Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 14:29, курсовая работа
Очевидным и, наверное, никем не оспариваемым выводом является положение о том, что в начале своего становления государственная молодежная политика оказалась практически искусственно «встроенной» в систему региональных социально-политических отношений и в структуру органов власти субъектов Российской Федерации. В силу данного обстоятельства ее эволюция и современное состояние могут быть рассмотрены как бы в двух измерениях:
во-первых, в контексте самостоятельного развития и ее взаимодействия с формирующимися в настоящее время институтами гражданского общества;
во-вторых, как один из моментов сложного и противоречивого взаимодействия между федеральными, региональными и местными органами власти и управления.
В противном случае в молодежной среде складывается в значительной мере верное представление о том, что избирательный процесс в России - это игра без каких-либо последствий для всех ее участников. Избранные лица почти моментально забывают о своих обязательствах и не представляют интересы электората, а сами избиратели остаются в проигрыше вне зависимости от того, за кого они проголосовали. Ситуация, безусловно, была бы иной, если бы молодежь была структурирована в политическом отношении. То есть, в ее среде выделились группы интересов, постепенно превращающиеся в группы давления и в той или иной форме осуществляющие более или менее активную лоббистскую политику на региональном уровне. Однако в большинстве российских регионов молодежные организации крайне слабы. Не существует даже приблизительного аналога прежнего комсомола с его разветвленной и достаточно мобильной структурой, впрочем, сегодня он и не нужен. Но вряд ли стоит обольщаться тем, что многие политические партии и общественные объединения ныне активно создают в субъектах федерации свои филиалы. Как правило, они действуют в русле политики федеральных общественно-политических структур, не учитывая региональную специфику и потому лишаясь перспективы быть понятыми и активно поддержанными в молодежной провинциальной среде.
Последний тезис не является пустой фразой и не содержит в себе негативного оттенка. Говоря о провинциальной молодежи, я имею в виду общую тенденцию существенной дифференциации в молодежной среде по возрастному, профессиональному и, если угодно, геополитическому признаку. Эта тенденция в науке в принципе не отрицается, но в то же время, как представляется, явно недооценивается. Между тем, она находит отражение в сознании самих молодых людей, сознание которых, как показывают социологические исследования, сегодня характеризуется не только высокой динамикой ценностей и жизненных смыслов, но и их многовариантностью в зависимости не только от социального статуса, но и места жительства, специфики социокультурной среды, традиций и некоторых других факторов. Это подтверждается, в частности, тем, что молодые люди сегодня проводят отчетливую грань между личными проблемами и проблемами всей молодежи. Например, в процессе исследования «Молодежь России», как и других исследований, выяснилось, что у респондентов далеко не всегда совпадают представления о личных проблемах и проблемах всей молодежи.
В этой связи тезис о провинциальной молодежи предстает как тезис о специфике ценностей и жизненных смыслов основной массы молодых людей того или иного субъекта Российской Федерации, который влияет на их образ жизни и в том числе - на политическую культуру. Здесь не могут считаться абсолютно адекватными представления, сложившиеся на основе анализа молодежного сознания столичных, а в ряде случаев и некоторых крупных промышленных центров. Впрочем, не следует априорно утверждать, что ценностные ориентации молодежи в различных регионах абсолютно не совпадают. Эта проблема нуждается в дополнительном изучении, особенно, с точки зрения влияния молодежных ценностей на электоральное поведение. В принципе именно они могут служить своего рода внутренним цензором, вербальным началом в отношении участия или неучастия в голосовании и выбора в пользу того или иного кандидата (либо списка избирательного объединения). В данном отношении ценностные ориентации выступают как существенный элемент формирования избирательной культуры, И что особенно важно - приоритет здесь принадлежит витальным ценностям, к которым традиционно относят представления о жизненных целях, здоровье, личной безопасности, благосостоянии, порядке и т.п.[12]. Последнее объясняется хотя бы тем, что молодые люди все меньше задумываются о смысложизненных ценностях.
К тому же среди жизненных ценностей молодежи все более выдвигаются на первый план ценности индивидуалистического характера, связанные с практическим успехом и достижением личного благополучия. Так исследование, проведенное в 1995 году в Красноярском крае, отразило некоторые особенности мировоззрения молодых людей, их смысложизненные установки. На первое место среди них выдвинулись ориентации, направленные на создание семьи, рождение и воспитание детей (60,2 % респондентов). Достаточно распространены и стремление к материальному достатку, обеспечению благоприятных условий для отдыха. Значительно меньшую роль играют сегодня ценности общения, духовного и нравственного самосовершенствования, связанные с реализацией таких интересов как творческая работа (28 %), регулярное чтение книг, посещение театров, концертов «серьезной» музыки, выставок (25 %),
Обобщение этих данных позволяет сделать вывод о том, что налицо превалирование престижно-потребительской ориентации.
Анализ, структуры ценностных ориентаций сам по себе не является проблемой нашего исследования. Нас в данном случае интересует лишь те аспекты проблемы, которые непосредственно связаны с политической и избирательной культурой.
Представляются важными два заключения.
Прежде всего то, что динамика избирательного процесса сегодня практически не коррелируется с динамикой молодежных ценностей. Первый в отношении вторых представляет собой своего рода «вещь в себе». Кандидаты в очень небольшой степени учитывают ориентации молодежного электората, что в свою очередь объясняется незначительным влиянием последнего на исход выборов. Создается своего рода замкнутый круг. Молодежь не желает участвовать в выборах, так как не ощущает их позитивных последствий на улучшение своих жизненных перспектив. Участники избирательной борьбы не принимают ее в расчет, ибо цена голосов молодых людей не столь уж высока. Разорвать этот круг сегодня исключительно сложно.
Второй аспект связан с тем, что в сознании молодых людей их значимые ценности не увязываются с исходом политической борьбы, но ставятся в зависимость от совершенно иных факторов. Позитивным здесь является известная переориентация с установок на родственные связи, и частично на использование денежных ресурсов родителей и родственников на личный успех, достигнутый за счет образования и деловых качеств. Но в абсолютном большинстве случаев он безотносителен к политике, к избирательной борьбе.
Изменение ситуации, очевидно, возможно лишь в том случае, если избирательный процесс принесет наиболее активной в деловом и личном отношении части молодежи ощутимый эффект, если в результате победы на выборах те или иные кандидаты будут эффективно решать молодежные проблемы, сознавая их специфику и - одновременно - важность молодежной политики.
Наряду с ценностями существенным фактором избирательной активности молодежи являются архетипы сознания. Заметим, что данный аспект проблемы исключительно слабо исследован в научной литературе и политической публицистике. Но, несмотря на известную критичность отечественной исследовательской традиции к концепции К.Юнга, нельзя отрицать, что, по меньшей мере, некие устойчивые эмоциональные образы, усвоенные если не на бессознательном уровне, то в силу традиции и исторического опыта отдельных общностей (например, поселенческих, этнических и т.п.) и личного опыта, в определенной степени воздействуют на электоральное поведение молодых людей.
На практике мы порой встречаемся с поражающими фактами политической некомпетентности молодых людей. В том числе и из довольно образованной студенческой среды. Тем не менее весьма многие из них имеют довольно твердые суждения о некоторых аспектах политического процесса, о роли тех или иных политических лидеров. Лишь в какой-то мере они объяснимы чисто внешними факторами. Например, массированной рекламой в преддверии выборов. Но невозможно списывать со счетов и влияние устойчивых образцов поведения, символов, сформировавшихся на бессознательном и полубессознательном уровне. В любом случае данный процесс требует философского, социологического и политологического исследования.
Анализ проблемы избирательной активности молодежи убеждает в том, что в данном случае мы имеем дело со сложным феноменом, включающим в себя не только знания избирательного процесса, но ценностные представления молодых людей и (в какой-то мере) бессознательно сформировавшиеся стереотипы сознания. Поэтому ее разрешение требует решения как концептуальных проблем, так и задачи технологизации социально-политической деятельности. К разряду первых следует отнести определение главных ценностно-целевых установок, характеризующих желаемое состояние объекта. Необходимо понять, какой должна быть избирательная культура молодежи. При этом недопустимы как заниженные, так и завышенные требования. Вряд ли стоит, например, впадать в иллюзию, что молодые люди когда-либо будут «стопроцентно» участвовать в выборах или «назубок» знать главные положения относящихся к ним нормативных актов.
Вместе с тем нельзя не учитывать специфики государственной политической культуры можно выделить несколько более или менее типичных черт.
Во-первых, существенную подданическую установку, которая проявляется в ориентации на руководителей и лидеров авторитарного, в готовности следовать за ними, выполнять их распоряжения и указания. В силу данного обстоятельства положение «первого лица», руководителя в области изначально легитимировано, и он, как правило, имеет существенную фору в избирательной кампании.
Во-вторых, преобладание у значительной части населения непоколебимой уверенности в правоте именно своих принципов, неприятие чужих убеждений, неготовность к политическому диалогу, к компромиссу.
В-третьих, преобладание консервативных установок в политическом сознании, которые, в силу специфики исторического развития, концентрируются вокруг коммунистической политической идеологии. Правда, последняя черта в наименьшей степени проявляется в молодежном сознании.
В свою очередь технологизация процесса повышения избирательной активности, без чего невозможна дальнейшая демократизация российского общества, предполагает его систематическую диагностику, разработку целевых программ, включающих в себя не только систему политико-просветительских, но и политико-управленческих решений и действий. Последнее, безусловно, связано, с осуществлением активной и - главное - эффективной молодежной политики на региональном уровне, с повышением ее роли в политическом дискурсе.
Это предполагает:
определение концепции молодежной политики в регионе, по меньшей мере, формулировку ее стратегических целей;
включение «молодежной составляющей» во все программы и проекты развития региона. Это означает, с одной стороны, определение, как скажется реализация того или иного проекта на положении молодежи и ее перспективах; с другой - в какой мере молодежь может быть задействована для выполнения принятых решений;
целенаправленную работу с руководством муниципальных образований, организаций, ведомств, хозяйствующих субъектов в направлении воссоздания единой структуры управления молодежной политикой, пронизывающей все общество, способной на всех уровнях отстаивать интересы молодежи и эффективно использовать ее социальный потенциал;
стимулирование процесса самоорганизации молодежи на основе многообразия интересов, ценностей и идеологий;
постоянную декларацию на самом высоком властном уровне идеи особого значения для области молодежной политики, пресечение любых рассуждений о нецелесообразности и необходимости разделения по ведомственному принципу;
развитие сотрудничества в сфере молодежной политики между субъектами Российской Федерации, странами ближнего и дальнего зарубежья.
Итак, анализ роли государственной молодежной политики в современной России приводит к следующим выводам и заключениям.
1. Несмотря на усиливающуюся диверсификацию молодежной политики, в результате которой в каждом субъекте Российской Федерации она все чаще принимает свое «особое лицо», продолжают действовать некоторые общие тенденции, характеризующие специфику государственно- общественного взаимодействия в данной сфере. Наиболее значительными из них являются:
существенная роль личностного фактора, что выражается в зависимости отношения к молодежи от позиции «первого лица»;
особое отношение к власти и управлению на региональном уровне, при котором решающая роль отводится административным методам управления, в том числе и административным способам реализации молодежной политики.
Последнее обстоятельство, несомненно, создает барьеры для усиления общественной составляющей государственной молодежной политики, снижает роль и инициативу институтов гражданского общества.
2. В качестве других негативных следствий данного процесса можно определить:
существование непонимания и отчуждения между государственными и муниципальными органами власти в субъектах РФ и руководством молодежных структур, которые, тем не менее, находятся в составе первых;
слабое представительство молодых людей в государственных и муниципальных органах власти на региональном уровне;
низкая политическая, прежде всего избирательная активность молодых людей.
3. Несмотря на то, что эти тенденции существенны сами по себе, особое значение они приобретают в связи с функциональной составляющей государственной молодежной политики. Если, как уже отмечалось выше, она нацелена на обретение молодежью системы социальных ролей, позволяющих выступать в качестве важнейшего социального ресурса цивилизации и культуры России, то любой фактор, снижающий ее социально-политическую активность, является деструктивным не только в актуальном, но - главное - в перспективном отношении. В этом смысле отрицательное воздействие деформаций государственной молодежной политики для регионального политического дискурса состоит в том, что они:
консервируют ситуацию, при которой государство чрезмерно довлеет над обществом, связывая гражданскую инициативу;
пролонгирует существование коллективистски-
13
[1] Борисова А.С. Времена года. – М.: Изд-во АСТ, 2011. – 209 с.
[2] См., например. Луков В.А. Государственная молодежная политика: проблема социального проектирования будущего России // Молодежь и общество на рубеже веков. - М., 1999; Шаронов А.В. Государственная молодежная политика в Российской Федерации: некоторые аспекты // Ценностный мир современной молодежи: на пути к мировой интеграции. - М., 1994.
[3] См.: Бабинцев В. И. , Кривец А. П. Процесс формирования региональных органов государственной власти и местного самоуправления. - М. - Белгород: Изд-во Белгород. с.-х. акад. , 2007. - 80 с.
[4] См.: Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М.: Аспект Пресс, 2004.– С.109
[5] Там же. – С. 112
[6] Молодежь и власть (Информационно-аналитический отчет по итогам социологического исследования, проведенного в Белгородской области в октябре - ноябре 1994 года). - Белгород. 1994. - С. 35 - 36.
[7]Бабочкин П.И. Молодежная политика и становление нового поколения // Молодежная политика. Информационный бюллетень. – М., 2001. - № 96-100
[8] Эффективность государственной власти и управления в современной России. – Ростов – на – Дону, 1998. – С.102
[9]Катаев С. Молодежь как социокультурная общность в аспекте межпоколенческих отношений // Теоритические основания культурной политики. – М., 1993. – С.256
[10] Ирхин Ю.В. Политология. Издание 2-е, переработанное. – М., 1996. – С.19
[11] Круглов А.Е. Интеграция молодежи в российское общество: социальный анализ//Молодежь 97: надежды и разочарования. – М., 1997. – С. 222-224
[12] См.: Энциклопедический социологический словарь / Общая ред. Академика РАН Осипова Г.В. – М., 1995. – С. 871
Информация о работе Молодежная политика в современной россии