Проблемы и перспективы совершенствования закона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 23:17, статья

Краткое описание

Развитие законодательства Российской Федерации подчиняется объективным законам и зависит от потребностей общества в формализации тех или иных социальных регуляторов в виде нормативного права. По мнению доктора юридических наук И.Л. Бачило, основанием и причиной возникновения любых социальных регуляторов служит реальное существование объектов, по поводу которых возникают определенные отношения, формирование и реализация каких-либо видов социально значимой деятельности1.

Вложенные файлы: 1 файл

!!!стахова!проблемы и перспективы совершенствования закон-ва.docx

— 47.40 Кб (Скачать файл)

В. СТАХОВА,

 соискатель

 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА

 РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА  ИНФОРМАЦИЮ

 В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Развитие законодательства  Российской Федерации подчиняется  объективным законам и зависит  от потребностей общества в  формализации тех или иных  социальных регуляторов в виде  нормативного права. По мнению  доктора юридических наук И.Л. Бачило, основанием и причиной  возникновения любых социальных  регуляторов служит реальное  существование объектов, по поводу  которых возникают определенные  отношения, формирование и реализация  каких-либо видов социально значимой  деятельности1.

 Самыми активными и  эффективными социальными регуляторами  являются мораль и право, концентрированно  выраженные в государственной  политике, идеологии, в законодательстве, в традициях практической деятельности  государственных и общественных  структур, граждан. В тех областях  отношений, где необходимы специальные  формы принуждения и гарантии  определенного порядка, от имени  государственной власти действуют  правовые нормы, регулирующие поведение  и отношения людей и их организаций.

 Сегодня весьма актуален  вопрос о формализации правовых  норм, регулирующих механизм реализации  права на информацию в Российской  Федерации. Причина этого кроется  в области интенсификации деятельности, связанной с информацией. Подобная  деятельность в последнее время  обретает такую определенность  и влияние, которые дают основание  поставить ее в ряд самостоятельных  предметов правовых отношений.

 Развитие общественных  отношений в области реализации  права на информацию в последнее  время все больше привлекает  внимание правоведов. Отметим, что  высказывания по этому поводу  специалистов различных областей  права способствуют формированию  научной доктрины в области  реализации права на информацию  в Российской Федерации2.

 Правовое регулирование  права на информацию осуществляется  посредством определенного механизма, включающего в себя процедуры  указанного регулирования ("технологии  регулирования") и совокупности  прав и обязанностей субъектов  информационных отношений ("инструменты  регулирования"). Необходимо заметить, что обе составляющие упомянутого  механизма нуждаются в легитимизации, которая выражается в виде  их формализации в нормах закона.

 Представляется, что одним  из наиболее важных вопросов  в поиске оптимального варианта  нормативно-правового обеспечения  реализации права на информацию  выступает вопрос о правовых  возможностях граждан в области  информации, или о "праве на  информацию". Однако, как отмечает  С.Н. Шевердяев, "многообразные, а  порой и противоречивые, толкования  информационных правомочий граждан  в специализированных, междисциплинарных  и неюридических исследованиях  способны снизить эффективность  доктрины в сфере субъективного  права на информацию, отвлекая внимание, может быть, на не менее важные, но другие правовые проблемы"3.

 В настоящее время  в литературе можно обнаружить  два основных подхода к пониманию  механизма реализации права на  информацию. Первый рассматривает  его в плоскости проблематики  открытой, гласной деятельности  государственных органов. Его целью  является только обоснование  правовых возможностей гражданина  получать так называемую правительственную  информацию, т. е. сведения, которыми  располагают органы публичной  власти в связи с реализацией  ими своих полномочий4. Во втором  подходе конституционное право  на информацию воспринимается  как комплексное субъективное  право гражданина, состоящее в  возможности свободно осуществлять  любые операции с информацией, как правило, безотносительно к  ее назначению и содержанию5. В  некоторых случаях подразумевается  даже возможность поглощения  этим правом иных субъективных  прав граждан в сфере обмена  информацией в обществе, таких, как  свобода мысли и убеждений, слова, массовой информации. По мнению  С.Н. Шевердяева, данные подходы являются  взаимоисключающими по таким  пунктам, как содержание права  на информацию, его происхождение, место в системе прав и свобод  граждан, а также роль и значение  в обеспечении демократического  информационного обмена; вопрос  о прояснении конституционно-правовой  природы этого субъективного  права имеет большое значение  для его дальнейшей судьбы  в российской правовой действительности6. С таким мнением нельзя не  согласиться, но при этом следует  заметить, что право на информацию  необоснованно было бы сужать  до права на получение "правительственной  информации" и необходимо трактовать  наиболее широко.

 В большинстве случаев  причиной разноречивых толкований  понимания сущности механизма  реализации права на информацию  является неопределенность, связанная  с отсутствием в тексте Конституции  РФ самого термина "право на  информацию"7. Это не позволяет  со всей точностью судить, каково  же конкретное содержание исследуемого  механизма.

 Вместе с тем было  бы вполне обоснованно принять  во внимание позицию самого  С.Н. Шевердяева, который считает, что  право на свободу информации  не новое субъективное право  человека в области информации, а проявление традиционных свобод  мысли и слова в информационном  обмене8. Такая позиция представляется  наиболее сбалансированной и  логичной, а главное - исключающей  необходимость поиска самостоятельных "истоков" права на информацию  и последующего выведения искусственных  особенностей правового регулирования  реализации рассматриваемого права.

 Что же касается  существующего механизма реализации  права на информацию в Российской  Федерации, отметим, что механизм  реализации того или иного  права представляет собой уникальный  комплекс мероприятий, направленных  на достижение субъектом реализации  права определенного состояния. Таким образом, механизм реализации  права на информацию в РФ  представляет собой активные  действия самого субъекта и  корреспондирующиеся с ними действия  других участников реализации, целью  которых является достижение  субъектом реализации необходимого  ему состояния информированности.

 Механизм реализации  права на информацию представляет  собой достаточно сложное многосоставное  явление и зависит от следующих  факторов (элементов механизма на  реализацию):

- от содержания реализуемого  права на информацию;

- нормативно-правового обеспечения (нормативно-правовых актов) реализации  права информацию;

- правового статуса объекта  реализации права (т. е. самой информации);

- правового статуса (совокупности  субъективных прав и юридических  обязанностей) субъекта реализации  права;

- правовых статусов (совокупности  субъективных прав и юридических  обязанностей) остальных участников  правоотношения по поводу реализации  права на информацию9;

- методов реализации права  на информацию10;

- юридических фактов, лежащих  в основе процессов реализации  права на информацию;

- гарантий реализации  права на информацию;

- защиты реализации права  на информацию;

- организационной деятельности  государства и его органов  в области информационного права.

 Представляется, что если  не определяющим, то, по крайней  мере, одним из определяющих элементов  механизма реализации права на  информацию являются нормативно-правовые  акты, на основе которых в Российской  Федерации осуществляется исследуемая  реализация.

 Нормативно-правовое обеспечение - первостепенная проблема любых  правоотношений. Она многократно  усугубляется в настоящее время, когда темп развития общества  чрезвычайно высок. Законодатель  вынужденно реагирует на уже  сложившиеся или трансформировавшиеся  правоотношения. Таким образом, адекватность  нормативно-правового обеспечения  большинства правоотношений оставляет  желать лучшего.

 В области нормативно-правового  обеспечения реализации права  на информацию ситуация осложняется  тем, что так называемое количественное  развитие законодательства об  информации постепенно достигает  уровня, когда количественные изменения  неизбежно перерастают в качественные. Последнее время специалисты  в области нормативно-правого  обеспечения реализации прав  на информацию приходят к твердому  убеждению в том, что в российской  правовой системе появляется  еще одна отрасль права - информационное  право11. В связи с этим интересно  обратить внимание на достигнутый  в Российской Федерации уровень  развития нормативно-правового обеспечения  реализации права на информацию, отметить наиболее серьезные  пробелы указанного регулирования  и определить возможные перспективы  его развития.

 Рассматривая, если так  можно выразиться, комплектность  российского законодательства, обеспечивающего  исследуемую реализацию, отметим, что  совокупность нормативно-правовых  актов, содержащих нормы, влияющие  на реализацию права на информацию, достаточно широка и ничем  не отличается от "набора" источников  любой отрасли российского права. Вместе с тем, как справедливо  отмечает доктор юридических  наук И.Л. Бачило, особенным для  исследуемой совокупности нормативно-правовых  актов является приоритетность  тех или иных источников в  зависимости от специфики предмета  информационных отношений, круга  лиц, участвующих в конкретном  правоотношении, и от содержания  последних12.

 Как бы то ни было, в структуру нормативно-правового  материала, регулирующего механизм  реализации права на информацию, включаются обычаи, законодательные  акты и нормы Российской Федерации  и ее субъектов, подзаконные правовые  акты субъектов нормотворчества, акты Конституционного Суда РФ, внутригосударственные договоры, акты  и нормы международного права  и двусторонние и многосторонние  договоры Российской Федерации.

 В связи с развитием  глобальных информационных систем, таких, как "Интернет", которые  основаны на паутине сетей  и циркуляции больших массивов  информации национальной и частной  принадлежности, но интернационального  пользования, немаловажное значение  приобретают такие источники, как  обычай и прецедент, стандарт, рекомендации  в силу отсутствия правовых  норм, регулирующих на межгосударственном  уровне указанные отношения. Следует  иметь в виду, что все чаще  встает вопрос о значении не  только международных, но и наднациональных  отношений и, следовательно, о необходимости  иметь адекватные правовые механизмы  правового регулирования. Например, в июне 2000 г. в Сан-Марино на  конференции Международного института  административных наук и Международного  института наук управления обсуждалось  ускорение информационного обеспечения  в международном и наднациональном  управленческом и финансовом  менеджменте (international and supranational), правовая  защита гражданина в этих условиях, что, в свою очередь, ставит вопросы  о наличии адекватных источников  права, регулирующих такой уровень  отношений13.

 Чтобы обратить внимание  на специфику нормативно-правового  обеспечения механизма реализации  права на информацию, выделим  следующие черты исследуемого  феномена:

1. Отсутствие четкого  определения права на информацию  в законодательстве Российской  Федерации не позволяет однозначно  определить объем и состав  регулируемых правоотношений.

2. Нормативно-правовые акты, обеспечивающие реализацию права  на информацию в России, в настоящее  время не имеют систематизирующего  начала. Здесь имеется в виду  прежде всего общефедеральная  концепция развития законодательства, обеспечивающего реализацию права  на информацию, а также Федеральный  закон "О праве на информацию", развивающий и объединяющий положения  Конституции о праве на информацию.

 Специфика нормативно-правовых  источников механизма реализации  права на информацию состоит  еще и в том, что их совокупность  формирует особый вид информационных  ресурсов - нормативно-правовую информацию  в структуре правовой информации, которая включает и индивидуальные  правовые акты, и акты правоприменения. Нормативно-правовая информация  является важным сегментом в  составе всего национального  информационного ресурса14. При этом  нельзя забывать, что законодательство  в сфере информационных отношений  только складывается и говорить  о его кодификации или завершенной  систематизации более чем преждевременно. Систематизация нормативного материала  в рассматриваемой области затруднена  еще и потому, что нормы, регулирующие  эти отношения, рассредоточены по  разным отраслям законодательства, а специальных федеральных законов  в данной области пока не  много. Большинство субъектов Российской  Федерации активно формируют  свои пакеты законодательства  в данной области, порой обгоняя  темпы федерального уровня15.

 В большинстве законов  России по другим, не информационным, отношениям содержатся статьи  и даже главы об информационном  обеспечении соответствующей области  отношений или о порядке сбора, хранения и использования информации. Это еще один пласт нормативных  источников, слабо связанных и  согласованных между собой с  точки зрения методологии работы  с информацией и правового регулирования соответствующих отношений. В значительной мере это касается проблем лицензирования, сертификации, права доступа к информации. Отсюда следуют большие трудности в практике правоприменения и исполнения законов. Каждая отрасль государственного строительства и управления, сфера экономической и иной деятельности разрабатывает правила в области информации и информатизации самостоятельно, что приводит к увеличению затрат и несовместимости в процессе функционирования всего социального организма.

 Колоссальная работа  проводится субъектами Российской  Федерации в области формирования, упорядочения и использования  информационных ресурсов. В большинстве  субъектов РФ приняты специальные  законы, а общее число актов, связанных  с информационной проблематикой, не считая вопросов СМИ, доходит  в отдельных субъектах до 50-70 специальных  актов16.

Информация о работе Проблемы и перспективы совершенствования закона