Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 00:22, курсовая работа
Цель данной работы: выявить, существуют и влияют ли гендерные различия на уровень учебной мотивации подростков. Для её достижения определенны следующие задачи:
Выяснить у респондентов, для чего нужна учёба;
Посмотреть действия подростков на учебный процесс;
Выявить стремление к учёбе или наоборот;
Проанализировать отношение с однаклассниками и друзьями;
Выяснить, что необходимо для успешной учёбы.
Введение ……………………………………………………………………............................... 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы гендерных различий на учебную мотивацию подростков.....................................................................................................................................6
Разработка программы наблюдения......................................................................................6
1.2 Методы статистического наблюдения...................................................................................8
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий на учебную мотивацию подростков......................................................................................................................................9
Заключение ..................................................................................................................................20
Список литературы………………………………………………………………......................23
МИНОБРНАУКИ России
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
“Ижевский государственный технический университет им. М. Т. Калашникова”
Кафедра “Экономика и управление”
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Статистика»
Выполнил:
А.Г. Подгорная
Научный руководитель:
Т. П. Журавлёва
Ижевск 2012
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Теоретический анализ
проблемы гендерных различий на учебную
мотивацию подростков....................
1.2 Методы статистического наблюдения....................
Глава 2. Эмпирическое исследование
гендерных различий на учебную мотивацию
подростков....................
Заключение ..............................
Список литературы…………………………………
Введение
Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня познания закономерностей человека и, особенно в отношение и их реализации. С другой стороны назрела необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций человека к действию с социальной детерминации его психики.
Проблема учебной мотивации существовала, как и раньше, так и будет существовать ещё долгое время. Её нужно изучать, освещать в книгах, чтобы выяснить причины неуспеваемости учащихся, обеспечивать психологическое сопровождение учащихся в процессе обучения. Следовательно, она всегда остаётся современной и актуальной.
Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.); в-четвертых, субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу; в-пятых, спецификой учебного предмета.
Понятие же
«Гендер» наслуху сейчас у
многих, оно является достаточно
популярным. В настоящее время
фактор пола стал важнейшей
составляющей многих серьезных
социальных, педагогических и
Воспитывая и обучая детей, родители и педагоги должны учитывать их половые особенности. Ведь мальчики и девочки различаются не только внешне: мужская или женская природа проявляется задолго до полового созревания и откладывает свой определенный отпечаток на их чувства, сознание и поведение. Вместе с тем не следует забывать, что представителей мужского и женского пола все-таки, прежде всего, объединяют общечеловеческие качества, которые свойственны и тем и другим.
Новизна
исследования заключается в
том, что в настоящее
время ощущается дефицит работ в области
изучения качеств содержания и динамики
Объектом научного исследования является проблема мотивации учебной деятельности подростков.
Предметом нашей курсовой работы является гендерные особенности мотивации учебной деятельности подростков.
Цель данной работы: выявить, существуют и влияют ли гендерные различия на уровень учебной мотивации подростков.
Для её достижения определенны следующие задачи:
Общеорганизационные задачи:
База и время исследования. Исследования влияния гендерных различий на учебную мотивацию подростков проводилось в ноябре 2012 года в средней школе №70. В исследовании приняли участие 40 учащихся 8 классов. Из них 20 мальчиков, и 20 девочек. Возраст испытуемых 14 – 15 лет. Исследование проводилось во время уроков в первой половине дня.
Вообще мотив – это психическое явление, становящееся побуждением к действию. Важнейший этап волевого акта – борьба мотивов, заканчивающаяся принятием решения и его осуществлением посредством отдельного действия или деятельности в целом. Мотив формируется на основе потребностей, непосредственно связан с целями деятельности. Мотив как внутреннее побуждение к действию связан с внешним побудительным фактором – стимулом и, как правило, отражает его.
Мотивация – процесс действия мотива, совокупность стойких мотивов при наличии доминирующего, выражающая направленность личности, ценностные ориентации и определяющая её деятельность. Формируется в процессе воспитания » [24,c.70-71].
Среди двух основных типов мотивации различают внутреннюю и внешнюю мотивацию. Внешняя мотивация обеспечивается внешним вознаграждением и подкреплением. Общими примерами внешних мотивов категории поощрения являются деньги, похвала, награда, приз и так далее. Внешними мотивами категории подкрепления являются законы, предписания, дисциплинарные меры, штрафы и тому подобное. Отмечу также, что по двухфакторной теории Герцберга, многие внешние вознаграждения, в том числе заработная плата и другие виды поощрения, в действительности не мотивируют человека, однако, их отсутствие лишает человека всякого желания действовать.
Учебная
деятельность занимает
Глава 1. Теоретико-методологическая.
Наблюдение – это планомерный научно-организованный сбор данных о состоянии явлений и процессов.
Прочитайте каждое высказывание
и выразите свое отношение к изучаемым
предметам, проставив напротив номера
высказывания свой ответ, используя
для этого следующие
Верно (+)
Неверно (-)
Высказывание |
ответ |
1.Изучение школьных предметов дает мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности. |
|
2. Некоторые предметы мне интересны, и я хочу знать по ним как можно больше. |
|
3. В изучении школьных предметов мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях. |
|
4. Учебные задания по предметам мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель. |
|
5.Трудности, возникающие
при изучении какого-то |
|
6. Если что-то не получается по какому-то предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути. |
|
7. На занятиях у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться». |
|
8. Материал, изучаемый по некоторым предметам, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями). |
|
9. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по изучаемым предметам, не люблю, когда мне подсказывают и помогают. |
|
10. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня. |
|
11. Оценка по предметам для меня важнее, чем знания. |
|
12. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю. |
|
13.Некоторые предметы даются мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания. |
|
14. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки, то меня это огорчает. |
|
15. Если бы можно было, то я бы исключил(а) некоторые предметы из расписания. |
Эти 15 вопросов являются закрытыми, так как ответом на них будет чёткое согласие или отказ.
Также я задала подросткам открытые вопросы, которые требуют более полный и обширный ответ.
16. Получив плохую отметку, ты, придя домой?
Отвечали по разному, например девочка ответила так: сразу сажусь за уроки, повторяю ту тему по которой получила плохую отметку и читаю следующую; а мальчик ответил так: сажусь смотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что урок по этому предмету будет еще через день.
17. Что для тебя учеба?
Ответы подростков: учёба - это познание чего-то нового, которое развивает в человеке способность думать, мыслить; а для кого-то - это обременительное занятие, не нужное, что в дальнейшем оно не пригодится.
Форма наблюдения регистровое. Регистровое наблюдение – это форма непрерывного статистического наблюдения за долговременными процессами, имеющими фиксированное начало, стадию развития и фиксированный конец.
Способ наблюдения анкетирование. Анкетный способ предполагает сбор информации в виде анкет. Определенному кругу респондентов вручаются специальные вопросники (анкеты) либо лично, либо путем публикации в периодической печати.
1.2 Методы статистического наблюдения.
В данной работе используется такой метод статистического наблюдения, как опрос. Опрос - заключается в получении необходимой информации непосредственно от респондента.
Вид опроса анкетный. Анкетный — сбор информации осуществляется в виде анкет, представляющих собой специальные вопросники, удобен в случаях, когда не требуется высокая точность результатов.
Недостатки:
Но в последнее время анкетный способ статистического наблюдения получает широкое распространение.
Данное статистическое наблюдение может проводиться в целях анализа современных тенденций к учёбе, для нужд различных учебных заведений, либо государственных органов, которые следят за социальной средой.
Глава 2. Аналитическая.
2.1 Характеристика испытуемых: В исследовании приняли участие 40 учащихся 8 классов. Из них 20 мальчиков, и 20 девочек. Возраст испытуемых 14 – 15 лет. Исследование проводилось во время уроков в первой половине дня.
Информация о работе Влияние гендерных различий на учебную мотивацию подростков