Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:38, реферат
Начало XX века принесло с собой ожидание громадных перемен. Назревали серьёзные сдвиги в раскладе мировых политических сил. Наиболее сложные процессы происходили в центре Европы. Объединённая Германия в конце 90-х годов XIX века представляла собой мощную политическую и военную державу.
Введение 3-6
Экономика России накануне первой мировой войны 6-7
Повод к войне 7-8
Вступление в войну 8-12
Великое отступление 12-15
Брусиловский прорыв 15-18
После Февральской революции 18-20
Июньское наступление и его последствия 20-22
Брестский мир 22-26
Итоги Первой мировой войны 26-32
Список используемой литературы 33
От Советской России была отторгнута территория площадью 780 тыс. кв. км. с населением 56 миллионов человек (треть населения Российской империи) и на которой находились (до революции): 27 % обрабатываемой сельскохозяйственной земли, 26 % всей железнодорожной сети, 33 % текстильной промышленности, выплавлялось 73 % железа и стали, добывалось 89 % каменного угля и изготовлялось 90 % сахара; располагались 918 текстильных фабрик, 574 пивоваренных завода, 133 табачных фабрики, 1685 винокуренных заводов, 244 химических предприятия, 615 целлюлозных фабрик, 1073 машиностроительных завода и проживало 40 % промышленных рабочих.
Одновременно Россия выводила с указанных территорий все свои войска, а Германия, наоборот, туда вводила и сохраняла за собой контроль над Моозундским архипелагом и Рижским заливом. Кроме того, русские войска должны были покинуть Финляндию, Аландские о-ва близ Швеции, округа Карс, Аргадан и Батум передавались Турции. С линии Нарва — Псков — Миллерово — Ростов-на-Дону, на которой в день подписания договора находиись немецкие войска, они должны были быть выведены только после подписания всеобщего договора.
В приложении к договору гарантировался
особый экономический статус Германии
в Советской России. Граждане и
корпорации Центральных держав выводились
из-под действия большевистских декретов
о национализации, а лица, уже
утратившие имущество восстанавливались
в правах. Таким образом, германским
гражданам разрешалось
Брестский договор восстанавливал крайне невыгодные для России таможенные тарифы 1904 года с Германией. Кроме того, при отказе большевиков от царских долгов (произошедшем в январе 1918 года) Россия вынуждена была подтвердить все долги Центральным державам, и возобновить по ним выплаты.
Экономика
России в условиях первой
Первая мировая война для России имела далеко идущие экономические и социально-политические последствия. Война потребовала концентрации всех сил страны для победы. Военные расходы были чрезвычайно велики. Каждый день войны в 1914г. обходился в среднем примерно в 10 млн руб., в 1915 г. – в 24 млн, в 1916 г. – в 40 млн, а в 1917 г. -в 50–65 млн руб..
К 1917 г. на нужды фронта работало
(производило вооружение) 2018 тыс. человек
из 2443 тыс. рабочих промышленности,
или 86%. Большинство гражданских
предприятий стало производить
военную продукцию и
Вступление России в военные действия означало смену экономических приоритетов, что нашло выражение в изменении соотношения темпов развития отраслей и секторов хозяйства. Общий рост производства промышленной продукции обеспечивался за счет отраслей, работавших на оборону (1913 г. = 100): 1914г. – 106%, 1915 г. – 191, 1916 г. – 267,8 и 1917 г. – 168,8%. В прочих отраслях производство сокращалось (1913 г. = 100): 1915 г. – 94%, 1916 г. – 84, 1917 г – 53,8%.
Главными проблемами, определившими характер экономической политики, стали: транспорт, топливо, продовольствие, трудовые ресурсы, финансы.
По железным дорогам перевозилась
большая часть грузов. С началом
войны железнодорожное
Большие работы проводились
по завершению строительства Сибирской
магистрали в Европейской части
России. Было сооружено несколько
железных дорог на Урале, в Средней
Азии; вошли в строй линии Петербург–
Тем не менее транспорт представлял узкое место в экономике страны. Осложняло работу железных дорог несколько обстоятельств.
Во-первых, западная часть
страны с ее более густой железнодорожной
сетью была оккупирована, изменилась
направленность и объемы грузопотоков.
Дороги, загруженные военными перевозками,
не справлялись с подвозом из Сибири
и других окраинных районов
Во-вторых, в условиях войны
резко обострилась проблема технического
обеспечения подвижным
Работа транспорта оказалась неразрывно связанной с топливной проблемой.
С декабря 1916 г. началось снижение добычи угля, в Донбассе: за три месяца оно составило 17%. Но железные дороги не смогли обеспечить перевозку и добываемого угля. Так, общее выполнение нарядов на вывоз донецкого топлива составило во второй половине 1916 г. только 66,4% против 74,7% в первой половине того же года. В феврале 1917 г. вывоз добытого угля составлял 53,7% (89,3 млн пудов при норме 166,3 млн пудов). Компенсировать нехватку угля в определенной степени могли «заменители» – торф (особенно в Центральном районе) и дрова. Но и здесь вставала проблема их транспортировки до железнодорожных магистралей либо до рек, но не хватало лошадей (их поголовье в 1917 г. составило 65% от уровня 1914 г.) и фуража для них.
В конце 1916г. из-за недостатка угля и нефти начали закрываться заводы. Многие предприятия работали не на полную мощность. В Петрограде из 73 предприятий, простаивавших в декабре 1916 г., 39 закрылись из-за отсутствия топлива и 11 – в связи с прекращением подачи электроэнергии, вызванным нехваткой топлива на электростанциях.
Напряженное положение создалось с продовольственным снабжением армии и промышленных центров.
С хлебом в стране сложилась
парадоксальная ситуация: происходило
неуклонное нарастание продовольственного
кризиса при фактическом
Резкое сокращение экспорта
хлеба с началом военных
* Избыток хлеба сохранился и в 1917 г.: в Юго-Западном крае – 99,6 млн. пудов, в Малороссии (без Черниговской губернии) – 76 млн, в Новороссийском крае – 374 млн, в Центральном земледельческом районе – около 60 млн, на Северном Кавказе – около 125 млн, в Западной Сибири и Степном крае – свыше 100 млн пудов. По тем же данным, сбор хлебов в 1917 г. был лишь немногим меньше, чем в 1916 г., хотя и значительно уступал среднему сбору в предвоенное пятилетие. Но в ряде районов (в Сибири, на Северном Кавказе) сбор хлеба в 1917 г. даже превышал уровень 1916 г. (См.: Урожай хлебов в России в 1917 г. – М., 1918, с.16.)
Тем не менее продовольственное
снабжение ухудшалось. И причина
состояла не столько в транспорте,
сколько в неблагоприятной
Необходимо учитывать также, что перед войной Россия ввозила из-за границы не только сельскохозяйственные машины, но и простые вещи подобно осям, серпам, косам. В 1915 г. ее собственное производство этих товаров упало до 15,1%, а в 1917 г. – до 2,1%. Значительно сократилось и производство потребительских товаров.
Вступление в войну Турции на стороне стран Тройственного союза привело к серьезнейшим последствиям: к закрытию Босфора и Дарданелл и почти полной изоляции Российской Империи от мирового рынка. Отныне импорт шел только через Архангельск и Владивосток; Россия оказалась в условиях экономической блокады.
Таким образом, нарушалась возможность
сбалансированного
Список используемой литературы.
1)Зайончковский А. М. Мировая война 1914—1918 гг. СПб.: Полигон, 2002.
2)Головин Н. Н. Военные усилия России в Первой мировой войне. Париж, 1939.
3)Энциклопедия «Аванта+» том 5 (История России и её ближайших соседей.) М.: Аванта, 2004.
4) Сайт http://ru.wikipedia.org
5) Г. Виллмотт Первая Мировая война. СПб.: Ломоносов, 2010.