Влияние гендерных различий на учебную мотивацию подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 00:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: выявить, существуют и влияют ли гендерные различия на уровень учебной мотивации подростков. Для её достижения определенны следующие задачи:
Выяснить у респондентов, для чего нужна учёба;
Посмотреть действия подростков на учебный процесс;
Выявить стремление к учёбе или наоборот;
Проанализировать отношение с однаклассниками и друзьями;
Выяснить, что необходимо для успешной учёбы.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………............................... 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы гендерных различий на учебную мотивацию подростков.....................................................................................................................................6
Разработка программы наблюдения......................................................................................6
1.2 Методы статистического наблюдения...................................................................................8
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий на учебную мотивацию подростков......................................................................................................................................9
Заключение ..................................................................................................................................20
Список литературы………………………………………………………………......................23

Вложенные файлы: 1 файл

статистика.docx

— 222.29 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ России

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

“Ижевский государственный  технический университет им. М. Т. Калашникова”

Кафедра “Экономика и управление”

                             

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Статистика»

на  тему «Влияние гендерных различий на учебную мотивацию подростков»

 

 

 

 

 

Выполнил:                        студент гр. 5-51-4

                  А.Г. Подгорная

 

Научный руководитель:                                       к. э. н., доцент

      Т. П.  Журавлёва  

 

 

 

 

Ижевск  2012

Содержание

Введение ……………………………………………………………………............................... 3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы гендерных различий на учебную мотивацию подростков.....................................................................................................................................6

    1. Разработка программы наблюдения......................................................................................6

1.2 Методы статистического наблюдения...................................................................................8

Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий на учебную мотивацию подростков......................................................................................................................................9

Заключение ..................................................................................................................................20

Список литературы………………………………………………………………......................23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому,  что необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня познания закономерностей человека и, особенно в отношение и их реализации. С другой стороны назрела необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций человека к действию с социальной детерминации его психики.

    Проблема учебной мотивации существовала, как и раньше, так и будет существовать ещё долгое время. Её нужно изучать, освещать в книгах, чтобы выяснить причины неуспеваемости учащихся, обеспечивать психологическое сопровождение учащихся в процессе обучения. Следовательно, она всегда остаётся современной и актуальной. 

     Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых,  организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.); в-четвертых,  субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу; в-пятых, спецификой учебного предмета. 

    Понятие же  «Гендер» наслуху сейчас у  многих, оно является достаточно  популярным. В настоящее время  фактор пола стал важнейшей  составляющей многих серьезных  социальных, педагогических и психологических  исследований. Гендерные исследования  помогают более четко акцентировать  внимание на изучении различий  и сходств в социальном поведении  мужчин и женщин, на чертах, стереотипах,  ролях, считающихся типичными  для них.

     Воспитывая и обучая детей, родители и педагоги должны учитывать их половые особенности. Ведь мальчики и девочки различаются не только внешне: мужская или женская природа проявляется задолго до полового созревания и откладывает свой определенный отпечаток на их чувства, сознание и поведение. Вместе с тем не следует забывать, что представителей мужского и женского пола все-таки, прежде всего, объединяют общечеловеческие качества, которые свойственны и тем и другим.

     Новизна    исследования   заключается   в   том,    что   в   настоящее    время ощущается дефицит работ в области изучения качеств содержания и динамики                                мотивов учебной деятельности подростков, а также гендерных особенностей этих мотивов.

     Объектом научного исследования является проблема мотивации учебной деятельности подростков.

     Предметом нашей курсовой работы является гендерные особенности мотивации учебной деятельности подростков.

     Цель  данной работы:  выявить, существуют и влияют ли  гендерные различия на уровень учебной мотивации подростков.

   Для её достижения определенны следующие задачи:

  1. Выяснить у респондентов, для чего нужна учёба;
  2. Посмотреть действия подростков на учебный процесс;
  3. Выявить стремление к учёбе или наоборот;
  4. Проанализировать отношение с однаклассниками и друзьями;
  5. Выяснить, что необходимо для успешной учёбы.
  6. Проявляют ли подростки свои способности;
  7. Стараются ли выполнять сами домашнее задание;
  8. Списывают ли школьники.

      Общеорганизационные задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме.
  2. Провести эмпирическое исследование влияния гендерных различий на учебную мотивацию подростков.
  3. Провести анализ и интерпретацию результатов исследования. 

      База и время исследования. Исследования влияния гендерных различий на учебную мотивацию подростков проводилось в ноябре 2012 года в средней школе №70. В исследовании приняли участие 40 учащихся 8 классов. Из них 20 мальчиков, и 20 девочек. Возраст испытуемых 14 – 15 лет. Исследование проводилось во время уроков в первой половине дня.

      Вообще мотив – это психическое явление, становящееся побуждением к действию. Важнейший этап волевого акта – борьба мотивов, заканчивающаяся принятием решения и его осуществлением посредством отдельного действия или деятельности в целом. Мотив формируется на основе потребностей, непосредственно связан с целями деятельности. Мотив как внутреннее побуждение к действию связан с внешним побудительным фактором – стимулом и, как правило, отражает его.

     Мотивация – процесс действия мотива, совокупность стойких мотивов при наличии доминирующего, выражающая направленность личности, ценностные ориентации и определяющая её деятельность. Формируется в процессе воспитания » [24,c.70-71].

     Среди двух основных типов мотивации различают внутреннюю и внешнюю мотивацию. Внешняя мотивация обеспечивается внешним вознаграждением и подкреплением. Общими примерами внешних мотивов категории поощрения являются деньги, похвала, награда, приз и так далее. Внешними мотивами категории подкрепления являются законы, предписания, дисциплинарные меры, штрафы и тому подобное. Отмечу также, что по двухфакторной теории Герцберга, многие внешние вознаграждения, в том числе заработная плата и другие виды поощрения, в действительности не мотивируют человека, однако, их отсутствие лишает человека всякого желания действовать.

      Внутренняя мотивация - это второй из наиболее распространенных типов мотивации. В данном случае мотивация обеспечивается внутренней наградой или подкреплением. Так, достигнув успеха в том или ином деле, мы поощряем себя, празднуем, веселимся, радуемся, совершая же ошибки, мы начинаем испытывать злость и ругать себя. Внутренней наградой может быть удовольствие, чувство завершённости и ощущение собственной компетентности, способности делать что-либо. Общими примерами внутреннего подкрепления являются наши «должен», «обязан», совесть, чувство вины и стыда. По-видимому, наиболее сильна внутренняя мотивация, когда мы делаем что-либо ради забавы или из чувства выполненного долга.

 

     Учебная  деятельность занимает практически  все годы становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в средних профессиональных и высших учебных заведениях. Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии[9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретико-методологическая.

Наблюдение – это планомерный  научно-организованный сбор данных о  состоянии явлений и процессов.

    1. Разработка программы наблюдения.

 

  1. Возраст:…………………… Пол:…………………….

Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемым  предметам, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя  для этого следующие обозначения:

Верно (+)

Неверно (-)

 

Высказывание

ответ

1.Изучение школьных предметов  дает мне возможность узнать  много важного для себя, проявить  свои способности.

 

2. Некоторые  предметы  мне интересны, и я хочу знать  по ним как можно больше.

 

3. В изучении школьных  предметов мне достаточно тех  знаний, которые я получаю на  занятиях.

 

4. Учебные задания по  предметам мне неинтересны, я  их выполняю, потому что этого  требует учитель.

 

5.Трудности, возникающие  при изучении какого-то предмета, делают его для меня еще  более увлекательным.

 

6. Если что-то не получается по какому-то предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.

 

7.  На занятиях  у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».

 

8. Материал, изучаемый по некоторым предметам, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).

 

9. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по изучаемым предметам, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.

 

10. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.

 

11. Оценка по предметам для меня важнее, чем знания.

 

12. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.

 

13.Некоторые предметы даются мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.

 

14. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки, то меня это огорчает.

 

15. Если бы можно было, то я бы исключил(а) некоторые предметы из расписания.

 

 

Эти 15 вопросов являются закрытыми, так как ответом на них будет  чёткое согласие или отказ.

Также я задала подросткам открытые вопросы, которые требуют более полный и обширный ответ.

16. Получив плохую отметку, ты, придя домой?


Отвечали по разному, например девочка ответила так: сразу сажусь за уроки, повторяю ту тему по которой получила плохую отметку и читаю следующую; а мальчик ответил так: сажусь смотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что урок по этому предмету будет еще через день.


17. Что для тебя учеба?


Ответы подростков: учёба - это познание чего-то нового, которое развивает в человеке способность думать, мыслить; а для кого-то -  это обременительное занятие, не нужное, что в дальнейшем оно не пригодится.


 

Форма наблюдения регистровое. Регистровое наблюдение – это форма непрерывного статистического наблюдения за долговременными процессами, имеющими фиксированное начало, стадию развития и фиксированный конец.

Способ наблюдения анкетирование. Анкетный способ предполагает сбор информации в виде анкет. Определенному кругу респондентов вручаются специальные вопросники (анкеты) либо лично, либо путем публикации в периодической печати.

 

 

1.2 Методы статистического наблюдения.

     В данной работе используется такой метод статистического наблюдения, как опрос. Опрос - заключается в получении необходимой информации непосредственно от респондента.

    Вид опроса  анкетный. Анкетный — сбор информации осуществляется в виде анкет, представляющих собой специальные вопросники, удобен в случаях, когда не требуется высокая точность результатов.

Недостатки:

  • Правильность заполнения анкеты всецело зависит от воли заполняющих анкету и иногда её трудно проверить;
  • Возможна тенденциозность, т.к. анкеты обычно заполняют лица, заинтересованные по тем или иным причинам в заполнении анкеты.

Но в последнее время  анкетный способ статистического наблюдения получает  широкое распространение.

    Данное статистическое  наблюдение может проводиться в целях анализа современных тенденций к учёбе, для нужд различных учебных заведений, либо государственных органов, которые следят за социальной средой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Аналитическая.

2.1 Характеристика испытуемых: В исследовании приняли участие 40 учащихся 8 классов. Из них 20 мальчиков, и 20 девочек. Возраст испытуемых 14 – 15 лет. Исследование проводилось во время уроков в первой половине дня.

Информация о работе Влияние гендерных различий на учебную мотивацию подростков