В тех же случаях, когда государство в силу
каких-то причин не способно учитывать
в равной мере данные тенденции, создавать
проводимой им внутренней и внешней политикой
необходимый для его нормальной жизнедеятельности
социальный баланс, оно неизбежно будет
находиться в постоянном кризисном состоянии,
постепенно будет терять устойчивость
и способность адекватно отвечать на вызовы
со стороны окружающей его экономической
и социально-политической среды.
Анализируя
подобные ситуации, М. Ориу писал еще
в начале XX в., что хотя единственной целью государственного
режима должна быть "свобода в ее гражданской
и политической форме", однако путь
к ней весьма узок, "дорога вырисовывается
постепенно, пролагается трудом, и не следует
удивляться тому, что много людей и даже
народов блуждают, отыскивая этот путь".
Революционный дух "влечет направо
и стремится, главным образом, к власти,
к организующей силе, к устойчивости. В
нашу эпоху споров эти две различные тенденции
стали систематическими доктринами, которые
вследствие своего антагонизма делают
состояние кризиса перманентным и через
известные промежутки времени вызывают
кровавые конфликты".
В числе объективных
факторов, оказывающих решающее влияние
на определение пределов государственного
вмешательства в экономику, в
первую очередь необходимо указать на экономические,
социальные, политические и иные условия,
при которых осуществляется процесс регулирования
экономики; характер доминирующих в обществе
экономических отношений (жестко централизованные,
плановые, рыночные, смешанные и пр.); уровень
развития общества, государства, права
и экономики; объективно существующие
технико-юридические возможности и пределы;
существующие в обществе традиции, обычаи,
обыкновения и пр.
2. Государственное управление
в сфере экономики
Основным органом управления
экономическим развитием страны является
Министерство экономического развития
Российской Федерации. Минэкономразвития
России осуществляет широкий круг полномочий:
- вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие
документы, по которым требуется решение
Правительства РФ, по вопросам, относящимся
к установленной сфере ведения Министерства
и к сферам ведения подведомственных ему
федеральных служб и федеральных агентств,
а также проект плана работы и прогнозные
показатели деятельности Министерства;
- осуществляет мониторинг и анализ социально-экономических процессов, разработку сводного финансового баланса Российской Федерации, годовых, ежеквартальных и ежемесячных докладов о состоянии экономики, мониторинг и прогнозирование
конъюнктуры мировых рынков, социально-экономических
процессов, мер экономической и торговой
политики в иностранных государствах,
их влияния на социально-экономическое
развитие Российской Федерации;
- осуществляет функции главного распорядителя и получателя
средств федерального бюджета, предусмотренных
на содержание Министерства и реализацию
возложенных на него функций;
в установленном законодательством
Российской Федерации порядке размещает
заказы и заключает государственные
контракты и другие гражданско-правовые
договоры на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для нужд Министерства,
а также на проведение научно-исследовательских
работ для иных государственных нужд в
установленной сфере деятельности, а так
же осуществляет
С сентября 2008 года, когда мировой
экономический кризис начал оказывать
серьезное воздействие на российскую
экономику, Правительство Российской
Федерации и Банк России приступили
к осуществлению антикризисных
мер. В соответствии с поручением
Президента Российской Федерации Д.А.Медведева
в ноябре 2008 года утвержден план действий,
направленных на оздоровление ситуации
в финансовом секторе и отдельных отраслях
экономики. Он включает оперативные меры,
призванные защитить граждан и экономику
страны от кризисного шока, сохранить
жизнеспособность российской финансовой
системы. В настоящее время реализация
этого плана в основном завершена. Принятые
антикризисные меры позволили не допустить
разрастания кризиса, его перехода в формы,
угрожающие основам функционирования
экономики. В сегодняшних условиях это
позволяет сосредоточиться как на решении
текущих антикризисных задач, так и на
создании основ для устойчивого социально-экономического
развития страны в посткризисный период.
Программа антикризисных мер Правительства
Российской Федерации на 2009 год (далее
- программа) является документом, определяющим
приоритетные задачи по преодолению кризисных
явлений в экономике страны и пути их решения.
Программа обеспечивает оптимальное сочетание
антикризисных мер и долгосрочных проектов,
ориентированных на строительство новой,
более эффективной экономики. К приоритетам
программы следует отнести выполнение
социальных обязательств государства
перед гражданами, сохранение и развитие
промышленного и технологического потенциала,
активизацию внутреннего спроса, развитие
конкуренции и снижение административного
давления на бизнес, повышение устойчивости
национальной финансовой системы. Одновременно
будут активизированы действия, повышающие
эффективность и конкурентоспособность
экономики и ускоряющие ее переход на
инновационный тип развития в соответствии
с Концепцией долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период
до 2020 года и Основными направлениями
деятельности Правительства Российской
Федерации на период до 2012 года. Приоритеты
антикризисных мероприятий:
- Выполнение в полном объеме социальных
обязательств государства перед населением
и развитие человеческого потенциала.
Будет оказана поддержка гражданам и семьям,
наиболее пострадавшим в период экономического
кризиса. Усилена социальная защита населения,
обеспечены необходимые объемы и качество
социальных и медицинских услуг, доступность
качественных и безопасных лекарственных
средств. Будут расширены масштабы деятельности
государства в сфере занятости, включая
сдерживание роста безработицы, развитие
программ переподготовки работников,
оказание адресной поддержки гражданам
в трудоустройстве. Начнется модернизация
пенсионной системы. Будет активизирована
социальная помощь, модернизация здравоохранения
и образования, включая необходимые для
этого структурные преобразования.
- Сохранение и развитие промышленного
и технологического потенциала для будущего
роста. Деятельность Правительства Российской
Федерации в этой сфере будет направлена
на создание условий для существенного
повышения эффективности российских предприятий.
При этом помощь государства не будет
подменять ответственность бизнеса. На
поддержку вправе рассчитывать лишь те
предприятия, которые ориентированы на
обновление, рост эффективности и продвижение
на рынок конкурентоспособной продукции,
но сегодня испытывают временные трудности
в связи с недостатком кредитов и снижением
спроса.
- Активизация внутреннего спроса
на российские товары как основы для восстановления
экономического роста. Правительство
Российской Федерации предпримет усилия,
чтобы компенсировать сжатие рынков, ослабить
зависимость от внешних факторов, максимально
эффективно задействовать внутренние
ресурсы.
- Стимулирование инноваций и структурная
перестройка экономики. Российская экономика
должна выйти из кризиса обновленной,
более сильной и современной. Государством
будет расширена поддержка инновационных
проектов, в том числе направленных на
технологическое обновление предприятий,
повышение ресурсо- и энергоэффективности.
Сохраняется приоритет государственных
расходов на развитие высокотехнологичных
отраслей, включая авиа- и судостроение,
космическую промышленность, атомную
энергетику, электронную и радиоэлектронную
промышленность.
- Создание благоприятных условий
для экономического подъема за счет совершенствования
важнейших рыночных институтов, снятия
барьеров для предпринимательской деятельности.
Будут осуществлены мероприятия по развитию
конкуренции и совершенствованию антимонопольного
регулирования. Особое внимание будет
уделено поддержке и стимулированию развития
малого и среднего предпринимательства.
- Формирование мощной финансовой
системы как надежной основы для развития
национальной экономики. Предусматриваются
меры по формированию устойчивого финансового
рынка, привлекательного для отечественных
и иностранных инвесторов, созданию условий
для появления инструментов долгосрочного
инвестирования.
- Обеспечение макроэкономической
стабильности, сохранение доверия российских
и иностранных инвесторов. Правительство
Российской Федерации будет проводить
ответственную макроэкономическую политику,
предполагающую устойчивость обменного
курса рубля и снижение инфляции. Будут
предприниматься усилия по сдерживанию
роста цен на товары первой необходимости
и тарифов на услуги жилищно-коммунального
хозяйства.
Реализация отмеченных приоритетов
объективно требует временного усиления
роли государства в экономической
жизни страны. Правительство Российской
Федерации должно с максимальной
ответственностью подходить ко всем
своим действиям, с тем, чтобы
не создавать в экономике неправильных
стимулов, искажения мотиваций предприятий
и населения, подрывающих долгосрочные
перспективы развития. Необходимо соблюдать
приоритетность частной инициативы и
в кризисных условиях. При этом участие
государства в экономике по мере преодоления
кризиса должно снижаться. Важную роль
в преодолении кризиса играет сотрудничество
с другими странами, как на двусторонней
основе, так и в рамках международных организаций.
Переход экономики государства
на новый тип развития невозможно
осуществить в один миг, поэтому инновационное
развитие российской экономики будет
проходить в 2 этапа, различающиеся по
условиям, факторам и рискам социально-экономического
развития и приоритетам экономической
политики государства.
Первый этап (2008 - 2012 годы) базируется
на реализации и расширении тех глобальных
конкурентных преимуществ, которыми обладает
российская экономика в традиционных
сферах (энергетика, транспорт, аграрный
сектор, переработка природных ресурсов).
Одновременно будут создаваться институциональные
условия и технологические заделы, обеспечивающие
на следующем этапе системный перевод
российской экономики в режим инновационного
развития.
Второй этап (2013 - 2020 годы) - рывок
в повышении глобальной конкурентоспособности
экономики на основе ее перехода на
новую технологическую базу (информационные,
био- и нанотехнологии), улучшения качества
человеческого потенциала и социальной
среды, структурной диверсификации экономики.
Развитие после 2020 года будет направлено
на закрепление лидирующих позиций России
в мировом хозяйстве и превращение инноваций
в ведущий фактор экономического роста,
формирование сбалансированной социальной
структуры общества.
Заключение
Кризисные явления
в мировой экономике обусловливают
необходимость повышения устойчивости экономики
России и ее способности нейтрализовать
негативные воздействия мировых рынков.
Динамика курсов акций и цен на сырьевые
товары повышают актуальность перехода
России на инновационный тип экономического
развития, а также формирования в стране
самостоятельной мощной финансовой системы.
Развитие
глобальной экономической конкуренции
сопровождается усилением геополитического
соперничества, в том числе за
контроль над сырьевыми, энергетическими,
водными и продовольственными ресурсами.
Россия, обладая большим запасом
таких ресурсов, не должна допустить уменьшения
своего влияния на мировой политической
арене в области управления этими богатствами.
Для этого необходимо внедрять новые технологии
и научные разработки, а так же бережно
относиться к экологии и окружающей среде.
Модель инновационного
социально ориентированного развития
помимо использования традиционных
конкурентных преимуществ в энергосырьевом
секторе предполагает создание и
активизацию новых факторов экономического
роста, отвечающих вызовам долгосрочного периода.
Необходимо сформировать новый механизм
социального развития, основанного на
сбалансированности предпринимательской
свободы, социальной справедливости и
национальной конкурентоспособности.
Россия выделила
наиболее приоритетные и перспективные направления
развития экономики и в настоящее время
реализует или создает условия для реализации
задуманных планов. От того, насколько
последовательно и эффективно будет проводиться
государственная политика и финансирование
этих направлений зависит будущее благополучие
всей страны.
Общество
хочет видеть государственное управление
социально эффективным. Не «спешащим
следом» за общественными процессами
и вечно отстающим, не только сориентированным
на экономику, а владеющим комплексным
подходом и прогностическим видением.
Управление, в котором широкое распространение
получит опережающее, эвристическое начало,
основанное на знании объективных закономерностей,
способное удерживать за собой субъективные
факторы, действенное, активное, эффективно
решающее общественные проблемы и обеспечивающее
прогрессивное развитие общества.
В заключении
хотелось бы отметить, что в обществе
все главное: производство, распределение,
обмен и потребление, социальная
сфера, наука, литература и искусство,
право и мораль, архитектура и коммуникации,
история и духовная культура, здоровье
и физическое развитие людей и многое
другое. Но все это может тогда создать
благоприятный и рациональный образ жизни,
когда будет сведено в целостную, динамичную,
гармоничную систему и «работать» на человека.
Несмотря на то, что имеются естественные
взаимосвязи между всеми явлениями и процессами,
должную системность, развитие, производительность
и экономичность общественной жизни придает
управление. Ибо только и исключительно
оно обладает единством таких способностей,
как целеполагание, организация и регуляция.
Проблема
заключается в осознании политическим
(государственным) руководством и широким
общественным мнением актуальности,
важности и незаменимости управления.
Развитые западные страны давно осознали эту истину.
Пора и нам ускорить этот процесс.
Список используемой
литературы
Административное право: Учебник / под ред. Л.Л. Попова – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Юристъ, 2011. – 703 с.
Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. М.: ЗЕРЦАЛО, ТЕИС, 2011.
Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. М.:
Юридическая литература, 2012.
Атаманчук Г.В. Управление: социальная ценность и эффективность. М.: РАГС, 2011.
ГК РФ
Комментарий к Конституции Российской Федерации – М: Издательство 5ЕК, 2010.
Пикулькин А.Б. Система государственного управления. – М., 2010.
«Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год» (утв. Правительством РФ) (Справочно-правовая система «Консультант Плюс»)
Федеральный закон Российской Федерации «О защите прав потребителей».