Недемократические политические режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 21:20, статья

Краткое описание

В современной политологии наибольшее распространение получила типология политических режимов, предложенная американским ученым Хуаном Линцем (род. 1926), который выделил пять основных типов режимов — демократический, авторитарный, тоталитарный, посттоталитарный и султанистский. Данные режимы представляют собой идеальные типы и отличаются друг от друга по четырем главным характеристикам: по степени политической мобилизации граждан, уровню плюрализма, степеням идеологизации и конституционности власти лидера либо правящей группы.

Вложенные файлы: 1 файл

Недемократические политические режимы по Х.Линц и А.Степа.н.К.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

Политологи выделяет три состояния режима. Ранний посттоталитаризм наиболее близок к тоталитарному правлению, однако отличается от него, как правило, возникновением ограничителей на власть лидера (СССР при Н.С. Хрущеве, 1953-1964). В позднем посттоталитаризме власть все более терпимо относится к критике режима (Чехословакия, 1977-1989). При зрелом посттоталитаризме значительно преобразуются все характеристики прежней системы властвования, неизменной остается только руководящая роль партии (Венгрия, 1982-1988).

 

 

Султанистский политический режим

 

Султанизм, по Линцу —  крайняя форма патримониального наследственно-родового господства, которая  не сводится исключительно к режимам  Ближнего Востока. Формула, приписываемая  Людовику XIV (1638-1715) в качестве генерального принципа его политики, — «Государство — это я!», — выражение не только монархического абсолютизма, но и султанистского подхода к властвованию.

Признаками персонифицированных  султанистских режимов является отсутствие: идеологии, политической мобилизации, ограничителей на власть султана, плюрализма.

Султанистские режимы подвластны «султану» — здесь наименование правителя нужно понимать в переносном смысле слова.

Патриархальному (и патримониальному — как его разновидности) господству свойственно то, что наряду с системой непреложных, абсолютно священных норм, нарушение которых влечет за собой дурные магические или религиозные последствия, действует своеобразный произвол и милость господина, основанные, в принципе, на чисто «личных», а не «объективных» отношениях, и потому «иррациональные».

Султанистские режимы, как  и авторитарные, существуют с античности, примеров подобного правления в  истории немало.

В султанистском режиме личное переплетается с общественным, просматривается сильная тенденция  к семейной династической власти и преемственности, нет различий между государственной службой и служением правителю, успехи должностных лиц зависят от личных отношений с деспотом, напрочь отсутствует сколь-нибудь рациональная идеология и, что самое важное, султан абсолютно свободен в своих действиях для достижения любых целей.

Полное отсутствие плюрализма — едва ли не единственная схожая черта  у тоталитаризма и султанизма.

Султанистские режимы лишены какой-либо идеологической основы. Некоторые  высказывания лидера могут претендовать на идеологичность, однако они не формируют идеологию, как в тоталитаризме. Идеи лидера доводятся до масс после его прихода к власти или в связи с определенными действиями и никоим образом не ограничивают его владычество, ибо всегда корректируются в зависимости от ситуации. В тоталитарных режимах лидеры тоже имели возможность манипулировать идеологией для оправдания своих акций, но они пытались хотя бы вписаться в некие идеологические рамки. Султаны не ограничены ничем — ни идеологией, ни закона-ми, ни принципами, ни моралью, ни традициями даже, несмотря на заверения в уважении к ним.

Мобилизация населения  в политику (одна из главных характеристик  тоталитаризма) редко применяется  султанистскими режимами, не имеющими соответствующих институтов и идеологии. Если мобилизация и происходит, то только в определенных ситуациях; она жестко контролируется султаном и неравномерна. Массовая поддержка основана на интересе, обещаниях награды за преданность либо на боязни расправы за неповиновение. Если султаны объявляют выборы, то результаты, в случае пассивности избирателей, непременно фальсифицированы в пользу власти.

Отсутствие мобилизации  в султанизме несколько напоминает авторитаризм. Однако большинство авторитарных режимов отличается от султанистских  наличием определенных структур со своими нормами, процедурами и ролями (к примеру функциональные обязанности бюрократии, «разделение труда» между армией, полицией и налоговыми органами). В султанистских режимах полномочия и функции всех структур меняются в зависимости от усмотрения султана: этот хозяин общества может приказать выполнять свою волю любому подданному даже если это не входит в его прямые обязанности.

 

Сравнительная таблица  общих характеристик основных политических режимов

 

Характеристика

Демократический

Авторитарный

Тоталитарный

Посттоталитарный

Султанистский

Политический плюрализм

Ответственный плюрализм

Ограниченный, безответственный плюрализм; может быть слабая оппозиция

Нет (официальная партия обладает полной монополией на власть)

Нет (партия все еще формально монополизирует власть)

Нет (ни одна группа не свободна от власти деспота); нет правового порядка

Социальный и экономический  плюрализм

Да

Может быть

Нет возможности для параллельного  общества или теневой экономики

Ограниченный, но ответственный (в зрелых режимах оппозиция часто создает «вторую культуру», «параллельное общество» или теневую экономику)

Существует, но могут быть непредсказуемые  деспотические вмешательства

Идеология

Приверженность

гражданским

принципам и

правилам

конкуренции;

уважение прав

меньшинства,

законности и

ценности

личности

Нет четко разработанной руководящей  идеологии

Наличие руководящей и направляющей идеологии, описывающей достижимую в будущем утопию

Руководящая идеология официально существует, но уменьшаются приверженность и вера граждан; смещение акцента с идеологии на прагматический консенсус

Манипуляция символами; прославление правителя; отсутствие руководящей  идеологии

Мобилизация

Низкая мобилизация, при понимании  ценности высокого уровня участия; терпимость к мирной оппозиции

Нет политической мобилизации, кроме  исключительных случаев

Экстенсивная мобилизация в  большое число созданных режимом  организаций; мобилизация основана на энтузиазме

Постепенная потеря интереса к мобилизации; рутинная мобилизация в госорганизации поддерживает необходимые конформизм и покорность

Низкий уровень; периодически бывают мобилизации для насилия над  группами, указанными султаном

Лидерство

Лидеры меняются периодически по итогам свободных выборов; власть их ограничена конституционно

Власть лидера (малой группы правителей) ограничена вполне предсказуемыми, но плохо определенными нормами

Неопределенные границы, большая  непредсказуемость лидерства, часто  харизматиче ско-го; рекрутирование на высшие посты зависит от приверженности и успешной карьеры в парторганизации

Высшие лидеры практически не бывают харизмати-ками; их рекрутируют из официальной  партии, а деятельность в основном ограничивается партструктурами, процедурами  и механизмами «внутренней демократии»

Лидерство персонифицировано; отсутствуют рационально-легальные ограничители; покорность лидеру базируется на страхе или ожидании награды; его окружение рекрутируется из членов семьи, друзей либо людей, обеспечивающих насилие со стороны режима; мощная династическая тенденция


 

Ист.: Линц Х., Степан А. Проблемы демократического транзита   и консолидации.- Балтимор и Лондон: Университет Джонса Хопкинса Пресс, 1996.

 

 

Недемократические политические режимы исследованные в данной работе являются весьма сходными по своим основным критериям приведённым в таблице. Отсюда следует что их вполне можно сравнивать между собой на основании материалов о каждом из них приведёнными в работе. Наиболее удобные пары для сравнения: авторитарный и тоталитарный, султанистский и посттоталитарный. Сравнение по критериям предложенным в таблице показывает что наиболее важным ценностным критерием является сравнение по принципу задействованности населения в реализации целей режима заключающееся в политической мобилизации граждан, т.к. он затрагивает большинство членов общества.

 

 

Список источников и литературы

 

Источники:

 

 

 Linz J.J., Stepan A. Problems of Democratic Transitions and Consolidation: Southern Europe, South America, and Post-Communist Europe. – Baltimore and London: The Johns Hopkins University Press, 1996.

ЛинцХ. Дж. Опасности президентства //Век XX и мир. Антологии. Пределы  власти.- М.: Наука, 2005.С.22-32.

Линц X. Крушение демократических  режимов: кризис, разрушение и восстановление равновесия.//Проблемы Восточной Европы. 1993; № 3.С.29-40.

Линц X., Степан А. «Государственность», национализм и демократизация.//Полис. 1997. № 5.С.56-69.

 

Литература:

 

Исаев Б.А. Политология. 8-изд. - СПб.: Нева, 2010.

Мельвиль А.Ю. Демократические  транзиты (теоретико-методологические и прикладные аспекты). - М.: ВШ, 2009.

Оффе К. Повороты истории. - М.: Приор, 2011.

Политология./Под ред. А.Е.Хренова.- СПб.: Питер, 2005.

Сморгунов Л.В. Сравнительная  политология: теория и методология измерения демократии. - СПб.: Нева, 2009.

 

 

 

 




Информация о работе Недемократические политические режимы