Государственная собственность и ее роль в современной экономической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 16:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: дать общую характеристику государственной формы собственности, раскрыть её сущность и роль в современной экономической системе.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты государственной собственности;
Рассмотреть модели развития государственной собственности, а также функции государственной собственности;
Определить позиции государственной собственности в системе национального хозяйства;
Выявить основные проблемы управления государственной собственностью;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Понятие собственности и место отношения собственности в системе
правовых отношений………………………………………………………….………….4
Модели развития государственной собственности. Факторы трансформации государства в собственника……………………………………………………………….8
Функции управления государственной собственностью……………………………..12
ГЛАВА II. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
2.1 Объекты, составляющие основу национального богатства страны…………………15
2.2 Позиции государственной собственности в системе национального хозяйства……18
2.3 Основные проблемы управления государственной собственностью в России….….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..…………………………28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

курсач готов.docx

— 66.44 Кб (Скачать файл)

Все указанные выше обстоятельства говорят  о важности и сложности вопросов, связанных с управлением федеральной  собственностью.

1. Федеральная  собственность - совокупность объектов  недвижимости, имущественных прав, работ и услуг, информации и  технологий, нематериальных благ  и других частей национального  богатства, право пользования,  владения, распоряжения которыми  принадлежит только Российской  Федерации.

2. Объект  собственности - организационно  обособленная часть национального  богатства, юридически закрепленная  за конкретным собственником  или группой собственников.

3. Объект, находящийся в федеральной собственности,  федеральной или собственности  субъектов Российской Федерации  - представляет собой объект собственности, принадлежащий в том числе: республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям и округам. На практике большинство данных объектов закреплено за конкретными собственниками или группой собственников.

4. Незакрепленная  часть федеральной собственности  составляет казну Российской  Федерации (ГК РФ).

5. Федеральная  собственность включает предприятия  трех организационно - правовых форм: казенные предприятия, государственные  унитарные предприятия и акционерные  общества с федеральной долей  собственности.

6. Объекты  права собственности Российской  Федерации (объекты управления): недвижимое имущество (здания, сооружения, земельные участки, мосты, и др.); движимое имущество (доли, паи, ценные бумаги, в т.ч. акции, облигации, и др.); денежные средства (валюта, и др.); долги иностранных государств; информация; интеллектуальная собственность и другие результаты интеллектуальной деятельности.

Объекты собственности Российской Федерации  могут принадлежать на праве:

- собственности  - Российской Федерации, юридическим  и физическим лицам;

- хозяйственного  ведения - юридическим лицам, в  т. ч. религиозным и другим  организациям;

- оперативного  управления - федеральным органам  исполнительной власти, учреждениям  и организациям.

7. Объекты  собственности Российской Федерации,  находящиеся за границей, дополнительно  могут принадлежать на праве:

- собственности  - Союзу ССР (требуется доказательство  и переоформление прав собственника  на Российскую Федерацию);

- собственности  - бывшей Российской Империи (требуется  доказательство и переоформление  прав собственности на Российскую  Федерацию).

Эти объекты могут:

- находиться  в розыске или быть оформленными  в розыск;

- требовать  доказательства из-за неправомерного  отчуждения (оформленного или неоформленного) государствами, юридическими и  физическими лицами.

Объекты собственности могут находиться под двойной юрисдикцией: Российской Федерации и иностранного государства.

8. Субъектами  управления собственностью Российской  Федерации является Российская  Федерация, субъекты Российской  Федерации, федеральные органы  исполнительной власти, иностранные государства, российские и иностранные юридические и физические лица.

Кроме того, субъектами могут быть государства, иностранные и российские юридические  и физические лица, неправомерно удерживающие объекты в своем управлении, владении, пользовании и распоряжении.

9. Право  собственности относится к категории  вещных прав, сущность которых  заключается в прямом господстве  над вещью, подразумевающем использование  ее управомоченным лицом в  своих интересах, и в исключительности  осуществления данной возможности.

Субъективное  право собственника распадается  на три основных правомочия: владения, распоряжения, пользования.

Под правомочием владения понимается юридически обеспеченное господство над вещью, то есть возможность иметь данную вещь у себя, содержать ее в собственном  хозяйстве.

Правомочие  распоряжения - это возможность определения  юридической судьбы вещи путем изменения  ее принадлежности, состояния и назначения.

Правомочие  пользования - юридически обеспеченная возможность использования вещи путем извлечения из нее любых  полезных свойств.

Эти правомочия не полностью характеризуют  право собственника.

10. Управление - элемент, функция организованных  систем различной природы, обеспечивающая: сохранение их определенной структуры;  поддержание режима деятельности; реализацию их программ и целей.

Управление  осуществляется (реализуется) системой федеральных органов власти и  управления, а также другими (в  том числе общественными) организациями  с целью достижения максимального  народно-хозяйственного эффекта.

11. Система  - совокупность объединенных одной  целью объектов, их функций и  связей.

12. Приватизация  федеральной собственности - возмездное  отчуждение находящихся в собственности  Российской Федерации и ее  субъектов объектов приватизации  в собственность юридических  и физических лиц.

13. Деприватизация - обращение федерального имущества,  например, за счет дополнительной  эмиссии акций и последующей  передачи их эффективному собственнику (по заранее определенным критериям  эффективности).

 

 

Заключение

В заключении своей курсовой работы, я хотела бы сделать следующий  ряд выводов:

 Отношения собственности  буквально пронизывает все фазы  хозяйственной деятельности. Собственность экономически реализуется, если она приносит доход владельцу, который позволяет не только окупать затраты, но и получать прибыль.

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся  в собственности граждан, юридических  лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Имущество, находящееся в государственной  собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (ст. 294, 296).

Национальное богатство — это общий итог постоянно повторяющегося процесса общественного производства за всю историю развития национальной экономики. К национальному богатству в узком смысле слова относится все то, что так или иначе опосредовано человеческим трудом и может быть воспроизведено. Другими словами, национальное богатство страны представляет собой совокупность материальных и культурных благ, накопленных данной страной на протяжении ее истории на данный момент времени. Это результат труда многих поколений людей.

Проблема управления государственной  собственностью является одной из самых  насущных в условиях переходной экономики. Эта проблема особенно актуальна  в сложившейся ситуации, когда  налицо кризис бюджета и дефицит  финансовых ресурсов. В этой связи  повышение эффективности управления объектами собственности может  стать одним из способов снижения дефицита бюджета и повышения  платежеспособности страны.

Государственное управление как управляющая система  должно приобрести характер опережающего состояния, предложить обществу новую  стратегию и подходы развития. ХХ век прошел под знаком индустриального  развития, научно - технической революции.

Государственное управление должно обеспечить функционирование хозяйственного механизма; развитие социальной, экологической и других сфер, где  применение рыночных отношений нецелесообразно  и неэффективно; укрепление государственности  и позиции страны в мире.

 

Список литературы

 

  1. Атаманчук Г.В. «Теория государственного управления». Курс лекций. Изд. 2-е, дополн. - М.: Омега - Л, 2004.
  2. Афанасьев В.Я., Глазунова Н.И. «Система государственного управления»: Кн. 1. «Управление и право». - М.: ГУУ, 2009.
  3. Булатова А.С. Экономика. 3-е изд.- М.: Юристъ, 2002.
  4. Видяпин В. И. Экономическая теория. -М.: Инфра-М, 2003.
  5. Гражданскому кодексу Российской Федерации (ГК РФ).
  6. Добрынин А.И., Тарсевич Л.С. «Экономическая теория». Учебник. –М.:        Литера, 2000.
  7. Козырев В.М. Основы современной экономики. Финансы и статистика,  - М: Омега. 2002.
  8. Косаренко Н.Н. Финансовое право России часть 1. Учебное пособие изд.

Москва НИБ, 2005.

  1. Кошкина, к.э.н.. доцента В.М. Шупыро. - М.: ИН-ФРА-М, 1997.
  2. Мчерного С. В. Экономическая теория. Учебник.- М.: При, 2000.
  3. В. М. Нуреева. «Трансформация экономических институтов в постсоветской России». - М.: Омега, 2000.
  4. Пикулькин А.В. «Система государственного управления»: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  5. Пороховский А.А. Национальные рыночные модели развития. // Российский экономический журнал, № 11-12, 1997.
  6. Портной  М.А. «Проблемы, успехи и трудности переходной экономики». -М, 2000.
  7. Халевмнская Е. Д. Мировая экономика. 2-е изд.-М.: Юристъ, 2002.
  8. Черкасов Г.И. Общая теория собственности: Учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  9. Щепачев В.А. Проблемы регулирования имущественных правоотношений с участием органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право № 18 от 27.08.2008.
  10. Шокотько М.А. Основные проблемы определения правового режима имущества находящегося в муниципальной собственности // Административное и муниципальное право, 2008.
  1. Халевмнская Е. Д., Крозе И. Мировая экономика. 2-е изд.-М., Юристъ, 2002, с. 220
  2. Экономика. / Под ред. А.С. Булатова, 3е изд. – М, Юристъ, 2002, с. 127

(1) Козырев В.М. Основы современной экономики. - М., Финансы и статистика, 2002, с. 38

 


Информация о работе Государственная собственность и ее роль в современной экономической системе