Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 07:14, статья
Процессы глобализации в мире требуют новых образовательных стандартов. Вступление Казахстана в Болонский клуб в 2010 году является важным событием на пути к модернизации системы образования. Одним из семи ключевых положений Болонского процесса является развитие академической мобильности учащихся и преподавателей, способствующей созданию единого образовательного пространства и повышению качества образования в целом.
Академическая мобильность в Республике Казахстан
Процессы глобализации в мире требуют новых образовательных стандартов. Вступление Казахстана в Болонский клуб в 2010 году является важным событием на пути к модернизации системы образования. Одним из семи ключевых положений Болонского процесса является развитие академической мобильности учащихся и преподавателей, способствующей созданию единого образовательного пространства и повышению качества образования в целом. В 2011 году впервые государством была предоставлена возможность обучения студентов в зарубежном вузе в течение одного академического периода. Сегодня количество «мобильных» обучающихся растет, улучшаются условия для развития программы академической мобильности.
Согласно Концепции академической мобильности от 19.01.2011г., академическая мобильность – это перемещение обучающихся или преподавателей для обучения или проведения исследований на определенный академический период: семестр или учебный год в другой вуз (внутри страны или за рубежом) с обязательным перезачетом освоенных образовательных учебных программ в виде кредитов в своем вузе или для продолжения учебы в другом вузе. Из Концепции следует, что для осуществления академической мобильности необходима слаженная работа университетов не только по согласованию учебных программ, но и обязательный зачет этих программ с помощью кредитов European Credit Transfer System (ECTS).
Переход образовательной системы Казахстана на кредитную систему обучения начался еще задолго до подписания Болонской декларации. Приказом от 23 марта 2003 г. Министерством образования и науки РК была создана рабочая группа по разработке рамочных параметров внедрения кредитной системы обучения. В состав группы вошли представители пяти вузов: КазНУ им. Аль-Фараби, КазЭУ им. Т.Рыскулова, Университета МИРАС, КазГАСА, МАБ. В университетах началась активная работа по формированию учебных программ специальностей, изменению структуры учебных дисциплин, подготовке соответствующей методической документации, а главное – введению трехступенчатой подготовки специалистов «бакалавр – магистр – доктор».
Сегодня в высшем образовании республики реализованы основные принципы Болонской декларации, и кредитная система внедрена во всех вузах Казахстана. Университеты активно разрабатывают совместные образовательные программы, в том числе, посредством академической мобильности.
Необходимо отметить, что академическая мобильность делится на вертикальную и горизонтальную. Вертикальная академическая мобильность подразумевает полное обучение студента в зарубежном вузе. Горизонтальная мобильность позволяет студенту пройти обучение в зарубежном вузе в течение ограниченного периода (семестра, учебного года). В государственной программе развития образования предусматривается, что студент бакалавриата должен провести один или два семестра в заграничном вузе.
Приглашение вуза какой-либо страны на обучение можно получить, если с этим вузом заключен меморандум или договор о сотрудничестве, подписаны документы по обменным или стипендиальным программам. Кроме того, учебные программы вузов-партнеров должны быть сопоставимы. Например, ЕНУ им. Л.Н. Гумилева заключил 116 договоров с зарубежными вузами партнерами, из которых на данный момент 21 задействованы по программе академической мобильности. Такое количество партнерских вузов дает обучающимся и преподавателям возможность выбора страны и языка обучения, углубления знаний по своей специализации и получения ценного международного опыта. Сегодня академическая мобильность обучающихся в основном обеспечивается через обменные программы Erasmus Mundus, Erasmus Mundus Partnership и другие. Реализация вертикальной академической мобильности осуществляется посредством международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак», дающей возможность одаренным молодым казахстанцам получить образование в лучших университетах мира.
Важным моментом осуществления программы академической мобильности является перезачет кредитов, пройденных студентом в зарубежном университете, по возвращению в свой вуз. Концепция академической мобильности 2011 года представляет казахстанскую систему перезачета кредитов по типу ECTS, которая обеспечивает объективные критерии измерения учебных достижений студента. В ней содержатся правила перерасчета европейских кредитов ECTS в кредиты Республики Казахстан. Это значительно облегчает процесс интегрирования казахстанской системы образования в международное образовательное пространство и положительно сказывается на развитии академической мобильности.
Кроме того, мобильность делится на внешнюю и внутреннюю. Внешняя, или международная академическая мобильность - это обучение студентов в зарубежных вузах, а также работа преподавателей-исследователей в зарубежных образовательных или научных учреждениях. Внутренняя (национальная) академическая мобильность - обучение студентов, а также работа преподавателей-исследователей в ведущих казахстанских вузах.
В 2011 году на конференции в КазНМУ им. С.Асфендиярова министр образования и науки Республики Казахстан Бакытжан Жумагулов определил четкие приоритеты для претендентов на академическую мобильность: за границу поедут студенты национальных вузов, а студенты региональных вузов пройдут обучение в национальных. Необходимо отметить, что на данный момент не все студенты Казахстана имеют возможность обучаться в ведущих вузах страны. Академическая мобильность прекрасно решает эту задачу, позволяя молодому будущему специалисту приобрести необходимые теоретические и практические знания. Кроме того, такая мобильность не требует знаний иностранного языка (если только в вузе не предусмотрено ведение предметов на иностранном языке). Обучение студентов региональных вузов в национальных вузах страны способствует активной совместной работе университетов по согласованию учебных программ, взаимному признанию и доверию, укреплению культурных и научных связей между ними. В свою очередь, студенты и преподаватели получают возможность воспользоваться научным потенциалом принимающего вуза – лабораторной базой, библиотекой. Национальная академическая мобильность в этом плане действительно будет способствовать общему повышению качества образования.
На данный момент ключевыми критериям отбора претендентов на участие в академической мобильности являются средний балл документа об образовании или текущая успеваемость студента, а также уровень знания иностранного языка. На следующем этапе уполномоченным органом в области образования или организацией образования создается конкурсная комиссия, которая будет проводить отбор претендентов и дальнейшее направление на обучение за рубежом.
Это является хорошей мотивацией для студентов работать над повышением качества обучения и успеваемости, изучением иностранного языка. Логично предположить, что будущими «мобильными» студентами окажутся лучшие – занимающиеся научной деятельностью, способные достойно представить свой вуз заграницей, готовые адаптироваться к новым условиям и эффективно обучаться. Преподаватели-исследователи, желающие пройти обучение за рубежом в рамках академической мобильности, также проходят отбор конкурсной комиссией. Известно, что ценность и престиж преподавателя вуза зависят не только от педагогического опыта, но и от его научного роста и развития. «Мобильные» преподаватели, получив новые знания заграницей, смогут значительно повысить как качество преподавания, так и свой исследовательский уровень.
Конечно, как у любого нововведения, у программы академической мобильности есть свои сложности. Внутренняя мобильность требует наличия развитой инфраструктуры (например, места в общежитии) у принимающей стороны. И для национальной, и для внешней мобильности препятствием может стать согласование учебных планов и программ, а также вопрос финансирования. Организация качественного обмена требует длительного периода времени и разработки адаптационных программ для иностранных студентов. Но даже в Западной Европе академическая мобильность еще не развита на уровне, заявленном в Болонской декларации, и для Казахстана допускаются такие издержки.
Сегодня
программа академической
Внедрение академической мобильности в образовательную систему дает много новых возможностей. Кроме очевидного повышения уровня образования студентов и более качественной отдачи знаний преподавателями, это и новые перспективы. Например, дальнейшее совершенствование учебных программ вузов – а именно разработка программ на английском и других языках обучения, позволит привлечь в страну не только студентов из СНГ и развивающихся государств, но и студентов из европейских стран. Очевидно, что такая мобильность обеспечила бы полное соответствие образовательной системы Казахстана международным стандартам.
Другая возможность – создание совместных образовательных программ и двудипломное образование. Об этом говорилось еще в Болонской декларации, как о важном средстве гармонизации образовательного пространства, позволяющем вузам использовать совместный потенциал в решении задач образования. Практика двудипломного образования уже существует в некоторых университетах. Например, в ЕНУ им. Л.Н. Гумилева это направление разрабатывается совместно с университетами России - РУДН, Московским государственным лингвистическим университетом, Московским государственным строительным университетом, с Институтом ядерных исследований г.Дубна по различным специальностям. Дальнейшая работа по развитию академической мобильности позволила бы разработать программы двудипломного образования совместно с университетами стран Европы, Азии, Америки и др.
Создание единого образовательного пространства и обеспечение условий для мобильного перемещения студентов и преподавателей в этом пространстве – важный шаг к модернизации образования. На сегодняшний день в Казахстане уже заложена необходимая база для развития этой практики. Академическая мобильность позволит молодым специалистам получить актуальное образование и быть востребованными на рынке, для преподавателей это возможность научно-исследовательского и педагогического роста, для Республики – инструмент интеграции в мировое образовательное пространство. Введение практики академической мобильности в образовательную систему Казахстана характеризует его как активного и полноправного участника Болонского процесса.
Использованная литература:
Информация о работе Академическая мобильность в Республике Казахстан