Содержание
Введение
3
Глава 1. Государственная
политика в сфере защиты молодой семьи
5
1.1 Основные
направления государственной политики
в сфере
5
социальной
защиты молодой семьи.
1.2 Организация
социальной защиты молодой семьи в
России
12
Глава 2. Муниципальные программы в
сфере социальной защиты
19
молодых семей на примере Краснодарского
края.
2.1 Законодательная основа проведения
жилищной политики в
19 Краснодарском
крае.
2.2 Порядок предоставления ипотечного
кредитования молодым
21
семьям в Краснодарском
крае
Заключение
29
Список использованной литературы
31
Введение
В современных условиях, большинство
молодых семей не имеет возможности самостоятельно
приобрести жилье. Чаще им приходится
ютиться в квартире с родителями, либо
арендовать.
Основной задачей для России
стало образование как можно большего количества
здоровых и полноценных семей. Сложность
развития и закрепления молодой семьи
в настоящее время усугубляется мировым
финансовым кризисом, который затронул
и Россию. В этих условиях значимость социальной
защиты и поддержки молодых семей имеет
особую значимость и приоритет.
В настоящее время молодые семьи – это
динамичная и легко реагирующая на различные
социально-экономические изменения часть
общества. Состояние данной категории
населения во многом отражает происходящие
в обществе преобразования, что выражается
в изменении особенностей формирования
молодой семьи, ее структуры, состава,
типов семейного уклада.
Молодые семьи аккумулируют на себе ряд
достаточно сложных проблем, являющихся
следствием всесторонних перемен последних
десятилетий. На основе различных обследований
и экспертных оценок в настоящее время
в Российской Федерации насчитывается
около 10 млн. молодых семей, что составляет
приблизительно одну пятую часть от общего
числа семей.
От того, какие стартовые возможности
в современной России в условиях кризиса
имеют молодые семьи, какие им предоставлены
альтернативы решения проблем, во многом
зависят состояние и развитие различных
сфер общества через одно - два десятилетия,
что доказывает необходимость особой
концентрации внимания именно на состоянии
данной категории населения и демонстрирует
наличие ее проблем и возможных их способов
решения. Исходя из вышеизложенного, тема
исследования является актуальной.
Объект исследования:
социальные проблемы молодых семей.
Предмет исследования:
деятельность органов государственной
власти Краснодарского края в сфере социальной
защиты молодых семей.
Цель исследования: систематизация способов
и методов работы по решению социальных
проблем молодых семей в современном обществе.
Задачи исследования:
1. исследование государственной
политики в сфере защиты молодой семьи;
2. изучение законодательной
основы проведения жилищной политики
в Краснодарском крае;
3. рассмотрение порядка предоставления
ипотечного кредитования молодым семьям
в Краснодарском крае.
Методы исследования: теоретический
анализ и синтез литературы.
Работа может быть использована в качестве
методического использования должностными
лицами органов местного самоуправления,
а так же студентами, изучающими дисциплину
«Муниципальное управление».
Глава 1. Государственная
политика в сфере защиты молодой семьи
1.1Основные
направления государственной политики
в сфере социальной защиты молодой семьи
Нормативной правовой основой
государственной политики в отношении
молодой семьи являются документы ООН,
в которых имеются прямые и косвенные
положения, касающиеся семьи, Конституция Российской
Федерации, Семейный кодекс и иные документы
по вопросам семьи, принятые на федеральном
уровне.
Главные ориентиры государственной
политики в отношении молодой семьи определяются
основными направлениями государственной
семейной политики, закрепленными Указом Президента
Российской Федерации от 14.05.96 N 712 "Об
основных направлениях государственной
семейной политики". Исходя из этого
документа субъектами государственной
политики в отношении молодой семьи выступают
органы законодательной и исполнительной
власти всех уровней, работодатели, общественные
объединения, политические партии, профессиональные
союзы, религиозные конфессии, благотворительные
фонды, международные организации, юридические
и физические лица. Объектом государственной
семейной политики является семья, в том
числе и молодая семья. Однако ее статус
как объекта этой политики не означает
пассивной роли молодой семьи в решении
разнообразных проблем. Молодая семья
должна постепенно становиться одним
из активных социальных субъектов процесса
реализации мер государственной семейной
политики.
Необходимость разработки данной
Концепции детерминируется рядом объективных
и субъективных факторов.
Во-первых, молодые семьи составляют
значительную часть российских семей.
К 2006 году их насчитывалось более 6 миллионов
(около 20 миллионов граждан России). Следовательно,
формирование государственной политики
в отношении молодой семьи призвано охватить
значительную часть населения страны,
развитие которой обусловлено состоянием
именно молодых семей. Стремительное старение
населения и неблагоприятные демографические
тенденции заставят общество уже в ближайшем
будущем предъявить к сегодняшним молодым
семьям повышенные требования: молодежь
станет основным трудовым ресурсом страны,
ее трудовая деятельность, в большей степени,
чем ее родителей, станет источником средств
для социального обеспечения детей, инвалидов
и пожилых поколений.
Во-вторых, выделение молодых
семей в отдельную категорию позволит
детально изучать проблемы жизнедеятельности
молодого поколения, будет способствовать
более эффективному и адресному решению
проблем жизнедеятельности молодой семьи,
что призвано улучшить демографическую
ситуацию в Российской Федерации. Именно
молодежь и молодые семьи являются ведущей
силой в реализации практически всех Приоритетных
национальных проектов России.
В-третьих, практика показывает,
что семьи создаются в молодые годы (ориентировочно
средний возраст вступления в брак - 22,2
лет для женщин и 24,4 лет для мужчин, 70% заключаемых
браков - первые). Этот возраст характеризуется
становлением мировоззренческих позиций
и ценностных ориентаций молодежи, в том
числе - ориентации на устойчивую и благополучную
семью, на ответственное родительство
и ценности семейной жизни. Утверждение
этих позитивных ценностей и установок
- задача государственной молодежной семейной
политики [8].
В-четвертых, статистика свидетельствует,
что молодая семья менее устойчива (1/3
всех разводов приходится на семьи, существующие
менее года, и еще 1/3 - с брачным стажем
от года до пяти лет; вероятность развода
лиц до 20-летнего возраста в два раза выше
и наиболее чревата для семьи, детей, самого
института семьи). Выделение молодых семей
в самостоятельную социальную группу
и формирование государственной политики
по отношению к ним как части государственной
семейной политики будет способствовать
повышению устойчивости молодых семей
за счет реализации комплекса мер такой
политики.
В-пятых, деторождение, а следовательно,
будущее нации в основном связано с молодой
семьей (3/4 общего числа детей - у родителей
моложе 30 лет). Меры, предусматриваемые
государственной политикой в отношении
семей в целом, в преобладающем числе ситуаций
и в значительном объеме относятся, прежде
всего, к молодым семьям. Эти меры ориентированы
на решение проблем демографической ситуации
в стране, что определяется стратегическим
курсом государства, в этой части отраженным
в Послании Президента Российской Федерации.
В-шестых, молодые семьи находятся
в более сложном материальном положении,
нуждаются в государственной и родительской
поддержке, они, как правило, не имеют жилья
и не обзавелись домашним хозяйством,
обладают повышенными запросами духовного
развития. В отличие от молодежи наиболее
развитых стран, возраст вступления которой
во взрослую жизнь объективно повышается,
российская молодежь вынуждена вступать
в социально-экономические отношения
значительно раньше. В этой ситуации необходимо
обеспечить молодой семье такие условия
ее жизнедеятельности, при которых она,
опираясь на собственный потенциал, получая
стратегическую поддержку со стороны
государства и общества, станет способной
самостоятельно реализовывать все свои
социальные функции и репродуктивные
установки. Новые условия потребуют от
каждого молодого человека и его семьи
мобильности, поиска новых нестандартных
индивидуальных вариантов построения
своей жизни. Сочетание первичной государственной
поддержки молодых семей с развитием их
самостоятельности в решении проблем
жизнедеятельности должно стать основой
общества будущего. Эта поддержка предусматривает,
прежде всего, формирование и реализацию
государственной политики в отношении молодой семьи.
Вместе с тем результаты анализа
государственной семейной политики в
СССР и Российской Федерации показали,
что имеет место недооценка правоспособности молодой семьи,
важности правового регулирования ее
отношений с государством и другими социальными
институтами. Семья, в том числе молодая,
как правило, не привлекалась к активному
участию в реализации мер государства
и общества в рамках социальной политики.
Семейная политика во многих аспектах
отождествлялась с социальной защитой и
регулированием брачно-семейных отношений.
В системе взаимоотношений "семья -
государство" имела место недооценка
социального статуса и социально-ролевых
функций семьи, и, прежде всего, молодой семьи.
Государственная поддержка молодой
семьи не выступала в качестве самостоятельного
направления социальной политики, в рамках
которой необходимо учитывать и решать
многие вопросы, связанные с обеспечением
жизнедеятельности молодой семьи как субъекта
и объекта общественного развития. В то
же время политика государства в отношении молодой семьи все
еще четко не сформулирована (ее предмет
концептуально не разработан) и сводится,
в основном, к государственным мерам, связанным
с социальной защитой материнства и детства,
и нормативному регулированию семейно-брачных
отношений. Решения, принимаемые на государственном
уровне, как правило, адресованы не молодой семье как
институту, а отдельным ее членам. Отмечается
факты противоречивости и нарушения координации
государственной семейной политики на
федеральном и региональном уровнях [11].
"Стратегия государственной
молодежной политики", фиксируя ряд
этих и других особенностей становления
и развития молодых поколений и их влияния
на развитие Российской Федерации, прямо
отмечает издержки и просчеты семейной
политики, оплачиваемые всем российским
обществом, оценивает их как резко отрицательные,
с которыми невозможно смириться.
Целью государственной политики
в отношении молодой семьи является становление
и развитие благополучной молодой семьи
и улучшение качества ее жизни; обеспечение
выполнения молодой семьей социально-демографических
функций, в т.ч. стимулирование рождаемости
детей и их воспитания.
Задачами государственной молодежной
семейной политики являются:
законодательное предоставление
молодой семье самостоятельного социального
статуса объекта государственной семейной
политики и практическая реализация потенциала
этого статуса во всех сферах ее жизнедеятельности;
обеспечение государством соблюдения
прав молодой семьи в решении социальных
проблем;
совершенствование системы
государственных социальных гарантий
для обеспечения достижения уровня благосостояния
молодых семей;
укрепление института российской
семьи на основе народных традиционных
социокультурных ценностей, духовности
и национального образа жизни;
формирование позитивного "просемейного"
общественного мнения, пропаганда семейного
образа жизни, повышение престижа социально
благополучной семьи;
обеспечение сохранения семейной
среды как среды личностного саморазвития
и самореализации супругов, воспроизводства,
воспитания и развития детей - полноценных
граждан российского общества;
учет интересов молодой семьи
в процессе духовно-нравственного, экономического
и социокультурного развития общества
при разработке и реализации разнообразных
федеральных и региональных программ,
в деятельности органов власти и управления
различных уровней;
оказание содействия молодой
семье в подготовке и реализации ее воспитательной
функции по социализации супругов и детей,
в развитии культуры семьи, в том числе
родовой культуры;
поддержка развития молодой
семьи как субъекта собственности и предпринимательства,
направленных на формирование новых источников
доходов, обеспечивающих достижение экономического
благополучия молодой семьи;
обеспечение возможности молодой
семье самостоятельно достичь уровня
доходов, достаточного для ее стабильного
функционирования и полноценного выполнения
социальных функций и репродуктивных
установок;
оказание молодым семьям необходимой
информационной поддержки в ее становлении
и стабильной жизнедеятельности;
развитие и поддержка общественных
организаций молодых семей.