Государственная и муниципальная форма собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 15:39, контрольная работа

Краткое описание

Тема управления государственной и муниципальной собственностью в современной России одна из самых актуальных. Институт собственности представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность материальных благ конкретным лицам, возможность владеть, пользоваться и распоряжаться ими, а также обеспечивать защиту правомочий собственников в случае их нарушения. Основными источниками регулирования отношений собственности в Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации, раздел II Гражданского кодекса Российской Федерации "Право собственности и другие вещные права" (ст. 209-306).

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 48.06 Кб (Скачать файл)

Введение

Тема управления государственной  и муниципальной собственностью в современной России одна из самых  актуальных. Институт собственности  представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность материальных благ конкретным лицам, возможность  владеть, пользоваться и распоряжаться  ими, а также обеспечивать защиту правомочий собственников в случае их нарушения. Основными источниками  регулирования отношений собственности  в Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации, раздел II Гражданского кодекса Российской Федерации "Право собственности  и другие вещные права" (ст. 209-306). В Российской Федерации признается частная, государственная, муниципальная  и иные формы собственности. За категорией "собственность" стоит чрезвычайно  сложная и многослойная система  общественных отношений, как экономических, так и юридических, которые настолько  взаимопереплетены, что их трудно отделить друг от друга.

Теме собственности посвящено  множество научных работ и  монографий известных ученых: Кошкиной В.И., Шупыро В.М., Лившица А., Суханова Е.А., Мозолина В.П., Щенниковой Л.В., Соколовского К.И., Чепурина М.Н. и других. Тем не менее, на сегодняшний день в условиях перехода к рыночной экономике понятие «собственность» обращает на себя все больше внимания в контексте различных наук.

Все вышеизложенное и обусловило выбор  темы настоящей курсовой работы и  ее основную цель: раскрыть понятие  собственности, и ее основные формы  по законодательству России. Поставленная цель реализуется решением следующих  задач:

Изучить важнейшие аспекты государственной  и муниципальной форм собственности; рассмотреть методы управления государственной и муниципальной собственностью; выявить отличительные черты и взаимодействия государственной и муниципальной собственности.

1. Государственная  собственность

В нашей стране государственная  собственность долгое время оставалась ведущей формой собственности и  имела наибольший удельный вес. Концентрация имущества в государственной  собственности и, как следствие, ограничение имущественной сферы  и правомочии других собственников, исключение частной собственности  как таковой не дало положительных  результатов.

В настоящее время законодательством  закреплено равенство всех участников гражданских правоотношений, включая  и государство (ст. 2 ГК). Условиями, обеспечивающими  равенство субъектов в отношениях собственности, явилось лишение  государства ряда преимуществ (отказ  от неограниченной виндикации государственного имущества; от нераспространения исковой  давности на требования о возврате государственного имущества из чужого незаконного владения и некоторых  других льгот) и закрепление за всеми  собственниками равного права на защиту их собственности п. 4 ст. 212 ГК.

Однако государство продолжает оставаться особым субъектом права. Обладая присущими только ему  властными правомочиями и выполняя возложенные на него функции, оно  само может устанавливать правила  гражданского оборота, содержание и  пределы своей правоспособности, в том числе границы и содержать  права государственной собственности. Возможность частных лиц по своему усмотрению осуществлять правомочия собственника ограничиваются правом государства  вмешиваться в их имущественную  сферу в публичных интересах, в определенных законом случаях. Надо заметить, что ограничения эти  неизбежны и предусмотрены в  любом правовом обществе. В этих случаях важным является обеспечение  равной защиты прав, непременным условием которой выступает сбалансированность интересов собственников при  их защите. Нельзя обеспечивать государственные  интересы за счет и в ущерб интересам  частных лиц, если последние добросовестно  владеют, пользуются и распоряжаются находящимся в их собственности имуществом. Например, изъятие имущества для государственных нужд предусматривает компенсационные выплаты его рыночной стоимости и возмещение убытков, причиненных таким изъятием, как это установлено ныне действующим законодательством ст. 281 ГК. Но ущемление интересов частных лиц должно быть сведено к минимуму. Более того, в некоторых случаях разумно было бы предусмотреть в законе возможность изъятия имущества у собственника в публичных целях на выгодных - для него условиях. Например, предусмотреть право на предоставление адекватного жилья, возмещение морального вреда. Это послужило бы гарантией от принудительных изъятий и незаконных действий государственных органов и их должностных лиц. Отношения, связанные с принудительным выкупом, изъятием имущества, должны быть детально регламентированы.

Данная позиция связана  с намерением рассматривать государственную  собственность и частную собственность  не как противостоящие друг другу  формы собственности, а как две  составляющие экономических отношений  собственности, не имеющих политической окраски. Не стоит доказывать, что  развитие частной собственности  в разумных пределах, под государственным  контролем, так же как и приумножение государственной собственности, может  и должно быть выгодно всему обществу.

Как экономическая категория  государственная собственность  является основной формой общенародного  присвоения Принадлежность материальных благ обществу в целом может быть реализована в форме государственной  собственности либо в форме неотъемлемого  достояния народа Подробнее см.: Гражданское право. М., 1993. Т 1. [С 258]. С учетом многоуровневого характера государственной собственности экономические отношения общенародной собственности могут выражать принадлежность материальных благ народу, объединенному в рамках Российской Федерации либо в рамках субъектов Российской Федерации.

В сложной системе экономических  отношений общественной собственности  государственная собственность  представляет собой экономическую  категорию, тождественную общенародному  присвоению имущества, обособленного  от имущества других организаций  и граждан. Совпадение общенародного  и государственного присвоения как  экономических категорий должно иметь место в демократическом  государстве и возможно, если государство  выражает интересы всего народа и  использует государственное имущество  по целевому назначению, не допуская его  трансформации в частную собственность, за исключением случаев, предусмотренных  законом.

С этой точки зрения право  государственной собственности  в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ народу соответствующих  территорий в лице Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации  и устанавливающих порядок владения, пользования и распоряжения государственным (общенародным) имуществом.

В субъективном смысле право  государственной собственности  состоит из принадлежащих государству, субъектам Российской Федерации  правомочий по владению, пользованию  и распоряжению имуществом, которые  собственники осуществляют по своему усмотрению с учетом общенародных интересов. В отличие от физических и юридических  лиц они должны использовать государственную  собственность по целевому назначению.

Применительно к праву  государственной собственности  ст. 214 ГК устанавливает правило о  множественности субъектов государственной  собственности, носителями которой  выступает либо Российская Федерация  в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность), либо ее субъекты в отдельности - республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего собственность субъекта Российской Федерации).

Статья 72 Конституции РФ предусматривает возможность нахождения в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов вопросов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими  природными ресурсами. Совместное ведение  вопросами собственности в отношении  указанных объектов означает, прежде всего, решение на основе договора вопросов отнесения государственного имущества  к федеральной собственности  либо к собственности субъектов  Российской Федерации, но не предполагает установление общей совместной собственности  субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены  данные объекты, и Российской Федерации  в целом. Как собственники принадлежащего им имущества Российская Федерация  и ее субъекты независимы и не отвечают по обязательствам друг друга. п. 5 ст. 126 ГК.

Указанные в ст. 124 ГК субъекты права государственной собственности - Российская Федерация в целом, республики, национально-государственные и административно-территориальные образования вступают в гражданские правоотношения и действуют в соответствии с нормами, определяющими участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК).

Управление государственной  собственностью и реализация правомочий собственника осуществляется через  систему государственных органов  юридическими и физическими лицами, которые можно объединить в две  группы. К первой группе относятся  органы государственной власти, наделенные общей или специальной правоспособностью. В рамках своей компетенции, установленной  нормативными актами, определяющими  их правовой статус, органы государственной  власти от имени Российской Федерации  либо субъектов Российской Федерации  осуществляют правомочия собственника. Вторую группу составляют государственные  органы, а также юридические лица и граждане, которые выполняют  возложенные на них функции в  случаях и порядке, предусмотренных  федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации по их специальному поручению и от их имени. Государственные органы осуществляют правомочия собственника соответственно от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, в пределах предоставленных им правомочий, определяемых в законодательном порядке.

Круг объектов права государственной  собственности неограничен. В собственности  государства может находиться любое  имущество, в том числе и то, которое не входит в круг объектов права частной собственности. Таковым  является имущество, составляющее исключительную собственность государства. Это  имущество, которое находится в  исключительном обладании общества и используется исключительно в  интересах народа или для обслуживания особых государственных нужд Объекты  исключительной государственной собственности  функционирует в особом правовом режиме, установленном законодательством. Режим имущества, составляющего  исключительную государственную собственность, связан с монополией государства  на это имущество, ограничением его  обороноспособности и, как правило, с наложением законодательных запретов на обращение его в частную собственность. Так, в случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, они подлежат передаче в государственную собственность. ст. 233 ГК.

Частная собственность в  отличие от государственной - более  простая категория. Непосредственно  она представляет собой выражение  власти над объектами собственности  только одного человека, и внутри семьи  возникают уже проблемы, связанные  с отношениями по поводу совместной или общей собственности между  различными ее членами.

Специфика государственной  собственности заключается в  том, что она непосредственно  связана с осуществлением политической власти, которую поддерживают армия, полиция и т.д. По этой, прежде всего  причине невозможно разгосударствление собственности в более или менее широких масштабах без реформирования политической системы общества.

С одной стороны, без прямого  принуждения государства его  собственность не превратилась бы в  свое время в господствующую, с  другой - эта форма не могла бы существовать в течение нескольких десятилетий без постоянного  вмешательства государства в  процесс ее разделения и перераспределения. С этой точки зрения государственную  собственность следует рассматривать  как одну из главных особенностей тоталитарной политической системы.

Государственная собственность  включает в себя многообразные и  взаимосвязанные отношения, построенные  по иерархическому принципу. Во-первых, это отношения внутри органов  государственной власти и управления, которые связаны с владением, пользованием и распоряжением имуществом, принадлежащим государству, утверждением и наполнением бюджета государства; во-вторых, между центральными и  местными (региональными) органами власти и управления; в-третьих, между аппаратом  государства и государственными предприятиями как реальными  товаропроизводителями и действительными  предпринимателями.

Государственной собственности  свойственна иерархическая структура  ее субъектов и отношений владения, пользования и распоряжения. Если это не деспотическое государство, то ни одно лицо не имеет права наибольшей полной власти над соответствующими вещами. Неверно изображать государственную  собственность в странах западного  мира в качестве "разновидности" частной. Государственная собственность  всюду противопоставляется частной  и ее особенности в различных  странах сводятся главным образом  к своеобразию ее конкретно-исторической формы.

На Западе, например, государственные  предприятия всегда были более самостоятельны, нежели в СССР в любой период его  истории. Лишь в последние годы российские государственные предприятия по своим формам приближаются к западному  типу. Но и те и другие далеко стоят  от частной собственности, равно как и от того, чтобы служить исключительно "интересам всего народа", ибо у государства, обладающего собственностью, не могут не формироваться интересы, отличные от интересов других собственников.

Информация о работе Государственная и муниципальная форма собственности