Прокурорский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 16:28, контрольная работа

Краткое описание

Государство, особенно в условиях осуществления правовой и экономической реформы, нуждается в создании эффективно действующей системы законности и правопорядка. Государственная и общественная жизнь должна быть организована так, чтобы соблюдение закона было обязательным и необходимым требованием для гражданина, должностного лица, государственного органа или общественного объединения. Важно, чтобы существовал механизм, обеспечивающий строгое и точное соблюдение законов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ ОТРАСЛИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА. ВИДЫ ОТРАСЛЕЙ 5
1.1 Понятие, признаки и значение прокурорского надзора 5
1.2 Основные направления прокурорского надзора 9
2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ 13
2.1 Государственная защита должностных лиц органов прокуратуры 13
2.2 Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
ЛИТЕРАТУРА 22

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная 1.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

Отрасль прокурорского надзора – самостоятельная часть прокурорского надзора, характеризующаяся специфическим предметом и полномочиями прокурора6.

Общая характеристика надзора за исполнением законов, а также за соответствием законам издаваемых правовых актов определяется широтой предмета надзора, который включает соблюдение Конституции РФ и иных законов, разнообразных по содержанию, а также законность издаваемых правовых актов. Разнообразие законов и издаваемых на их основе правовых актов не позволяет назвать их основные виды, чем, и обусловлено формулирование предмета надзора этой отрасли в Законе «О прокуратуре РФ» в обобщенном виде: «соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ»7.

Общая характеристика надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина обусловлена осуществлением надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Специфика этой отрасли прокурорского надзора определяется сферой общественных отношений, связанных с правами и свободами граждан8.

Предмет данной отрасли прокурорского надзора состоит в соблюдении положений Конституции РФ, определяющих основные права и свободы граждан.

Общая характеристика надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие обусловлена исключительным значением деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие для каждого гражданина, общества и государства, особенностями этой деятельности и четкой совокупностью законов, ее регламентирующих.

Данная отрасль прокурорского надзора призвана обеспечить не только законные права и свободы граждан, но и интересы государства.

Предмет данной отрасли надзора включает:

1) соблюдение прав и  свобод человека и гражданина;

2) соблюдение установленного  порядка разрешения заявлений  и сообщений о совершенных  и готовящихся преступлениях;

3) соблюдение установленного  порядка выполнения оперативно-розыскных  мероприятий;

4) соблюдение установленного  порядка проведения расследования;

5) законность решений, принимаемых  органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание и предварительное  следствие9.

Осуществление прокурорского надзора в сфере судопроизводства призвано гарантировать права и свободы не только лицу, совершившему общественно опасное деяние, но и потерпевшим от преступления, а также иным гражданам, вовлеченным в правоотношения.

Общая характеристика надзора за исполнением законов судебными приставами. Предметом рассматриваемого вида надзора является исполнение Федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» судебными приставами.

Объектами данной отрасли надзора являются подразделения и службы судебных приставов, относящиеся к Министерству юстиции РФ: департамент судебных приставов Министерства юстиции РФ; служба военных приставов Управления военных судов Министерства юстиции РФ; службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ; районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов РФ подразделения судебных приставов.

Общая характеристика надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Самостоятельное содержание этой отрасли обусловлено особым значением законов, определяющих содержание прав, свобод и интересов граждан, задержанных в связи с подозрением в совершении преступления, заключенных под стражу, осужденных и отбывающих наказание, особенностями деятельности администраций органов и учреждений, исполняющих эти законы.

Осуществление надзора в этом направлении имеет актуальное значение, поскольку отражает реализацию политики государства в сфере обозначенных общественных отношений.

Предметом надзора являются:

– законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения под стражу, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначенные судом;

– соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

– законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы10.

Прокурорский надзор в рассматриваемой сфере должен выступать гарантией законности ограничения свободы граждан.

 

 

 

 

 

2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ

2.1 Государственная защита  должностных лиц органов прокуратуры

 

Обеспечение государственной защиты должностных лиц органов прокуратуры гарантировано Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. № 45 – ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», который устанавливает систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества указанных лиц и их близких.

 Государственная защита  должностных лиц органов прокуратуры  состоит в осуществлении уполномоченными на то государственными органами мер безопасности, правовой и социальной защиты, которые применяются при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество данных лиц в связи с их служебной деятельностью. Указанные меры государственной защиты также могут применяться в отношении их близких родственников.

Органами, обеспечивающими безопасность должностных лиц органов прокуратуры, являются органы внутренних дел, а в отношении органов военной прокуратуры – командование соответствующей воинской части или начальник соответствующего военного учреждения.

На основании вышеуказанного Закона и других законов РФ защищаемым лицам обеспечивается:

1) Применение органами, обеспечивающими безопасность, соответствующих мер для обеспечения жизни и здоровья защищаемых лиц, а так же обеспечение сохранности их имущества;

2) Применение мер правовой защиты, в том числе повышенной уголовной ответственности за посягательство на жизнь, здоровье и имущество;

3) Осуществление мер социальной защиты11.

Для защиты жизни и здоровья защищаемых лиц, а равно для сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность, с учетом обстоятельств могут применяться следующие меры безопасности:

1) Личная охрана, охрана жилища и имущества. Осуществляется с согласия защищаемых лиц. Для наиболее полного обеспечения безопасности жилище и имущество защищаемых лиц могут быть оборудованы противопожарной и охранной сигнализацией, а их телефонные номера и государственные регистрационные знаки транспортных средств могут быть заменены;

2) Выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещение об опасности. Данным лицам может выдаваться оружие, в том числе служебное или боевое, а так же специальные средства индивидуальной защиты. Порядок выдачи оружия защищаемым лицам устанавливается Правительством РФ, кроме лиц, имеющих право на ношение и хранение оружия;

3) Временное помещение в безопасное место. С согласия совершеннолетнего лица, а несовершеннолетние лица – с согласия родителей или лиц, их заменяющих, могут быть помещены в особые места для обеспечения их безопасности;

4) Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах. В отношении защищаемых лиц решением органа, обеспечивающего безопасность, налагается временный запрет на выдачу данных о личности защищаемых лиц, месте их жительства и иных сведениях о них из адресных бюро, паспортных служб, а также различных информационно-справочных фондов, кроме случаев выяснения данных сведений в связи с производством по уголовному делу. Кроме того, засекреченность сведений может быть обеспечена со вступлением в должность или назначением на должность данных категорий лиц;

5)  Перевод на другую работу, изменение места работы или учебы;

6) Переселение на другое место жительства;

7) Замена документов, изменение внешности. В ситуации, когда безопасность защищаемого лица не представляется возможным обеспечить другими мерами, по его заявлению или с его согласия ему выдаются документы, удостоверяющие личность, с измененными анкетными данными, а также может быть произведено изменение его внешности12.

При получении заявления или какой либо другой информацию о наличии угрозы безопасности защищаемого лица орган, обеспечивающий безопасность, обязан в течение трех суток принять решение о применении либо отказе в применении в отношении данных лиц мер безопасности, для принятия которых необходимо согласие защищаемого лица.

Защищаемое лицо, в отношении которого применены те или иные меры безопасности, вправе:

1) Знать о том, какие меры безопасности в отношении него будут приняты;

2) Просить о применении или неприменении в отношении него тех или иных мер безопасности, установленным законодательством РФ;

3) Требовать от органа, обеспечивающего безопасность, применения иных мер безопасности, предусмотренных законодательством РФ, или отмены каких либо из осуществляемых ими мер;

4) Обжаловать в вышестоящий орган, обеспечивающий безопасность, или в суд незаконные действия или решения должностных лиц, которые обеспечивают безопасность данных лиц.

Кроме вышеперечисленных прав, у защищаемых лиц имеются также определенные обязанности:

1) Выполнять соответствующие требования органа, обеспечивающие безопасность, если они не противоречат законодательству;

2) Срочно информировать орган, обеспечивающий безопасность, о каждом факте угрозы или противоправных действий в отношении защищаемого лица;

3) Аккуратно обращаться с имуществом, выданным ему указанным органом в личное пользование для обеспечения безопасности;

4) Не разглашать сведения о принимаемых в отношении него мерах безопасности без разрешения соответствующего органа13.

При устранении обстоятельств, угрожающих безопасности жизни, здоровью, а также имуществу, соответствующим уполномоченным на это должностным лицом выносится постановление, которое объявляется защищаемому лицу.

При разглашении сведений о принятых мерах безопасности или неприятии указанных мер должностные лиц, обеспечивающие безопасность защищаемых лиц, в соответствии с законодательством привлекаются к ответственности. Разглашение сведений защищаемым лицом в отношении применения к нему мер безопасности, если это повлекло причинение тяжких последствий для других лиц, привлекаемых к уголовной ответственности.

Жизнь и здоровье должностных лиц, работников прокуратуры подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального или соответствующих других бюджетов в сумме, равной 180-кратному размеру среднемесячного денежного довольствия соответствующего должностного лица органа прокуратуры.

Страховые суммы подлежат выплате органами государственного страхования в следующих случаях:

1) Гибели защищаемого лица в период его работы либо после увольнения, ухода или удаления в отставку, если она наступила вследствие причинения указанному лицу телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с его служебной деятельностью, - его наследниками в размере, равном 180-кратному размеру среднемесячной заработной платы данного лица;

2) Причинения защищаемому лицу повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, в связи с исполнением служебных обязанностей – в размере, равном 36-кратному размеру среднемесячной заработной платы данного лица;

3) Причинения указанному лицу телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с его служебной деятельностью, не повлиявших на возможность в дальнейшем заниматься профессиональной деятельностью, - в размере, равном 12-кратному размеру среднемесячной заработной платы соответствующего лица.

В результате уничтожения или повреждения имущества, принадлежащего должностным лицам органов прокуратуры или членам их семей при осуществлении указанными лицами своей служебной деятельности, причиненный ущерб возмещается в полном объеме им или членами их семей, включая упущенную выгоду.

 

 

2.2 Материальное и социальное  обеспечение прокурорских работников

Информация о работе Прокурорский надзор