Государственная и муниципальная форма собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 15:39, контрольная работа

Краткое описание

Тема управления государственной и муниципальной собственностью в современной России одна из самых актуальных. Институт собственности представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность материальных благ конкретным лицам, возможность владеть, пользоваться и распоряжаться ими, а также обеспечивать защиту правомочий собственников в случае их нарушения. Основными источниками регулирования отношений собственности в Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации, раздел II Гражданского кодекса Российской Федерации "Право собственности и другие вещные права" (ст. 209-306).

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 48.06 Кб (Скачать файл)

В отношении предприятий, остающихся в форме унитарных  государственных предприятий, потребуются  дополнительные меры по повышению ответственности  их руководителей за эффективное  использование государственного имущества. В частности, вводится в практику заключение с руководителями государственных  предприятий контрактов, предусматривающих  ответственность за нарушение финансовой дисциплины, невыполнение договорных обязательств, использование государственного имущества не по назначению.

Ограниченное число федеральных  государственных предприятий будет  реорганизовано в федеральные казенные предприятия, основанные на праве оперативного управления имуществом.

Существуют различные  точки зрения о том, какие предприятия  должны составлять основу "казенного" субсектора и каким образом будет  происходить управление ими. Есть мнение, что в "казенный" субсектор  должны войти предприятия базисной инфраструктуры (предприятия электроэнергетики, железные дороги, аэропорты, морские  и речные порты, трубопроводы, почта, телеграф, основные коммуникационные сети), предприятия оборонной промышленности, не подлежащие конверсии и ориентированные  в основном на государственный спрос.

По-видимому, в казенные должны быть в первую очередь преобразованы  предприятия, осуществляющие свою деятельность в зонах правила рынка, предприятия  жизнеобеспечения населения или  тех, деятельность которых необходима для выполнения государством конституционных  функций.

Важной составляющей реформирования государственного сектора является создание для каждого предприятия  системы управления издержками производства, активное участие федеральных органов  исполнительной власти, координирующих и регулирующих деятельность в соответствующей  отрасли, в выработке и реализации ценовой политики государственных  предприятий, маркетинговых исследованиях, перераспределении ресурсов и ориентации производственного потенциала на наиболее перспективные сегменты рынка.

Государственное регулирование, о котором шла речь ранее, распространяется на всю экономику, значит, в равной степени и на государственный  ее сектор. ГС - объект государственного регулирования.

Одновременно - мы показали только что - ГС в целом является выражением деятельности государства как хозяйственного субъекта.

Кроме того, как мы сейчас увидим, ГС служит инструментом, рычагом  государственного регулирования.

На начало 1992 г. в собственности  государства находилось более 250 тысяч  предприятий. По данным ГКИ на 01.07.98 их число сократилось до 85781, т.е. почти в три раза.

Массовая приватизация началась с 1 июля 1992 г. после принятия Верховным  Советом РФ 11 июня 1992 г. Государственной  программы приватизации и выхода Указа Президента РФ от 01.07.92 г. № 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных и  муниципальных предприятий в  акционерные общества".

Темпы приватизации существенно  различаются по годам: 1992-1994 гг. - увеличение темпов разгосударствления; 1995-1996 гг. - замедление процесса приватизации.

С вовлечением в приватизационный процесс предприятий промышленности, особенно отраслей оборонного и топливно-энергетического  комплекса, растет количество акционерных  обществ, в которых государство  является собственником определенного  пакета акций. В уставном капитале образованных до 1997 г. акционерных обществ был  закреплен в государственной  собственности пакет акций общей  номинальной стоимостью около 7 трлн. рублей. "Золотой акцией" государство  располагало в 1557 вновь созданных  акционерных обществах (5,7% общего числа  АО).

Основная часть обществ  с закрепленными в собственности  государства пакетом акций или "золотой акцией" относилась ранее  к федеральной собственности  и собственности субъектов Российской Федерации, в первую очередь к  таким отраслям, как топливная, пищевая  промышленность, машиностроение, транспорт  и связь.

В целом за весь период выполнения программы приватизации, по состоянию  на 17 мая 1996 г., в государственной  и муниципальной собственности  закреплены пакеты акций различной  величины в 3764 акционерных обществах  с суммарным уставным капиталом  более 2,3 трлн. рублей.

Контрольный пакет акций (51% и более) принадлежит государству  в 141 акционерных обществах (6,2% общего числа предприятий с государственным  участием).

"Золотая акция" закреплялась  за государством в относительно  небольших по размерам уставного  капитала акционерных обществах.  Государственное присутствие в  этих обществах носит чисто  символический характер и ограничивается  правом "вето" на принятие решений,  касающихся:

* внесения изменений и  дополнений в устав акционерного  общества;

* его реорганизации или  ликвидации;

* его участия в других  предприятиях или объединениях  предприятий;

* передачи в залог или  аренду, продажи и отчуждения  иными способами имущества, состав  которого определяется планом  приватизации предприятия.

Около половины акционерных  обществ со смешанным капиталом (46,2%) составляют компании, где государство  владеет относительно небольшими пакетами (менее 25,5%).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Муниципальная  собственность

Понятие муниципальной собственности  введено еще в Гражданский  кодекс РСФСР 1922 г. За последнее время  это понятие было развито и  закреплено в Законе «О собственности  в РСФСР» от 24 декабря 1990 г., Законе «О местном самоуправлении в РФ», Законе «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г, в новой  Конституции Российской Федерации 1993 г. и в новом Гражданском  кодексе 1994 г.

Законодательное определение  места и значения муниципальной  собственности среди других форм собственности менялось. Так, в Гражданском  кодексе 1922 г. муниципальная собственность  рассматривалась как разновидность  государственной собственности  и не имела самостоятельного значения. В Законе о собственности муниципальная  собственность представлялась как  соединение собственности административно-территориальных  образований низшего уровня (городов, районов, поселков и т.д.) и собственности  органов территориального общественного  самоуправления, например, советов  микрорайонов или других общественных образований, признанных юридическими лицами, в результате чего был сделан вывод о том, что муниципальная  собственность в Законе представлена как переходная форма от государственной  собственности к собственности  отдельных юридических лиц Гражданские право. М., 1993 Т. I. [С.272].

К субъектам муниципальной  собственности согласно п. 1 ст. 215 ГК относятся городские и сельские поселения и другие муниципальные  образования в целом. Муниципальная  собственность является экономической  основой местного самоуправления. Местное  самоуправление заключает в себе право и действительную способность  самостоятельного решения населением под свою ответственность вопросов местного значения, владения, пользования  и распоряжения муниципальной собственностью, исходя из собственных интересов, исторических и иных местных традиций.

Таким образом, от имени соответствующего муниципального образования - собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять органы местного самоуправления, не являющиеся при этом собственниками вверенного им имущества (ст. 125, 215 ГК). Совершенно очевидно, что действующие в качестве юридических лиц выборные и иные органы местного самоуправления, а также территориального общественного самоуправления могут быть организованы соответственно только в форме финансируемых собственником учреждений, общественных организаций, иных формах, которые предусмотрены ч. 3 п. 2, п. 3 ст. 48 ГК.

Кроме того, осуществлять права  собственника и выступать в имущественном  обороте муниципальные образования  могут также через юридических лиц - муниципальные предприятия и учреждения, которые владеют, пользуются и распоряжаются вверенным им имуществом на праве хозяйственного ведения (ст. 294 ГК) или оперативного управления (ст. 296 ГК).

В состав объектов муниципальной  собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли  и другие природные ресурсы, которые  находятся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и  организации, муниципальные банки, другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые  помещения, другие объекты.

Муниципальное имущество, подобно  государственному, делится на две  части. Одну его часть составляет имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или  оперативного управления. Другую часть  составляет муниципальная казна  соответствующего муниципального образования, которая состоит из средств местного бюджета и иного муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями.

Специфика муниципальной  собственности состоит в том, что ее объекты носят целевой  характер, т.е. предназначены для  решения вопросов местного значения, удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-культурных, бытовых и  иных потребностей населения соответствующих  территорий.

Решения, касающиеся создания (ликвидации) муниципальных предприятий, принимаются с учетом федерального законодательства, правовых актов субъектов  федерации и местных представительных органов, изданных в пределах их полномочий, и согласуются со всеми заинтересованными  сторонами. Кроме органов представительной и исполнительной власти разного  уровня (включая комитеты по управлению госимуществом - КУГИ), к ним можно  отнести ряд органов государственного и местного управления, без санкции  которых упомянутые решения не могут  быть приняты (органы по земельным ресурсам, охране природы и др.).

Следовательно, управленческие процедуры при реализации прав собственности  на местном уровне становятся еще  более сложными. Это требует очень  четкого разделения компетенции  и ответственности органон власти и управления различного уровня, которые  принимают решения, затрагивающие  отношения собственности. Однако такой  четкости и действующем законодательстве не достигнуто, нормативные акты нередко  сформулированы без должной конкретизации, что не только затрудняет управление собственностью на региональном уровне, но и создает предпосылки для  снижения оперативности в управлении собственностью.

От государственной собственности  необходимо отличать особый институт так называемой муниципальной собственности. Впервые в России она была выделена в Законе "О собственности в  РСФСР", затем положение о муниципальной  собственности, содержавшееся в  нем, нашло отражение в Гражданском  кодексе. К. субъектам права муниципальной  собственности Законом РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесены муниципальные образования: городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией; часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Для экономического и социального  развития и выполнения других задач, стоящих перед соответствующими административно-территориальными образованиями, в муниципальном собственности  района, города и входящих в них  административно-территориальных образований  закреплены имущество местных органов  государственной власти и местного самоуправления, средства местного бюджета  и внебюджетных фондов, жилищный фонд, включая и нежилые помещения, объекты инженерной инфраструктуры и другие объекты, находящиеся на территории районов, непосредственно  осуществляющих коммунальное обслуживание потребителей.

В муниципальной собственности  могут находиться предприятия сельского  хозяйства, торговли, бытового обслуживания, транспорта, промышленные, строительные и другие предприятия, имущественные  комплексы, учреждения народного образования, культуры, здравоохранения и иное имущество в соответствии с законодательством  о местном самоуправлении.

Положения этого закона были затем конкретизированы Постановлением Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27 декабря 1991г. "О разграничении государственной  собственности в Российской Федерации  на федеральную собственность, государственную  собственность республик в составе  Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".

Постановлением № 3020-1 к  муниципальной собственности местных  органов самоуправления отнесены объекты  государственной собственности, расположенные  на территориях, находящихся в ведении  соответствующего городского (за исключением  городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Советов народных депутатов.

В число таких объектов, находящихся в оперативном управлении местной администрации, входят: жилищный и нежилой фонд, обслуживающие  их жилищно-эксплуатационные и ремонтные  предприятия, объекты инженерной инфраструктуры, городского пассажирского транспорта, включая метрополитен, внешнего благоустройства  и обслуживающие их предприятия  и др.

К муниципальной собственности  отнесены и такие объекты государственной  собственности, находящиеся в ведении  органов государственной власти и управления субъектов федерации, как предприятия розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, оптово-складские мощности, предприятия и подразделения  производственно-технической комплектации, необходимые для обеспечения  товарооборота и объемов услуг  указанных предприятий,

В состав муниципальной собственности  включены учреждения и объекты здравоохранения, за исключением областных больниц  и диспансеров; народного образования, кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями; культуры и спорта.

Информация о работе Государственная и муниципальная форма собственности