плата за дифференциацию продукта. Монополистический конкурент для уменьшения эластичности спроса по цене и увеличения объемов реализации своего продукта должен постоянно осуществлять расходы на рекламу, что также ведет к его удорожанию. Наличие резервных мощностей свидетельствует о меньшей в сравнении с чистой конкуренцией эффективности, а более высокая цена уменьшает благосостояние потребителей.

С другой стороны, для сохранения своих конкурентных позиций фирмы  вынуждены регулярно совершенствовать свой продукт и быть готовыми быстро увеличить объем выпуска при  всплеске спроса на свою продукцию. Широчайший ассортимент товаров.

Информация о работе Главные этапы истории экономической теории