Идеи Маркса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:03, доклад

Краткое описание

Русский марксизм весьма многое заимствовал у своего конкурента —народничества. Как признавал один из организаторов РСДРП Ю. Мартов, "идейное развитие, проделанное народниками в течение нескольких лет бурного общественного возбуждения, привело именно наиболее упорных последователей народнической ортодоксии к необходимости теоретического пересмотра всего идейного наследия пореформенной интеллигенции. Так из умирающего революционного народничества возник русский социал-демократический марксизм".

Содержание

Глава 1. Возникновение русского марксизма
§ 1. На смену народничества приходит марксизм § 2. Экономизм § 3. Ленин. Диктатура пролетариата.
Глава 2. Особенности русского марксизма.
§ 1. Идеи русского марксизма.
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

маркс.docx

— 35.70 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

Кафедра философии и истории

 

 

Реферат по теме:

"Идеи Карла Маркса в России"

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

курсант 132 учебной группы

рядовой внутренней службы

А.Г.Полянская

 

Проверил:

старший преподаватель кафедры

кандидат философских  наук

майор внутренней службы

В.Е.Везломцев

 

 

 

Рязань, 2013

Содержание   

Глава 1. Возникновение русского марксизма 
           § 1. На смену народничества приходит марксизм                                  § 2. Экономизм             § 3. Ленин. Диктатура пролетариата.   

Глава 2. Особенности русского марксизма. 
    § 1. Идеи русского марксизма.

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 1. Возникновение русского марксизма.

 
    § 1. На смену народничества приходит марксизм.

Русский марксизм весьма многое заимствовал у своего конкурента —народничества. Как признавал один из организаторов РСДРП Ю. Мартов, "идейное развитие, проделанное народниками в течение нескольких лет бурного общественного возбуждения, привело именно наиболее упорных последователей народнической ортодоксии к необходимости теоретического пересмотра всего идейного наследия пореформенной интеллигенции. Так из умирающего революционного народничества возник русский социал-демократический марксизм".

Из народнического движения вышли первые теоретики русского марксизма — Г. В. Плеханов и П. Б. Аксельрод, пытавшиеся образовать новую партию “Черный передел” (выделившись из “Народной Воли"). Старое революционное движение настаивало на принципиальном разрыве с “имущим обществом” и противопоставлении ему “деревни”. “Черноперодельцы”рассчитывали при подготовке общественных преобразований на поддержку буржуазных элементов города. Народнические представления о незатронутости деревенского мира противоречиями капиталистического строя тем самым ставились под сомнение. В начале 80-х гг. в эмиграции из актива “чернопередельцев-народников” образуется первая марксистская группа “Освобождение труда”, начавшая пропаганду марксистских идей. В 90-е гг. возникает течение так называемою легального марксизма (П. Струве, М. Туган - Барановский и др. ), популяризирующее идеи марксизма, критикующее идеологию народничества и защищающее идею капиталистического пути, для России.

Молодое поколение социал-демократов подвергло критике все политические взгляды народников-ветеранов. В  новой оценке“поместное дворянство и старое общинное крестьянство представлялись обреченными на исчезновение и растворение  в новых буржуазных классах”, аграрный вопрос разрешался капиталистическим  путем. Промежуточные, стоящие между  буржуазией и пролетариатом, классы оценивались как реакционные, сама буржуазия— как класс, который “постепенно  и незаметно становится у власти”, а либеральная и демократическая  интеллигенция —как группа, раскалывающаяся  на две части: одна примыкает к  пролетариату, а другая— к консервативным и реакционным кругам.

Г. В. Плеханов, представлявший первое поколение русских социал-демократов, предполагал другой путь социального  развития и видел перспективу  усиления антагонизма между старыми  правящими классами и усиливающейся  буржуазией, которая, в свою очередь, открывает дорогу политической активности рабочего класса. В этих противоречиях  двух направлений социал-демократии лежал источник разрыва возникшей  в 1898 г. партии на“большевиков” и  “меньшевиков”, разрыва, который произойдет чуть позже (в 1903 г. ).

 

 § 2. Экономизм.

В 90-х гг. внутри марксистской социал-демократии в России возникло течение, названное“экономизмом”. Ёдинственным рычагом рабочего движения это течение  признавало экономические интересы пролетариата. Только постепенно эти  интересы могут перерасти в политические требования.

Не отказываясь принципиально  от требовали демократизации всего  государственного строя в целом, “экономисты” отодвигали из поля своего зрения борьбу за нее и склонны были думать, что “постепенная демократизация режима будет совершаться более или менее автоматически в результате приспособления самодержавной властью наличных учреждений и норм к расширяющим свои публичные права новым классам промышленной буржуазии и пролетариату”.

Идеология “экономистов”опиралась то, что рабочие массы, глухие к политическим лозунгам, более чутко реагируют на собственные профессиональные интересы. Момент политического переворота полностью исключался, ставка делалась на эволюцию существующих политических и государственных форм.

Против“экономистов”в среде  социал-демократов выступили как  умеренные (Плеханов), так и радикалы (Ленин).

Рабочее движение постепенно начинает попадать под воздействие социал-демократической идеологии. В начале XX в. заметную роль стали играть радикальные элементы, объединившееся вокруг ленинской газеты“Искра”. “Искровцы” главные усилия направляй на борьбу с “экономизмом” и на создание “партии нового типа”, состоящей из профессиональных революционеров, организующих борьбу рабочих масс. Результатом такой политики стала тенденция к крайнему централизму и господству партийной идеологии внутри социал-демократического движения. На основе различных взглядов на организацию и формы деятельности партии в 1903 г. в рядах социал-демократии происходит новый раскол на“большевиков” и “меньшевиков”, на радикалов и умеренных.

 

§ 3. Ленин. Диктатура пролетариата.

Радикальное крыло социал-демократии, возглавляемое В. И. Лениным, в качестве главного постулата своей идеологии  приняло идею“диктатуры пролетариата”. По Ленину, задача пролетарской революции  отрицательная и заключается  в насильственном уничтожении буржуазного  государства и буржуазного общества. Он писал: “Мелкобуржуазные демократы, эти якобы социалисты, заменявшие классовую борьбу мотаниями о соглашении классов, представляли себе и социалистическое преобразование мечтательным образом, не в виде свержения господства эксплуататорского класса, а в виде мирного подчинения меньшинства понявшему свои задачи большинству. Эта мелкобуржуазная утопия, неразрывно связанная с признанием надклассового государства, приводила на практике к предательству интересов трудящихся классов”. Выступая против эсеро-народников, считавших, что порядок есть примирение классов, а не угнетение одного класса другим, Ленин возражал: “Что государство есть орган господства определенного класса, который не может быть примирен со своим антиподом (с противоположным ему классом), этого мелкобуржуазная демократия никогда не в состоянии понять”. Государство не есть просто инструмент управления, это орган господства. Задача пролетарской революции состоит в уничтожении отчужденного от общества государства, всего его аппарата.

В теории большевизма государство  понималось как особая организация  силы, организация насилия для  подавления одного класса другим. После  пролетарской революции объектом подавления должна стать буржуазия: “Трудящимся  нужно государство лишь для подавления сопротивления эксплуататоров, а  руководить этим подавлением, провести его в жизнь, в состоянии только пролетариат”. Государство поддерживает политическое господство того класса, который является главенствующим в  экономике (“базисе”). История показывает, что государство как особый аппарат  принуждения возникает тогда, когда  общество распадается на классы, когда  один класс начинает присваивать  себе результаты труда других классов. Наличие государства исключает  наличие свободы. Ленин утверждал: "буржуазия, называя свое государство свободным, лжет. До тех пор пока есть частная собственность, буржуазное государство, будь оно демократической республикой или монархией, всегда является машиной для подавления рабочих. Конечной целью большевики ставили уничтожение государства как организованного насилия над людьми. По мере перерастания социализма в коммунизм будет исчезать надобность в насилии вообще, в подчинении одних людей другими. Люди привыкнут к соблюдению элементарных правил поведения без применения насилия и подчинения. Коммунизм сделает государство ненужным".

В переходный же период единственно  возможной формой государства становится "диктатура пролетариата". Это—идея революционного отрицания всех досоциалистических государственных структур. Преемственность  государственных форм тем самым  отрицается: провозглашается отказ  от старой политической и правовой культуры, парламентаризма и разделения властей. Мотивируется такое тотальное  отрицание тем, что при всем разнообразии государственных форм все буржуазные государства по сути являются диктатурой буржуазии, “наемное рабство есть удел народа и в самой демократической  буржуазной республике”. Более того, в демократической системе “власть  капитала “наиболее надежно защищена и гарантирована этой “политической  оболочкой капитализма”. Демократия эксплуататорского общества —демократия  для меньшинства. Всеобщее избирательное  право, институты разделения властей  и конституционного контроля - только идеологические ширмы, не выявляющие воли большинства народа, но отвлекающие  его от революционной борьбы.

Парламентаризму (после 1905 г. ) большевики стали противопоставлять  власть советов, в системе которой  не было разделения властей. Буржуазной же государственности был присущ также централизм власти, унаследованный буржуазией от абсолютизма. Разрушительная сила пролетарской революции должна быть направлена, прежде всего, против институтов этой централизованной государственности чиновничества и постоянной армии (в первые месяцы после Октябре 1917 г. их попытаются заменить рабочем и местным самоуправлением и рабочим ополчением). Новое государство “диктатуры пролетариата” есть, по Ленину, “централизованная организация силы, организация насилия и для подавления сопротивления эксплуататоров и для руководства громадной массой населения, крестьянством, мелкой буржуазией, полупролетариатом в деле“налаживания” социалистического хозяйства”.

Ленинская интерпретация  марксизма не ограничивалась учением  о борьбе классов. Необходимо“распространить  признание борьбы классов до признания  диктатуры пролетариата”. Последняя  является переходной формой государства, имеющей задачей создать коммунистическое общество и по сути становящейся уже“не государством в собственном смысле слова”. Государство же в собственном  смысле слова существует при капитализме. Диктатура пролетариата—система власти, не ограниченная формальным законом, она  опирается на силу победившего класса - пролетариата. “Становой хребет”диктатуры пролетариата составляет его партия, складывается новая иерархия власти. “Что диктатура отдельных лиц  очень часто была в истории  революционных движений выразителем, носителем, проводником диктатуры  революционных классов, об этом говорит  непререкаемый опыт истории.... Поэтому  нет решительно никакого противоречия между советским (т. е. социалистическим) демократизмом и применением  диктаторской власти отдельных лиц”. Такая трактовка определенно  базировалась на народническом ткачевском активизме и готовила почву для грядущего“культа личности”.

Мотивация необходимости  единоличной диктаторской власти сводилась  к следующему: как всякая крупная  машинная индустрия требует безусловного и строжайшего единства воли, направляющей совместную работу сотен тысяч людей, так и революционные социалистические преобразования требуют беспрекословного повиновения масс единой воле руководителей. “Вся наша задача.... встать во главе  истомленной и устало ищущей выхода массы, повести ее по верному пути, по пути трудовой дисциплины.... Несомненно, что очень распространенным является мнение.... будто единоличная диктаторская власть несовместима ни с демократизмом, ни с советским типом государства, ни с коллегиальностью управления. Нет ничего ошибочнее этого мнения”. Нет иного пути к освобождению масс, кроме пути подавления эксплуататоров (в 1917 г. эта задача будет возложена  на ВЧК).

Диктатуру осуществляет не весь народ, а только “революционный народ”. Волю одного класса “иногда осуществляет диктатор, который иногда один более  сделает и часто более необходим”. В области государственного устройства эта идея вылилась в предпочтении “централизованной пролетарской государственности” перед федеративной. На исторических примерах Франции и Швейцарии  Ленин стремился доказать, что  “свободы больше давала централистическая  республика, чем федералистическая. Или иначе: наибольшая местная, областная и пр. свобода, известная в истории, дана была централистической, а не федеративной республикой”. Федеративную форму большевики рассматривали как переход от монархии к централистической республике или как мелкобуржуазную, поэтому и анархистскую идеализацию. Реальной причиной создания федерации в России стал национальный вопрос, но не идеология большевизма.

Диктатура пролетариата претендует стать мировой системой через  посредство мировой революции. Идея мировой революции (как и“перманентной”; постоянно повторяющейся революции) стала главной в идеологии  течения, сформировавшегося внутри социал-демократической партии вокруг фигуры Л. Д. Троцкого. 
 
    

Глава 2. Особенности  русского марксизма

 
    § 1. Идеи русского марксизма.

Строго говоря, смерть Маркса, в 1883 г. положила конец его систематическому изучению России, в то время как именно с этого момента начинается здесь наиболее интенсивное распространение его идей. В качестве душеприказчика Марксова наследия выступает ф. Энгельс, пытавшийся конкретизировать условия, при которых сельская община в России могла бы стать опорным пунктом в движении страны к социализму, минуя мучительную капиталистическую стадию.

Информация о работе Идеи Маркса в России