Содержание
Введение........................................................................................................................................
3
1. Государственное регулирование экономики.........................................................................
4
2. Государственное управление в сфере
экономики................................................................10
Заключение..................................................................................................................................
14
Список используемой литературы............................................................................................
16
Введение
Темой контрольной работы является
«Государственное регулирование и
управление в сфере экономики».
Цель работы - на основе полученных
знаний правильно, объективно и всесторонне
раскрыть тему контрольной работы. Тема
данной работы представляет несомненный
интерес ввиду того, что современная экономика
всех развитых стран уже давно не представляет
собой чисто рыночную модель, а включает
в себя два органически взаимосвязанных
блока: рыночный механизм саморегуляции
и государственное регулирование и управление.
В данном случае имеет место, так
называемая, смешанная экономика, идея
которой зародилась и стала развиваться
еще в начале ХХ в. В развитии экономики
во второй половине ХХ в. обозначилась
тенденция к расширению масштабов деятельности
государства и усилению его роли в экономической
сфере. После второй мировой войны концепция
"смешанной экономики" получила широкомасштабное
распространение как в форме корректировки
рыночного механизма путем воздействия
на спрос и предложение и регулирования
социальных вопросов, так и в форме непосредственного
участия государства в производстве, т.е.
создания и расширения государственного
сектора, включающего предпринимателей.
Смешанная экономика характеризуется
многообразием отношений собственности,
которые реализуются соответственно
во множестве форм хозяйствования.
Важным показателем смешанного характера
экономической системы являются степень
и формы государственного регулирования
экономики, его эффективность, что во многом
определяет результативность экономического
развития. Вопросу качества государственного
регулирования и управления экономики
уделяется огромное внимание в высокоразвитых
странах.
В настоящей работе ставится задача
раскрыть сущность вышеназванных теорий,
показать необходимость государственного
вмешательства в экономику, а также, в
виду особой актуальности данной проблемы
для переходной экономики современной
России, указать на попытки ее решения,
предпринимаемые в нашей стране в течение
последнего десятилетия, выделив особенности
экономического развития.
1. Государственное регулирование
экономики
При рассмотрении
проблем соотношения государства, права и экономики важное
место занимает проблема механизма государственного
воздействия и государственного регулирования
экономики. Данная проблема имеет не только
теоретическое, но и практическое значение.
В отечественной и зарубежной социальной
литературе рассмотрению ее всегда уделялось
особое внимание. И это не случайно, ибо
от того, как понимается, а главное, как
применяется механизм государственного
регулирования экономики, во многом зависят
результаты его деятельности, результаты
экономического развития страны.
Сравнивая между
собой механизмы государственного
воздействия на экономику различных
социальных систем и разных стран, нельзя
не видеть их существенного различия.
Если, например, в социально-политических
системах с высокоразвитыми рыночными
отношениями преобладает косвенное
вмешательство государства в экономику
путем правового регулирования деятельности
негосударственных органов и организаций
- юридических лиц, то в социально-политических
системах со слаборазвитыми или вообще
неразвитыми рыночными отношениями в
силу объективных и субъективных причин
доминирует прямое государственное вмешательство
в экономику, преобладают различные формы
непосредственной деятельности государства
в сфере экономики. Ярким примером непосредственного
воздействия государства на экономику
в современном мире может служить государственно-правовая
практика Китая. В действующей Конституции
КНР в связи с этим особо закрепляется,
что государство:
"неуклонно повышает производительность труда и эффективность экономики";
"развивает производительные силы общества" путем повышения активности и технического уровня трудящихся, распространения передовой науки и техники, совершенствования систем управления экономикой и управления предприятиями, "осуществления различных форм социалистической ответственности, улучшения организации труда";
"неуклонно проводит в жизнь режим экономии, ведет борьбу против расточительства";
рационально распределяет средства накопления и потребления, учитывает государственные, коллективные и личные интересы;
на основе развития производства постепенно улучшает материальную и духовную жизнь народа;
на основе социалистической собственности "осуществляет плановое хозяйство";
охраняет право собственности граждан на законные доходы, сбережения, жилище и "другую законную собственность";
с помощью "всесторонне сбалансированных хозяйственных планов и вспомогательной роли рыночного регулирования" гарантирует пропорциональное, гармоничное развитие народного хозяйства; и др.
В данном, равно
как и в других аналогичных
случаях, мы имеем дело с преобладающим
прямым вмешательством государства в
сферу экономики. Государство при этом
выступает не только в роли регулятора,
но и в качестве непосредственного субъекта
экономических отношений. Оно не только
устанавливает, но и своими непосредственными
действиями осуществляет содержащиеся
в издаваемых им актах установки. Государство
выступает, таким образом, одновременно
и как исполнитель, и как регулятор разнообразных
отношений, возникающих в сфере экономики.
Разумеется,
государство проявляется таким же двояким
образом и во всех других случаях, практически
при любой общественно-политической системе.
Однако степень его регулятивной и непосредственно
экономической деятельности, соотношение
той и другой далеко не всегда бывают одинаковыми.
Согласно
устоявшемуся мнению государственное
регулирование экономики воспринимается
как одно из проявлений (функций) государственного
управления. Основной смысл и содержание
его заключаются в установлении
и обеспечении государством общих
правил поведения (деятельности) субъектов
общественных отношений и корректировке
их в зависимости от изменяющихся условий.
Однако только этим не исчерпывается данная
функция государственного управления.
Она включает в себя также всесторонний
контроль за выполнением требований, содержащихся
в нормах права, регулирующих те или иные
общественные отношения; координацию
и установление общего направления деятельности
участников соответствующих отношений;
всестороннюю защиту их законных интересов
и прав; определение и нормативное закрепление
приоритетов в проводимой в сфере экономики
государственной политике; установление
порядка заключения государственных контрактов
(договоров), порядка регистрации, лицензирования
и т.п.
Общепризнанными
правовыми формами государственного
регулирования экономики соответственно
выступают законы, подзаконные и судебные
акты.
Законы всегда имеют приоритетное значение.
Россия в этом плане не является исключением,
однако зачастую не законы, а указы Президента,
согласно сложившейся практике, имеют
приоритетное значение в ряде сфер жизни
общества и экономики, включая процессы
акционирования, приватизации и др. Весьма
важным является то, чтобы эта практика
всегда строго согласовывалась с ч. 3 ст.
90 Конституции РФ, гласящей, что "указы
и распоряжения Президента Российской
Федерации не должны противоречить Конституции
Российской Федерации и федеральным законам"
и что Президент только в соответствии
с Конституцией РФ и федеральными законами
"определяет основные направления внутренней
и внешней политики государства". Также
в России судебные прецеденты пока не
являются правовыми формами государственного
регулирования. Они постепенно создаются
Конституционным Судом, и требуется время
для того, чтобы его решения стали признаваться
в качестве источников права.
Во всех странах действенными, хотя
и весьма традиционными инструментами
государственного регулирования экономической
и других сфер жизни общества являются
налоги, пошлины, стандарты, госзаказы,
всевозможные тарифы и пр., которые в обязательном
порядке трансформируются в те или иные
нормативно-правовые акты, в различные
правовые формы. С помощью данных средств
государственного воздействия решаются
не только вопросы пополнения государственного
бюджета, финансирования различных государственных
программ, содержания госаппарата, армии,
полиции и других государственных институтов,
но и вопросы дотирования нерентабельных,
но жизненно необходимых для общества
и государства сфер промышленности и сельского
хозяйства, выделения и содержания приоритетных
сфер экономики, перелива капитала из
менее приоритетной сферы экономики в
более приоритетную.
Путем использования
данных средств решаются также вопросы
привлечения или, наоборот, ограничения
притока в экономику страны иностранного
капитала. Например, в России законодательные
и исполнительно-распорядительные
органы Российского государства приняли
ряд нормативно-правовых актов, направленных
на широкое привлечение в страну различных
товаров из-за рубежа и иностранных инвестиций.
Говоря о механизме
государственного регулирования экономики,
нельзя не обратить внимание на различные
уровни государственного регулирования.
В условиях федеративного государства,
каковым является Россия, это прежде всего
регулирование на уровне Федерации и отдельных
субъектов Федерации. Весьма важным в
этом отношении являются ст. 71 и 73 Конституции
РФ, устанавливающие предметы ведения
Российской Федерации и отдельных субъектов
Федерации.
В западной юридической, социально-экономической
и политической литературе и практике
вопросам государственного регулирования
экономики уделяется значительное внимание.
В научной литературе рассматриваются
теоретические модели государственного
регулирования экономики, которые подразделяются
на два вида в зависимости от основного
субъекта, определяющего политику регулирования.
Первая модель исходит из того, что регулирующий
орган (парламент, правительство и т.д.)
играет центральную роль в процессе определения
политики регулирования. Согласно этой
точке зрения основные особенности регулирующего
органа, оказывающие решающее влияние
на выработку политики, - это узкопрофессиональный
подход, специализированность, предпринимательский
образ действий и т.п.
Вторая модель исходит из того, что регулирующий
орган находится под решающим воздействием
или господством "окружающей" среды.
Согласно этому взгляду определяющими
факторами политики регулирования экономики
являются группы интересов, парламентские
комитеты, различные экономические группы
и комиссии, формирующие "окружающую"
среду. Оба эти взгляда, конечно же, характеризуются
неполнотой, взаимосвязаны друг с другом
и взаимно дополняют друг друга. Поскольку
политика регулирования является совместным
продуктом как государственной бюрократии,
так и "окружающей" среды, модели
формирования политики регулирования
должны определяться и объясняться не
единичными, а множественными факторами.
Предпринимаются также попытки выделения
"чисто" экономического регулирования,
касающегося проблем себестоимости производимых
товаров, их рыночных цен, проникновения
на рынок товаров, конкуренции и пр.
В зависимости от конкретных целей
государственное регулирование экономики
классифицируется следующим образом.
Экономическое регулирование. Оно подразделяется
на регулирование с общими и частными
целями. Экономическое регулирование
с общими целями направлено на принятие
антимонопольных мер, на предотвращение
концентрации экономической мощи в одних
руках, на недопущение недобросовестных
торговых операций и т.д. Экономическое
регулирование с частными целями направлено
на решение таких относительно определенных
задач, как поддержка приоритетных отраслей
экономики, участие в нерентабельном производстве,
поддержка мелкого бизнеса, защита сельскохозяйственного
производства, развитие новых технологий
и т.п.
В зависимости
от форм государственного регулирования
в западной литературе выделяются два его
вида: политическое регулирование и так
называемое "законодательно-административное"
регулирование. Под "законодательно-административным"
регулированием понимается практическая
деятельность государственных органов
по администрированию системы управления
путем издания различных нормативных
актов, а под политическим - государственное
регулирование в области политики. Каждый
из этих видов подразделяется в свою очередь
на ряд направлений государственного
регулирования.
Государственное регулирование
в сфере экономики, равно как и в других
сферах, имеет свои пределы. Они обусловлены
как объективными, так и субъективными
факторами. Среди субъективных факторов
следует выделить, прежде всего общественные,
групповые, государственные, индивидуальные
и иные интересы. Осуществляя повседневное
воздействие на экономику, государство
не может не считаться с этим многообразием
интересов, в той или иной мере не учитывать
их. Помимо всего прочего это неизбежно
привело бы к угрожающему самому существованию
государственной власти отрыву государства
от общества, утрате им социальной основы
и опоры, к неизбежному в конечном счете
кризису государственной организации.
Разумеется,
учитывая интересы различных социальных
слоев и групп, интересы правящих
кругов и всего общества, государство
не может не считаться с тем, что в любом
обществе, каким бы развитым или, наоборот,
отсталым оно ни было, всегда существовали
и существуют, как минимум, две противоположные
друг другу социально-политические тенденции,
отражающие определенные общественные
настроения и интересы, - тенденция к непрерывному
развитию и совершенствованию и тенденция
к сохранению в прежнем состоянии государственного
и общественного строя. Первую из них обычно
называют прогрессивной, иногда - революционной,
а вторую - консервативной, реакционной.
Органическое сочетание их, максимальный
учет отражающихся в данных тенденциях
общественных настроений и интересов
создают необходимую устойчивость государственному
механизму, порождают определенный социальный
баланс.