Государственная собственность и ее роль в современной экономической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 16:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: дать общую характеристику государственной формы собственности, раскрыть её сущность и роль в современной экономической системе.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты государственной собственности;
Рассмотреть модели развития государственной собственности, а также функции государственной собственности;
Определить позиции государственной собственности в системе национального хозяйства;
Выявить основные проблемы управления государственной собственностью;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Понятие собственности и место отношения собственности в системе
правовых отношений………………………………………………………….………….4
Модели развития государственной собственности. Факторы трансформации государства в собственника……………………………………………………………….8
Функции управления государственной собственностью……………………………..12
ГЛАВА II. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
2.1 Объекты, составляющие основу национального богатства страны…………………15
2.2 Позиции государственной собственности в системе национального хозяйства……18
2.3 Основные проблемы управления государственной собственностью в России….….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..…………………………28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

курсач готов.docx

— 66.44 Кб (Скачать файл)

Безусловно, при переходе к смешанной экономике необходимо преодолеть тотальную монополию государственной собственности. Однако это не означает преуменьшения значения последней. Она и в данных условиях выполняет важнейшие функции, поэтому необходимо эффективное управление ею. Управление имеет две составляющие: с одной стороны, контроль за трансформацией государственной собственности в частную до рационального уровня, с другой, управление ее воспроизводством и использованием.

К сожалению, в начале нынешних реформ ни один из названных процессов не был главным, решение целого комплекса социальных проблем откладывалось на будущее. Шло тотальное разрушение государственной  собственности, главным инструментом чего была так называемая широкомасштабная приватизация. Государство было объявлено  антиподом рынку, многие формы централизованного  регулирования экономики отвергались, а приватизация госимущества стала  главным приоритетом государственных  преобразований. Негативное отношение  к государственной собственности  привело к потере управления ею, которое нужно восстанавливать. Цель выкупа власти у номенклатуры, сменилась задачей пополнения бюджетных  доходов, балансирования бюджетного дефицита. Вместе с тем реформа управления государственным имуществом не сводится лишь к обеспечению бюджетных  доходов государства. Сохранение в  собственности государства значительно  числа пакетов акций стратегических и иных предприятий, передача прав собственности  от одного субъекта хозяйственных отношений  к другому (без изменения статуса  государственной собственности), межведомственные конфликты прямо влияют на эффективность  соответствующих предприятий и, более широко, на состояние инвестиционного  климата в России. В этом смысле проблема рационализации использования  государственной собственности  становится одним из важнейших факторов развития экономики.

Таким образом, вопросы управления государственной  собственностью, улучшения ее отдачи потребуют большой работы, прежде всего со стороны государственных  органов. Это длительный процесс, который  должен быть увязан со всеми сторонами  экономических и социальных преобразований. Государство должно стать эффективным  собственником, соединяя в своей  деятельности в этой сфере экономические  и социальные компоненты.

Экономические отношения  собственности не только характеризуют  социальную сторону экономической  жизни, но и определяют формы ее организации. Мы говорим, что основу рыночной экономики  составляет частная собственность. Но рыночная экономика возникает  лишь при условии, когда участники  экономической жизни общества признают друг в друге обособленных равноправных собственников. Это равенство реализуется  через обмен, где каждый участник и собственник экономического блага  взаимодействуют с другими на эквивалентно-возмездной основе и личной независимости.

 

 

ГЛАВА II.  РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ  В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  СИСТЕМЕ

2.1      Объекты, составляющие основу  национального богатства страны

Национальное богатство-совокупность материальных благ, которыми располагает  на определенную дату общество и которые  созданы трудом людей за весь предшествующий период его развития.

Национальное богатство в широком смысле слова представляет собой все то, чем, так или иначе, обладает нация. В этом смысле к национальному богатству относятся не только материальные блага, но и все природные ресурсы, климат, произведения искусства и многое другое. В практике экономического анализа применяется показатель национального богатства в узком смысле слова.

К национальному богатству  в узком смысле слова относится  все то, что так или иначе  опосредовано человеческим трудом и  может быть воспроизведено. Другими  словами, национальное богатство страны представляет собой совокупность материальных и культурных благ, накопленных данной страной на протяжении ее истории  на данный момент времени. Это результат  труда многих поколений - людей.

Объектом собственности  является организационно - обособленная часть национального богатства, юридически закрепленная за конкретным собственником или группой собственников. В роли объекта собственности могут выступать: отдельная вещь; совокупность имущества; имущественный комплекс; земельный, водный или лесной участок; месторождение полезных ископаемых; зона воздушного пространства; частотный диапазон; обособленная доля в общей собственности и т.д.

Национальное богатство  страны - это то, что произведено  человеческим трудом, это совокупность материальных и культурных благ, накопленных  страной к данному моменту  времени.

В структуре национального  богатства выделяют следующие элементы:

  1. основные производственные фонды (здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства и др.);
  2. оборотные производственные фонды (сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо, энергия и др.);
  3. материальные запасы и резервы (готовая продукция в сфере обращения, материальные запасы на предприятиях, материальные резервы государства, страховые фонды);
  4. непроизводственные фонды (государственный жилищный фонд, учреждения социально-культурного назначения);
  5. природные ресурсы, но только те, которые вовлечены в хозяйственный оборот.

Первым и наиболее важным элементом национального богатства  следует считать производственные фонды. Они занимают наибольший удельный вес в составе национального  богатства. Здесь имеются в виду, прежде всего основные производственные фонды, поскольку их технический  уровень главным образом определяет возможность экономического роста  национальной экономики.

Кроме основных производственных фондов в состав национального богатства  входят оборотные производственные фонды — предметы труда. Величина оборотных производственных фондов составляет примерно 25% величины основных производственных фондов (1).

Кроме основных и оборотных  производственных фондов к национальному  богатству относятся материальные запасы и резервы. Сюда входят готовая  продукция в сфере обращения, материальные запасы на предприятиях и в торговой сети, государственные  материальные резервы и страховые  фонды.

С функциональной точки зрения материальные резервы и запасы выполняют  роль стабилизатора экономики при  непредвиденных обстоятельствах. Они  определяют устойчивость и непрерывность  производства при конъюнктурных  и природных катаклизмах. Но особо  стоит вопрос о величине страховых  резервов и запасов. Практика ведущих  индустриальных государств свидетельствует  о том, что они должны быть достаточно велики и составлять не менее 25% производственного  потенциала.

Важным элементом национального  богатства являются непроизводственные фонды, к которым относится государственный  жилищный фонд и учреждения социально-культурного  назначения. Деление это несколько  условно в силу того, что сюда включается жилье. По своей природе  последнее должно относиться к разряду  домашнего имущества,

которое в статистике всех стран выделяется отдельной строкой  в структуре

национального богатства. Кроме  жилья к домашнему имуществу  относятся предметы длительного  пользования потребительского назначения (телевизоры, холодильники, мебель и  т.д.).

И наконец, в структуре  национального богатства выделяются природные ресурсы. При этом речь идет не о всех природных ресурсах, а только о тех, которые вовлечены  в хозяйственный оборот или разведаны  и в ближайшее время могут  быть вовлечены в него.

Подход классической школы  к национальному богатству в  настоящее время требует 

_______________________________

  1. Экономика /Под ред. А. С. Булатова, 3-е изд.- М., Юристъ, 2002, с. 126

дополнения. Дело в том, что  меркантилисты, физиократы и классическая школа свои выводы о национальном богатстве базировали не на отвлеченных  умозаключениях, а исходили из реальных потребностей жизни. Эти потребности  диктовались периодом, который принято  называть индустриальным. Постиндустриальное общество требует нового подхода  к оценке национального богатства, ибо постиндустриальное общество характеризуют  как минимум два принципиально  важных момента: 1) высокая информатизация общества и 2) качественный рост его  благосостояния.

С формальной стороны информация — это сведения, обладающие элементами новизны для их получателя и требующие  принятия с его стороны решения. Информация — сырье для процесса принятия решения. Ее экономическая  ценность также разнообразна. Для  кого-то она стоит миллионы, для  кого-то — не стоит ничего. Она  — инструмент контроля и в экономике, и в политике, и в отдельной  фирме. Но это сырье должно собираться, добываться и обрабатываться. Оно  должно обогащаться в процессе обработки, и ему должны придавать ценность. Затем оно выбрасывается на рынок, распространяется и становится основой  для принятия решений. По существу информация является основой управления, и только с помощью информации можно в  полной мере реализовать потенциал  современной экономики.

Сейчас совершенно очевидно, что общество, не ступившее на путь информатизации, развития и внедрения  современных информационных технологий и радикальной трансформации  на ее основе всей структуры национального  богатства, обречено на деградацию. Бизнес без информации просто невозможен. Поэтому информация есть фундаментальное  основание производств, торговой и  технологической деятельности, обеспечивающей процветание и развитие любого современного общества.

После появления современной  информационной технологии, основанной на компьютерах, стало ясно, что экономическая, в том числе деловая, информация, а также информация научно-техническая  становится не только решающим фактором общественного и хозяйственного развития, но и одним из основных элементов национального богатства.

Национальное богатство  связано с воспроизводством общественного  продукта (выраженная в рыночных ценах  совокупность товаров и услуг, произведенных  в течение одного года). Следовательно, источником роста национального  богатства является рост общественного  продукта в результате расширенного воспроизводства. Увеличение национального богатства есть результат роста общественного производства и материальная основа его дальнейшего развития, повышения благосостояния народа.

 

2.2      Позиции государственной собственности  в системе национального хозяйства

 

Национальное  хозяйство - исторически сложившаяся в определенных территориальных (национальных) границах система общественного воспроизводства.

Национальную экономику формируют  государственный, частный и иностранный  секторы экономики.

Государственный сектор - часть смешанной экономики, полностью контролируемая государственными органами, находящаяся в собственности государства. В государственный сектор экономики входят: образование, национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный транспорт, национальные и местные государственные предприятия и государственные корпорации.

 

 Частный сектор экономики - часть экономики страны, не находящаяся под контролем государства.

Иностранный сектор - часть экономики, относящаяся к сделкам с зарубежными партнерами.

Материальная основа национального  хозяйства - территория страны с ее климатом, рельефом, геологическим  строением и др.; экономико-географическое положение;  природно-ресурсный потенциал;  трудовые ресурсы.

Государственный сектор экономики существовал во многих странах задолго до развития рыночной экономики. К нему относились принадлежащие государству земельные  массивы, леса, недвижимость, провиантские и топливные склады, арсеналы, военные  базы и другое военное хозяйство, почта, частично транспортная служба, некоторые заводы — прежде всего  военные.

Усиление  роли государства в регулировании  экономики не следует понимать как  политику наращивания массы объектов государственной собственности  в экономическом пространстве страны. Государство определяет антимонопольную политику, устанавливает «правила игры» в экономике и т.д.

Государственный сектор экономики в отдельных  странах в конкретных ситуациях  играет специфическую роль защиты национальных экономических и политических интересов  от иностранной экспансии. Если национальный капитал слаб и не справляется  с этой задачей, то государственный  сектор может играть заметную роль в первичной индустриализации, защите некоторых отраслей, видов производств, регионов от захвата их иностранным капиталом, просто включив их в государственный сектор.

Ключевыми народнохозяйственными задачами, которые призван решать государственный сектор, являются: обеспечение бесперебойного функционирования отраслей инфраструктуры; проведение ценовой политики; защита отдельных отраслей от проникновения иностранного капитала; облегчение доступа широких слоев населения к получению услуг в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения; поддержка некоторых низкорентабельных и убыточных производств, ликвидация которых нежелательна из-за опасности резкого увеличения безработицы или по другим причинам. При этом прибыльность как отдельных государственных предприятий, так и государственного сектора в целом отступает на второй план. Основным источником финансирования таких предприятий являются налоговые поступления в бюджет. 

Информация о работе Государственная собственность и ее роль в современной экономической системе