Государственная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 18:39, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы заключается в раскрытии темы: «Социальная политика государства». А также в показании социальных проблем, в общем, социальных проблем в России, программ, мероприятий, проводимых правительством по улучшению жизни населения, повышения уровня их доходов. Мер по защите социально незащищенных слоев общества (стариков, детей) и т.д.
В настоящее время вопрос о социальной политике остро стоит во многих государствах, в России в эпоху перемен и преобразований он особенно актуален.

Содержание

Введение ……………..3

1. Социальная политика - как часть государственного управления
1.1. Происхождение и сущность социальной политики
государства ………………..6
1.2. Функции и методы социальной политики ...…………..14
1.3. Основные принципы и направления социальной политики …………….16
1.4. Экономическая социальная политика: проблемы
согласования …………….24
2. Проблемы социального развития государства и пути
их решения
2.1. Социальная политика: реформы и обязательства ……………..28
2.2. Социальные проблемы современной России ……………..31
2.3. Результаты реализации социальной политики
в России на сегодняшний день ………………35

Заключение ………………39
Список использованной литературы ……………...40

Вложенные файлы: 1 файл

Эконом.теория курсак.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

       Соотношение в доходах населения доли трансфертных выплат и заработной платы играет важную роль в формировании экономического поведения индивидуума, его трудовой мотивации.

      Денежные доходы населения, получаемые через финансово-кредитную систему, представляются в виде:

      1) выплат по государственному страхованию;

  2) банковских ссуд на индивидуальное  жилищное строительство, хозяйственное обзаведение молодым семьям, членам потребительских товариществ (например, на садовое строительство);

  3) процентов по вкладам в сберегательных  кассах, начисляемых по итогам года;

  4) доходов от увеличения стоимости  акций, облигаций, выигрышей и  погашении по займам;

  5) выигрышей по лотереям;

  6) временно свободных средств, образующихся в результате покупки товаров в кредит;

  7) выплат различного рода компенсаций  (увечья, ущерб и пр.)  

1.2 Функции и методы социальной политики

    Социальная  политика обладает рядом функций, которые  в конечном счете определяют гуманистический характер государства, стремящегося через политически создаваемые общественные фонды поддержать состояние индивидов в том социальном статусе, который не был бы обременительным для него. К этим функциям можно отнести следующие функции:

    - компенсаторную, которая направлена на ликвидацию внешних сдерживающих условий, не дающих возможность индивиду быть деятельным участником существующих в обществе отношений;

    - элективную, которая направлена на определение обстоятельств и свойств самого индивида, позволяющих отнести его в разряд нуждающихся;

    - кумулятивная, накапливающая социальный потенциал государства, выражающийся в зависимости индивидов от социально-политической деятельности государства.

    Все эти функции тем в большей  степени представлены в социальной политике государства, чем в большей степени социальная политика находится в тесной зависимости от политики государства вообще.

    Социальная  политика призвана гарантировать населению  минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.

    Социальная  политика государства реализуется  через механизм государственных  программ социального обеспечения и системы социальных услуг.

    Основными принципами проведения социальной политики являются: 

    1) защита уровня жизни путем  введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

    2) обеспечение помощи самым бедным семьям;

    3) выдача помощи на случай безработицы;

    4) обеспечение политики социального  страхования, установление минимальной  заработной платы для работающих; 

    5) развитие образования, охрана  здоровья, окружающей среды в основном за счет государства; 

    6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

    Государственная политика доходов заключается в  перераспределении их через госбюджет  путем дифференцированного налогообложения  различных групп получателей  дохода и социальных выплат. При  этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.

    Важным  направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших  слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

    Таким образом, социальная политика - это  политика государства, направленная на смягчение неравенства в распределении  доходов, неизбежно присущего рыночной экономике, на ослабление дифференциации доходов и имущества граждан, а также на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращения социальных конфликтов на экономической почве.

    Государственная социальная политика предусматривает  решения следующих задач:

    1. Обеспечение равных возможностей  при реализации права на образование  и долю в общественном благосостоянии путем справедливого распределения доходов и имущества (капитала).

    2. Уменьшение нежелательных, обусловленных  рынком различий между богатыми  и бедными при возникновении  доходов и капитала.

    3. Обеспечение большей свободы,  справедливости, уважения достоинства человека, обеспечение развития личности, активного участия в общественной жизни и права на долю ответственности перед обществом.

    4. Дальнейшее совершенствование общественно-  политического инструментария и  положений, регулирующих существующее устройство, в целях обеспечения основных социальных прав и расширения сети социального обеспечения.

    Следует отметить, что возможности решения  тех или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые  могут направить государство  на их решение. В свою очередь, ресурсная  база зависит от общего уровня экономического развития страны. Поэтому конкретные задачи социальной политики тесно связаны с экономическим развитием страны.  

1.3 Основные принципы  и направления  социальной политики

        Государство является механизмом распределения социальных выплат населению. Уровень жизни всех слоев населения во многом зависит от того какую политику будет проводить государство. Чрезмерно активное вмешательство государства в перераспределительные процессы, выравнивание доходов ведет к снижению деловой активности в обществе и сокращению эффективности производства в целом. С другой стороны, сокращение роли государства в регулировании доходов населения ведет к росту дифференциации доходов, социальной напряженности, обострению социальных конфликтов и в итоге к падению производства, снижению его эффективности. Достижение оптимальных масштабов вмешательства государства в регулирование социальных отношений в обществе связано с разрешением противоречия между эффективностью и социальной справедливостью. Конфликт между эффективностью и социальной справедливостью лежит в сфере соприкосновения экономической и духовной сфер жизнедеятельности человека, каждая из которых развивается по своим законам, но тем не менее тесно взаимосвязанных. При всей однотипности экономических законов в странах с рыночной организацией хозяйства экономические процессы в них развиваются по - разному в зависимости от духовных, нравственных устоев общества, национальных традиций, исторических особенностей. Например, чрезвычайно высокие ставки налогов, взимаемых с доходов частных лиц и прибылей корпораций в Швеции, являются неприемлемыми для США, их введение могло бы привести американскую экономику к катастрофе.

 Поэтому что приемлемо с точки зрения экономики не всегда соответствует  этническим нормам данного общества и наоборот. Существует несколько взглядов на справедливость распределения благ.

  Эгалитарный. Считается справедливым уравнительное распределение доходов. Логика рассуждений здесь такова: если требуется разделить определенное количество благ между людьми, одинаково этого заслуживающими, то справедливым было бы распределение поровну. Эгалитарный подход не столь примитивен, как его иногда представляют: взять и поделить все поровну. Ведь речь идет именно о равном распределении благ между равным образом заслуживающими этого людьми.

   Роулсианский. Основан на утверждении, что справедливым будет считаться такое распределение, которое максимизирует благосостояние наименее обеспеченного члена общества.

   Утилитаристский принцип. (Утилитаризм - этическая концепция, построенная на отождествлении добра и пользы.) (его разработал во второй половине XIX века английский экономист и правовед Иеремия Бентам) считает справедливым такое распределение доходов, при котором максимизируется общественное благосостояние, представленное суммой индивидуальных полезностей всех членов общества. Во-первых, утилитаристский подход предполагает возможность межличностного сравнения индивидуальных функций полезностей различных членов общества. Во-вторых, функции индивидуальной полезности, согласно утилитаристскому подходу, могут быть:

   а) одинаковыми у всех людей,

  б) различными у различных членов общества. Т.е. различная способность людей извлекать полезность из их дохода (денежного или натурального).                   Рыночный принцип. Считается справедливым распределение доходов, основанное на свободной игре рыночных цен, конкурентном механизме спроса и предложения на факторы производства. Распределение ресурсов и доходов в рыночных условиях производится безличностным процессом.

  Этот  принцип заставляет нас задуматься о том, следует ли государству вмешиваться в процесс перераспределения доходов, если блага в свободном рыночном хозяйстве достаются только тем, кто обладает “денежными голосами”? Практика показала, что существование обширных зон нищеты чревато многими отрицательными последствиями для стабильного и устойчивого роста экономики, правопорядка, морального здоровья и т. п. В сущности, это очевидно в рамках здравого смысла и политического прагматизма лидеров, не желающих социальных потрясений в обществе.

  Например, если государство повышает предельную ставку налога, люди начинают вести  себя так, чтобы законно или незаконно  уклониться от уплаты налогов. И в результате государство может и вовсе не собрать нужных сумм для социальных программ.

  Особые  трудности возникают и при  определении того, кто именно имеет право на государственную помощь.

  Многие  ученые, анализируя программы помощи неполноценным семьям с детьми, выдвинули гипотезу “культуры бедности”, согласно которой нищета становится образом жизни и передается из поколения в поколение.

  Таким образом, как слишком глубокое неравенство  подрывает стабильность общества, так и нивелировка доходов подрывает эффективность, а также стимулы к труду и предпринимательству. За большее равенство нередко приходится платить снижением эффективности. Самое сложное в осуществлении социальной политики государства заключается в нахождении приемлемой “социальной цены”, или платы, за более равномерное распределение доходов.

  Итак, если общество признает справедливым поддержку наименее обеспеченных слоев населения, то конкретной реализацией социальных программ занимается правительство страны.

      Особую роль в социальной политике отводится трансфертам. Трансферт - это безвозмездная передача части дохода или имущества индивида или организации в распоряжение других лиц. Следует отметить, что при помощи трансфертов могут перераспределяться не только денежные доходы, но и экономические возможности. Например, бедные семьи в результате получают больше возможностей для того, чтобы дать хорошее образование своим детям, однако не будем забывать, что происходит это за счет налогообложения лиц с более высокими доходами, чьи экономические возможности также претерпевают изменения.

      Одна из важнейших проблем социальной политики является стимулирование поиска работы бедными гражданами. Дело в том, что развитая система социальной помощи в странах с рыночной экономикой все чаще делала невыгодным для малоимущих граждан поиск работы. Продовольственные талоны, пособия для матерей с детьми и т. п. составляли такую величину, что оказывалось невыгодным искать работу: получаемый в таком случае заработок оказывался ненамного выше, а то и ниже суммарных социальных выплат, получаемых прежде.

     Практика проведения социальной политики в развитых странах выработала несколько направлений в ее реализации. К ним относятся: социальное страхование; социальная защита работников, политика в области заработной платы; социальные меры на рынке труда; жилищная политика.

    Социальное  страхование - наиболее важная часть политики государства в социальной сфере. В процессе производства работники могут потерять (по ряду объективных причин, например, из-за травмы) возможность продолжать работу. При этом они лишаются источника дохода. Для решения возникшей в этом случае проблемы существует две возможности. Первая - выплата определенной суммы за причиненный ущерб. Однако единовременное пособие не дает ему возможности существовать длительное время.

Информация о работе Государственная политика государства