Государственная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 18:39, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы заключается в раскрытии темы: «Социальная политика государства». А также в показании социальных проблем, в общем, социальных проблем в России, программ, мероприятий, проводимых правительством по улучшению жизни населения, повышения уровня их доходов. Мер по защите социально незащищенных слоев общества (стариков, детей) и т.д.
В настоящее время вопрос о социальной политике остро стоит во многих государствах, в России в эпоху перемен и преобразований он особенно актуален.

Содержание

Введение ……………..3

1. Социальная политика - как часть государственного управления
1.1. Происхождение и сущность социальной политики
государства ………………..6
1.2. Функции и методы социальной политики ...…………..14
1.3. Основные принципы и направления социальной политики …………….16
1.4. Экономическая социальная политика: проблемы
согласования …………….24
2. Проблемы социального развития государства и пути
их решения
2.1. Социальная политика: реформы и обязательства ……………..28
2.2. Социальные проблемы современной России ……………..31
2.3. Результаты реализации социальной политики
в России на сегодняшний день ………………35

Заключение ………………39
Список использованной литературы ……………...40

Вложенные файлы: 1 файл

Эконом.теория курсак.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

2. Проблемы социального развития государства и пути их решения

2.1 Социальная политика: реформы и обязательства

    Под социальной политикой можно понимать законодательное установление и  обеспечения исполнения социальных обязательств государства, совокупность которых призвана гарантировать конституционно закрепленные социальные права граждан и их реализацию в законодательно установленных направлениях, сферах и областях.

    Социальная  политика государства предполагает наличие:

    1) общественно поддерживаемой социальной  доктрины (в идеале - сформулированной  в официальных программных документах;

    2) конституционных и законодательных  установлений и конкретизирующих  их нормативных подзаконных актов  по группам и отдельным социальным обязательствам государства;

    3) институционального каркаса и  механизмов организации исполнения  социальных обязательств государства;

    4) организационной структуры мониторинга  и контроля;

    5) ресурсов для реализации предыдущих  позиций и для непосредственного исполнения социальных обязательств государства.

    Последние попытки реформирования социальной сферы в России зачастую подвергаются критике как раз за то, что основная масса населения экономически и  финансово не самодостаточна, а предлагаемые федеральным правительством меры дополнительно понизят его жизненный уровень. Но нельзя не видеть другого: несомненно, позитивной доминантой предлагаемых реформ является ослабление главного реформатора единства социального пространства России, связанного с множественностью социальных обязательств государства, не обеспеченных необходимыми ресурсами повсеместно, прежде всего, на муниципальном уровне.

    В любое время и во всех странах  региональные и местные власти сталкиваются с одной и той же проблемою: как согласовать свои(всегда ограниченные) финансовые и административные ресурсы с необъятным числом конкретных дел, не дающих немедленную финансовую отдачу, и проблем, ”по определению” не имеющих окончательного и вполне удовлетворительного для участвующих сторон решения.

    В России социальные функции региональных и особенно местных властей шире, чем во многих других странах мира, а финансовые ресурсы на их реализацию минимальны. И выход из этого тупика должны сделать социальные обязательства  государства, которые можно определить как конституционную или законодательную зафиксированную совокупность социальных благ (услуг, льгот, субсидий и т. п.)которые государство и только оно, обязуется сделать доступными для своих граждан, причем гарантируя для определенной их части и по определенному кругу этих благ бесплатность последних (т.е. их пре-доставление за счет бюджетных ресурсов).

    Использование шоковых методов рыночных преобразований, обнаружило острейшие проблемы не только в экономике, но и в социальной сфере, условиях жизнедеятельности всего населения. Это вызвало объективную необходимость большей социальной ориентации реформ, определение социальных приоритетов, социальной ”цены” перехода к рыночной экономики и уточнения самого понятия ее социальной ориентации. Социальная ориентация предполагает выбор общественных приоритетов, целенаправленное стимулирование определенных сфер и направлений деятельности, осуществление экологических программ.

    Анализ современных проблем социального развития свидетельствует, что для решения необходимо формирование целостной социально-экономической политики, как на региональном уровне, так и в масштабах государства в целом; оказание финансовой и кредитной помощи регионам. Это одна из самых главных задач федеральной власти, которая пока не выполняется.

    Исправление положения требует ряда мер.

    Во-первых, федеральная социальная политика должна формироваться исходя из социально-экономической  целесообразности, а не политических амбиций. Проблемы федерализма не должны становиться центром переплетения политики и экономики. Сегодня же при распределении федеральных налогов и субсидий одни регионы несут главную тяжесть по обеспечению бюджета федерации, а другие стали главными ”потребителями” этого бюджета.

    Во-вторых, успешное решение стоящих перед  обществом социальных проблем возможно лишь при четком разграничении управленческой деятельности, как по объектам воздействия, так и по “проблематике”, без чего в принципе невозможно определить пределы управления.

    В-третьих, задачей управления социальным развитием  является конкретизация генеральных целевых установок с учетом сложившейся системы государственного управления, местного самоуправления, а также социально-экономических условий и ограничений различного характера.

    В настоящее время в условиях экономических, структурных, социальных (отчасти психологических) экологических кризисных явлений эти задачи могут быть сгруппированы следующим образом:

    - активная политика по повышению  уровня жизни, социальной поддержки  населения, созданию условий для  реализации его возможностей  самостоятельно обеспечить свое благосостояние.

    - действенные меры на рынке  труда по оптимизации структуры  занятости и сокращению безработицы.

    - формирование механизма социальной  защиты социально неблагополучных  и социально уязвимых категорий  населения, социального обеспечения нетрудоспособного населения.

    - разработка эффективной системы  защиты гражданских прав личности  и обеспечения безопасности.

    - Институционные преобразования  в социально - бытовой инфраструктуре  и социально - культурной сфере  с целью расширения возможностей получения соответствующих услуг населением, повышения качества обслуживания, обеспечение доступности для каждого минимального набора бесплатных услуг образования, здравоохранения и т. п.

2.2 Социальные проблемы современной России

    Состояние социальной сферы государства все еще нельзя назвать удовлетворительным и не в ближайшее время произойдут перемены, ведущие к положительному результату. На данный момент Россия охвачена огромным количеством социальных проблем разного характера - рассмотрим наиболее чувствительные из них.

    К результатам социальной политики в  России можно отнести выделение  некоторого процента бюджетных средств  на социальные нужды, на пособия, выплаты  малоимущим. Эти выплаты минимальны. Разрыв между минимальным размером оплаты труда и средней заработной платы в России огромен. Этот разрыв не может сравниться с мировой нормой. По существу жить на минимальную зарплату или на пособие приблизительно равное ему не возможно.

    Правительство и государственная дума России постоянно  принимают законы о повышении минимальной зарплаты, пенсий, вводят новые пособия. Но на практике эти законы не выполняются или выполняются не повсеместно и не в полном объеме. Это происходит из-за не хватки бюджетных средств в федеральном и местных бюджетах. Пенсии во многих регионах задерживаются на несколько месяцев, а зарплату на период до полугода. Что не может не сказаться на уровне жизни основной массы населения страны. Повальная остановка предприятий ведёт к увеличению армии безработных, большинство из которых идут в "теневую экономику". Отсюда и несобираемость налогов с населения и мелких предпринимателей. А из налогов в частности формируется бюджет. А отсюда и нехватка средств на социальные программы и другие аспекты деятельности общества. Круг, таким образом, замыкается.

    Но  по существу большинство социальных программ направлены на экстренное удаление проблем в социальной жизни общества, но не их решение. Проблема социальных нужд состоит из причины и следствия. Большинство, если не все попытки  правительства улучшить жизнь населения является всего лишь смягчением следствий. Но эти действия не является решением проблемы. Например, малоимущего, бедного, безработного, не имеющего определенного места жительства можно бесплатно накормить, дать ему какую-либо одежду, предоставить приют на ночь. Но завтра они снова будут голодными, без одежды, без жилья. Это фактически означает, что деньги потрачены впустую. Для такого постоянного обеспечения не хватит ни каких бюджетных средств. Поэтому необходимо бороться с самим явлением нищеты, бедности - безработицы. Надо направить все силы на борьбу с причинами социальных проблем. А значит необходимо принять меры по недопущению закрытия, приостановки деятельности, к примеру, предприятий. Это уменьшит количество безработных, даст возможность людям самим заработать на жизнь. При этом и оплата труда должна быть на уровне, который позволял людям на него жить. Разработка и постоянное усовершенствование законодательства также может помочь этому процессу.

    Социальные  программы России включают в себя единовременные и постоянные пособия по разным вопросам социальной жизни не защищенных слоёв общества.

    К числу мер общего характера относятся  социальные выплаты семьям, связанные  с рождением и воспитанием  ребёнка, потерей работы, невозможностью трудоустройства, стипендии обучающимся в высших и средних учебных заведениях и другие виды выплат.

    Государственные социальные пособия семьям, имеющим  детей не велики, они составляют около одного размера оплаты труда (МРОТ). Эти пособия выплачиваются по месту работы родителей, но на многих предприятиях и в учреждениях существует многомесячная задержка заработной платы и следовательно и этих пособий. Пособия этого вида являются минимальной поддержкой семье. Источником выплаты этих пособий являются местный бюджет, но средств местного бюджета катастрофически не хватает. При задержке их выплат и с учётом инфляции они не соответствуют реальным ценам на товары. Но эти пособия всё же являются “подпиткой” для семьи, где не работают, находятся в вынужденных отпусках родители или работает один член семьи. Также они (пособия) распространяются на одиноких матерей, которым особенно сложно содержать ребёнка в нынешних социально- политических условиях.

    При рождении ребёнка выплачивается  довольно значительное пособие, что является существенной поддержкой семье с новорождённым ребёнком. Также существует не большое пособие для женщин, ожидающих ребёнка, материально поощряется их своевременная забота о будущем ребёнке. Пособие по уходу за новорождённым не велико. На такие средства не возможно существование новорождённого с матерью.

    Предусмотрено пособие трудоспособному, неработающему  лицу по некоторым случаям ухода  за инвалидами и престарелыми, детьми инвалидами, которое составляет не много более половины МРОТ, что  очень мало. Население редко прибегает к уходу с работы для ухода за данными группами людей, неспособных самостоятельно жить. Это происходит только в крайних случаях, экстренных случаях. Так же мало пособие матерям, воспитывающим малолетних детей. Это пособие выплачивается из средств предприятий и учреждений, в котором мать ребёнка работала до декретного отпуска. И вновь встаёт проблема нехватки средств на предприятиях, они выплачиваются со значительной задержкой во времени.

    Также дело обстоит и с выплатами  женщинам не работающим до декретного отпуска или в связи с ликвидацией организации. Эти пособия выплачиваются из федерального бюджета органами соцзащиты.

    В соответствии с указом Президента РФ и законом РФ существуют выплаты  женам военнослужащих, студентам  и аспирантам ВУЗов. Также и они не составляют значительного капитала, не соответствует уровню цен на продукты питания и промтовары.

    Пособия по безработице это особая форма  выплат. Эти пособия в России появились  не так давно. Нет отлаженного  механизма “присваивания звания” безработного и выплаты этого пособия. Средства фонда занятости ограниченны, т. к. это фонд федерального масштаба. В основном не большое количество безработных обращаются в фонд занятости за получением пособий, потому что пособие по безработице велико, около МРОТ, и его получение связано с большими сложностями.

    Стипендия для студентов ВУЗов равна  МРОТ. Жизнь студента на стипендию  не возможна без дополнительного  заработка или поддержки родителей. Стипендии лицам пишущим кандидатские или докторские работы примерно соответствует средней оплате труда.

    Особой  формой поощрения студентов и  аспирантов ВУЗов является Президентская  стипендия. Она достаточна велика. Но, тем не менее, при существующем уровне цен прожить на данные выплаты крайне сложно.

    Функционирование пенсионной системы, в сущности, не изменилось. Также в основном выплачиваются из государственного бюджета, но деньги проходят через Пенсионный фонд. Система пенсионного обеспечения не поставлена на определённый уровень. Отчисления из зарплаты в Пенсионный фонд не изменились в процентном отношении, что не в полной мере компенсирует затраты на выплаты пенсий. Создание пенсионных вкладов в коммерческих банках не получило массового распространения, из-за нестабильности в экономической сфере.

    В некоторых местах политика социальных реформ дала свои результаты, но существует большое количество не законченных преобразований.

    Социальная  жизнь общества за последний период пошла по двум направлениям. С одной  стороны появилась свобода выбора товаров и услуг, их форм. Но с другой стороны все эти социальные блага не доступны подавляющему числу жителей страны.

    Существуют  проблемы и в области трудоустройства. Молодые специалисты не могут  устроится на работу по специальности, а квалифицированные специалисты  уходят из-за недостаточного уровня зарплаты, это остро сказывается на настроении в обществе. Без средств к существованию остаются люди преклонного возраста. Пособия и разного рода выплаты и дотации не исправляют положения.

Информация о работе Государственная политика государства