Воспитание педагогической культуры родителей посредством использования форм и методов общения педагога с родителями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 01:11, курсовая работа

Краткое описание

В современной действительности огромное внимание уделяется психологии и этике педагогического общения. Сегодня как никогда такие проблемы становятся актуальны. Это связано с развитием демократического общества в нашей стране, при котором на первый план выходит человек как личность, человек, который требует к себе внимания и доброжелательного отношения. Такие отношения не чужды и работе творческого коллектива, эффективность работы которого во многом зависит от педагогического такта воспитателя.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………... 2
Раздел 1. Анализ форм и методов работы педагога с родителями в дошкольных учреждениях, необходимых для воспитания педагогической культуры родителей…………………………………………………………………………………..
1.1. История проблемы педагогической культуры родителей......................7
1.2. Понятие и сущность педагогической культуры родителей………………….11
1.3. Современные исследования по проблеме воспитания педагогической культуры родителей в ДОУ…………………………………………………………………………..15
Раздел 2. Воспитание педагогической культуры родителей посредством использования форм и методов общения педагога с родителями…………
2.1. Выявление уровня педагогической культуры родителей…………………….24
2.2. Повышение уровня педагогической культуры родителей путем……….. взаимодействия ДОУ с семьей…………………………………………………………………….27
Заключение…………………………………………………………………………………………………..30
Список использованной литературы…………………………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 63.12 Кб (Скачать файл)

                                                          

                                          СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………………………………………... 2

Раздел 1. Анализ форм и методов работы педагога с родителями в дошкольных учреждениях, необходимых для воспитания педагогической культуры родителей…………………………………………………………………………………..

1.1. История проблемы педагогической культуры родителей......................7

1.2. Понятие и сущность педагогической культуры родителей………………….11

1.3. Современные исследования по проблеме воспитания педагогической культуры родителей в ДОУ…………………………………………………………………………..15

Раздел 2. Воспитание педагогической культуры родителей посредством использования форм и методов общения педагога с родителями…………

2.1. Выявление уровня педагогической культуры родителей…………………….24

2.2. Повышение уровня педагогической культуры родителей путем……….. взаимодействия  ДОУ с семьей…………………………………………………………………….27

Заключение…………………………………………………………………………………………………..30

Список использованной литературы…………………………………………………………..31

 

 

 

 

 

 

 

                                         

 

                                                  ВВЕДЕНИЕ

 

 В современной действительности огромное внимание уделяется психологии и этике педагогического общения. Сегодня как никогда такие проблемы становятся актуальны. Это связано с развитием демократического общества в нашей стране, при котором на первый план выходит человек как личность, человек, который требует к себе внимания и доброжелательного отношения. Такие отношения не чужды и работе творческого коллектива, эффективность работы которого во многом зависит от педагогического такта воспитателя.

 

    Анализируя тему педагогического  общения, проведя анкетирование  среди родителей и педагогов, можно сделать вывод, что педагогам не всегда хватает педагогической этики в общении с детьми, родителями и коллегами.

 

          Социально – педагогические подходы в системе взаимоотношений

«педагог – ребенок»

 

      Проблема культуры  общения – одна из самых  острых в детском саду, школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все  разные и что надо воспринимать  другого человека таким, какой  он есть, мы не всегда ведем  себя корректно и адекватно. Важно  быть терпимым по отношению  друг к другу, что очень непросто. « Педагогика сотрудничества»  и «толерантность» - те понятия, без  которых невозможны какие-либо  преобразования в современном  детском саду. Толерантность являет  собой новую основу педагогического  общения воспитателя и ребенка, сущность которого сводится к  таким принципам обучения и  воспитания, которые создают оптимальные  условия для формирования у  детей  культуры достоинства, самовыражения личности, исключает фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

 

     Отношения «воспитатель— ребенок» — достаточно серьезная педагогическая проблема. Во взаимодействие постоянно вступают два разных духовных мира: мир воспитателя (опыт, знания, убеждения, нравственные взгляды, ценностные ориентации его поколения и т. п.) и мир ребенка (проблемы и противоречия развития, формирования личности: стремление все познать, попробовать; разноплановые интересы, желания, потребности и т. п.)

 

    Педагогическое общение — это продуктивное общение. Его результатом является духовное обогащение двух сторон: и педагога, и воспитанника. Но такое обогащение возможно, если педагог, занимая позицию субъекта, относится и к воспитаннику как субъекту.

 

    Моральные принципы  педагогического общения представляют  собой одну из форм этического  сознания педагога. В них выражаются  наиболее обобщенные требования  к этике общения педагога с  детьми. Принципы педагогического  общения определяются целями  воспитания, и в основе их лежит  диалоговый характер взаимодействия педагога с детьми. Это принципы:

- ненасилия (право ребенка  быть тем, что он есть);

- уважения труда познания  воспитанника;

- уважения неудач и  слез ребенка;

- уважения тяжелой работы  роста;

- уважения самобытности  ребенка;

- безусловной любви воспитателя  к воспитаннику;

- оптимальной требовательности  и уважения;

- опоры на положительное  в ребенке;

- компромиссности спорных  решений. Данные принципы подтверждаются  практикой выдающихся педагогов.

 

   Педагог должен обладать педагогическим тактом – уметь разговаривать с детьми и выслушивать их; проявлять выдержку при любых обстоятельствах, находить способы воздействия на детей, учитывая их самолюбие; понимать и правильно оценивать детские поступки и проявления их личностных качеств, а главное, уметь индивидуализировать методы и приёмы воспитания, опираясь на все лучшее, что есть в ребенке.

Основные детерминанты деятельности педагога

1. «Детство, детский мир  – это мир особенный. Дети живут  своими представлениями о добре  и зле, чести и бесчестии, человеческом  достоинстве, у них свои критерии  красоты, у них даже свое изменение  времени: в годы детства день  кажется годом, а год - вечностью. Имея доступ в сказочный дворец, имя которому - Детство, я всегда  считал необходимым стать в  какой-то мере ребенком. Только  при этом условии дети не  будут смотреть на вас, как  на человека, случайно проникшего  за ворота их сказочного мира, как сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого  мира» (В. Л. Сухомлинский).

2. Деятельность педагога  дошкольного детства основывается  на постоянном изучении личности  ребенка, его потребностей, чувств, характера, убеждений, уровня интеллекта, душевного комфорта, базируется  на знании закономерностей (изучении  и анализе изменений) психолого-педагогического  развития ребенка.

3. Семья — определяющая  социальная сфера в гармоничном  воспитании и развитии ребенка.

4. Необходимо рассматривать  детство в социокультурном контексте. Известный американский этнограф  Маргарет Мид, изучая проблемы  детства, определила три типа  культур:

·         «культура, где дети учатся у своих предшественников»

 

 

·         «культура, где взрослые и дети учатся у сверстников, своих современников»

 

 

·         «культура, где взрослые учатся у детей».

 

   Третью культуру М. Мид определила, как культуру  будущего.

5. Функции дошкольного  образования следует рассматривать  комплексно, анализируя и формируя  конструктивные связи как в  микро, так и в макросоциальной  структуре, способствуя созданию  единой системы медицинского, образовательного, социального обеспечения потребностей  личности (прохождение обязательного  педагогического минимума всеми  сотрудниками ДОУ).

6. Дошкольное образование, организованное должным образом, отвечающее современным требованиям  психологии, педагогики и медицины, следует рассматривать как основную  формирующую ступень для дальнейшего  образования и воспитания.

7. Каждый ребенок уникален. Он индивидуален во всем: в  своих желаниях, мотивах, которые  определяют его поведение, в том, как относится к родителям, воспитателям, сверстникам.

8. Основная задача педагога  — предоставить каждому ребенку  оптимальные условия для реализации  его способностей с учетом  индивидуальных особенностей.

9. Основная доминанта  в политике дошкольного воспитания  — первый принцип Декларации  прав ребенка: «Ребенку должны  принадлежать все указанные в  настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи».

 

    Каждый (из четырех) раздел  кодекса отражает взаимодействие  всех, участвующих в процессе  дошкольного воспитания.

 

         Социально-этические подходы в системе взаимоотношений

«педагог - родитель»

 

 

 

     «…Дети должны стать  людьми с ясным разумом, благородным  сердцем, золотыми руками и возвышенными  чувствами. Ребенок — зеркало  семьи, как в капле воды отражается  солнце, так и в детях отражается  нравственная чистота отца и  матери. Задача детского сада  и родителей дать каждому ребенку  счастье. Счастье многогранно... Только  вместе с родителями, общими усилиями, воспитатели могут дать детям  большое человеческое счастье», — это высказывание В. А. Сухомлинского  в полной мере подтверждает  определяющую роль семьи и  успех совместной деятельности  родителей и педагогов.

Осознанные педагогические позиции

Вызвать на диалог

1. Устанавливать позитивные  контакты с семьей.

2. Организовать клуб-лекторий  для родителей с целью повышения  педагогической компетентности.

3. Соблюдать конфиденциальность  и такт при обсуждении личности  ребенка.

4. Знакомить родителей  с письменными материалами о  их детях.

5. Обсуждать совместные  действия с целью оптимизации  процесса образования и воспитания

 

    В работе детского  сада необходимо:

. Создать дружелюбное партнерство между детским садом и семьей.

-Предоставить всем членам семьи возможность для активного участия в групповой деятельности, делаем все, чтобы родители при этом чувствовали себя комфортно.

-Дать родителям возможность участвовать в принятии решений, касающихся проведения мероприятий в группе.

-Привлечь родителей к обучению детей, используя при этом такие формы, которые позволят им чувствовать себя легко и комфортно.

-Быть готовыми принимать родителей в своей группе и в детском саду в любое время на протяжении всего дня.

-Помогать семьям в поиске других общественных услуг, в которых они нуждаются

-Принимать и уважать мнения и чувства родителей, даже если они не совпадают с нашими собственными.

-Стараться выработать у себя понимание культурных ценностей семей, с которыми работаем.

-Принимать ценности семей, даже если они входят в конфликт с нашими собственными

 

    Семья и детский  сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего  будущего, но зачастую не всегда  им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять  друг друга. Непонимание между  семьёй и детским садом всей  тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители  интересуются только питанием  ребенка, считают, что детский сад  – место, где только присматривают  за детьми, пока родители на работе. И по этой причине педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями.

 

 

 

              

 

                                        РАЗДЕЛ 1.

АНАЛИЗ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ   КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ.

       1.1. История проблемы педагогической культуры родителей.

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я. А. Коменский назвал «материнской школой» ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул.

Ещё до революции ряд таких известных педагогов, как К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт и другие, считали, что воспитание ребёнка должно осуществляться до семи лет в семье. К. Д. Ушинский говорил о том, что «родители должны иметь педагогические знания, для чего следует изучать педагогическую литературу».

П. Ф. Лесгафт считал неотложной задачей развитие женского образования в России, «ибо естественной и незаменимой воспитательницей детей дошкольного возраста является именно образованная мать».

Е. Н. Водовозова видела задачу родителей и воспитателей в изучении не только индивидуальных особенностей детей, но и науки о воспитании, в регулировании влияния внешней среды и создании обстановки, необходимой для воспитания.

Е. И. Тихеева указывала на то, что детский сад плодотворно выполнит свою задачу только в том случае, если он будет работать совместно с семьёй. Она подчёркивала: «Детский сад, организованный соответственно всем рациональным требованиям, - необходимейший помощник семьи в деле воспитания и обучения детей». Е.И. Тихеева рекомендовала в детских садах проводить беседы с родителями по дошкольному воспитанию, периодически устраивать выставки детских работ [8].

После революции 1917 года изменилось отношение общества и государства к семье, политика в отношении семьи диктовалась классовыми задачами. Советское государство не доверяло родителям воспитание детей, будущих строителей коммунизма. «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, их практике в детсадах, привлечении их к этой работе» (Н. К. Крупская). Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н. К. Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет …на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. «…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила» [11]. Вместе с тем она считала, что «родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать».

Оценивая воспитательные возможности школы, А. С. Макаренко подчёркивал, что «организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания. Школа должна руководить семьей».

За необходимость оказания родителям педагогической помощи выступали и такие педагоги, как Е. А. Аркин, Л. И. Красногорская, Д. В. Менджерицкая, Е. И. Радина, А. В. Суровцева, Е. А. Флерина и др. Н. В. Шелгунов в своих «Письмах о воспитании» призывал: «Изучайте человека, изучайте общество, думайте в гражданском направлении, и вы воспитаете в своих детях таких людей, в которых нуждается жизнь» [15].

Информация о работе Воспитание педагогической культуры родителей посредством использования форм и методов общения педагога с родителями