Государственная социальная политика в Республике Беларусь: стратегии и пути реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 22:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ социальной политики, определение особенностей реализации ее основных направлений и выявление проблем ее осуществления в Республике Беларусь.
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
определить сущность социальной политики, ее принципы и функции;
определить основные направления социальной политики;
описать модели социальной политики;
определить сущность социальной защиты население и направления ее реализации;
обосновать направлений ее совершенствования.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсованя (конечный вариант).docx

— 970.74 Кб (Скачать файл)

В своей новой стратегии социальной защиты и занятости на 2012-2022 годы Всемирный банк сформулировал программу оказания странам с низким и средним уровнями дохода помощи в создании, совершенствовании и гармонизации программ в сфере социальной защиты и занятости, повышения их способности реагирования на кризисы и потрясения, содействия сокращению бедности и росту экономики на основе вовлеченности бедных и безработных в производительную деятельность, а также максимального учета накопленных в мире знаний о том, какие меры являются действительно эффективными. СЗЗ способствует повышению производительности, экономическому росту и сокращению бедности (Рисунок 1.2).

Программы ССЗ динамично работают на протяжении жизненного цикла, обеспечивая устойчивость, справедливость и возможности.

Защита пожилых людей является растущей проблемой для многих развивающихся стран, которые в ближайшее десятилетие столкнутся с тем, что доля пожилого населения в них будет быстро расти. Помощь Всемирного банка странам в устранении пробелов в охвате будет охватывать различные подходы: от «социальных пенсий» (ненакопительные трансферты пожилым людям) до системы добровольных сбережений. Социальные пенсии являются все более популярным ответом на проблему пробелов в охвате пожилых людей. Например, в поддерживаемых Всемирным банком программах на Мальдивских островах и в Южной Африке для работников старшего возраста, которые не имели достаточно времени, чтобы заработать пенсию в накопительных программах, такой ненакопительный подход к социальным пенсиям является единственным имеющимся вариантом, однако это потребует инвестиций в системные механизмы координации между сетями социальной защиты и пенсионными программами и скоординированных инструментов и процессов реализации (например, применение икт для идентификации и выплаты пособий). Правильный состав «портфеля» пенсионных программ будет в значительной степени зависеть от конкретных условий в данной стране.

Женщины и дети играют важнейшую роль в развитии мира. Расширение инвестиций в здоровье женщин и детей является не только правильным решением; это также способствует созданию стабильного, мирного и продуктивного общества. Увеличение объема инвестиций дает множество положительных результатов:

  • сокращает масштабы нищеты;
  • стимулирует экономическую производительность и развитие;
  • помогает женщинам и детям реализовать их основополагающие права человека.

Женщины и дети нуждаются в комплексном пакете основных мер и услуг, предоставляемых хорошо функционирующими системами здравоохранения.

“Глобальный консенсус в отношении охраны здоровья матерей, новорожденных и детей” разработанный и принятый широким кругом заинтересованных сторон, указывает путь ускорения темпов достижения прогресса. В нем подчеркивается необходимость проведения политики, инвестиций и предоставления услуг в соответствии с рядом взаимосвязанных приоритетных мер в рамках того, что работники здравоохранения называют непрерывным оказанием помощи, и предлагается механизм осуществления скоординированных действий заинтересованными сторонами. [14]

Если предположить, что денежные средства, необходимые ежегодно в период с 2011 по 2015 год, будут иметься в наличии, мы сможем резко улучшить доступ к жизненно важным мерам для большинства уязвимых женщин и детей в 49 беднейших странах. Только в 2015 г.:

  • 43 миллиона новых пользователей будут иметь доступ к службам планирования семьи;
  • на 19 миллионов больше женщин будут получать квалифицированную акушерскую помощь при родах;
  • будет излечено дополнительно 2,2 миллиона инфекций новорожденных
  • число детей, получающих исключительно грудное вскармливание в первые шесть месяцев жизни, увеличится на 21,9 миллиона;
  • полная иммунизация в возрасте до одного года будет проведена дополнительно 15,2 миллионам детей;
  • число детей в возрасте до пяти лет, получающих добавку витамина А, увеличится на 117 миллионов;
  • защита от пневмонии будет обеспечена дополнительно 40 миллионам детей. [17]

Это финансирование будет также способствовать улучшению инфраструктуры здравоохранения для оказания помощи наименее имущим женщинам и детям в мире. В 2015 г. это будет способствовать:

  • созданию дополнительно 85 000 учреждений здравоохранения (включая центры здравоохранения, а также районные и региональные больницы);
  • подготовке 2,5-3,5 миллионов работников здравоохранения дополнительно (включая участковых медработников, медсестер, акушерок, врачей, технический и административный персонал).

Данная стратегия является важным шагом на пути к улучшению состояния здоровья и жизнедеятельности людей во всем мире. Однако она должна в ближайшее время воплотиться в конкретные действия и измеримые результаты, и все стороны должны принять конкретные обязательства по увеличению финансирования, усилению политики и улучшению системы предоставления услуг. При объединении усилий всех участвующих сторон мы сможем заменить страдания миллионов людей улучшением их здоровья и надеждой.

 

3.2 Совершенствование социальной  политики в условиях социально-экономического  развития Республики Беларусь

 

Важнейшим условием развития человеческого потенциала являются стабильность общества. Эффективная социальная политика государства нацелена на создание необходимых условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека. Критериями такой эффективной социальной политики являются:

  • реализация приоритетов социальной политики как одного из важнейших условий устойчивого развития общества;
  • гарантии прав на свободу человека и на свободную реализацию трудового и интеллектуального потенциала;
  • дифференциация социальной политики в отношении различных слоев населения;
  • взаимная солидарная ответственность всех субъектов (государство, предприниматели, профсоюзы, население) за результаты социального развития;
  • права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи – основной ячейки общества; на духовное, культурное, нравственное развитие граждан и, прежде всего, молодежи; бережное отношение к историческому наследию предков и на преемственность поколений, сохранение самобытности национальных традиций.

Главной целью социальной политики в долгосрочной перспективе является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала.

Для реализации главной цели основными направлениями социальной политики должны стать:

  • обеспечение роста реальных денежных доходов населения;
  • повышение уровня пенсионного обеспечения;
  • снижение уровня малообеспеченности населения;
  • последовательное повышение уровня оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;
  • создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров;
  • повышение социальной защиты нуждающихся на основе усиления адресности оказания помощи, рационализации системы льгот, улучшения социального обслуживания и др.

В Республике Беларусь принята Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. Данная стратегия предусматривает развитие социально-экономических показателей в долгосрочной перспективе. Значительное место занимает усовершенствование системы социальной политики и социальной защиты населения.

Важнейшим приоритетом социальной политики является борьба с бедностью. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в стране уровня малообеспеченности. Реализация этой задачи будет происходить на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения. Важное направление по решению данной проблемы – повышение денежных доходов населения. Это будет достигаться с созданием новых рабочих мест, охраны труда, стимулировании трудовой активности и т.д. С увеличением минимальной заработной платы, ростом средней заработной платы и среднедушевых денежных доходов предполагается, что доля населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума должна сократиться к 2015 г. вдвое.

Следующим важным направлением социальной политики является пенсионное обеспечение населения. На нынешнем этапе развития национальная пенсионная система столкнулась с целым рядом внутренних и внешних проблем. Нехватка средств и проблемы в экономике не дают возможность поддерживать пенсионное обеспечение на должном уровне. Положение усугубляется из-за недостатков структуры пенсионной системы: множественностью льгот по досрочному выходу на пенсию; низким по сравнению с другими странами возрастом выхода на пенсию; наличием других норм и условий, влекущих нерациональные расходы. Таким образом,  наблюдается ситуации, когда данная система нуждается в реформировании.

Важнейшими требованиями реформирования пенсионной системы, в республике являются:

  • создание прочной финансовой основы пенсионного обеспечения;
  • понятность проводимых преобразований;
  • обеспечение благосостояния всех лиц, которых она затрагивает.

Для решения проблем пенсионного обеспечения разработана Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь, которая предусматривает необходимость формирования трехуровневой пенсионной системы, включающей:

  • социальные пенсии;
  • трудовые (страховые), которые станут основой пенсионной системы;
  • дополнительные негосударственные пенсии.

Для эффективной реформы необходимо:

  1. определить круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию;
  2. установить фактический возраст выхода на пенсию (предполагается постепенное повышение пенсионного возраста);
  3. упорядочить систему досрочного пенсионного обеспечения, в том числе и по условиям труда;
  4. скорректировать подходы к выплате пенсий в период работы;
  5. выработать критерии определения размеров пенсий и механизм их исчисления;

Новая система пенсионного обеспечения будет включать в себя не только изменение условий и норм пенсионного обеспечения, но и страховой механизм его осуществления. Основой этого механизма должен стать индивидуальный (персонифицированный) учет страховых взносов и приобретенных страховых прав, предназначенный для справедливого измерения вклада каждого конкретного человека в пенсионную систему в зависимости от уплаты страховых взносов. [8]

Выполнение всех мероприятий будет содействовать финансовой стабильности национальной пенсионной системы, позволит работникам формировать доход на пенсионный период на соответствующем их ожиданиям уровне.

Основными задачами в области социальной защиты населения являются обеспечение государственной поддержки нуждающихся групп населения, повышение уровня государственных минимальных социальных гарантий, оптимизация программ предоставления помощи.

 Сформировавшаяся к  настоящему времени система социальной  защиты населения представлена  многообразными социальными программами, которые недостаточно скоординированы.

В ближайшем времени планируется завершить преобразование социальной защиты граждан, направленной на осуществление принципов адресности, обеспечить доведение государственных минимальных социальных гарантий до уровня нормативов жизни.

В прогнозируемом периоде дальнейшее развитие получит социальное обслуживание как вид адресной помощи и неотъемлемая часть государственной системы социальной защиты. Предусматривается преимущественное развитие сети нестационарных учреждений как наиболее экономичных и приближенных к реальным нуждам населения и расширение практики предоставления социальных услуг на дому.

Важным направлением является образование территориальных центров социального обслуживания, которые будут обеспечивать оказание максимальную и разностороннюю помощь гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям, детям и другим категориям населения. При этом будут учитываться утвержденные  социальные стандарты, вследствие чего повыситься уровень, доступность и качество оказываемых услуг.

Также должна быть существенно повышена значимость социальной поддержки ветеранов и инвалидов. Основным направлением государственной социальной политики по отношению к инвалидам предусматривается реабилитационное направление, ориентированное, прежде всего, на использование социальных механизмов компенсации и адаптации.

Важнейшим условием реализации этих мер должна стать координация раз, личных видов государственной социальной поддержки граждан и создание единой информационной системы социальной помощи. [8]

Информация о работе Государственная социальная политика в Республике Беларусь: стратегии и пути реализации