Учителя человечества. Конфуций

Дата добавления: 03 Июля 2012 в 13:16
Автор работы: A******@mail.ru
Тип работы: контрольная работа
Скачать в ZIP архиве (632.90 Кб)
Вложенные файлы: 1 файл
Скачать файл  Просмотреть документ 

Этика и эстетика (Конфуций).doc

  —  786.00 Кб

5.       Школа «инь ян цзя» – школа темного и светлого начала. Считается, что мыслители школы были тесно связаны с астрономией и астрологией. В связи с этим обстоятельством школа обычно трактуется как натурфилософская. Главная идея этой философии – деление всего на мужское (ян) начало и женское (инь) начало.[15] Представителями данной школы являются Цзы-вэй, Цзоу Янь, Чжан Цан.

6.       Конфуцианство: правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Представители: Конфуций, Мэн-цзы, Сюнь-цзы.

Однако многие исследователи считают, что китайская философия возникла примерно в то же время, что и древнегреческая и древнеиндийская философия, в середине I тысячелетия до нашей эры.

Хотя отдельные философские идеи и темы, а также многие термины содержались уже в древнейших письменных памятниках китайской культуры: «Шу цзине» (Каноне документальных писаний), «Ши цзине» (Каноне стихов), «Чжоу и» (Чжоуских переменах, или «И цзине» – Каноне перемен).[16]

Первым исторически достоверным творцом философской теории в Китае был Конфуций, осознавший себя выразителем духовной традиции «жу» – ученых, образованных, интеллигентов («жу» впоследствии стало обозначать конфуцианцев).[17]

Для средневекового периода китайской философии (II век до нашей эры – X век нашей эры) характерна полемика между легизмом, даосизмом и конфуцианством. В конце концов, в данной полемике одерживает верх как государственная религия и этика конфуцианство.

Ниже более подробно рассмотрим идеи, взгляды конфуцианства и проследим его развитие.


ГЛАВА 2. КОНФУЦИАНСТВО

2.1. Понятие конфуцианства и его основные идеи. Этико-религиозное учение

Китайское: «жу» (цзя-цзяо) – «(учение) школы ученых-интеллектуалов». Древнейшая философская система и одно из трех главных этико-религиозных учений (наряду с даосизмом и буддизмом) Дальнего Востока, возникло в Китае на рубеже 6 – 5 вв. до нашей эры. Основоположником этого течения стал древнекитайский философ  Конфуций, затем его основу продолжали развивать его ученики и последователи такие как Чжуан-цзы, Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др.

Конфуций и первые философы – «жу» (термин «жу» – «слабый») соединяли в себе свойства философов, литераторов, ученых и чиновников, и ставили перед собой задачу, которая заключалась в теоретическом осмыслении жизни общества и личной судьбы человека. Они являлись носителями и распространителями культуры, поэтому были тесно связаны с социальными институтами, ответственными за хранение и воспроизводство письменных, в том числе исторических и литературных, документов (культура, письменность и литература в китайском языке обозначались одним термином – «вэнь»), и их представителями – «скрибами-ши». Отсюда три основные особенности конфуцианства:

1.       В институциональном плане – связь или активное стремление к связи с административным аппаратом, постоянные претензии на роль официальной идеологии.

2.       В содержательном плане – доминирование социально-политической, этической, обществоведческой, гуманитарной проблематики.

3.       В формальном плане – признание текстологического канона, т.е. соответствия строгим формальным критериям «литературности».[18]

Конфуцианство - антропоцентричное учение (в центре учения стоит человек), основной идеей является учение о «благородном муже» («цзюнь-цзы»).

«Благородный муж» должен обладать «пятью добродетелями» («удэ»). Полноценный перевод этих добродетелей на русский язык невозможен, поэтому, как правило, используются китайские термины: «жэнь» (гуманность, человеколюбие), «ли» (ритуал, благопристойность, этикет), «и» (справедливость, долг, ответственность,  принцип), «чжи» (мудрость), «син» (верность).[19]

Основным принципом конфуцианской этики является понятие «жэнь» - высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Гуманность достигается путём нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения «ли» («этикета») - норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т. д.

Согласно конфуцианству, постичь «жэнь» могут лишь избранные, Конфуций говорит, что «только благородные мужи во главе с государем - «сыном неба» могут управлять государством. Благородный муж — это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали». Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать людей на государственную службу. Главная задача благородных мужей — воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие.

Понятие «человеколюбие» гласит о том, что родители обязаны заботиться о детях, а сыновья - почитать старших в семье, а также должны быть справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. Эти принципы были введены в политику и послужили фундаментом всей системы управления.

Конфуцианство придавало большое значение учению «чжэн мин» (об «исправлении имён»), которое призывало ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определять обязанности каждого, что было выражено словами Конфуция: «Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын – сыном».  Древнекитайский философ считает, что «если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться от наказаний, и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится».[20]

Первоначально учение Конфуция воспринималось не как религия, а как философско-этическая система. Высшим божеством считалось строгое и ориентированное на добродетель

Небо, а в качестве пророка выступал не вероучитель, подобно Будде или Христу, а мудрец Конфуций, которого назвали «Учитель десяти тысяч поколений».

Свое новое этико-философское учение Конфуций подчеркнуто отожествлял с мудростью «святых - совершенномудрых» («шэн») правителей полумифической древности, которое выражал в историко-дидактических и художественных произведениях, например в таких как каноны «Шу цзин» и «Ши цзин» (древнейшие и - восходящие к концу II – первой половине I тысячелетия до н.э.). С самого начала установкой Конфуция было «передавать, а не создавать, верить древности и любить ее» («Лунь юй»), поэтому архаические произведения (каноны), на которые опирались первые конфуцианцы, были уже малопонятны их современникам и требовали истолкований. [21]

Перед Конфуцием встали основные вопросы: «Что такое жизнь? Как я могу наилучшим образом прожить в этом мире? Как жить, чтобы быть счастливым? Кто я?». За частью ответов Конфуций обратился к природе и «Дао» (от слова «даосизм» - религия). Он заметил, что все в природе находится в гармонии друг с другом. Он пришел к заключению, что человек может учиться у природы. Самое лучшее, что люди могут сделать в этом мире, это следовать путем природы и гармонии.

Для его практического ума это означало только то, что люди нуждаются в некоторых определенных правилах. В своих трудах Конфуций придавал особое значение таким правилам, воспроизводя и интерпретируя древние традиции китайского общества. Он не видел необходимости в добавлении новых правил. Его долгом, как он его понимал, было обобщить и передать потомкам сведения о старых традициях и нормах поведения в китайском обществе. Он не писал ничего нового, так как верил древним и любил их.

Все правила первоначально возникают из человеческих потребностей. Таким образом появляются все «хорошие законы». Совместное проживание людей создает проблемы, и правила вырабатываются, чтобы разрешать эти проблемы. Там, где живет вместе множество людей, существует больше проблем, чем там, где людей мало. Органы управления огромного города гораздо более сложные, чем органы управления крошечной деревушки. Население Китая уже сейчас велико. И в основном благодаря Конфуцию, в стране сохранилось множество правил. Все эти правила являются попытками сделать жизнь более благополучной. Они не должны навязываться, как правила дорожного движения. Они более похожи на правила хорошего тона. Правила представляют собой наибольшую ценность, когда они конкретны. Люди, предпочитающие жить в организованном обществе, чувствуют себя более уютно, когда существуют определенные правила, представляющие собой единую целостную систему. Именно поэтому в течение многих лет конфуцианцы придавали огромное значение многосложным сборникам правил, охватывающих все, начиная с того, как провести время с другом, и заканчивая тем, как поклоняться предкам. Предписано, как одеваться и как вести беседу. В правила внесены даже позы и походка, поэтому тот, кто искренне старался, мог сделать все правильно. Следование правилам показывало реальное стремление сотрудничать со своими собратьями.

Для того чтобы люди могли узнать, как им следует жить, Конфуций описал «совершенного человека», «царственного человека». Конфуций назвал его «царственным» из-за своей веры в то, что правители были учителями. Однако каждый в любое время мог жить как «совершенный человек».

«Совершенный человек» вырабатывал в своем характере «Пять Постоянных Добродетелей»:

1.       Люди привычки, живущие повседневной животной жизнью; их понятия дальше глаз, ушей и рта не простираются.

2.       Люди грамотные, образованные, живущие в соответствии с законами и обычаями.

3.       Люди здравого смысла, одинаковые в горе и радости, невозмутимые философы, умеющие говорить и молчать.

4.       Люди прямодушные и истинно добродетельные.

5.       Люди, совершенные во всех отношениях.

Теория великого философа Конфуция звучит следующим образом: «человек обладает способностью употребления своей волей; за злые деяния он заслуживает наказания, за добрые - совершенствоваться или развращаться, смотря по-доброму или злому - награды».

В качестве одного из аспектов своей теории, направленной на то, чтобы сделать праведную жизнь доступной для каждого, конфуцианцы подчеркивали пять типов важных межличностных взаимоотношений, которые требовали доброты и такта. Когда-то они преподавались каждому школьнику, однако, эта система образования была упразднена в начале нашего века. Но многие конфуцианцы по-прежнему считают, что если бы каждый приложил «Пять Постоянных Добродетелей» к этим пяти типам взаимоотношений, начался бы настоящий золотой век. Если счастью и гармонии суждено быть, то десять человек, вовлеченных в эти связи, должны проявлять добродетельность в своем поведении и в отношении друг к другу, если они: муж и жена; отец и сын; старший брат и младший брат; начальник и подчиненный; друг и друг.

Конфуций поощрял культ или почитание предков потому, что полагал, что это помогает человеку выработать верную позицию и правильное поведение. Когда человек приносит дары к мемориальной доске в память об умершем предке, он вспоминает о своих истоках и своей любви. Это вызывает у него чувство уважения и преданности. Сохранение сыновней почтительности даже после смерти предков свидетельствует о еще большем почитании, чем просто уважение по отношению к живым родителям. Многие конфуцианцы приносили дары и совершали жертвоприношения в честь умерших, даже если никогда не верили, что их души там присутствуют. Конфуцианцы считали это оправданным потому, что это помогало формировать хорошие привычки уважения к другим. В то же время это способствовало укреплению общества. По этим двум причинам конфуцианство включает почитание предков в число важнейших аспектов человеческого поведения.[22]


2.2. Конфуцианство в наши дни

Великого китайского философа похоронили на кладбище, специально сделанном для него и его потомков. На этом же кладбище похоронили ближайших учеников и последователей. В Китае подобная привилегия была только у императорской семьи. Только патриаршие особы могли хоронить всех родственников на одном участке земле. Таким образом, правительство Китая выразило расположение к Конфуцию и посмертное признание его философии. Дом Конфуция превращен в конфуцианский храм (рисунок 2) («Кунмяо») и стал местом паломничества. Сегодня массы учеников со всех уголков мира приезжают в храм для того, чтобы проникнуться великими идеями, «витающими в воздухе».

Учение Конфуция основывалось на естественном стремлении человека к счастью, поэтому оно настолько близко каждому человеку. Ведь оно занималось не заоблачными неразрешимыми вопросами, а тем, что близко каждому человеку и волнует его в реальности, то есть это были вопросы этики и житейского благополучия. Правда, всеобщее признание идей Конфуция получило лишь при его учениках.[23]

Еще в 2007 году планировалось открыть памятник великому китайскому мыслителю и философу Конфуцию, который уже установлен на территории, строящегося на северо-востоке Москвы Китайского делового центра «Парк Хуамин». Памятник передает в дар российской столице «Академия конфуцианства».

«Инвестору-заказчику разрешено за счет собственных средств провести церемонию торжественного открытия монумента», - сказал собеседник агентства. Планируется, что на церемонию открытия приедут представители посольства Китайской Народной Республики в РФ.

Также в столице будет создан Институт Конфуция. Соглашение о его создании в декабре 2006 года подписали посол Китая в России Лю Гучан и ректор РГГУ Ефим Пивовар. Около 130 институтов Конфуция открыты более чем в 50 странах мира, в том числе в Европе - 41 институт, в Азии - 31, в Америке - 27, в Африке - шесть. В России институты имени китайского философа есть во Владивостоке и Иркутске.[24]

Конфуций жил в середине первого тысячелетия до нашей эры. Его учение оказало глубокое влияние на китайскую цивилизацию, формирование национального характера и системы ценностей китайцев, со временем переросло в философскую систему, известную как конфуцианство. Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию.

Конфуцианство со временем сделалось главной официальной религиозно-философской системой Китая. Определило характер китайского народа, его образ жизни, культуру, формы государственности.

Конфуцианство по многим признакам может считаться религией, хотя по этому поводу существуют споры. Некоторые исследователи считают Конфуция только философом. Однако он сам исполнял религиозные обряды, был обожествлен, и в его честь император Китая совершал богослужения. Особенность конфуцианства - отсутствие касты жрецов и исполнение религиозных обрядов правительственными чиновниками. Этот порядок поддерживала государственная система: будущий чиновник, чтобы сдать государственный экзамен на занятие государственной должности (а это было единственным средством ее получения), должен был в совершенстве знать классические труды конфуцианства. Важнейшим культом в этой религии был культ предков, легший в основу системы ценностей, в центре которой - сыновняя почтительность, характеризующая китайскую культуру и до наших дней. [25]

Краткое описание
Цель работы заключается в ознакомлении с учениями Конфуция.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1.Изучить жизненный путь Конфуция.
2.Дать общее представление о китайской философии.
3.Раскрыть понятие и основные идеи «Конфуцианства».
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНФУЦИЙ И ЕГО ВКЛАД В ФИЛОСОФИЮ КИТАЯ 4
1.1. Жизненный путь Конфуция 4
1.2. Общее представление о философии Древнего Китая 7
ГЛАВА 2. КОНФУЦИАНСТВО 10
2.1. Понятие конфуцианства и его основные идеи. Этико-религиозное учение 10
2.2. Конфуцианство в наши дни 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 18
ПРИЛОЖЕНИЯ 19