Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:03, доклад
Русский марксизм весьма многое заимствовал у своего конкурента —народничества. Как признавал один из организаторов РСДРП Ю. Мартов, "идейное развитие, проделанное народниками в течение нескольких лет бурного общественного возбуждения, привело именно наиболее упорных последователей народнической ортодоксии к необходимости теоретического пересмотра всего идейного наследия пореформенной интеллигенции. Так из умирающего революционного народничества возник русский социал-демократический марксизм".
Глава 1. Возникновение русского марксизма
§ 1. На смену народничества приходит марксизм § 2. Экономизм § 3. Ленин. Диктатура пролетариата.
Глава 2. Особенности русского марксизма.
§ 1. Идеи русского марксизма.
Заключение
Литература
Первым необходимым условием он считал "толчок извне"—антикапиталистическую революцию в Западной Европе. Расценивая в 90-е гг. подобную ситуацию как "маловероятную", он пришел к выводу, что крестьянская община обречена на гибель, превращается в мечту о невозвратном прошлом.
К такому же выводу приходят первые российские марксисты, объединившиеся в 1883 г. в Женеве в группу "Освобождение труда" (Плеханов, В. И. Засулич, П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. Н. Игнатов). Глава этой группы Плеханов еще в 1882 г. перевел "Манифест Коммунистической партии", начав его распространение в России. В последующие годы члены группы развернули активную издательскую деятельность, опубликовав на рус. языке с 1883 по 1900 1. около 30 работ основоположников марксизма, в том число "Развитие социализма от утопии к науке" Энгельса (1884), "Нищету философии" М. (1886), "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" Энгельса вместе с "Тезисами о Фейербахе" М. (1892). Плеханов стал также первым российским теоретиком-марксистом. Его направленные против народников работы "Социализм и политическая борьба" (1883) и "Наши разногласия" (1885)—первые произведения русской марксистской литературы.
Усилению влияния марксизма в России в кон. XIX в. способствовали все более заметное развитие капитализма в стране, разочарование в идеях и тактике народничества, а также успехи рабочего и социал-демократического движения на Западе. Обращение к идеям Маркса означало: (это признавали и некоторые позднейшие его критики) поворот части российского общества к серьезному изучению последних достижений европейской науки. Слабее всего воздействие марксистских идей сказалось на наследниках народнических взглядов эсеровскою толка, сохранивших бакунинскую непримиримость по отношению к учению Маркса.
Созданная Российская социал-демократическая
рабочая партия, вставшая на марксистские
позиции, в 1903 г. раскололась по организационно-тактическим
вопросам па большевиков во главе
с Лениным и меньшевиков во
главе с Плехановым. Это расхождение
постепенно увеличивалось, хотя и не
успело дойти до раскола на революционеров
и реформистов, характерного для
рабочего движения Запада. И большевики,
и меньшевики считали себя революционерами
и спорили главным образом
по вопросу о соотношении
Позже эта традиция
противостояла также так
Философские воззрения русских последователей Маркса формировались в основном на базе произведений Энгельса (таких, например, как "Анти-Дюринг", "Диалектика природы" и т. д. ), в которых марксизм предстает как законченная, цельная система взглядов, имеющая свою внутреннюю структуру, а затем под влиянием работ Плеханова и теоретиков российской социал-демократии как меньшевистского, так и большевистского крыла (Л. Мартова, Ленина, Бухарина и др. ). Философия Маркса была провозглашена ими венцом исторического развития всей мировой мысли, учением, способным не только объяснить мир во всем его единстве и многообразии, но и указать пути его совершенствования. Признание ее преемственности по отношению к философским идеям прошлого сочеталось с утверждением ее принципиального отличия даже от тех концепций, которые рассматривались в качестве ее источников. Особенно подчеркивалось ее значение в практической революционной деятельности, а также классовая партийность материализма, его непримиримость к любым проявлениям идеалистических взглядов. Ясность, доступность для широкой аудитории, жесткая определенность выводов и исторический оптимизм делали российский вариант философии Маркса весьма привлекательным для той части отечественной интеллигенции, которая связала себя с рабочим движением.
В то же время интеллектуальная элита воспринимала, как правило, философский аспект марксизма резко критически. Серьезной критике в русской общественной мысли подвергались все стороны марксистской философии. Некоторые оппоненты Маркса утверждали, что сам термин "диалектический материализм" не имеет права на существование, так как диалектика существует только в сфере мысли и духа, но не в материальном мире.
Заметные расхождения
среди последователей Маркса
существовали и в трактовках
его философской концепции
Другое направление
Что касается идейно-теоретической
деятельности пришедшей к власти
в 1917 г. большевистской партии, то она
была направлена прежде всего на превращение
марксизма в господствующую идеологию.
В 20-е гг. развернулась работа по собиранию,
изучению, изданию и переизданию произведений
Маркса, Энгельса, их последователей и
близких к марксизму теоретиков. Так, в
1925 г. была впервые опубликована извлеченная
из зарубежных архивов "Диалектика
природы" Энгельса, в 1927 г. - рукопись
Маркса "К критике гегелевской философии
права", в 1932 г. "Немецкая идеология"
Маркса и Энгельса (полностью), а также
"Экономическо-философские рукописи
1844 г. " Маркса (полностью— на языке
оригинала). В 1928—1947 гг. вышло 1-е изд. сочинений
Маркса и Энгельса, в 1955 - 1981 гг. более полное
2-е изд. (50 т. ). В 80-е гг. началась публикация
полного 100-томного собрание сочинений
Маркса и Энгельса на языке оригинала
(прекратилась, в связи с ликвидацией ГДР
и Института марксизма-ленинизма в Москве).
В 20-е гг. создавались первые учебники
по марксистской философии, шли дискуссии
философского и политическою характера
(дискуссии между "диалектиками"
и "механистами", дискуссия между
Сталиным и Троцким о возможности построения
социализма в одной стране и другими).
Утверждение на рубеже 20-30-х гг. командно-административной
системы в СССР привело к прекращению
дискуссии, схематизации и канонизации
марксистской философии, закрепленной
в работе Сталина "О диалектическом
и историческом материализме" (1938). Философские
дискуссии после смерчи Сталина (1953) возобновились,
стали появляться новые темы исследований,
отдельные оригинальные разработки (Ильенков,
М, К. Мамардашвили и другие). Однако в целом
развитие марксистской философии, как
и других частей марксизма, сковывалось
ее статусом официальной партийно-государственной
идеологии, ориентированной на апологетику
сложившегося в стране строя ("реального
социализма"). В течение нескольких
десятилетий теория Маркса господствовала
в России как теория марксизма-ленинизма,
в рамках которой ее развитие рассматривалось
как последовательный процесс в единственно
возможном направлении. Изменения в русле
его допускались лишь в пределах, определяемых
документами высших органов партии или
руководящих структур международного
коммунистического движения (до конца
30-х гг. — Коминтерн, в 60 — 70-е гг. —Совещания
коммунистических и рабочих партий). Расхождение
с утвержденной трактовкой марксизма
воспринималось как правый оппортунизм
(еврокоммунизм) или левое сектантство
(маоизм). Со 2-й пол. 80-х гг. создаются более
благоприятные условия для научного изучения
истории и теории марксизма, для объективного
анализа его содержания, жизнеспособности
его различных компонентом, для трезвой
оценки уровня дискуссий вокруг учения
Маркса. В эти годы появляются работы,
выдержанные в критическом духе по отношению
как к теории Маркса в целом, так и к ее
трактовке Лениным, Сталиным и последующим
руководством КПСС. Развитие этого процесса
в 1991 1995 гг. происходило под заметным и
неоднозначным влиянием политической
жизни в стране, в частности исчезновения
КПСС в качестве правящей партии, возникновения
ряда политических и общественных организаций,
отражающих широкий спектр отношения
наследию Маркса и Энгельса, от исповедования
его ортодоксально-большевистском (даже
сталинском) варианте до полного неприятия
марксистских идей, отрицательному влиянию
которых приписываются едва ли не все
беды России в нынешнем столетии; конъюнктуры
на рынке печатной продукции, где критика
марксизма превратилась в достаточно
престижное и выгодное занятие. С о и реме
иные варианты критического восприятия
учения Маркса в российском обществе в
основном не выходят за рамки тех взглядов,
которые сложились в лагере его оппонентов
в конце XIX начале XX в...
Заключение
Ленин породил революцию,
которая не "преодолевала" зрелый
капитализм, как вытекало из учения
Маркса, а отвергала капитализм,
"обходила" его. Если так, то и сегодня
у "реформаторов" не появилось
никаких новых оснований
ЛИТЕРАТУРА
1. Русская философия. Словарь, под ред. Маслина М. А. , М. : изд-во "Республика", 1995,
2. Исаев И. Л. , Золотухина
Н. М. История политических и правовых
учений России Х1-ХХ вв. М. : юрист, 1995.
3. Маркс: до и после смерти, "Вопросы
истории", № 9, 1999,
4. Русский марксизм, "Вопросы философии",
№2, 1993.
5. Что завещал Плеханов? , "Независимая газета", 10 июня, 2000